На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85505


Наименование:


курсовик Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста….………….………….. 6
1.1 Отечественные и зарубежные исследования проблемы усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста …..……………………. 6
1.2 Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками …..……………….... 11
1.3 Формирование у дошкольников представлений о сенсорных эталонах... 15
Выводы ……………………………………….………………………………... 19
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста….……………………………………………… 20
2.1 Организация и методика исследования………………...………………… 20
2.2 Диагностика уровня сенсорного восприятия детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………….…….. 20
2.3 Организация работы по усвоению сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста (формирующий эксперимент).......………………….. 27
2.4 Диагностика уровня сенсорного восприятия детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)……... …………….…………………… 29
Выводы…………………...……………………………………………………... 36
Заключение…........................................................................................................ 37
Список использованных источников………………………………………….. 40
Приложение…………………………………………………………………….. 42


ВВЕДЕНИЕ


Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Усвоение сенсорных эталонов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Актуальность темы исследования обусловлена, тем, что в процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка. О значимости усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему.
Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста традиционно волновали виднейших представителей отечественной и зарубежной психологической науки (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, В. Джемс, К. Бюллер, В.Штерн, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.). Вместе с тем, в повседневной практике организации и педагогического обеспечения жизнедеятельности дошкольника в условиях детского сада его способность и готовность к усвоению сенсорных эталонов старшими дошкольниками еще не получила должного внимания.
Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: различные факторы оказывают влияние на усвоение сенсорных эталонов у дошкольников.
Цель исследования - выявить особенности усвоения сенсорных эталонов у дошкольников.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме усвоения сенсорных эталонов у дошкольников.
2) подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный методологии исследования.
3) определить начальный уровень сенсорного восприятия детей дошкольного возраста, установить наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценить состояние самих участников эксперимента.
4) осуществить экспериментальное воздействие в практической работе с экспериментальной группой в соответствии с намеченной коррекционной программой;
5) по окончании формирующего эксперимента произвести сбор конечных показателей уровня сенсорного восприятия детей дошкольного возраста.
6) обработать и интерпретировать результаты исследования с целью выявления влияния коррекционной программы на усвоение сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - сенсорное восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: планомерная и систематическая работа педагогов оказывает положительное влияние на усвоение сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
Meтодологическую основу исследования составляют системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых психологических фактов и явлений; комплексный подход к построению методов и способов изучения и преобразования явлений действительности; принципы единства сознания и деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
- диагностические методы (тестирование, метод ранговых оценок);
- экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты);
- изучение учебно-методических документов;
- математико-статистические методы обработки данных эксперимента (статистическая обработка данных с применением Т-критерия Стьюдента).
Эмпирическая база исследования. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие дети младшего дошкольного возраста, всего 30 человек. Возрастная категория участников эксперимента - 3-4 года. Исследование осуществлено на базе государственного учреждения образования «Ясли - сад № 1 г. Могилева».
Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность глубже изучить процесс усвоения сенсорных эталонов у дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в определении основных путей коррекционно-психологической работы, способствующей более эффективному усвоению сенсорных эталонов у дошкольников, которые могут применяться в работе воспитателей детского сада.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Отечественные и зарубежные исследования проблемы усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста


В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева). Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало находок. [13, с. 4]
Одна из систем сенсорного развития детей - система Фребеля. Он считал, что каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, получает ключ к уразумению внешнего мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом. Догматизм в манипулировании с дарами вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов [13, с. 6].
Иной характер носила система М. Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств [19, с. 154].
В конце XIX - начале XX в. эта проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихееву. Каждый по-своему подходил к решению задач сенсорного воспитания. Например, Е.И. Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, щедро рассыпанного в природе [4, с. 117].
Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств. Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что касается развития слуха, она советует оберегать ребенка от неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту - бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу - узнавать человека. В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забыла функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности [21, с. 78].
Так же тема сенсорного воспитания в этот период (до 1917 года) проанализирована и обобщена в работах Н. Виноградовой, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др. Большое значение имеет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания этого времени [5, с. 64].
Хотя особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. На определенном этапе это привело к известной дискредитации самой идеи сенсорного воспитания. Основной упор в дошкольной педагогике был перенесен на развитие деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающихся процессов восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом [19, с. 161].
Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и их сотрудников [9, с. 171].
Разработке системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. Именно через усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта (А.В. Запорожец). В открытии этого кардинального факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в советской психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.). С точки зрения последних перцептивные действия являются продуктом индивидуального опыта субъекта, его непосредственного «столкновения» с воспринимаемой действительностью [10, с. 71].
В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.) [19, с. 166].
Так, например, Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер - это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними [19, с. 167].
Также современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей [19, с. 168].
На основе полученных исследований группой учёных было выявлено, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина; Н. Б. Венгер. - М. Просвещение, 1988. - 119 с.
2. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 220 с.
5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.
6. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др. - М.: Академия, 2002. - 191 с.
7. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - М.: Академический Проект. - 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - С. 115-117.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер. - 2004. - 208 с.
9. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 498 с.
10. Дубровина, И.В. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Проспект. - 1995. - 289 с.
11. Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 166 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. - 463 с.
13. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. - М.: Гардарики, 2008. - 252 с.
14. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с.
15. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
16. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.- 1994. - 109 с.
17. Михайленко, Н.Я., Петрова, О.К. К вопросу о строении игр с правилами /Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С.37-42.
18. Немов, Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 496 с.
19. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие для вузов / В. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 327 с.
20. Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - 254 с.
21. Потапов, С. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим / С. Потапов, О. Вакса. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. - 366 с.
22. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000. - 303 с.
23. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. - М.: ЧеРо, 2006. - 816 с.
24. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2001. - 557 с.
25. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - 379 с.
26. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 350 с.
27. Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие / Сост. Г.А. Урунтаева. - М: Академия, 2000. - 407 с.
28. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О.Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С.91-103.
29. Стародубова, Н. Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе / Н. Г. Стародубова // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С.76-78.
30. Янушко, Е. И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Янушко Е.И. // Современное дошкольное образование Теория и практика. 2012. - №3 (часть 1). - С. 12-15.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.