Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета. Формирование качественно новых социальных идентичностей на постсоветском пространстве. Признаки суверенитета, государства с ограниченным суверенитетом на территории бывшего СССР.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


11
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Государственное право"
по теме: "Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР"
Содержание
    Введение
      1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета
      2. Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР
      Заключение
      Литература

Введение

Переживаемый постсоветским пространством кризис носит системный характер и имеет, очевидно, истоки в особенностях формирования качественно новых социальных идентичностей.

Наиболее интересной и сложной в свете данных процессов представляется проблема зон ограниченного суверенитета - "непризнанных государств". "Непризнанные государства" постсоветского пространства - Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах зарекомендовали себя как относительно самостоятельные социальные субъекты, о чем говорит опыт независимой государственности, исчисляющийся периодом 12-14 лет.

В данной работе поставлена цель проанализировать зоны ограниченного суверенитета на примере непризнанных территорий бывшего СССР.

На основании цели поставлены следующие задачи:

дать определение суверенитета, перечислить его основные признаки;

ввести понятие зон ограниченного суверенитета и провести их классификацию;

изучить непризнанные территории бывшего СССР - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Нагорный Карабах их геополитическое положение и пути их международного признания.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета

Согласно М.В. Ильину существуют четыре основных признака суверенности государства Ильин М.В. Собирание и разделение суверенитета.// Полис. 2001-№1.:

внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя);

внутренний суверенитет признания (суверенитет народа);

внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства);

внешний суверенитет признания (суверенитет нации).

Важнейшим показателем государственности является наличие территориального суверенитета Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974. Стр. 11.. Территориальный суверенитет это компетенция государства в отношении его территории. Территория не находится и не может находиться в правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредовано, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства. Юридическая природа государственной территории раскрывается в соответствующих властных установлениях государства и в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.

В то время как суверенитет есть юридическое обозначение статуса государства, юрисдикция государства характеризует конкретные аспекты этого статуса, прежде всего определенные права, привилегии и компетенцию.

Существенным признаком территориального суверенитета государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства. Но существуют ситуации, когда и без передачи территории одного государства другому принцип неотчуждаемости территории нарушается в такой мере, что может возникнуть вопрос о территориальном верховенстве соответствующего государства. Например, если иностранные военные базы размещены на основе договора, но при политическом или ином давлении боле сильного государства, такую ситуацию нельзя квалифицировать иначе как ущемление суверенитета соответствующего государства.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как социальная общность.

Относясь к самонастраивающимся системам, территориальная система государства включает два уровня территориальной организации, где первый уровень, - это система экономической организации территории, а второй уровень - национальная система территориальных единиц, существующая в виде либо административной, либо национально-государственной, либо федеративной системы территориальной организации.

Территория как подсистема государства является материальным отражением уровня развития цивилизации и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве государства. Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических, социальных и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом развитии общества одновременно и как фактор развития, и как результат этого развития.

Конституционно-правовая стабильность и неизменность территориальных пределов государства основываются на принципиальном положении о том, что государственность в принципе неделима. К правовым гарантиям стабильности режима территории относятся Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 1995. Стр. 3-5.:

а) принципы международного публичного права, среди которых выделяются: принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ; принцип мирного решения международных споров; принцип неприменения силы;

б) институт остаточного (номинального) суверенитета;

в) институт приобретательской давности;

г) договорный режим границ;

д) система внутреннего права.

Обеспечение стабильности правового режима территории осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера. К структурным механизмам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, Специальные органы ООН (Совет по Опеке, Комитет по несамоопределившимся территориям) и др. Структурные механизмы такого обеспечения в национальных государствах включают, прежде всего, конституции государств и Верховный или Конституционный суд.

Среди материально-правовых механизмов обеспечения стабильности правового режима территории Российской Федерации можно выделить:

конституционное закрепление государственной целостности как принципа федеративного устройства Российской Федерации Конституция РФ. Ст. 5, ч. 3.;

единое правовое пространство, предполагающее верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие федеральной Конституции и федерального законодательства Конституция РФ. Ст. 76, ч. 1.;

единство государственной власти;

закрепление в Конституции РФ субъектного состава, составляющего государство.

В отдельную группу по отношению к суверенности можно выделить территории совместного суверенитета - кондоминиумы.

Существуют следующие основные признаки кондоминиума:

1) вхождение территории в состав обоих государств;

2) двойное гражданство;

3) несколько государственных (официальных) языков;

4) нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств.

Неотъемлемым элементом территориальной системы в современном мире стали внутренние, существующие де-факто политические рубежи между неконтролируемыми суверенными государствами территориями и остальной частью суверенных государств.

Существование непризнанных государств или зон ограниченного суверенитета стало неотъемлемым элементом мирового геополитического порядка. В 1945-1990 гг. в 41 стране мира были развязаны гражданские войны. При этом в 15 странах часть территории была оккупирована иностранными вооруженными формированиями. Хотя в 1989-1996 гг. число текущих вооруженных конфликтов несколько сократилось, в 1996 г. в 24 странах велось 27 войн Колосов В.А. Мироненко Н.С. Политическая география. М., 2003. Стр. 245.. В результате через всю Евразию - от бывшей Югославии до Гималаев протянулся целый архипелаг территорий, официально находящихся под юрисдикцией какой-либо страны, но на самом деле полностью управляемых собственными властями или же лидерами партизанских армий, полевыми командирами, наркобаронами и местными вождями. Многие никем не признанные республики существуют десятилетиями.

Конкретными причинами возникновения зон ограниченного суверенитета чаще всего бывает острый национальный конфликт (например, на Кипре) и гражданская война, в которую нередко вовлекаются иностранные державы. Со временем все большую роль в их существовании начинают играть экономические интересы местных лидеров.

Для ряда неконтролируемых территорий характерна деградирующая трофейная экономика, основанная на проедании ресурсов, доставшихся от предшествующих эпох и добываемых в результате нападения на соседей. Для социальной организации этих территорий часто свойствен возврат к архаическим, клановым формам, иррациональное, агрессивное поведение целых социальных групп.

Неудивительно, что неконтролируемые территории втянуты в длительные международные конфликты, один из источников которых - их неурегулированный политический статус. Яркий пример непризнанного государства - Турецкая Республика Северного Кипра, созданная в ходе турецкой агрессии в 1974 г. и существующая в основном благодаря массированному турецкому военному присутствию. Турция - единственная страна, признавшая Северный Кипр.

Неконтролируемые территории можно разделить на несколько типов. Прежде всего, можно выделить квазигосударства, обладающих всеми необходимыми атрибутами нормального государства, власти которых полностью контролируют свою территорию. К таковым, в частности, можно отнести Приднестровскую Молдавскую Республику, Республику Абхазия, Нагорный Карабах. Лукичев П.Н. и Скорик А.П. Лукичев П.Н. , Скорик А.П. Квазигосударственность.//Полис. 2001-№2. считают, что на стадии квазигосударственности общество приобретает элементы политической централизации. Они позволяют объединить ряд территорий вокруг одного центра, который порой первоначально не имеет политического значения. Однако притяжение к нему может обуславливаться языковой, религиозной, этнической, даже кровной общностью, сходством образа жизни и обычаев, географической близостью. Общность территории не всегда носит стабильный характер. В рамках квазигосударства этнически разнородное население (часто при внешней, показной сплоченности) консолидируется за счет экспансии при наличии внешнего врага (реального или воображаемого).

Власть в таком политическом образовании нередко носит харизматический, а в последующем - традиционный, легитимный характер. Вождь стремится создать и утвердить необходимые государственные атрибуты -армию (дружину), систему судебных институтов (часто традиционалистского типа) и т.д. Однако на стадии квазигосударственности еще достаточно сложно обеспечить функционирование собственно государственных механизмов власти в силу ее кланового происхождения и изменчивости принципа наследования. Вождь (лидер) использует для осуществления властных функций сложившийся родоплеменной аппарат управления, который при этом может носить вполне цивилизованные названия. Любая попытка прервать такую практику (или "перепрыгнуть" через нее) в конечном счете, все равно приводит общество к возвращению в лоно клановых отношений, если это общество не прошло в своем историческом движении стадию квазигосударственности.

Только в последующем, на стадии современного, "зрелого" государства, формируется отделенность аппарата управления от общества как имманентное свойство политической власти на стадии формирования бюрократического государства. (Все вышесказанное характерно и для квазигосударств, существующих на территории бывшего СССР. В подтверждение этого, во второй главе будет подробно проанализировано политическое устройство Абхазии)

Далее можно отметить неконтролируемые территории, представляющие собой мозаику районов с неустойчивыми границами, находящихся под контролем местных князьков - крупных земельных собственников, полевых командиров, криминальных лидеров и т.п. Если у них в течение какого-то времени есть общие интересы, эти лидеры могут сотрудничать между собой, но могут и вести войну всех против всех. Примеры таких геополитических "черных дыр" - Гарм, Северный Афганистан, Шан, северные районы Камбоджи, юг Судана, юг Анголы, Сьерра-Леоне, значительная часть Колумбии и др.

Зоны ограниченного суверенитета могут быть классифицированы и по другим основаниям, например происхождению и функциям. Так, выделяются неконтролируемые территории, возникшие в результате:

самоопределения региона с особой этнической или этнокультурной структурой населения (Северный Кипр, Палестина);

распада многонационального государства (Абхазия, Приднестровье и др.);

гражданской войны и/или иностранного вооруженного вмешательства (Северный Афганистан, Босния);

деятельности криминальных и террористических группировок ("Золотой треугольник", часть Колумбии).

Можно также классифицировать неконтролируемые территории по времени существования, числу и характеру субъектов политической деятельности, экономической основе, геополитической роли и т.п.

Число непризнанных государств растет, несмотря на сопротивление существующих стран. Ведь многие законные государства многонациональные, а, следовательно, и сами подвержены риску сепаратизма.

В этом - свидетельство явного разрыва между масштабами нивелирующих культурные особенности стран и регионов мирохозяйственных процессов, давно переросших рамки отдельных государств, и социокультурного разнообразия мира.

Беспристрастный анализ исторических фактов свидетельствует о том, что фундаментальные причины этнополитических конфликтов, способствовавших появлению на политической карте непризнанных государственных образований, оформились в единую систему в течение нескольких десятилетий, предшествовавших формальному распаду СССР.

Распад Советского Союза, дал мощный импульс дезинтеграционным процессам, которые не остановились на стадии развала Союза на 15 республик и пошли дальше, в направлении большего дробления. В итоге на постсоветском пространстве в ходе длительных вооруженных и весьма кровопролитных этнических конфликтов образовались четыре непризнанных государственных образования, не контролируемых столицами государств, территорией которых они формально (в глазах мирового сообщества) являются, но и не признаваемые мировым сообществом в качестве суверенных государств. Это - Нагорный Карабах, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье. Подробному анализу этих зон ограниченного суверенитета и будет посвящена вторая глава.

2. Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР

Из всех непризнанных государств на постсоветском пространстве Абхазия единственная имела опыт государственности. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе. Однако важнейший компонент "полноценной" государственности - внешняя политика - перестает существовать. С 1864 по 1917 гг. Абхазия была подчинена императорской администрации на Кавказе. В результате Кавказской войны и восстаний 1866, 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами - махаджирами.

Абхазия вследствие проводимой Российской империей политики из моноэтничной превратилась в полиэтничную страну. Картвельские народы оказались тогда в привилегированном положении благодаря своему участию на стороне России в Кавказской войне. Без всякого сомнения, можно сказать, что плодами русской военной победы в Абхазии в XIX столетии в полной мере воспользовалась Грузия.

Время с 1917 по 1921 годы является одним из наиболее "проблемных" периодов в истории российско-грузино-абхазских отношений. Этому временному отрезку посвящено большое количество исследований, статей как абхазских, так и грузинских авторов. После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз.8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и декларацию абхазского народа.11 мая 1918 года на Батумской мирной конференции была провозглашена Горская республика (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в ее состав вошла и Абхазия. Была восстановлена упраздненная в 1864 году абхазская государственность.

С 31 марта 1921 г. до 17 февраля 1922 г. существовала независимая ССР Абхазия. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал, по сути, равноправие двух республик.

В то время ССР Абхазия по своему статусу являлась союзной республикой, имеющей статус суверенного государства. В 1924-1925 гг. были утверждены Герб и Флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, вступили в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной.

В "абхазском вопросе" грузинское руководство нашло сильную поддержку со стороны тогдашнего наркома по делам национальностей Иосифа Сталина, активно "лоббировавшего" интересы грузинской элиты в Кремле. А после того, как Сталин стал генсеком, в феврале 1931 года в Тбилиси на VI-м Всегрузинском съезде Советов было принято постановление о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику в составе Грузии.

В последовавший период "абхазский вопрос" был загнан внутрь, но не разрешен. Поэтому неудивительно, что даже в относительно благополучные годы советской власти во времена СССР недовольство абхазского населения своим ущемленным положением периодически вырывалось наружу. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузинской ССР происходили в 1931, 1957, 1964, 1967, 1978, 1989 годах. Распад же СССР и приход к власти националистических сил в Грузии, спровоцировал грузино-абхазскую войну 1992-1993 гг. и де-факто выход Абхазии из состава Грузии.

Данный конфликт имеет также этносоциальные корни. Активное переселение грузин в Абхазию привело к тому, что грузинское население было превращено в национальное большинство. Большинство, которое жило в максимально благоприятных условиях, что отвечало требованиям проводимой в Грузии националистической политики. Социальный же статус коренного населения был значительно хуже, что ущемляло их национальное достоинство, угрожало "растворением" национальной идентичности. К слову сказать, грузинский этнос противопоставлялся не только титульному этносу, но и остальным этническим группам, проживающим на этой территории.

Победоносная война закончилась оттоком из Абхазии огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тыс. грузинских беженцев из Абхазии. На территории современной Абхазии к концу 1980-х гг. абхазов проживало порядка 18%. После изгнания большей части грузинской диаспоры, в которой абхазы видели главную угрозу выживанию своей идентичности, процент "титульного" населения республики несколько вырос.

К сожалению течение абхазо-грузинского конфликта оставляет мало надежд на его урегулирование путем переговоров.

В настоящее время Абхазия является президентской республикой, что определяется Конституцией, принятой Верховным Советом 26 ноября 1994 г. и одобренной всенародным голосованием 3 октября 1999 г.

Абхазский Основной закон в значительной степени представляет собой уменьшенную копию аналогичного российского правового акта, что наглядно иллюстрируется как объективным характером внутреннего перераспределения властных полномочий, так и реальным уровнем повседневной реализации его основных норм. Президент Абхазии имеет значительные полномочия, связанные с формированием кабинета министров, назначением и освобождением от занимаемых должностей руководителей городских и районных администраций, определением приоритетных направлений внешней политики. Законодательная и судебная власти практически не контролируют действия исполнительной власти, а важнейшие решения принимаются в разветвленном аппарате президентской администрации. В контексте указанного обстоятельства особое значение для комплексной реализации российских интересов в рассматриваемом регионе приобретает реальная политическая ориентация президента Абхазии, определяемая не только господствующими в общественном сознании мировоззренческими стереотипами, но и объективным влиянием различных социальных сил.

Результатом межэтнического и политического противостояния явилось масштабное разрушение местной экономики, которая до настоящего времени не смогла преодолеть негативные последствия военных действий. Большая часть индустриальных объектов была полностью уничтожена, а сохранившиеся предприятия не имели инвестиционных ресурсов, необходимых для возобновления производственной деятельности. Формирование реального баланса цен привело к катастрофическому падению уровня жизни местного населения, который, по некоторым оценкам, в первые годы после военного конфликта соответствовал аналогичным показателям начала XIX столетия.

Фактическое отсутствие пенсионного обеспечения и фи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.