На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85623


Наименование:


Курсовик РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 14.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заготовки» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Целью данной работы является теоретическое исследование развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения и до поступления в школу (от 0 и до 6-7 лет)
Объект исследования: психологические особенности и особенности развития мышления детей от рождения и до младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития и развития мышления детей, а также уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Задачи:
1) выявить особенности развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения и до младшего школьного возраста.
2) рассмотреть подходы различных теорий об особенностях развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения до 6-7 лет.
Первые семь лет жизни ребенка - очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Именно этот период я бы хотела осветить в данной курсовой работе. А начну я с немного необычного периода- периода до рождения-пренатального.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Развитие маленького человека начинается ещё в утробе матери. Оплодотворение-это уникальный процесс, подаренный нам природой. Вдумайтесь сами - во время полового акта во влагалище женщины попадает триста миллионов сперматозоидов, и только один(!) из них проникает в клетку и оплодотворяет её. Именно тогда и начинается это чудо-зарождение новой жизни.
С зачатия и оплодотворения начинается период, называемый терминальным (это время очень быстрого деления и организации клеток), этот период продолжается пока развивающийся организм путешествует вниз к матке, а затем происходит имплантация. Она завершается (в норме) через две недели после зачатия. После завершения имплантации начинается эмбриональный период, продолжающийся до конца второго месяца с момента зачатия (термин «эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего «опухоль»). В течение первых шести недель этого периода у зародыша появляются руки и ноги, а также пальцы на них, сердце, лёгкие, мозг и другие жизненно важные органы. Изменения происходят буквально каждый день. Далее начинается фетальный период. Он продолжается с третьего месяца беременности и до рождения. В это время плод начинает первые шевеления, повороты головы, а затем и всего тела.
Беременность делят на три триместра-в первом триместре происходит формирование основных соматических структур, во втором созревание органов плода, в особенности головного мозга, до уровня, необходимого для выживания. Головной мозг увеличивается в 6 раз(Mур,1988).По проведённым исследованиям, вначале этого триместра волновая активность мозга практически отсутствует. До 24-й недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки электрической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Закладывается фундамент для образования кортикальных связей и ощущения боли. Развитие мозга также делает возможным регулирование других функций организма, таких как дыхание и соотношение сна и бодрствования.
Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка - удовольствие или неудовольствие - изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери, через поступающие с её кровью гормоны. В ответ на психическое состояние матери ребёнок в этом триместре реагирует изменением двигательной активности. После 20-ти недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляции. В течение третьего триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. В третьем триместре у ребенка формируются предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается избирательность к пище. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Ребёнок в утробе может слышать. Например, плод вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, но практически не реагирует на звуки средней громкости. Происходит это от того, что вокруг него раздается множество разнообразных звуков, в первую очередь те, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание, пульсирующий ритм крови, циркулирующей в системе кровообращения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, также слышна плоду. На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. На 8-м месяце значительно возрастает восприимчивость плода и разнообразие форм его поведения. Полагают, что к середине этого периода он уже открывает глаза и может видеть свои руки, окружающее пространство, несмотря на то, что внутри матки темно. Возможно, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.
С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования, и завершается развитие слуха. И вот так где-то за девятимесячный период (иногда этот период длится меньше, а иногда и больше 9-ти месяцев) зигота, состоящая из одной клетки, развивается где-то в десять триллионов клеток, организованных в системы и органы. Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок ещё до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность. Например, ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и даже совместных играх.
Новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в оплодотворенной яйцеклетке. Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла в период беременности, испытывает и плод. Чувства и даже мысли матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Маленькое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Итак, даже ещё нерождённый ребёнок-это чувствующее и ощущающее существо, он чувствует боль и прислушивается к окружающему миру. Даже в его ещё только развивающейся памяти фиксируются разные события, пережитые им в чреве матери. Таким образом, младенцы ещё до рождения накапливают свой личный жизненный опыт.
А далее наступает самое запоминающееся событие в жизни каждой матери -рождение ребёнка.

РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО ГОДА.
Появление на свет - важное событие в жизни каждого человека, событие уникальное и неповторимое. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Это и новый тип дыхания, пищеварения, новые температурные условия. Характерные черты периода новорожденности - это не различение сна и бодрствования, спонтанная двигательная активность. Единственным выражением эмоций в первые недели жизни является яркая реакция неудовольствия на дискомфорт и насильственное пробуждение (плач, крик). На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами - представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка. К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта. Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство. Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
В первое время у младенцев можно различить несколько видов безусловных рефлексов: защитные - например, зажмуривание при ярком свете; ориентировочные - например, поисковый рефлекс при надавливании на середину верхней губы, на щёку, поворот головы в сторону источника света; атавистические-хватательный рефлекс (или рефлекс Робинсона - когда к ладони ребенка прикасаются чем-нибудь, он цепко хватается за это, а при попытке вытащить сжимает еще крепче), «автоматическая» походка(когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу),рефлекс Моро(когда ребенка резко опускают или поднимают или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу), рефлекс спонтанного ползания и т.д.
У детёнышей животных безусловные рефлексы необходимы им для выживания, с рождения у них уже сформированы активные защитные, охотничьи, материнские и другие реакции. У ребёнка же набор безусловных рефлексов появление человечески форм поведения не обуславливает, на основе этих рефлексов ничего не развивается (например, рефлекс ползания или рефлекс цепляния), и эти движения пропадают вместе с дальнейшем развитием мозга (где-то на втором или третьем месяце жизни) Новорожденные обладают очень хорошей способностью к научению. Известны эксперименты с колокольчиком - младенцев приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика, давая им за это бутылочку с молоком. То же вознаграждение ожидало ребенка, если на звук звонка он поворачивал голову вправо. Затем задача была усложнена: сигнальное значение колокольчика и звонка изменилось на противоположное. Младенцы быстро научались поворачивать голову в соответствии с новыми правилами игры. Также проводились эксперименты, в которых малыши «включали» свет при повороте ими головы влево. Через некоторое время происходил любопытный факт, дающий возможность глубоко понять процесс привыкания у младенцев. Когда игра наскучивала младенцам, они теряли к ней интерес. Его можно было возродить, изменяя условия на противоположные. Однако и это занятие вскоре им наскучивало. Также очень известен эксперимент Джерома Брунера, в котором он пытался определить, могут ли новорожденные управлять сосанием при установлении связи между ним и не пищевым подкреплением (сосание довольно рано становится произвольным). Пустышки младенцев были подсоединены к проекторам (либо, в других подобных экспериментах, к резиновым трубкам, которые, в свою очередь, подсоединялись к телевизорам) Когда ребенок сосал соску, изображение на экране, расплывчатое в начале, становилось четким, а когда он переставал сосать, вновь делалось размытым (либо начинало светиться, либо появлялся какой-нибудь движущийся объект) Исследователи обнаружили, что младенцы, которым было всего три недели от роду, быстро научились держать изображение в фокусе и хорошо приспосабливались, если условия эксперимента менялись на противоположные, т. е. когда для фокусировки изображения необходимо было прекратить сосательные движения. Этот метод, который сейчас иногда называют процедурой высокоамплитудного сосания, как и метод привыкания, является популярным инструментом исследования в течение многих лет. Это доказывает, что у ребёнка с рождения есть познавательная потребность, которая вкупе с комплексом оживления составляет основные потребности, с которыми рождается человек.
В связи с данными экспериментами нужно упомянуть концепцию бихевиоризма, или поведенческую теорию. По представлению английского философа Дж.Локка (1632-1704)-сознание ребёнка при рождении представляет собой чистый лист(или табула раса) и значимость имеет лишь пожизненный опыт. Локк выдвинул несколько идей об обучении детей посредством принципа ассоциаций, повторения, одобрения и наказания. Раскрытие механизмов научения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка. Исходя из ряда экспериментов (не всегда гуманных, как например в случае с 11-тимесячным «маленьким Альбертом», которому показывали белую крысу и ударяли сзади в гонг, провоцируя тем самым реакцию страха (т.к. по данной теории, младенец боится двух вещей-громкого звука и потери опоры) В результате этот несчастный ребёнок стал бояться не только белых крыс, но и предметов, их напоминающих: кролика, вату, шубу и т.д.) бихевиористы подчёркивали важность организации среды, чтобы контролировать поведение ребёнка, вызывать желанные формы поведения и «убирать» нежелательные (например, страх, капризы), а также предсказывать возможные реакции. Главный вывод классического бихевиоризма звучит так: развитие психики ребёнка происходит при жизни и зависит от социального окружения. (И.В.Шаповаленко «Психология развития»)
Но вернёмся к развитию малыша в первый год жизни.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Конечно, не только созревание мозга обеспечивает развитие органов чувств младенца, но и происходит под влиянием разнообразных внешних впечатлений, и без этого невозможно и созревание мозга в принципе. Упражнение органов чувств, или анализаторов, поступление в мозг импульсов, которые получены при помощи сигналов из внешнего мира - это необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности. Если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Если же ребенок попадает в условия сенсорной изоляции его развитие резко замедляется. С этой точки зрения следует упомянуть Р.Шпица и его работу «Госпитализм»(1945).Он проводил наблюдения за детьми из одного из приютов и за детьми в яслях при женских тюрьмах. Причём условия в приюте были намного лучше. Но за детьми в яслях уход осуществляли их собственные матери, и это было существенным преимуществом-за 2 года в яслях не умерло ни одного ребёнка, а в приюте-37 процентов из 91 «воспитанника». Также к двум годам приютские дети начинали вести себя пассивно, тогда как их сверстники из яслей развивались в психологическом плане абсолютно нормально. Р.Шпиц объяснял подобное разрывом с би........


Список используемой литературы:
1)Мухина В.С. «Возрастная психология.» - 4-е изд., - М., 1999.
2) Шаповаленко И.В. - «Возрастная психология»
3) Л.С Выготский- «Мышление и речь»
4) Гиппенрейтер Ю.Б., «Хрестоматия по общей психологии»





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.