На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86009


Наименование:


Курсовик Проблема национального характер в рассказах В. М. Шукшина.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 25.03.2015. Сдан: 2014. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт филологии и массовых коммуникаций.
Кафедра русской литературы


Проблема национального характер в рассказах В. М. Шукшина.

(курсовая работа)


Улан-Удэ
2014


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………...............3

2. Проблема национального характера в рассказах В.М. Шукшина……………………………………………………..............................4
2.1 Писатель, киноактер, режиссер....................................................................6
2.2 Загадка русской души в рассказах В. М. Шукшина...................................8
2.3 Концепция русского национального характера в рассказах В. М. Шукшина............................................................................................................14
3. Заключение…………………………………………….................................24
4. Список использованной литературы.........................…..............................27


1. Введение.
Двадцатый век является веком появления новых течений в литературе, где формируется новый взгляд на русскую литературу, меняется представление о ценностях этого мира. В двадцатом веке происходило множество событий, особо повлиявших на формирование национального характера. Мы рассмотрим несколько исторических событий, определим их влияние на литературу.Прежде всего– влияние революционных потрясений. Россия начала двадцатого века пережила, как известно, три революции(1905-1907 гг., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.) и предшествующие им войны –русско-японскую (1904-1905), первую мировую (1914-1918) и гражданскую войну. В бурное и грозное время противоборствовали три политические позиции: сторонников монархизма, защитников буржуазных реформ, идеологов пролетарской революции. Русской литературе всегда были чужды идеи любого насилия, как и буржуазного практицизма. Не принимались они и теперь. Л.Толстой в 1905 г. предчувствовал, что мир «стоит на пороге огромного преобразования». Изменению «формобщественной жизни» он предпослал, однако, духовное самоусовершенствование личности. «Высшие вопросы», помысли Ив. Бунина,«о сущности бытия, о назначении человека на Земле» приобрели редкий драматизм. Писатель осознавал свою «роль в людской безграничной толпе».
Путь к искусству лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы времени. И там, где конкретные явления как-то увязывались с этими проблемами, рождалось живое слово, яркий образ. Писатели стремились к творческому преображению мира. И путь к подлинному бытию лежал через самоуглубление художника. Таким образом, именно через самоуглубление художника создается новый образ, отражающий действительную реальность. И в этих образах отражается характер человека. На мой взгляд, проблема национального характера является очень важной и интересной, поскольку на протяжении многих лет она волновала умы многих писателей и ученых. Я выбрала эту тему, чтобы понять, каков он, русский человек, а, возможно и с целью самоидентификации. Кроме того, хотелось бы соотнести свой характер, характер окружающих меня людей с характером всего русского народа.
2. Проблема национального характера в рассказах В.М. Шукшина.
Начать я хотела бы с определения понятия национального характера. В философии, под словом характер понимается: «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии». Как особая область психологических исследований изучение характера получило развитие главным образом в немецкой психологии 1-ой половины 20-го века, находившей в значительной мере из идей философии жизни, феноменологии и др., причем термин «характер»нередко выступал как синоним личности.
В психологии, под термином «характер» подразумевается: «1. Первоначальное значение в переводе с латинского«надпись» или «маркировка, отличающая одну вещь от других» с целью ее идентификации. Хотя это значение все еще существует, более предпочтительны здесь синонимы «черта» или «характеристика». Когда этот термин употребляется в психологии, он означает: 2. общее количество или интеграция всех таких характеристик (черт), в результате дающие объединенное целое, которое показывает сущность (характер) ситуации, события или человека.
Современная психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности общественных отношений, подчеркивает социально-историческую обусловленность характера и рассматривает его как сложное единство индивидуального и типологического, как результат взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личностии ее воспитания».
В переводе с греческого языка, слово характер означает «отпечаток, признак».
Таким образом, национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.
Литературу 1960-1970 годов и всю современную прозу невозможно себе представить без Василия Шукшина, без его героев.
Простота художественного почерка писателя позволяет включать его произведения в различные парадигмы критических систем. Однако в настоящее время уже стало очевидно, что односторонний подход, проблемный, жанровый, тематический и другие, в отношении этого писателя обнаруживают свою недостаточность, поэтому необходимо продолжать исследование творчества В.М.Шукшина.
Моя работа посвящена разработке некоторых аспектов концепции национального характера на материале рассказов этого писателя. Это и является основной целью нашей работы. Она предполагает решение ряда задач:
1) выделить черты русского национального характера, который Шукшин считает основными для нашего народа, последовательно воплощает их в своих героях;
2) выявить типологию характеров в прозе Василия Шукшина. Актуальность данной работы определяется потребностью целостного подхода к прозе В. Шукшина и, в частности, к заявленной нами проблеме. Новизна нашего исследования заключается в выявлении как можно более подробной типологии характеров в творчестве писателя, в описании каждого типа с точки зрения отношения его к концепции русского национального характера в прозе Шукшина.
Наша гипотеза заключается в том, что все многообразие типов характера в рассказах В.Шукшина сливается в один. Все эти характеры вместе – разные грани единого русского национального характера. Произведения Шукшина привлекли меня своей необычайностью. Его герои видято кружающий их мир по-другому, не так как все, у них особое поведение, привычки. Этим меня и заинтересовал Шукшин.
В качестве исходного материала выступает литературное наследие Василия Шукшина. Для анализа взяты рассказы писателя (преимущественно 1970-х годов).
2.1 Писатель, киноактер, режиссер....
3. Заключение.
Из всего вышесказанного следует, что русский характер многогранен и загадочен. Время проходит, меняются жизненные устои, меняется сама литература и литературная жизнь. Но характер человека практически не меняется, остаются старые проблемы, главной из которых является проблема изучения тайн человеческой души. Изменяется окружающий мир, меняется и литературный процесс.
Сделав выводы, мы понимаем, что русский характер противоречив. В человеке одновременно может сочетаться добро и зло, любовь и ненависть и др. Порой, мы сами не догадываемся, какие тайны прячет в себе человеческая душа, каждый человек индивидуален сам по себе, и нельзя судить характер других людей по своему. Русский характер непредсказуем, его невозможно понять умом, можно только удивляться, насколько он необычен.
Исходя из своей гипотезы, сделав необходимые наблюдения, я поняла, что проблемой национального характера занимается и занималось множество писателей. И все они по-своему видят и оценивают человеческую душу, ведь каждый смотрит на мир своими глазами, поэтому и все окружающее, в том числе и характер человека каждый писатель воспринимает по-разному.
Таким образом, понятие русского характера можно найти не только в справочных материалах, но также и во многих литературных источниках, в том числе и в художественной литературе, где можно выявить отражение русского характера через художественные образы.
На страницах книг русских писателей русский человек предстает загадочной личностью, немного неординарной, но в основном, писатели описывают такие черты человеческого характера, которыми можно гордиться, благодаря которым и держатся человеческие отношения, а может быть, даже и целая нация.
Сейчас возможен следующий шаг в поисках и обретении нового взгляда на «страны родной минувшую судьбу», и судьбу человеческого характера. Главное – в осознании художниками величайшей ответственности за воспитание человеческой личности, за возможность ее достойного бытия.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что особый дар Шукшина, соединившего в себе писателя, режиссера и актера, позволил ему широко реализовать в своем творчестве новые художественные тенденции, обусловил вхождение его творчества в фонд общечеловеческих ценностей.
Василий Макарович Шукшин – уникальное явление русской культуры. «Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование», – писал С.П. Залыгин.
Свидетельство самого Шукшина, пожалуй, убедительнее всего подтверждает, что смысл всей духовности заключается в том, что она позволяет измерить рост человеческого в каждом человеке. При этом духовность не есть что-то спокойное, устойчивое (качество или свойство). У Шукшина действительность жизни выступает всегда в противоречиях и диссонансах. Создается впечатление, что о жизни ровной, линейной, запрограммированной и разумно устроенной не стоит и писать, поэтому пишет он о времени, когда «тяжко на душе...», когда человек работает до потери облика, потому что «не знает, куда девать себя».
Душа чаще всего рассматривается как мука, как боль, как тоска, как «нечто», от которого нельзя избавиться, не потеряв себя. Итак, существенно шукшинское видение души как реальности особого рода, находящейся в сложных, диалектических связях с объективной реальностью бытия человека, как противоречивого процесса реализации жизни сознания и подсознательного. Поиск XX в. в сфере научного познания духовности чрезвычайно противоречив и мало плодотворен. Доказательством этому могут служить попытки отыскать духовность в сфере экстрасенсорики, в космосе, религиозности, «зове крови» и т.д. Может быть, поэтому Шукшин еще в 1974 г. в интервью газете «Правда» скажет: «В постижении сложности - и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью - обретается опыт и разум человечества. Не случайно искусство во все века пристально рассматривало смятение души и - обязательно - поиски выхода из этих смятений, этих сомнений».
Говорить в наше время о Шукшине — это значит говорить о тех жизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература и которые питали ее, как великое Древо жизни питают силы Матери — сырой земли... Говорить о Шукшине — это говорить о русском человеке с его больной совестью и великой душой. Трудно говорить о Шукшине, потому что уже многое сказано. Но если не будем говорить, станем Иванами, не помнящими родства, которые отдали, по выражению Шукшина, «за понюх табаку» всю нашу русскую культуру. Людям моего поколения этого «наши деды, наши дети, наши внуки не велят»...
Каждый год в Сростках, на горе-Пикет, собираются тысячи людей из разных уголков Росси и не только России, чтобы поклониться той земле, где родился и вырос человек, который всю жизнь искал правду, который не мог мириться с равнодушием, черствостью, :ложью, который с обостренным чувством справедливости просил людей чуточку быть добрее.
И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.».
4. Список литературы
1. Шукшин В.М. Рассказы // Он же. Собрание сочинений в 6 книгах, кн.1-3. М.,1998.
2. Апухтина В.А. В зеркале сатиры Шукшина // Литературная учеба, 1981, № 1.
3. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. М., 1986.
4. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
5. Биличенко И.А. Герой Шукшина в оценке критики // Русская литература, 1980, № 2.
6. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.
7. Громов Е. Поэтика доброты // Москва, 1978, № 12.
8. Емельянов Л. В. Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983.
9. Изучение творчества Шукшина в школе. СПб., 1998.
10. Клитко А. Василий Шукшин и его герои // Глубина фокуса. М., 1981.
11. Коробов В. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
13. Толченова Н.П. Слово о Шукшине. М., 1982.
14. Черносвитов Е. Народные характеры Шукшина // Наш современник, 1988, № 12.
15. Черносвитов Е. Пройти по краю. М., 1989.
16. Философский Энциклопедический словарь – М.,: «Советская энциклопедия», 1983
17. Большой толковый психологический словарь – М.: «Вече-Аст



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.