На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Византийский император Юстиниан и его 38-летнее правление. Законодательная деятельность Юстиниана, сущность и значение его реформ. Серьезные изменения общественного строя в условиях социального кризиса. Катастрофический конец правления Юстиниана.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 20.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Реферат
по спецкурсу
на тему
“ЗНАЧЕНИЕ ЮСТИНИАНОВА ПРАВА”
2003
ПЛАН
Личность Юстиниана 3
Византийское государство времён Юстиниана. Причины реформ 4
Законодательная деятельность Юстиниана, сущность его реформ 10
Значение законодательства Юстиниана 22
Список использованной литературы 25
Личность Юстиниана
38-летнее правление Юстиниана было внешне и кульминационным и переломным периодом ранневизантийской истории. Многое из типично “византийского” оформилось в годы его правления, многое было сделано из того, что принесло ей известность. В объяснении этого “взлета” Византии личности самого Юстиниана, “огромному и разнообразному делу его колоссального честолюбия” отводят немалое место. Кроме несомненного ума и способностей он обладал бесспорным организаторским талантом, необычайной работоспособностью (его называли “императором, который никогда не спит”), чрезвычайным упорством и настойчивостью в достижении своих целей.
Огромную помощь Юстиниану оказывала его жена императрица Феодора (умерла в 548г) Уверенная, умная, честолюбивая и энергичная, Феодора во многом поддерживала его решимость и энергию.
Исследователи, изучавшие его законодательство, отмечают последовательное и планомерное проведение им своей линии, концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывал и взвешивал. Трудно сказать, что досталось в наследство Юстиниану от его крестьянского происхождения - упорство и трудолюбие, простота и строгость в личном быту, хитроватость крестьянина, умевшего под напускной внешней бесстрастностью и спокойствием скрывать смятение и неуверенность, которые также были присущи Юстиниану, или “мания величия” выскочки из низов? Многое в политике и стремлении Юстиниана к жесткому самодержавию, автократии объясняют его властолюбием и ненавистью выскочки к презиравшей его аристократии. Но таких, как он, в ранневизантийскую эпоху было немало, они были довольно типичным явлением. К тому же нет достаточных оснований подозревать Юстиниана в полярной противоположности и несовместимости с аристократией. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядей Юстином, Юстиниан. Получил превосходное аристократическое воспитание при дворе, великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд крупных должностей, долгое время был патроном партии венетов, а следовательно, активным участником борьбы партий. На престол он вступил в возрасте 45 лет, предельно зрелом для того времени, пройдя почти десятилетнюю школу “сопричастности” к управлению при Юстине, ставшем императором в 518 г.
Исследования последних лет показывают, что многое из того, что было в завершенной форме осуществлено в его правление, делалось уже его предшественниками. Следовательно, Юстиниана следует рассматривать не столько как новатора, сколько как умелого реализатора, в какой-то мере завершителя определенных тенденций предшествующего развития. Именно в этом плане он и представляет наибольший интерес.
Византийское государство времён Юстиниана. Причины реформ
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV - середина VII в) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.
Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.) содействовали политической стабильности Византии и сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.
Господствующий класс Византии IV-VII вв. Был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы - Константинополя.
Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. Свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и “приписных”. Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение “приписных” колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и “приписные” колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских колонов резко ухудшается в VI в.
Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI - первой половины VII в. Арабское нашествие, вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование новой феодальной собственности и, кроме того, развитие эксплуатации византийского крестьянства.
Только к Х в. Возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения - условные земельные пожалования в виде проник, арифмоса. - утверждаются еще позже, в XI-XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт - прония, расцвет которого приходится на XII-XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.
Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все эти силы долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.
Византийское государство IV-VII вв. Унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.
Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан 1, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.
Власть византийского императора в IV-VII вв. Не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать “общим законам” империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, “народом Константинополя” и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.
Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора “народом Константинополя”. Еще в IV в. Императорским указом “народу Константинополя” - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались “голубые” и “зеленые” - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. Аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. Роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.
Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии -константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. Число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.
Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость “согласия великого сената и народа”. Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.
Для государственного строя Византии в период правления Юстиниана характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. В византийской “табели о рангах” насчитывалось уже 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.
Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - -начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников. Роль центрального государственного аппарата возросла к IX-XI вв.
Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. Целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
В IV-VII вв. Армия Византии была построена на позднеримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления угрозы захвата власти со стороны военных вождей византийские императоры практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями (магистрами). Состав византийской армии постепенно менялся. В VI - VII вв. Все большую роль в армии играют контингенты варваров.
Причин реформирования можно назвать несколько:
рост недовольства, социальной напряженности;
сокращением налоговых поступлений;
произвол и грабительство администрации;
борьба политических партий и др.
Законодательная деятельность Юстиниана, сущность его реформ

Юстиниан пришел к власти в условиях начала социального кpизиca. He уточняя, к какому времени он относит старый, он провозгласил своей задачей дать империи “новый расцвет”. Не только собственные честолюбивые замыслы, но и реальное состояние империи требовали комплекса новых социальных мероприятий и реформ. Можно думать, что Юстиниан в какой-то мере к ним готовился, а престарелый Юстин уже в известной степени проводил “его политику”. Не случайно и то, что Юстиниан в предшествующие годы не только осваивал науку политики, но и тщательно изучал юриспруденцию и богословие. В этих сферах деятельности он видел основные узлы разрешения противоречий.
Законодательство рисует достаточно объективную основу социальных противоречий, обусловивших усиление автократии при Юстиниане. Во-первых, это недовольство рабов, колонов и мелких свободных земельных собственников усилением их эксплуатации землевладельцами, в первую очередь крупными. Это выразилось в увеличении оброков и повинностей, захвате и присвоении имущества и земель мелких свободных собственников. Как писал Юстиниан, “... в провинциях творится нечто ужасное... Простые управляющие магнатов с поразительной дерзостью расхаживают, в сопровождении целых отрядов служителей и челяди и без стыда и совести грабят. До нас доходят многочисленные жалобы на захват имущества”. Для государства это было чревато не только ростом недовольства, социальной напряженности, но и сокращением налоговых поступлении. Во - вторых, это произвол и грабительство администрации, закрывавшей глаза на самовластие магнатов и также занимавшейся обогащением. От администрации особенно страдало городское торгово-ремесленное население. И от тех и других в достаточной степени страдали средние городские землевладельцы-куриалы - сословие, находившееся в состоянии упадка. В конце V - начале VI в. Возросло и стремление магнатства присвоить церковные имущества или вынудить к сдаче их в аренду на льготных условиях. Политические партии, по характеристике современника, начали “демократствовать” на местах, т.е. оказывать давление на администрацию в интересах своих лидеров и сторонников. Связанный с этим рост недовольства не только стимулировал религиозную борьбу, но и угрожал проявлением тенденций к сепаратизму.
Юстиниан начал свою политику с попыток насильственного утверждения религиозного единства. Однако восстание Ника (532) прервало его весьма умеренную реформаторскую активность. Восстание Ника (Побеждай) - и уникальное, и типичное для ранневизантийской эпохи социальное движение, городское по форме. В нем в какой-то мере сфокусировался весь накал социальных противоречий в стране. По словам самого Юстиниана, “плача и стеная” в Константинополь стекались толпы крестьян, ремесленников, куриалов, клириков, жаловавшихся на притеснения и вымогательства чиновной администрации, насилия магнатов, захват земли. У восставших четко прослеживались две линии недовольства: государственная администрация и крупные собственники. Восстание началось с конфликта по незначительному поводу, но затем вылилось в требование перемен в администрации. Юстиниан явно недооценил реальную остроту ситуации и тем самым спровоцировал перерастание совместного выступления партий в широкое народное восстание, продолжавшееся около недели, превратившее в руины центральные кварталы столицы и стоившее жизни 30 тыс. человек. “Казалось, что империя находится на краю гибели”, - писал современник. Восставшие требовали отречения Юстиниана выдвинули своего претендента. Возможно, часть сенаторской аристократии хотела воспользоваться массовым недовольством, но с радикализацией восстания традиционно пошла на компромисс. Крупнейшее в истории ранней Византии восстание было жестоко подавлено. Но, судя по всему, Юстиниан извлек из него серьезные уроки.
Вероятно, не только с великодержавными амбициями Юстиниана и достаточно благополучным состоянием империи в начале VI в. Было связано развернувшееся в последующие годы наступление на Западе. Ослабление варварских королевств, укрепление в них “проримских” - провизантийских партий было безусловно провоцировавшим моментом. Однако кажущаяся легкость их ликвидации, по-видимому, также соединялась с необходимостью упрочения престижа императорской власти, переключения внимания на внешние проблемы, консолидации империи. В результате начавшихся с 533 г. военных действий Вандальское и Остготское королевства были в конечном - счете разгромлены.
С 535 г. Юстиниан осуществляет серию административных реформ и развивает активную законодательную деятельность. Он несколько облегчает освобождение paбов, нo только по воле и желанию их господина. Его законодательство в отношении рабов фактически мало меняло их положение, оно скорее упорядочивало и уточняло его. Значительно более серьезными и существенными были его реформы в отношении колонов, прежде всего адскриптициев: господам запрещалось увеличивать оброки, сверх установленных обычаем; администрации предписывалось обеспечивать возвращение взысканного сверх положенного; колонам облегчались судебные тяжбы со своим господином. Таким образом, Юстинианом были приняты меры по ограничению роста эксплуатации адскриптициев землевладельцами, упрочена их личная правоспособность в отношениях с собственником имения. Его законодательство не столько проводит параллель между адскриптициями и рабами, сколько последовательно сближает их с другими категориями колонов, т.е. свободными, рассматривая их как одну группу. При нем и свободные колоны были прикреплены к земле, к своему тяглу.
Законодательство Юстиниана, таким образом, рассматривало приписных колонов как людей, обязанных своими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость от господина - как государством установленную гарантию выполнения их обязанностей перед государством. Тем самым оно фактически выступало против усиления личностной, частноправовой зависимости адскриптициев от господ и соответственно возможности приближения ее по форме к феодальной. Неизвестно, в какой мере крупные собственники были склонны допускать эволюцию своих отношений с адскриптициями по пути сближения их с формами феодальной зависимости. Стремление максимально лишить колонов собственности свидетельствует не в пользу этого предположения. Вероятно, если бы отношения развивались в этом направлении, землевладельцы нашли бы большую опору у своих колонов в борьбе против государства. В том и другом случае политика Юстини и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.