На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность межбанковских расчетов. Формирование системы межбанковских расчетов в банковской системе России. Принципы осуществления платежей. Корреспондентские отношения. Краткая характеристика банка. Анализ и динамика изменения межбанковских расчетов.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ………………………………………………………………...6.

1.1 Сущность межбанковских расчетов……………………………………….6

1.2 Формирование системы межбанковских расчетов в банковской системе России…………………………………………………………………………..11

1.3 Принципы осуществления платежей…………………………………….19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО КБ «АЛЬФА БАНК» ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГГ…………………...23.
2.1 Краткая характеристика банка…………………………………………...23
2.2 Анализ и динамика изменения межбанковских расчетов………….. …25
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
3.1 Необходимость перехода с системы SWIFT 1 на систему SWIFT 2 …. 31
3.2 Эффективность предложения…………………………………………… .33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………41

ВВЕДЕНИЕ

Корреспондентские отношения - традиционная форма банковских связей, используемая в основном при обслуживании внешней торговли и включающая в себя совокупность всех возможных форм сотрудничества между банками. Установление корреспондентских отношений между двумя банками предполагает заключение корреспондентского соглашения, что в свою очередь означает, что банки, обменявшись контрольными документами (альбомами образцов подписей лиц, уполномоченных подписывать банковскую документацию и ключом для идентификации телеграфной переписки), выполняют различные операции по поручению друг друга в пределах установленных друг другу лимитов на проведение тех или иных операций. Корреспондентское соглашение содержит в себе все условия и порядки на основании которых будут строиться взаимоотношения банков.

Предметом исследования в работе выступает система межбанковских расчетов. Объектом исследования в работе выступает Открытое акционерное общество Коммерческий банк «Альфа Банк».

В рамках корреспондентского соглашения производятся акцепты тратт, аккредитивные операции, выплата переводов, выдача гарантий инкассирование документов и т.п. Для удобства расчетов банки-корреспонденты открывают друг другу корреспондентские счета в различных валютах. Для торговых партнеров наличие корреспондентских отношений между банками экспортера и импортера имеет большое значение, поскольку позволяет осуществлять без задержек международные расчеты и избегать включения в них третьих банков (и тем самым избегать дополнительных расходов).

Актуальность работы состоит в том, что увеличение объемов межбанковских операций, расширение их видов при одновременном увеличении рисков по подобным операциям вызвали изменение традиционных взглядов на корреспондентские отношения. Если ранее банки отводили корреспондентским отношениям второстепенную, чисто техническую роль, то в настоящее время они рассматриваются банками как инструмент снижения рисков по операциям, важный источник получения дополнительной прибыли.

Задачами курсовой работы является посредством изучения научной, печатной и периодической литературы получить и закрепить знания по рассматриваемому вопросу работы.

Цель работы на примере КБ «Альфа Банк» рассмотреть теоретические и практические данные по теме, так как для меня как для будущего специалиста необходимы знания по системе межбанковских расчетов.

Значение корреспондентских отношений возросло в связи с тем, что банки, выступая одновременно заемщиками и заимодавцами, сами являются крупнейшими потребителями банковских услуг. По данным газеты «Коммерсант Дейли», 90% валютных операций осуществляется на межбанковской основе.

Привлеченные возможностью получения высоких доходов от кредитных операций, многие банки (в том числе мелкие и средние, не имеющие достаточных резервных средств и опыта) стали участниками рынков капиталов. Поэтому корреспондентские отношения явились гибким инструментом приспособления к новым условиям. Важное, значение приобрели личные связи, и в поисках надежных партнеров банки стали обращаться в первую очередь к своим традиционным корреспондентам.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ

1.1 Сущность межбанковских расчетов.

В условиях существования множества коммерческих банков и их филиалов в экономике страны объективно необходимо установление взаимных связей между ними, которые реализуются через систему корреспондентских отношений. Корреспондентские отношения, выражая определенную степень доверия между банками-корреспондентами, опосредуют реализацию взаимных поручений банков. Корреспондентскими отношениями предусматривается большой набор взаимных банковских услуг. Межбанковские расчеты, являясь одним из видов отношений между банками, связаны в основном с выполнением поручений клиентов банков по переводу денежных средств на счета, открытые в других банках (оплата товаров, услуг и работ, осуществление нетоварных платежей), а также собственных операций банка. К организации межбанковских расчетов предъявляются высокие требования с точки зрения четкости их проведения, сокращения времени и трудоемкости совершения.

Взаимные расчеты между банками осуществлялись до последнего времени с использованием системы межфилиальных оборотов (МФО). Эта система расчетов между банками позволяла достаточно эффективно проводить учет и контроль данных операций и отражала процесс перераспределения средств между учреждениями банков в рамках единого банка, действующего на основе государственной собственности. Изменение формы собственности в банковском деле -- создание акционерных и паевых банков -- потребовало разграничения собственности и в сфере расчетов между банками.

Действующая система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации -- расчетно-кассовых центрах (РКЦ), а также корреспондентские счета банков, открытые на основе прямых корреспондентских соглашений между банками.

Основной функцией расчетно-кассовых центров является проведение межбанковских расчетов с открытием корреспондентских счетов банков, а также проведение эмиссионно-кассовых и некоторых других операций. Каждому РКЦ присвоен номер, который имеет следующую структуру:

1-й разряд -- код России;

2-й и 3-й разряды -- код республики, края, области на территории Российской Федерации;

4-й и 5-й разряды -- номер РКЦ, состоящий из 2-го и 3-го разряда их трехзначных условных номеров;

6-й и 8-й разряды имеют значение 000 (для головного РКЦ -- 001, для других учреждений Банка России -- 002).

Корреспондентские счета коммерческим банкам открываются в РКЦ по месту нахождения коммерческого банка. Каждому коммерческому банку может быть открыт только один корреспондентский счет в одном РКЦ.

Для открытия корреспондентского счета банк представляет в РКЦ заявление на открытие счета, карточку образцов подписей и печати (два экземпляра). Филиалу коммерческого банка может быть открыт корреспондентский субсчет в РКЦ по месту его нахождения с разрешения учреждения Банка России по месту нахождения коммерческого банка.

Корреспондентские отношения между РКЦ и коммерческим банком оформляются корреспондентским соглашением. Плата за расчетное обслуживание коммерческих банков не взимается. Проценты на остатки средств на корреспондентском счете в РКЦ не начисляются.

Корреспондентские счета коммерческих банков в РКЦ открываются на балансовом счете 161 «Корреспондентские счета коммерческих банков и других кредитных учреждений в учреждениях Центрального банка РФ» (30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в банке России»). Каждому коммерческому банку и филиалу присвоен условный номер, который состоит из восьми разрядов:

1--5-й разряды соответствуют 1--5-му разрядам номера РКЦ, обслуживающего банк или его филиал;

6--8-й разряды -- условный номер банка или его филиала, где 6-й разряд -- признак банка.

Номер корреспондентского счета банка или его филиала составляется следующим образом:

1-й разряд -- признак банка;

2-й и 3-й разряды -- номер лицевого счета со значением 00;

4--6-й разряды -- номер балансового счета банка;

7-й разряд -- контрольный ключ корреспондентского счета;

8-й и 9-й разряды -- два последних разряда трехзначного условного номера банка.

Платежи с корреспондентских счетов (субсчетов) коммерческих банков (их филиалов) в РКЦ осуществляются в пределах остатка на корреспондентском счете (субсчете). Списание денег осуществляется на основе платежного поручения банка. Подкрепление корреспондентских счетов производится посредством зачисления на них средств, поступающих в адрес банка и его клиентов, привлечения межбанковских кредитов, в том числе получения кредитов Центрального банка России, зачисления инкассированной банком денежной выручки. Источником подкрепления корреспондентского субсчета филиала банка может быть также перевод средств с корреспондентского счета банка.

Банки обеспечивают своевременное поступление на свой корреспондентский счет (субсчет) средств в размерах, необходимых для проведения платежей. При недостатке средств на корреспондентском счете (субсчете) в РКЦ платежи с корреспондентского счета осуществляются в установленной очередности списания средств, а неоплаченные документы помещаются в картотеку просроченных; коммерческому банку направляется извещение о суммах неоплаченных документов. При наличии у коммерческого банка картотеки просроченных документов в течение пяти дней Центральный банк РФ предъявляет требования к коммерческому банку о пополнении остатка средств на корреспондентском счете в РКЦ. При невыполнении этих требований к коммерческому банку могут быть применены санкции вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При отсутствии или недостаточности средств на корреспондентском счете банка ему может быть предоставлен централизованный кредит для осуществления безотлагательных платежей с разрешения руководителя Главного территориального управления Банка России. Право на получение такого кредита имеют коммерческие банки, соблюдающие установленные Центральным банком РФ экономические нормативы и выполняющие обязательные резервные требования. Кредит предоставляется коммерческому банку на срок до семи рабочих дней в размере, не превышающем 25% средств коммерческого банка, перечисленных в фонд обязательных резервов на основе заключения с коммерческим банком кредитного соглашения. За пользование данным кредитом установлена процентная ставка в размере 1,2 учетной ставки Центрального банка.

Выверка расчетов по корреспондентскому счету коммерческого банка в РКЦ производится ежемесячно на основании ведомостей проверки состояния расчетов.

Новым Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций банка по корреспондентскому счету в РКЦ предполагается использовать счет 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Расчеты между банком и его филиалами производятся в порядке, установленном банком, и не отражаются по корреспондентскому счету банка и корреспондентскому субсчету филиала. Для учета расчетов банки используют активно-пассивный балансовый счет 890 «Расчеты между учреждениями одного банка».

Для учета текущих взаимных расчетов между филиалами одного коммерческого банка в новом Плане счетов бухгалтерского учета предполагается открыть счета: 30301 «Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» (пассивный),30302 «Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» (активный), 30303 «Расчеты с филиалами, расположенными за границей» (пассивный), 30304 «Расчеты с филиалами, расположенными за границей» (активный).

Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся этим учреждением, минуя корреспондентские счета и счета внутрибанковских расчетов, путем списания и зачисления средств по счетам клиентов.

Расчеты между банками, обслуживаемыми региональными центрами автоматизации Центрального банка РФ, осуществляются в форме так называемых прямых расчетов между участниками. В этом случае расчеты между прямыми участниками производятся в форме зачета с использованием активно-пассивного балансового счета 871 «Взаимные расчеты между учреждениями банков, обслуживаемыми одним вычислительным центром» (30209 «Взаимные расчеты по зачету требований одногородних банков и их учреждений») без отражения каждой проводимой операции на корреспондентском счете в РКЦ. В конце дня сальдо каждого лицевого счета участника прямых расчетов на балансовом счете 871 (30209) закрывается и отражается на его корреспондентском счете в РКЦ. Коммерческие банки, имеющие просроченную задолженность по корреспондентскому счету в течение пяти дней, не могут быть участниками взаиморасчетов с использованием счета 871 (30209).

Коммерческие банки могут открывать корреспондентские счета друг у друга. Для открытия в другом коммерческом банке корреспондентского счета банк представляет копию учредительного договора, копию устава, копию свидетельства о регистрации, копию банковской лицензии, карточку образцов подписей и печати (два экземпляра), справку из ГНИ и заключает корреспондентский договор, а также тарифное соглашение. Учет операций по прямым корреспондентским отношениям между банками осуществляется на балансовых счетах 167 «Корреспондентские счета в рублях у коммерческих банков-резидентов» "Ностро" (активный) и 168 «Корреспондентские счета в рублях для коммерческих банков-резидентов» "Лоро" (пассивный). Банкам-нерезидентам может быть открыт корреспондентский счет в рублях на балансовом счете 632 «Корреспондентские счета банков-нерезидентов в рублях» "Лоро" (пассивный).

Новым Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций по прямым корреспондентским отношениям между банками предусматривается использование счетов 30110 «Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах» (активный) и 30109 «Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспондентов» (пассивный). Для учета расчетов с банками-нерезидентами предполагается использовать пассивный счет 30111 «Корреспондентские счета банков-нерезидентов» и активный счет 30112 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах».

Порядок осуществления операций по корреспондентским счетам банков определяется корреспондентским соглашением. При отсутствии или недостатке средств на корреспондентском счете банк-корреспондент помещает неоплаченные документы в картотеку просроченных. Однако новым Планом счетов предусмотрена возможность отражения в учете овердрафта по корреспондентскому счету: по расчетам с банками-резидентами -- на счете 31301 «Кредит, полученный при недостатке средств на корреспондентском счете («овердрафт») по расчетам с банками-нерезидентами -- на счете 31401 «Кредит, полученный в порядке расчетов по корреспондентскому счету («овердрафт»)».

1.2 Формирование систем межбанковских расчетов в банковской системе России.

К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных центров. Автоматизация коснулась следующих выплат и перечислений:

пенсий государственным служащим ряда категорий в учреждения Сберегательного банка или в учреждения связи;

выручки железных дорог с подсобных доходных счетов на основной доходный счет Министерства путей сообщения;

налог с оборота отдельных предприятий;

средств социального страхования и др.

С помощью ЭВМ осуществлялись многие операции по кассовому исполнению бюджета, аналогичным образом были отлажены и расчеты посредством МФО. Были автоматизированы учет безналичного платежного оборота, начисление процентов по ссудам и многие другие банковские операции. Благодаря проведению взаимных расчетов между учреждениями банков, обслуживаемых одним ВЦ, обеспечивалась высокая скорость платежей предприятий друг другу в рамках одного региона.

В условиях перехода к двухуровневой банковской системе межбанковские расчеты организуются практически заново. Но демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблем при расчетах между хозяйствующими субъектами. Платежи посредством МФО стали проводиться только РКЦ. Наиболее уязвимым участком платежной системы с точки зрения скорости и надежности переводов оказались расчеты между банками, находящимися в различных регионах.

Вопросы, связанные с совершенствованием организации безналичных расчетов, находятся в центре внимания Центрального банка РФ (Банка России). Одним из последних документов является «Стратегия развития платежной системы России», принятая Советом директоров Банка России в апреле 1996 г., в в которой Банк России наметил основные среднесрочные пути дальнейшего совершенствования платежной системы России. Для этого намечено создание к началу следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени.

Модернизация системы России приведет к существенному ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных рамок работы платежной системы до 16-20 часов. При этом платежная система будет проектироваться таким образом, чтобы иметь «расчетные окна», совпадающие по времени с функционированием различных сегментов финансового рынка. Это позволит российским потребителям банковских услуг эффективно использовать денежные средства не только в расчетах внутри страны, но и в международных платежных системах. Банк России не намерен монополизировать систему расчетов в России, будучи уверенным, что в рыночной экономике есть место для негосударственных расчетных и клиринговых палат, в первую очередь, для организации расчетов на финансовых и товарных рынках и осуществления расчетов с большими встречными обязательствами кредитных учреждений внутри замкнутой группы участников.

Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной системы России.

Переход к работе в режиме реального времени означает достижение такого качества системотехнических решений в осуществлении расчетов, при котором время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными учреждениями и ее проверки будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур, при наличии соответствующей технической базы. Потребуются адекватное техническое оснащения не только учреждений Банка России, но и всех кредитных организаций, совершенствование и унификация стандартов на применяемую ими технику и программное обеспечение, системы обеспечения безопасности.

Создание системы расчетов в режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка России и кредитных организация бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого в короткие сроки Банку России предстоит разработать нормативную баку использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, поставить задачу и обеспечить разработку во взаимодействии с ФАПСИ сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем защиты электронных документов, внести предложения об ответственности за нарушение установленных правил. Развитие системы платежей в режиме реального времени будет основываться на развертывании телекоммуникационной сети Банка России.

Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания стандартов в данной сфере, так называемого стандартизированного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров.

Создаваемый стандартизированный профиль будет приведен в соответствие с международными стандартами в банковской сфере. Банк России будет активно способствовать принятию национальных стандартов, совместимых с международными. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональный части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковский сообщений. Разработана и утверждены в установленном порядке совокупность SWIFT-ориентированных форматов электронных сообщений. Начата работа по использованию EDIFACT.

Предполагаются стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с международными и общегосударственными классификаторами.

Информатизация учреждений Банка России осуществляется в соответствии с общей стратегией, выработанной в 1993 г. Департаментом информатизации ЦБ РФ и изложенной в Целевой программе информатизации ЦБ РФ. Главными целями информатизации Банка России являются:

повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;

сокращение потерь от инфляционных процессов для основной массы средств, «замораживаемых» в расчетах;

обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;

развитие международных связей банковских учреждений на базе взаимодействия их автоматизированных информационных систем и через международные (национальные) электронные системы с банками других государств.

Совершенствование платежной системы России неразрывно связано с созданием и развитием Электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ, учитывающей и активно использующей возможности современной схемотехнической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации. Работы по созданию ЭЛСИМЕР ведутся на двух уровнях: внутрирегиональные межбанковские электронные расчеты и межрегиональные расчеты. На начальном этапе ЭЛСИМЕР рассматривается как средство совершения межбанковских расчетов, дополнительное к существующему почтовому и телеграфному авизованию.

В основу проекта закладываются определенные принципы.

Участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения ЦБ РФ (ГРКЦ, РЦИ, РКЦ), отвечающие определенным требованиям - наличие программно- технических средств, соблюдение установленной технологии совершения электронных платежей. Гарантия обработки и передачи платежа любому другому участнику в течение суток.

Пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения и организации, имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ- участниках.

Правила оформления, условия прохождения электронного платежа и ответственность сторон определяется в договоре между пользователем и участником ЭЛСИМЕР.

Электронный платеж является гарантированным и безотзывным.

Электронный платежный документ представляет собой электронный образ платежного поручения и содержит все реквизиты, предусмотренные положением о безналичных расчетах в РФ.

Инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка.

Информация о необходимости исполнить электронный платеж может быть направлена коммерческим банком в РКЦ одним из следующих способов: курьером или спецсвязью в РКЦ доставляется платежное поручение банка на электронные платежи с приложением вторых экземпляров платежных документов своих клиентов; в РКЦ доставляется магнитный носитель с описью электронных платежей; средствами телекоммуникаций с применением специальных средств защиты передается электронный образ платежного поручения.

Электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 час., должны быть выполнены в тот же день, а остальные - на следующий рабочий день.

Отправителем и получателем межрегиональных платежей являются ГРКЦ.

Учет электронных платежей осуществляется в ГРКЦ.

Начиная с 1993 г. в регионах России (Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Курганская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Челябинская области, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.) проводится эксперимент по осуществлению межрегиональных электронных платежей. Цель эксперимента - апробация новых средств совершения межбанковских расчетов наряду с существующим почтовым и телеграфным авизованием. Внедрение системы позволило регионам-участникам эксперимента сократить время прохождения платежей с 10-12 до 1-2 дней.

Нормативной базой эксперимента в системе ЦБ РФ является утвержденное в августе 1993 г. «Временное положение о совершении межрегиональных электронных платежей в опытных зонах ЦБ РФ». В настоящее время эксперимент расширен еще на 29 областей.

В 34 регионах РФ проходит эксперимент по внедрению электронных платежей на внутрирегиональном уровне. Это позволило сократить сроки до одного дня и ускорить оборачиваемость средств в расчетах. Анализ потоков банковской информации показал, что на платежи свыше 100 млн руб. приходится около 1% от общего числа произведенных платежей и 88% от сумм переведенных средств. Полученные результаты позволили сделать вывод, о целесообразности создания в рамках ЭЛСИМЕР двух систем: системы перевода крупных сумм платежей (СПКСП) ЦБ РФ с особыми требованиями к защите информации и технологии ее обработки и системы электронного межбанковского клиринга (СЭМКЛИР) ЦБ РФ для обработки мелких платежей.
Разработка и внедрение системы СПКСП осуществляется в три этапа и предполагается завершение распространения системы в течение 1997 г. Разработка и апробация системы СЭМКЛИР должна также завершиться в 1997 г.
Начиная с 1994 г. главный центр информатизации (ГЦИ) ЦБ РФ проводит в Волгоградской, Саратовской и Тверской областях апробацию новых информационных технологий. Основными целями эксперимента являются: выработка общих для территориальных учреждений ЦБ РФ правил и порядка автоматизации сбора, обработки и передачи банковской информации на федеральном уровне; практическая апробация типовых автоматизированных технологий и стандартов взаимодействия разнородных программно-технических комплексов и вычислительных региональных систем с использованием единых правил.
В процессе эксперимента отрабатываются функции главного центра федеральной электронной системы (ФЭС) ЦБ РФ, в том числе реализуются технологии централизованного управления дистанционно-удаленными вычислительными средствами, централизованного сопровождения нормативно-справочной информации и программного обеспечения комплексов, эксплуатируемых в ЦБ РФ, контроля за банковской информацией. Впервые в системе Банка России в рамках эксперимента реализуется технология «горячего» резервирования, обеспечивающая непрерывное функционирование всех вычислительных комплексов, систем и средств связи на основе организации сети резервных вычислительных систем и центров. С учетом Этой технологии создается головной центр ФЭС ЦБ РФ, который соединит территориально разобщенные вычислительные центры. В этом эксперименте отрабатываются также системотехнические решения для интеграции различных систем управления базами данных, подключения в единую систему разнородных технических средств, а также проходят апробацию различные протоколы обмена банковской информацией. В настоящее время разработаны новые электронные технологии передачи регламентированной и нерегламентированной банковской отчетности, опробованы типовые технологии обмена банковской информацией между Главными управлениями (Национальными Банками) и ГЦИ ЦБ РФ в реальном времени, начато внедрение высоконадежных отказоустойчивых систем для головного центра ФЭС.
Недостаток бюджетных ресурсов для развития государственной сети межбанковских расчетов вывел на рынок межбанковских клиринговых услуг АО «Центральная расчетная палата» (ЦРП), действующее на коммерческой основе и имеющее:
электронный центр межбанковских расчетов;
сертифицированный ФАПСИ технический комплекс для обработки и передачи коммерческой информации;
систему многосторонних транзитных платежей;
сетевую маршрутизацию платежей;
возможности обеспечить принципы безотзывности, безусловности, гарантии исполнения;
возможность обрабатывать ежедневно более 100 000 электронных документов и проводить расчеты более чем с 400 банками. ЦРП использует как городскую телефонную сеть и спецсеть «Искра-2», так и специализированные сети протокола Х.25 Спринт, Роснет, Роспак, Инфотел.

1.3 Принципы осуществления платежей.

Расчеты между клиентами, имеющими счета в разных коммерческих банках, осуществляются через корреспондентские счета, открытые в РКЦ.

Поступившие от клиентов банка расчетные документы после их контроля оформляются подписью экономиста учетно-операционного отдела и штампом банка, а документы, требующие дополнительного контроля, заверяются также подписью контролирующего работника. Штамп банка содержит наименование банка и восьмизначный номер учреждения банка.

По расчетным документам клиентом производится списание средств с их счетов с отнесением на корреспондентский счет банка.

После списания средств со счетов клиентов коммерческий банк составляет отдельное платежное поручение по каждой группе очередности платежей и по сроку платежа, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и их опись.

В платежном поручении указывается срок платежа и его очередность. Указанные документы направляются в РКЦ.

Если на корреспондентском счете банка в РКЦ нет достаточных средств для оплаты документов клиентов, сумма неоплаченных документов отражается в учете:

Дт
Корреспондентский счет банка в РКЦ
Кт 915
Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации
47418
Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации.

Эта операция отражается в учете коммерческого банка на основании извещения РКЦ о помещении платежных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Платежное поручение банка и расчетные документы клиентов, относящиеся к шестой группе очередности платежей, возвращаются из РКЦ в коммерческий банк. Суммы неоплаченных документов, относящихся к шестой группе очередности платежей, приходуются на счет 9919 «Не оплаченные расчетные документы клиентов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации»), а расчетные документы клиентов помещаются в картотеку к этому счету. Коммерческий банк не позднее следующего рабочего дня направляет извещение клиенту о помещении переданных им на исполнение расчетных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка.

Клиенту и коммерческому банку предоставлено право отзыва своих документов из картотек до их оплаты с корреспондентского счета. Отзыв производится на основании письменного заявления клиента и коммерческого банка, составленного в произвольной форме и подписанного соответственно руководителем предприятия и коммерческого банка и заверенного печатью.

При поступлении денег на корреспондентский счет банка в РКЦ документы, находящиеся в картотеке, оплачиваются в соответствии с установленной очередностью платежей. На основании выписки из корреспондентского счета, полученной от РКЦ, в учете коммерческого банка оплата документов из картотек отражается по дебету счета 915 (47418) и кредиту счета 161 (30102), а также по расходу счета 9919 (90903).

При наличии каналов дистанционной связи между коммерческим банком и вычислительным центром, обслуживающим РКЦ, передача информации первичных расчетных документов для отражения операций по корреспондентскому счету банка в РКЦ осуществляется по каналам связи по специальной программе.

Экономист учетно-операционного отдела банка после проверки правильности оформления расчетных документов подписывает их, ставит штамп коммерческого банка и формирует пачки первых, вторых и третьих экземпляров документов. По каждой пачке составляется лента подсчета, которая подписывается при равенстве итогов. Первые экземпляры документов передаются в отдел дистанционной связи с вычислительным центром, обслуживающим РКЦ. Информация по расчетным документам поступает в ЭВМ с признаками программного или ручного (по телеграфным переводам) составления авизо. При передаче информации по каналам связи расчетные документы располагаются в электронном файле с учетом очередности их оплаты и срока платежа. Передача на оплату расчетных документов по первым пяти группам очередности платежей осуществляется коммерческим банком в специальном сеансе связи в согласованное с вычислительным центром время. Оплата расчетных документов, переданных в специальном сеансе связи, производится в пределах средств, имеющихся на корреспондентском счете. Остаток средств на корреспондентском счете используется для оплаты расчетных документов, переданных во время других сеансов связи. Документы, не оплаченные в связи с недостатком средств на корреспондентском счете, учитываются в указанном выше порядке. После завершения передачи информации в вычислительный центр работник банка сверяет итоги сумм переданных документов в вычислительный центр и с описью расчетных документов. Вторые и третьи экземпляры расчетных документов вместе с описью расчетных документов направляются в РКЦ. Коммерческие банки совершают операции ответного провода по своему корреспондентскому счету и лицевым счетам клиентов только на основе полученной от РКЦ выписки из корреспондентского счет и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.