На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85519


Наименование:


Курсовик Организационно-экономическая характеристика монополии ОАО «Норникель»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 11.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования монополий 5
1.1.Понятие и сущность монополии 5
1.2.Правовое регулирование деятельности монополий в рыночной экономике 16
1.3.Характеристика современных монополий 21
Глава 2. Состояние монопольного рынка в России 26
2.1.Организационно-экономическая характеристика монополии ОАО «Норникель» 26
2.2.Показатели деятельности монополии 31
Глава 3. Перспективы развития монопольного рынка в России 36
3.1.Направления развития монопольного рынка 36
3.2.Направления государственного регулирования монополий 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51


Введение
Актуальность темы: Проблема монополизма в экономике вызывает интерес и дискуссии среди экономистов уже более ста лет. Эта проблема связана с развитием различных форм конкуренции, которые в свою очередь неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические, и социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ какая рыночная ситуация «лучше» позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода. Роль монополистических объединений в экономике очень велика и заслуживает тщательного изучения. К монополиям можно относиться по-разному, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. Отношение общественности и государства к различным формам монополий в экономике всегда двойственно.
С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Цель данной курсовой работы - изучить особенности функционирования монополий в рыночной экономике на примере ОАО ГМК «Норникель».
Задачи работы:
- изучить понятие и сущность монополии;
- изучить правовые основы регулирования монополий в рыночной экономике;
- дать краткую характеристику современных монополий;
- провести анализ деятельности российской монополии ОАО ГМК «Норникель»;
- выявить направления развития монопольного рынка в России;
- выявить направления государственного регулирования деятельности монополий в современной российской экономике.
Объект исследования - ОАО ГМК «Норникель»
Предмет исследования - взаимодействие монополии с государством и другими участниками рынка.
Информационной базой курсовой работы послужили современные работы ведущих экономистов, материалы периодических источников и электронные ресурсы.


Глава 1. Теоретические аспекты функционирования монополий
1.1.Понятие и сущность монополии
Рассмотрим понятие монополии. Монополия - 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, Монополия - это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная Монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды Монополии: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная Монополия), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой Монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара. 3) Монополия - искусственно созданная ситуация заинтересованным лицом (группой лиц), с целью ограничения потребителей получить аналогичное благо от конкурентов.
Выделяется несколько видов монополий:
1) Естественная монополия - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
2) Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (преимущественно страны с капиталистическим строем).
3) Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
4) Конгломерат (Концерн) (в юридической практике - группа лиц) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:
- олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области;
- монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров;
- чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;
- монопсония - тип рыночной структуры, при которой имеется лишь один покупатель определенного товара.
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:
Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.
Более опасна для свободной конкуренции монополия - прямой ее антипод. Монополия - греческое слово, буквально переводится на русский язык как «продаю один», что очень близко к его смысловому содержанию. Понятие «монополия» отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов.
Подобно конкуренции монополия также имманентна рыночной экономике, объективно обусловлена развитием последней. В экономике действуют две взаимосвязанные тенденции. Первая - стремление хозяйствующих субъектов к обособлению, образованию автономных экономических структур. Юридически это обеспечивается такими формами реорганизации юридических лиц, как выделение и разделение, вследствие чего на рынке выступает все больше независимых друг от друга и конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов. Вторая тенденция - стремление к поглощению одних хозяйствующих субъектов другими, более сильными. Здесь юридическими формами реорганизации служат слияние, присоединение и некоторые другие формы объединения с со­хранением статуса самостоятельного юридического лица. Наиболее незадачливые участники рыночных отношений разоряются и ликвидируются. В результате число хозяйствующих субъектов и соответственно конкурентов на рынке сокращается, а при максимальной концентрации капитала, производства, торговли товара­ми конкуренция прекращается вовсе.
Объективные причины обусловливают различный характер монополий, различные их виды. По критерию социально-экономической природы их возникновения и функционирования общепринято различать монополии естественные, легальные и искусственные.
В ряду монополий особняком стоят естественные монополии, где по объективным условиям, не зависящим от воли людей и государства, по самой природе вещей иное состояние рынка, кроме монополии, невозможно или нецелесообразно. В сферах деятельности естественных монополий, например железнодорожных перевозках, установлен специфичный, по сравнению с иными видами монополий, механизм правового регулирования: действует своя система нормативно-правовых актов, особая система государствен­ных органов регулирования и контроля их деятельности. Поэтому о естественных монополиях подробнее будет сказано в отдельной лекции, а в данной речь пойдет о других видах монополий.
Легальными монополии называют потому, что они образуются на законном основании и официально защищены от конкуренции (legalis переводится с латинского языка как законный, признанный, разрешаемый законом). Сферы и численность легальных монополий очень подвижны. Они то вводятся, то упраздняются. Примером может служить отношение нашего законодателя к государственной монополии на алкогольные напитки, которая была отменена, а затем введена вновь. К легальным монополиям относятся патентная система, авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания и т. п.
Самыми распространенными и опасными для свободы конкуренции на рынке являются искусственные монополии. Под приведенным условным названием, отделяющим эти организации от естественных монополий, подразумеваются объединения хозяйствующих субъектов, образуемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка - создают барьеры для вхождения на рынок новых предпринимателей; ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми хозяйствующими субъектами) уровень технологии; используют более круп­ный капитал, дающий больший эффект от роста масштаба производства, и т.п. Искусственные монополии образуются в виде картелей, синдикатов, трестов, концернов.
В общем виде процесс монополистической концентрации производства и централизации капитала в современных условиях происходит в формах интеграции, диверсификации и конгломерации.
Интеграция - объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и кончая производством готовой продукции (вертикальная интеграция).
Диверсификация - объединение разнородных предприятий, принадлежащих к близким, родственным отраслям. Диверсифицированные хозяйствующие субъекты - многоотраслевые, производящие широкий ассортимент товаров. Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дженерал электрик». Она производит широкий круг потребительских электротоваров, моторы, электрооборудование, локомотивы, реактивные моторы, медицинское оборудование, силиконовые и режущие материалы и многое другое.
Конгломерат означает объединение под единым финансовым контролем хозяйствующих субъектов, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики.
Идеальная модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах своего поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность выхода на рынок и ухода с него. Достижению такого состояния народного хозяйства служит конкуренция.
Конкуренция - явление многозначное. Она в большей или меньшей мере присуща всем сферам общества и видам человеческой деятельности. В широком смысле слова конкуренция есть соревнование, состязательность между различными лицами (конкурентами) в достижении одной и той же цели. В предпринимательстве конкуренция означает соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и получение на этой основе максимально возможной прибыли. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом, стержнем рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик верно отражает те или иные стороны этого сложного явления.
Глубинные корни становления и развития конкуренции уходят в природу товарного производства и рынка. Конкуренция объективно обусловлена полной хозяйственной самостоятельностью предпринимателя в производстве и реализации товаров при одновременной полной его зависимости от хозяйственной конъюнктуры, борьбы за наибольший доход, за процветание или, по крайней мере, выживание. Стремление каждого из них к росту прибыли неизбежно приводит к расширению масштабов хозяйственной деятельности, в результате чего предприниматели выступают как конкуренты по отношению друг к другу.
Свобода предпринимательства дает хозяйствующему субъекту возможность по своему усмотрению приобретать ресурсы и организовывать производство. Каждый предприниматель действует в тех сферах, которые считает выгодными для себя, независимо от назревших общественных потребностей. Но столь же свободен и покупатель, потребитель. Государствам с развитой рыночной экономикой, как правило, неизвестны минимальные или максимальные нормы потребления. Нет карточек, талонов и тому подобных «пропусков» к товарам. Что покупать, у кого покупать и по какой цене, решает исключительно сам потребитель, опираясь на свои желания и платежеспособность, то есть налицо реальный приоритет его личных интересов.
Возникающую при этом сеть взаимосвязей между всеми участниками рыночных отношений пронизывает конкуренция. В конкурентную борьбу на рынке вовлекаются не только конкурирующие между собой производители и продавцы товаров. Имеется конкуренция также между продавцами и покупателями и между самими покупателями. Конкуренция между покупателями возрастает по мере уменьшения товара на рынке и достигает особой остроты в условиях, приближающихся к его отсутствию в продаже. Напротив, конкуренции потребителей на определенный товар практически нет при полном наполнении им рынка. Главным для рыночной экономики является конкуренция между производителями за захват рынка, за перетягивание на свою сторону возможно большего числа покупателей. Именно здесь создаются материальные предпосылки для других конкуренции. Конкуренция между продавцами и покупателями, равно как между самими покупателями, может быть лишь при наличии реального товара, созданного его производителем в конкурентной борьбе с другими производителями.
Свобода предпринимательства является таковой лишь внешне, а по существу она объективно детерминирована, с чем не могут не считаться хозяйствующие субъекты. И такой детерминантой предпринимательства и поведения его субъектов служит конкуренция. Еще А. Смит доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, объек........


Список литературы

1. Корниенко О.В. Микроэкономика. -Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. - 352с.
2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие / Под. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2001. - 829 с.
3. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 496 с.
4. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.
5. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.
6. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития.- М:НОРМА, 2009
7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: Изд-во «НОРМА». 2002. - 572 с.
8. Волков Н. Реформа отмечает первый юбилей // «Российская газета» - 29 августа 2008 г. - №4740. - С. 4.
9. Дерябина М. Институциональные особенности российской экономики. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики. - 2006. - №1. - С. 12-20.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wps/wcm/
11. Котиков Д. Энергичные действия // Бизнес-журнал. - 08 июля 2008. - С. 20-32
12. Основные параметры прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wps/wcm/
13. Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >14. Официальный сайт РАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >15. Платонов В. Некоторые итоги «реформирования» электроэнергетики России // Промышленные ведомости. - 31.08.2008. - С. 5.
16. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) [Электронный ресурс] // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Режим доступа: files/p2010.htm
17. Реформа возвращается. ФАС ожидает реструктуризацию «Газпрома» через пять лет // Энергетика и промышленность России. - 18.12.2007. - С. 5.
18. Реформа РЖД демонстрирует неоднозначные результаты [Электронный ресурс] // Полит.РУ. - 31.10.2008. - Режим доступа: news/2008/10/31/rzhd_refarma.html
19. Рожнов Г. РЖД на перепутье // «Российская газета» - Центральный выпуск №4725 от 8 августа 2008 г.
20. Саакян Ю. Экспертное мнение «Института проблем естественных монополий» о ходе реформирования железнодорожного транспорта России // Вопросы экономики. - 2008. - № 21. - С. 32-35.
21. Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wps/portal/doc?STRUCTURE_ID
22. Сюсюкин А.И. Реформа электроэнергетики и ее возможные последствия для экономики России // Электрика. - 2007. - № 3.- С. 5-14.
23. Чернявский М.Ю. Реформа естественных монополий в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Сайт компании «Выбор-Групп». - 20.09.2007. - Режим доступа: publicat002.shtml#3_1
24. Чудодеев А. Реформирование Газпрома по образу РАО ЕЭС России невозможно // Итоги. - 27.09.2008. - №39. - С. 5.
25. Экспертное мнение Института проблем естественных монополий о решении Правительства РФ по темпам роста тарифов на услуги естественных монополий // Деловые вести Ярославии. - 2008. - №№ 7-8.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.