На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет. Принципы проведения в РФ выборов и референдума: всеобщность, равноправие, свобода участия, комиссии. Мажоритарная система в одномандатных округах.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Избирательное право и избирательные системы в РФ
План
1. Понятие и источники избирательного права.
2. Принципы избирательного права.
3. Избирательный процесс.
4. Виды избирательных систем.
Вопрос № 1. Понятие и источники избирательного права.
Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Последующими указами Президента Российской Федерации, исходя из принципиальных положений существовавшего к этому времени проекта новой Конституции Российской Федерации, были утверждены Положение о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года) продолжилось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов Российской Федерации были приняты пакеты законодательных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.
Федеральная Конституция установила основы и принципы государственного строя, систему органов государственной власти и местного самоуправления, которые в корне изменили порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Именно из этих конституционных начал и вытекают современные основы избирательных прав российских граждан. Российская Федерация, согласно статьям 1 и 10 Конституции, есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В статье 3 Конституции зафиксировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Словосочетание «избирательное право» в юридической науке имеет два значения. Первое значение -- это субъективное право гражданина РФ избирать и быть избранным. Как видим, сама формулировка избирательного права с этой позиции имеет в своей структуре две части: ПРАВО ИЗБИРАТЬ и ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМ. Остановимся поподробнее на каждом из этих прав.
Право избирать (активное избирательное право) принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Верхнего возрастного ценза для активного избирательного права в РФ не предусмотрено.
Право быть избранным ( пассивное избирательное право ) имеет более высокий возрастной ценз по сравнению с активным избирательным правом, в зависимости от должности, на которую претендует кандидат. Так для депутатов Государственной Думы минимальный возраст установлен 21 год, для Президента РФ - 35 лет и т.п.. Верхнего возрастного ценза для пассивного избирательного права также не установлено.
Что же касается второго значения избирательного права, то оно рассматривается с объективной стороны, как система правовых норм, регламентирующих периоды выборов депутатов законодательных ( представительных ) органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.
Первым федеральным законом в цепи новейшего избирательного законодательства, принятым в соответствии с федеральной Конституцией, стал Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.), отмененный (и - соответственно - замененный) Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 25 сентября 1994 г. А в последующем ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. Этот акт зафиксировал базовые положения и «стандарты» демократических свободных выборов: принципы участия граждан в выборах, основные стадии и процедуры избирательного процесса, гарантии избирательных прав граждан и деятельности других участников избирательной кампании, определил статус избирательных комиссий и регламентировал ряд других вопросов организации и проведения выборов. По российской Конституции, данному Федеральному закону не могут противоречить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о выборах.
Федеральный закон развил положения Конституции о выборах и восполнил некоторые ее пробелы. Так, по Конституции на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании предусмотрено избрание только Президента Российской Федерации (ст. 81). Закон же провозгласил, что эти принципы применимы для всех выборов в Российской Федерации.
Избирательное право является одним из динамично развивающихся институтов в общей системе публичного конституционного права, регулирующего вопросы ротации власти по итогам выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. В настоящее время уже сложились три нормативных массива - федеральный, субъектов РФ и муниципальный, которые являясь относительно самостоятельными регулируют общественные отношения в области избирательных правоотношений.
Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ и регулирующие порядок осуществления этого права.
Считаю необходимым рассмотреть источники избирательного права подробно.
Среди источников избирательного права в науке выделяют следующие:
КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая является основным источником избирательного права. Ее нормы являются исходными для всего избирательного законодательства. Именно в Конституции РФ записано, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя РФ. Конституция РФ определяет содержание избирательных прав граждан РФ ( ст .32 Конституции РФ ). Конституция РФ определят круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами РФ, и устанавливает уровень их нормативного урегулирования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ являются наиболее распространенным видом источников избирательного права в РФ. Именно ими регулируются проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан РФ
при проведении выборов во все государственные органы власти и органы и органы местного самоуправления РФ. Среди таких законов можно выделить следующие:
ФКЗ « О референдуме РФ»; обозначенный выше Ф3 №67; ФЗ « О выборах Президента РФ»; ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»; ФЗ « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; ФЗ « О политических партиях» и др.
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ обеспечивают реализацию избирательных прав граждан РФ, но сами непосредственно не определяют эти права и не устанавливают собственно процедуры проведения выборов.
СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ. Многие авторы относят их к источникам избирательных прав, и в первую очередь решения Конституционного Суда РФ, в которых речь идет о конституционных правах граждан избирать и быть избранными. Это находит свое проявление в том, что только Конституционный Суд РФ имеет право давать официальное, а стало быть, общеобязательное толкование Конституции РФ, прекращает действие правовых норм, которые он сам признает не соответствующими Конституции РФ. Эта деятельность Конституционного Суда РФ имеет ярко выраженное нормативное значение и по форме может рассматриваться как правовая норма.
КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) И ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.
Они устанавливают порядок выборов в органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяются срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Система избирательных законов субъектов РФ, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы местного самоуправления.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ.
Их отличительной особенностью является то, что они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
а) по степени определенности в федеральном избирательном законодательстве:
- прямо обозначенные в федеральном законе;
- прямо не обозначенные в федеральном законе, но издаваемые на его
основе;
б) по юридической силе:
- нормативные акты прямого действия;
- нормативные акты, содержащие поручения избирательным комиссиям субъектов РФ работать и принять определенный нормативный акт; акты-рекомендации;
по предмету правового регулирования:
- нормативные акты, регулирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов, деятельности избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей;
- нормативные акты, регулирующие порядок ведения предвыборной агитации и финансирования
Нормативные акты, касающиеся подготовки и проведения выборов, определения их результатов избирательными комиссиями.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Они могут определять ряд избирательных процедур в соответствии с действующим законодательством.
2. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.
Основными принципами избирательного права являются те закрепленные нормами права требования и условия, без соблюдения которых выборы не могут быть признаны законными.
Принципы проведения в РФ выборов и референдума закреплены в ст.З Ф3№67, где в частях 1 и 2 сказано следующее:
«... Гражданин Российской Федерации участвует в выборах и референдуме на основе всеобщего равного прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным ...»
Таким образом, считаю возможным выделить следующие принципы:
- Всеобщее право;
- Равное право;
- Прямое голосование;
- Тайное Голосование;
- Свобода участия.
Раскроем сущность каждого из этих принципов:
ВСЕОБЩНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА означает то, что правом на участие в выборах и референдуме обладают все граждане РФ, не зависимо от пола, расы, национальной и иной принадлежности, за исключением случаев приведенных выше.
Активным избирательным правом обладает гражданин РФ, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления.
На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных условиях. Если на выборах в законодательный ( представительный ) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа, с разным числом мандатов, то каждый избиратель имеет равное число голосов.
ПРЯМОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, т.е. гражданин РФ голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата ( список кандидатов ) или против всех кандидатов ( списков кандидатов ), за внесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. Таким образом, именно волеизъявление самих избирателей и является ответом на поставленный вопрос, а решение принимается без посредников.
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, в процессе голосования исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Для этого отводятся специальные места для голосования, в зданиях ставятся изолированные кабинки, в которые избиратели входят и на момент голосования находятся там по одному, бюллетень для голосования не имеет нумерации, что также исключает возможность установить лицо, отдавшее свой голос в бюллетене за того или иного кандидата.
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ. Данный принцип исходит из того, что участие в выборах и референдуме является правом, а не обязанностью гражданина, а стало быть он сам, а никто другой, решает будет ли он участвовать в выборах или референдуме, отдаст он свой голос за того или иного кандидата, против всех кандидатов, за или против поставленного на референдуме вопрос.
Рассмотрим эти принципы более детально.
Всеобщее избирательное право (согласно статье 4 названного Федерального закона) означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Недопустимость ограничений избирательных прав граждан вытекает из статьи 19 Конституции, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных выше обстоятельств.
В то же время, согласно статье 32 Конституции и Федеральному закону, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Следует отметить, что эти ограничения носят временный характер. Они автоматически снимаются после освобождения из мест лишения свободы или при признании гражданина по решению суда дееспособным. Избирательными правами не обладают также проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором Российской Федерации, Федеральным законом не установлено иное.
Активное избирательное право (право избирать), как мы видим, возникает у гражданина Российской Федерации по достижении 18-летнего возраста. Основания и порядок приобретения российского гражданства определяет Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. Однако приобретение гражданином пассивного избирательного права (права быть избранным) Конституцией и федеральным законодательством поставлено, в ряде случаев при выборах Президента Российской Федерации, в зависимость от дополнительных факторов или условий, прежде всего от достижения определенного возраста, а также от срока проживания гражданина на определенной территории Российской Федерации. Другими словами, оно ограничено цензами (возрастными и оседлости). Введение иных, помимо перечисленных, дополнительных цензов недопустимо. Установление же конкретных ограничений по возрасту и сроку проживания зависит от характера выборов.
Так, согласно статьям 81 и 97 Конституции, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан определил, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления. Если выборы проводятся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, то этой территорией является территория этого субъекта Федерации. При выборах в органы местного самоуправления территорией проживания является территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Применительно к активному избирательному праву это означает, что каждый избиратель имеет равное (одинаковое) количество голосов при голосовании, а также имеет право на равное с другими избирателями представительство депутатов в законодательных (представительных) органах власти и выборных органах местного самоуправления. Последнее основание обеспечивается за счет образования при выборах примерно равных по численности избирателей избирательных округов. Принцип равного избирательного права обеспечивается еще и тем, что избиратель включается только в один список избирателей на избирательном участке по месту своего постоянного или преимущественного проживания и может голосовать только один раз.
Количество голосов, которыми обладает избиратель, зависит от применяемой при выборах в тот или иной орган избирательной системы, а при референдуме - от количества вопросов, выносимых на всенародное голосование. К примеру, если выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе в одномандатных округах, каждый избиратель имеет право на один голос. Если же выборы проводятся по той же системе, но в много мандатных округах, избиратель получает столько голосов, сколько необходимо избрать депутатов по округу. При выборах по смешанной избирательной системе (при одновременном применении мажоритарной системы и системы пропорционального представительства) избиратель обладает, как минимум, двумя голосами: один голос он вправе отдать за кандидата по одномандатному избирательному округу (или проголосовать против всех кандидатов), а второй - за список избирательного объединения (или проголосовать против всех списков).
Именно по смешанной избирательной системе проводятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Государственная Дума состоит из 450 депутатов: 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ -один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками.
При выборах депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает и заполняет два избирательных бюллетеня различной формы -- избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу и избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу. В первом бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от наименования того избирательного объединения, избирательного блока, за федеральный список кандидатов которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех федеральных списков кандидатов». Во втором избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». Следовательно, он обладает двумя голосами.
Применительно к реализации пассивного избирательного права принцип равного избирательного права означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые условия для реализации их права быть избранными. Любой гражданин в зависимости от характера выборов, достигнув определенного возраста и постоянно или преимущественно проживая на территории, где проводятся выборы, имеет право наравне с другими выдвигать свою кандидатуру и претендовать на избрание. Все кандидаты должны обладать равными правами и нести равные обязанности на всех стадиях избирательного процесса, в частности, они должны иметь равные возможности в ведении предвыборной агитации и создании избирательных фондов, быть равны перед законом и судом.
Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют устанавливать прямую связь между избирателями и депутатами, главами исполнительных органов государственной власти и выборными должностными лицами органов местного самоуправления. Вместе с тем, по федеральному избирательному законодательству, в отношениях между депутатами и избирателями в настоящее время не предусмотрен так называемый императивный мандат, который должен был бы включать в себя обязательность наказов избирателей своим кандидатам при выборах, систематические отчеты депутатов перед избирателями и право отзыва депутатов при невыполнении ими наказов избирателей.
Тайное голосование означает, что при выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Достигается это целым рядом предусмотренных в законодательстве организационных мер. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Заполняются бюллетени избирателями в специально оборудованных кабинах или комнатах, в которых не допускается присутствие иных лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные избирательные ящики. Член участковой избирательной комиссии должен быть немедленно отстранен от участия в ее работе, а наблюдатель должен быть удален из помещения для голосования, если они нарушат тайну голосования или попытаются повлиять на волеизъявление избирателя.
3. Избирательный процесс.
Процесс выборов (или избирательный процесс), независимо от характера и уровня выборов, включает в себя целый ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в некоторых случаях взаимопроникающих, этапов и процедур: назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и определение результатов выборов. На каждом из этапов законодательством определены участники правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии, обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе, зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими решений.
Рассмотрим кратко основные этапы избирательного процесса на примере федеральных выборов.
I. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По Федеральному закону о выборах Президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Президента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Согласно ст. 84 федеральной Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть также не менее четырех месяцев.
В случае если С и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.