На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85504


Наименование:


Диплом Работа психолога по адаптации учащихся при переходе в базовую школу

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 10.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление


Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы адаптации учащихся при переходе в базовую школу…………………………...……………….………... 6
1.1 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе.... 6
1.2 Тревожность учащихся в период адаптации к базовой школе ……….... 10
1.3 Содержание работы психолога в процессе адаптации учащихся при переходе в базовую школу ………………………………….............................. 14
Выводы ……………………………………….………………………………..... 18
Глава 2. Экспериментальное исследование роли психолога в процессе адаптации учащихся при переходе в базовую школу……….. …………….. 19
2.1 Организация и методика исследования………………...………………… 19
2.2 Диагностика уровня школьной тревожности и адаптации учащихся к базовой школе (констатирующий эксперимент)…..…………………………. 20
2.3 Организация работы, направленной на снижение тревожности учащихся в период адаптации к базовой школе (формирующий эксперимент)…….………………………………………………………………. 27
2.4 Диагностика уровня школьной тревожности и адаптации учащихся к базовой школе (контрольный эксперимент) …………………………………. 28
Выводы…………………...……………………………………………………... 35
Заключение…........................................................................................................ 36
Список использованных источников………………………………………….. 38
Приложение…………………………………………………………………….. 40


ВВЕДЕНИЕ


Переход в базовую школу - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в физическом, так и в социально-психологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка, все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что базовая школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд новых задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Обучение в базовой школе позволяет ребенку принять новую позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Успешность овладения учебной деятельностью будет зависеть от того, насколько успешно ребенок адаптируется к новым школьным условиям. Проблема психолого-педагогической адаптации учащихся при переходе в базовую школу в настоящее время возрастает.
Актуальность исследования роли психолога в адаптации учащихся при переходе в базовую школу обоснована тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации.
Исследование проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся при переходе в базовую школу было начато непосредственно под руководством А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от младшего к старшему школьному возрасту. Адаптация детей к базовой школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, обучающимся в базовой школе. Развитие в базовой школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: психолог в процессе деятельности может помочь учащимся адаптироваться при переходе в базовую школу.
Теоретической базой исследования являются концептуальные положения развития учащихся базовой школы Л.И. Божович, Е.К. Вархатовой, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.М. Семаго, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и др. Проблемами мотивационной готовности детей к школе занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
Цель исследования - выявить роль психолога в процессе адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме работы психолога по адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
2) подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный методологии исследования.
3) определить начальный уровень сформированности стратегии поведения педагогов и подростков в конфликтной ситуации, установить наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценить состояние самих участников эксперимента.
4) осуществить экспериментальное воздействие в практической воспитательной работе с экспериментальной группой в соответствии с намеченной коррекционной программой;
5) по окончании коррекционной работы произвести сбор конечных показателей уровня сформированности стратегии поведения педагогов и подростков в конфликтной ситуации.
6) обработать и интерпретировать результаты исследования с целью выявления роли психолога в адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация учащихся.
Предмет исследования: работа психолога по адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
В основу исследования положена следующая гипотеза: работа психолога оказывает положительное влияние на процесс адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
Процедура исследования осуществлялась в период с 25.09.2013 по 15.02.2014 года. Выборку составили учащиеся 5-х классов ГУО «Средняя школа № 41 г. Могилева». Возраст детей 10-11 лет, наполняемость классов 26 человек. Общее количество детей - 52.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ и обобщение научной и учебной литературы, психодиагностические методики, методы статистической и графической обработки полученных результатов.
Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность глубже изучить значение работы психолога в процессе адаптации учащихся при переходе в базовую школу.
Практическая значимость работы заключается в определении основных путей коррекционно-психологической работы, способствующей скорейшей адаптации учащихся при переходе в базовую школу.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В БАЗОВУЮ ШКОЛУ

1.1 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе

Социально-психологическая адаптация к школе - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Следует отметить, что тема социально-психологической адаптации к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Социально-психологическая адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций человека, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптация - механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации - это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации [15].
Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но, несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения. Среди этих моментов самый важный и ответственный - поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Битянова М. Р. считает, что адаптация школьника рассматривается не только как процесс приспособления его к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию [15].
Рассматривая явление адаптации, становится понятно, что она возникает как следствие при изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на раздражители, вызванные изменением условий. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для включения механизма регуляции и компенсации, конечный результат действия которого - организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Некоторые авторы считают, что слово адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. И в этом случае важно видеть взаимный характер адаптации человека в той среде, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в жизни [31].
Устойчивая психическая адаптация (адаптированность) - уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психической устойчивости можно считать внутреннюю психическую комфортность человека, определяемую сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций [11].
Понятие социально-психологической адаптации личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности; в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я - концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Таким образом, можно говорить о подобном состоянии человека в среде его привычной жизнедеятельности. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом нормы, здоровья.
При переходе в базовую школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в начальной школе, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с новыми педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к условиям базовой школы.
Рассматривая адаптацию ребёнка к базовой школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации.
Высокий уровень адаптации. Учащийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителей, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Учащийся положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Учащийся отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников [23].
Из этих описаний видно, что основная доля характеристик адаптированного и дезадаптированного школьника относится к области усвоения школьного материала и выполнения школьных обязанностей.
В исследованиях Э.М. Александровской для анализа процесса адаптации школьников используются четыре критерия:
- эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
- усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
- успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
- эмоциональное благополучие [41].
Важной особенностью такого подхода является ориентация на следующий методологический принцип: отсутствие показателей адаптации одновременно выступает как наличие показателей дезадаптации.
Т.В. Дорожевец расширяет диапазон критериев и показателей адаптации ребёнка к школе, предлагая её трёхкомпонентную модель. Школьная адаптация осуществляется в трёх сферах [17].
Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.
Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.
Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я - школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др. [15]
Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки).
На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью [17].
Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств [6].
Таким образом, социально-психологическая адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Это явление связано с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Среди этих моментов самый важный и ответственный - поступление в школу. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.


1.2 Тревожность учащихся в период адаптации к базовой школе

Тревожность - распространённый психологический феномен. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.