На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие избирательного права Украины. Развитие избирательного права в Украине: мажоритарная и пропорциональная избирательная система. Конституционные принципы избирательного права в Украине. Избирательный процесс в Украине и его основные стадии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
2
Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет
имени Владимира Даля

Учебно-научный институт права и истории

Кафедра истории государства и права

Курсовая работа
По дисциплине «Конституционное право Украины»

На тему: «Избирательная система в Украине»
Выполнила студентка II курса
группы ЮИ-155
Опренко М.В.
Проверил Рашидов С. Ф.
г. Луганск 2006

План

Введение 3

1. Понятие избирательного права Украины

1.1 Развитие избирательного права в Украине 5

1.2 Общая характеристика мажоритарной избирательной системы 12

1.3 Общая характеристика пропорциональной избирательной системы 14

2. Конституционные принципы избирательного права в Украине 19
3. Избирательный процесс и его основные стадии 24

Заключение 28

Список литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности су-ществовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обще-ствах Греции и Рима выборы также представляли собой важней-ший принцип государственности. В феодальном обществе опреде-ленные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое зна-чение выборы приобрели с развитием капиталистических обще-ственных отношений и появлением республиканской формы прав-ления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган - парламент - наиболее адек-ватно отвечал общественным отношениям нового капиталистичес-кого строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борь-бы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политическо-го режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фаль-сификация результатов голосования, как правило, означают пе-реход к авторитарным методам осуществления власти.

Избирательное право - один из важнейших институтов кон-ституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой полити-ческой борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего зако-нодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных инсти-тутов конституционного права, состоящий из правовых норм, санк-ционированных законом правил и сложившихся на практике обы-чаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных ор-ганов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и при-знанных действительными, а также недействительными, голо-сов избирателей и выявление победителей на выборах.

Для определения результатов голосования используются спе-циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо-сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра-диционными и наиболее распространенными избирательными сис-темами являются две: система пропорционального представитель-ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис-пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Понятие избирательного права Украины

Развитие избирательного права в Украине

Выборность на территории современной Украины существовала с момента возникновения государства. Элементы выборности наблюдаются, в частности, у славянских племен. Руководство в этих племенах принадлежало лучшим людям, которые избирались. Это были преимущественно представители признанных родов, которые приобрели уважение своей деятельностью. Они собирались на "вече" - совет, где решали важные вопросы жизни племени, войны и мира [6, С. 50-60].

С образованием и укреплением Киевского государства принципы выборности приобрели общий характер, хотя публичная власть в Киевской Руси еще не имела парламентских форм.

Дальнейшее развитие института выборности в Украине связывается с существованием Гетманского государства, Запорожской Сечи и Слободской Украины, им присуща одна и одна и та же форма государственного управления - демократическая республика. Носителем суверенной власти в этих республиках выступает весь народ. Общей для названных государственных образований была тенденция объединения функций общественно-политических, государственных с военными. Все государственные учреждения без исключений формировались только путем выборов. Акт, который имеет название "Правовой Уклад и Конституции относительно прав и вольностей войска Запорожского", названный Конституцией Украины 1710 г. гетмана Филиппа Орлика, можно считать первым нормативным актом писаного избирательного права Украины, поскольку он впервые фиксировал принципы деятельности органов государственной власти, порядок, сроки и периодичность созыва высшего представительного органа тех времен - Генерального Совета [7, С.40].

Особое место в истории становления института выборности при условиях восстановления украинской государственности занимают выборы в Учредительное собрание Украинской Народной Республики. Нормы Конституции Украинской Народной Республики, которые формировали основы избирательного права Украины к тому времени, вместе с Законом о выборах в Украинского Учредительного Собрания составляют значительную долю в истории возрождения демократических основ выборов в высшие представительные органов. Положительные демократические тенденции сказывались, во-первых, в том, что выборы должны были осуществляться на основе общего, равного, прямого избирательного и тайного голосования с соблюдением принципа пропорционального представительства. Выборы проводились по избирательным округам; во-вторых, устанавливалась система специальных самостоятельных, негосударственных избирательных органов - избирательные комиссии, на основе коалиционного членства. Требовалось обязательное членство юристов, представителей местных государственных властных структур, органов самоуправления. Предполагалась широкая компетенция системы избирательных комиссий: они рассматривали все без исключения вопроса выборов. Деятельность избирательных комиссий осуществлялась открыто и гласно. Главная комиссия имела свой печатный орган. В-третьих, законом устанавливалась довольно широкая и глубокая регламентация всех без исключения стадий избирательного процесса. Процедуры голосования и подсчета голосов отработанные были на уровне, близкому к современным требованиям; в-четвертых, существовала система судебной защиты избирательных прав граждан. Тем не менее, выборы в Украинское Учредительное Собрание состоялись не на всей территории Украины, а лишь в отдельных регионах. Таким образом, вопреки всей своей демократичности, законодательство о выборах УНР не было реализовано в полном объеме.

Особый период развития избирательного права Украины составляет советское избирательное право. Концептуальным моментом относительно его развития выступает тезис Ленина о неприемлемости парламентаризма как модели организации политической власти. Советская избирательная система, конечно, не была постоянной.

Основными характерными признаками первого периода установления так называемой «пролетарской» избирательной системы были:

первое - внедрение выборов на принципах не общего, косвенного, неравного избирательного права при открытом голосовании;

второе - существование в законодательстве открытого перечня политических, социальных, экономических, религиозных цензов относительно избирательных прав;

третье - отсутствие установленной законом системы проведения выборов и подсчета голосов; выборы проводились аналогично с выборами в партийные органы; четвертое - отсутствие систематизированного законодательства;

пятое - в начале периода - отсутствие системы избирательных комиссий, а потом временное их существование при соответствующих исполнительных государственных органах, которые закладывали основы для широких полномочий последних по организации и проведению выборов;

шестое - отсутствие судебной защиты прав граждан;

седьмое - учреждения специфических форм контроля за проведением выборов, непредвиденных законодательством, со стороны партийных и репрессивных государственных органов.

Начинания второго периода развития советской избирательной системы связаны с Конституцией СССР 1936 г. Избирательной системе этого периода присущий следующие признаки:

1) выборы проводились на принципах общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

2) подсчет результатов выборов осуществлялся фактически по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства;

3) законом устанавливались условия действительности выборов;

4) ликвидировались избирательные цензы, которые существовали раньше, кроме предусмотренных в законе;

5) устанавливался круг субъектов выдвижения депутатов;

6) существовала система избирательных комиссий во главе с Центральной, тем не менее чрезвычайно широкую компетенцию по организации и проведению выборов имели исполнительные органы советов народных депутатов;

7) с 1936 г. до 1977-1978 гг. общее правовое регулирование выборов высших представительных органов Украины осуществлялось на основе Конституции СССР, Конституции УССР и подзаконных актов: "Положения о выборах в Верховной Рады УССР от 21.02.1938г., "Положения о выборах в УССР" от 26.10.1946г., "Положения о выборах в Верховный Совет" от 12.12. 1950 г., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г. - соответствующими нормами этих Конституций и Законом "О выборах в Верховный Совет Украинской ССР" от 19.12.1978 г.

С 1936 г. в советской избирательной системе вводится своеобразная "двойная стандартизация" для оценки избирательного права и практики проведения выборов: одна шкала - декларированная социалистическая демократия, построенная на принципах общих, равных, прямых и тайных выборов; другая - для внутреннего пользования, направленная на обеспечение руководящей роли партии в обществе и государстве. Это давало возможность на протяжении долгих лет существовать режиму, при котором народ фактически был смещен от реального участия в установлении власти, выборы были ничем другим, как проверкой избирателей на благонадежность и лояльность по отношению к партии и государства, а роль избирательного права и, собственно, самого избирательного законодательства (как совокупности материальных и процессуальных норм) сводилась почти на нет.

Последний период советской избирательной системы начался в 1985 г. с реформирования всего массива избирательного законодательства на территории СССР, в том числе в УССР. Избирательные кампании 1988-1990гг. можно назвать первыми демократическими, или, по крайней мере, полудемократичными выборами в СССР. Впервые, за период существования советской власти в процессе выборов властвовала политическая борьба, разнообразие мыслей и кандидатов. Основные новеллы реформы избирательного законодательства были связаны с:

1) утверждением, как в законодательстве, так и в избирательной практике, общепринятых принципов избирательного права и внедрением новелл, таких как состязательность или альтернативность, гласность, с расширением гарантий внедрения этих принципов избирательного права в течение всего избирательного процесса;

2) расширением сферы судебной защиты избирательных прав;

3) внедрением более четкого правового регулирования всех процедур избирательного процесса.

После получения Украиной независимости и создания собственной государственности избирательное законодательство претерпело изменения. На текущий момент систему действующего избирательного законодательства составляют 4 группы законодательных актов:

1) Конституция Украины;

2) система специальных законов Украины о выборах: Закон "О выборах народных депутатов Украины" [8]; Закон "О выборах Президента Украины" [9]; Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" [10]; Закон "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым"; Закон "Про Центральную избирательную комиссию"; Закон "Об особенностях участия граждан Украины из числа депортированных из Крыма в выборах депутатов местных советов в Автономной Республике Крым";

3) нормативно-правовые акты конституционного законодательства: Закон "О гражданстве Украины"; Закон "Об объединение граждан"; Закон "Об языке" и др.;

4) положения нормативных актов сопредельных областей, которые регулируют избирательный процесс: нормы административного, трудового, жилого, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, пенсионного, финансового, хозяйственного, таможенного, информационного, семейного, экологического законодательства, законодательства о связи.

Итак, становление института выборов в Украине прошло сложный путь. Исторический анализ свидетельствует, что украинская нация осуществила свой взнос в казну общечеловеческих достояний, таких как непосредственная демократия, свобода и т.п.

На современном этапе понятие избирательного права используется для обозначения двух юридических явлений. Во-первых, объективное из-бирательное право - это система конституционно-правовых норм, ре-гулирующих общественные отношения, связанные с выборами форми-рование органов государственной власти и местного самоуправления.
Во-вторых, субъективное избирательное право - это право граждан участвовать в выборах органов государства или местного самоуправле-ния.
В свою очередь, субъективное право подразделяется на активное и пассивное.
Активное избирательное право - это право избирать при голосовании на выборах.
Пассивное избирательное право - это право быть избранным в выборные органы государства или самоуправления, право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвиже-ние, право участвовать в формировании избирательных органов, в вы-движении кандидатов, оспаривать итоги выборов и т.д.
Любые общественные отношения предусматривают четкое опреде-ление круга их участников, субъектов, их основные права и обязанно-сти. Субъектами избирательного права и отношений, связанных с ним, в Украине являются: физические лица, которые имеют право голоса, т.е. граждане Украины; органы государственной власти, которые назначают внеочередные выборы (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Верховная Рада Автономной республики Крым); органы го-сударственной власти, которые организуют проведение выборов (Ка-бинета Министров, министерства и другие центральные и местные ор-ганы государственной исполнительной власти и органы местного само-управления); органы судебной власти; избирательные органы (комис-сии); кандидаты в депутаты и их доверенные лица; политические пар-тии и их блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты; официальные наблюдатели от партии и (блоков) - субъектов избирательного процес-са, от кандидатов в депутаты, от иностранных государств и междуна-родных организаций.[19]
Все вопросы, связанные с выборами, в Украине регулируются Кон-ституцией и законами Украины.
Данное законодательство определяет характер избирательной сис-темы в Украине, принципы избирательного права, стадии избиратель-ного процесса, устанавливает основания для привлечения к ответствен-ности за нарушение избирательного законодательства.
Избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и мест-ного самоуправления, составляющие порядок выборов. Это способ рас-пределения мандатов в выборных органах в соответствии с результатами голосования. Известно 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

При мажоритарной системе избранным является тот кандидат, который набрал установленное большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан-дидат должен получить большинство голосов избирателей данно-го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези-дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира-тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы-ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го-лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це-лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира-ет все мандаты по данному округу.
Мажоритарная система предусматривает распределение ман-датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо-сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо-ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра-зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль-ности существующей системы. В зависимости от того, какого большинства требует закон, мажоритарная система может быть трех видов:
относительного большинства;
абсолютного большин-ства;
квалифицированного большинства.
По мажоритарной системе относительного большинства депутатом считается тот, кто на выборах получил больше голосов, чем любой из его соперников. Положительным в этой системе является то, что голо-сование осуществляется в один тур, а недостатком - утрата голосов, поданных против победившего кандидата.
Мажоритарная система абсолютного большинства требует для из-брания абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра-не. Если никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требу-емого большинства голосов, возможно проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются .два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосо-вания. Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не допуска-ются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых случаях законом может быть предусмотрено проведе-ние второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, в частности в перебалло-тировке могут участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре менее установленного мини-мума голосов, могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В данном случае для уча-стия в выборах допускаются два кандидата, собравшие наиболь-шее число голосов в первом туре голосования избирателей. Изби-рательные законы некоторых стран предусматривают гипотети-ческий случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий.
При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства:
а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей;
б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов;
в) от общего числа поданных действительных голосов.
При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших пораже-ние на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голо-сов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во вто-рой тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифици-рованного большинства депутатом считается тот, кто на выборах полу-чил большинство голосов, установленное законом, но обязательно пре-вышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.).

Общая характеристика пропорциональной избирательной системы

Система пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства.
Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп-равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя-ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ-ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу-лярностью среди избирателей.
Распределение депутатских мест по пропорциональной сис-теме осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ.
В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в изби-рательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установ-ленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распреде-ляемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного оп-ределения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математи-ка - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последова-тельно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.