На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85722


Наименование:


Курсовик Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: 74.96.

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………..…………………………3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников…………………………….4
1.1 Особенности и условия развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………….…………4
1.2 Воображение и творческие способности младших школьников………..9
1.3 Изобразительное искусство как одно из важнейших средств развития творческих способностей у младших школьников……………………………17
Глава 2 Диагностика творческих способностей младших школьников……..23
2.1. Основные методы и методики исследования творческих способностей младших школьников……………………………………………….....………..23
2.2 Анализ результатов исследования…………….…………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29

Введение
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных и творческих. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Объект исследования: творческие способности младшего школьника.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей
Цель: показать особенности развития, способствующие развитию творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
1) Сделать анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2) Определить специфические особенности развития творческих способностей.
3) Провести экспериментальное исследование творческих способностей у младших школьников.

Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников.
1.1 Особенности и условия развития творческих способностей младших школьников.
Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие.
"Способность" - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.
В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". [1,c.149]
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие и формирование. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких - то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей[2,c.128].
У детей младшего школьного возраста способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на
предшествующих стадиях.
Следующее, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Далеко не всегда способности лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Это нелегкий труд, однако, он необходим, ибо каждый человек может проявить дарование в одной или нескольких видах деятельности при правильном определении его интересов и развитии способностей. В работе по изучению интересов, формированию творческих способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители . К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. [3,c.111]
При исследовании творчества и одаренности с особой остротой встают вопросы, связанные с раскрытием природы и структуры умственных (интеллекта) и специальных способностей.
Вопрос о природе специальных способностей" особенно актуален в связи с выделением различных видов одаренности. В концепции Шадрикова реализован новый подход к проблеме природы и соотношения общих и с??циальных способностей. Феномен "с??циальных способностей" рассматривается как "фантом", так как любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Автор считает, что природа не могла позволить себе роскошь закладывать с??циальные способности для каждой деятельности. Ключевым для развития способностей является понятие "о??ративность" -- тонкое приспособление свойств личности к требованиям деятельности. "С??циальные способности" есть общие способности, приобретшие о??ративность под влиянием требований деятельности. В ходе профессионализации изменяется компонентный состав способностей, детерминирующих ус??шность деятельности, усиливается теснота связей способностей, входящих в структуру, и увеличивается их общее число.
Необходимо оговорить, что концепцию творческих способностей Шадрикова следует отнести к третьему направлению, так как им соответствуют в данной концепции духовные способности, которые рассматриваются как интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения. Поскольку эта концепция освещена в нескольких авторских трудах, мы не будем подробно на ней останавливаться.
Вместе с тем в рамках данной концепции способностей намечается понимание той вполне понятности, которую отмечал, в частности, Б.Ф.Ломов: "Исследование психических процессов показывает их неразрывную связь и взаимо??реходы. Когда изучается, например, восприятие, то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы отпрепарировать его от памяти, мышления, эмоций и т.д.".
Чтобы разобраться во всем с??ктре точек зрения на творческие способности и понять появление и утверждение сегодняшних приоритетов, необходимо восстановление исторического контекста проблемы, который один лишь может позволить адекватно оценить и полноценно понять конкретную теорию, ее место в системе теоретического знания, причины, вызвавшие ее к жизни, а затем к уходу со сцены, т. е. то, что является логикой развития науки, выявлением вектора ее развития и тех социальных факторов, которые выступают в качестве его катализатора.
Подобно тому как естественная наука в своих ??рвых шагах искала для объяснения сложных явлений их материальный носитель, так и психология для объяснения природы творческих способностей привлекает понятие психической энергии как их материального носителя.[5,c.164]
3. Фрейдом в??рвые в психологию было введено понятие "психическая энергия" для объяснения активности организма. Понимание организма как энергетической системы лежит в основе его учения о психодинамике. Энергетическая концепция позволила объяснить такие характеристикиповедения, как его видимая спонтанность и "настойчивость". Но по существу представление Фрейда об активности сводится к простому ??реводу физиологических терминов в психологические: термин "возбуждение" заменяется "психической энергией". Придавая определенное значение выявлению количественных характеристик психической энергии, З.Фрейд признавал, что у него нет данных, чтобы "подойти ближе к пониманию природы самой энергии психического".
На принципах энергетизма осуществляется решение проблемы умственной одаренности. Корреляция между двумя способностями обусловливается, не их внутренним сродством, а "общим фондом психической энергии", обозначаемым как "джи-фактор" (general -- общий). Однако он воздержался от выделения даже грубых приближенных энергетических уровней и ограничился лишь предположением, что со временем можно будет, вероятно, попросту измерять полную величину фонда психической энергии, не прибегая к традиционным способам определения уровня развития умственных способностей [5,c.138].
Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций, выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.
Отмечаемый парадокс -- творчество, являясь высшим проявлением феномена "Человек", менее всего изучено -- объясняется также с??цификой его собственной природы: спонтанный характер творчества делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Подтверждение тому -- моменты "кризиса", которые стимулируют рефлексию науки на свои методы. Примечательными в этом плане являются резюме Х.И.Трика (1968), которым он заключает свой фундаментальный обзор исследований творчества в США, и исходные посылки X. Гутмана, выражающиеся в сомнении: каким образом можно творчество "как спонтанный процесс изучать стимульно-реактивными методами". Но обычно наука под давлением социального заказа, требующего действовать здесь и сейчас (прикрываясь постулатом относительности истины), обходится наличными на данный момент средствами и представлениями [7,c.124].
Формирование основ творческих способностей есть, следовательно, процесс создания и развития в ребенке внутреннего оппонента, контролирующего и оценивающего организацию его учебной деятельности. Хочется добавить, что развивать творческие способности - это, значит, вооружать ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его интеллекта. Известный математик, академик А.Н. Колмогоров, отмечает: «Ранние детские способности и склонности часто быстро угасают даже при культивировании их взрослыми». Наиболее эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение младших школьников к продуктивной деятельности.
Педагогические условия для формирования творческих способностей
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии и формировании творческих способностей. [8,с.57]
В процессе развития творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода........


Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
2. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М. Знание,1991г
3. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей ??рвоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003
4. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.
5. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста, Просвещение,1988.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, - М.: Просвещение, 1984. - 319 с
8. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // 2001г
9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика,1971.
10. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. - Избр. Произведения. - М.:Педагогика, 1983 - Т.1 - С. 308.
11. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.
13. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987.
14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с.
15. Подласый И.П., Педагогика начальной школы, Владос,2004
16. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.