На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы. Государственная Автоматизированная Система Выборы. Виды выборов и избирательных систем. Принципы организации и их проведения на примере муниципального образования город Новошахтинск.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новошахтинский филиал
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Реферат
на тему: Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов
Выполнила студентка группы МН33
Кулабухова Светлана
Проверил: преп. Романенко М.А.
г. Новошахтинск
2006г
План

Введение
1. Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов.
1.1 Понятие и виды избирательных систем
1.2 Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы
1.3 Понятие и виды выборов. Государственная Автоматизированная Система «Выборы»
1.4 Понятие и виды муниципальных выборов
1.5 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов
1.6 Правовое регулирование муниципальных выборов
1.7 Практика проведения выборов на примере муниципального образования город Новошахтинск
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение

Данная работа посвящена исследованию избирательных систем на муниципальных выборах.
В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.
Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства. Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
При организации и проведении выборов важное место отводится избирательным системам. В настоящее время в научной литературе отмечается повышенный интерес к проблеме совершенствования избирательных систем. Сам термин «избирательная система» трактуется противоречиво.
В большинстве зарубежных стран понятие «избирательная система» употребляется в узком смысле -- как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других уполномоченных лиц либо как порядок определения результатов выборов.
В отечественной науке вопрос о понятии избирательной системы является дискуссионным (подробнее на этом вопросе я остановлюсь в основной части работы).
Актуальность данной работы объясняется тем, что исследование эффективности избирательных систем на муниципальных выборах представляет большой интерес, так как данная тема недостаточно разработана в отечественной литературе.
Целью работы является исследование действующей избирательной системы на муниципальных выборах на примере муниципального образования город Новошахтинск, выявление эффективности, а также сильных и слабых сторон различных избирательных систем.
Исходя из цели, мною были определены основные задачи работы:
1. дать характеристику различным видам избирательных систем;
2. исследовать механизм действия муниципальных избирательных систем;
3. охарактеризовать основные виды выборов;
4. рассмотреть порядок организации и проведения муниципальных выборов на примере муниципального образования город Новошахтинск;
5. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме
1. Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов

1.1 Понятие и виды избирательных систем

В отечественной науке вопрос о понятии избирательной системы является дискуссионным. Российская юриспруденция традиционно различает понятие «избирательная система» в широком и узком смысле: «избирательная система» в широком смысле -- это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти; «избирательная система» в узком смысле -- способ голосования и определения результатов выборов. Имеется узкая трактовка этого термина, в рамках которой предпринята попытка раскрыть его юридическое содержание. Избирательная система в этом случае понимается как совокупность правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов.
Отечественные ученые А. В. Зиновьев и И.С. Поляшова отмечают, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, они предлагают отказаться от узкой трактовки термина «избирательная система» и рассматривать это понятие широко как совокупность юридических норм.[34,с.20-40]
Юсов С.В. предлагает комплексный подход к пониманию избирательной системы в широком смысле, в рамках которого имеет значение не только ее юридическая форма, но и социально-политическое содержание.[36,с.11]
Я считаю, что такой подход к пониманию избирательной системы является наиболее правильным и оптимальным. Избирательная система, как явление государственно-правовой действительности, существует в неразрывном единстве социально-политических и юридических характеристик. Она представляет собой совокупность социальных и политических субъектов, осуществляющих целенаправленную деятельность по реализации активного и пассивного избирательного права, организации по подготовке и проведению выборов, а также совокупность следующих элементов: избирательных правоотношений, избирательного процесса, избирательных технологий, избирательной практики, индивидуального и коллективного общественного «избирательного» сознания, правовой и политической культуры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления также уставами муниципальных образований).
Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие - создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие - для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Существуют виды избирательных систем, которые могут эффективно применяться в условиях «партийного государства» и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что, безусловно, необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер содержания этих искажений для разных ее моделей не одинаковы.
В Российской Федерации детальные правила в отношении избирательной системы установлены конституцией только для выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д.
Применявшиеся в Российской федерации разновидности избирательной системы, к сожалению, далеки от совершенства, и вызывают обоснованную критику со стороны специалистов, парламентариев, политиков и политических организаций. Пожалуй, как ни в одной другой сфере избирательного законодательства, именно применительно к моделированию избирательной системы России особое место приобретает изучение мирового опыта организации выборов, определения их победителей. Последний отличается многообразием: чем шире круг известных нам моделей избирательной системы, чем больше мы знаем о них, тем больше шансы подобрать в этом многообразии, ту одну модель, которая будет в наибольшей степени соответствовать условиям определенного субъекта местного самоуправления, региона, Российского государства в целом.
Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная, а также смешанная избирательные системы.
Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских выборах). Эта система имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности - мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.
Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше.
Мажоритарная система абсолютного большинства (используется в России, Франции) предусматривает, что для избрания необходимо получить 50% голосов плюс один голос от числа принявших участие в выборах избирателей или от числа избирателей всего округа. Если не кто из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, то через некоторое время проводится второй тур. Во втором туре участвуют либо два кандидата, набравшие наибольшие число голосов в первом туре, либо кандидаты, получившие установленный законом процент голосов. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник. Иногда устанавливается определенный минимум избирателей, явка которых к урнам является условием для того, чтобы выборы считались состоявшимися. В России на основе мажоритарной системы абсолютного большинства избираются Президент РФ, президенты республик в составе РФ, главы исполнительной власти других субъектов РФ, многие региональные парламенты.
К преимуществам этой системы относят то, что она дает меньше искажений по сравнению с другими системами, в частности, с мажоритарной системой относительного большинства. Недостаток этой системы связан с тем, что при наличии нескольких кандидатов, редко удается кому-нибудь из них получить более 50%, а, следовательно, возникает необходимость проведения второго тура выборов, что влечет дополнительные финансовые затраты.
Так в 1996 году выборы президента РФ проходили в два тура. В первом туре не один из 10 кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. Было проведено повторное голосование, в результате которого Б.Н.Ельцин получил 53,8% голосов, а его соперник Г.А.Зюганов - 40,3%. В 2000 году выборы президента РФ прошли в один тур: уже в первом туре В.В.Путин получил 52,9% голосов.
При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке. В России по пропорциональной системе избираются депутаты Госдумы РФ.
К числу достоинств данной системы можно отнести следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Однако, это достоинство не абсолютно: в тех странах (а к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий «заградительный барьер» также происходит потеря голосов избирателей. Во-вторых, пропорциональная система позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.
Однако критики пропорциональной избирательной системы приводят ряд своих контраргументов. Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы относят: во-первых, то что данная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства. Во-вторых, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных членов. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе только по лидеру. Такая ситуация сложилась на выборах в Государственную Думу РФ в 1999году. За избирательное объединение «Единство» российские избиратели проголосовали потому, что это объединение открыто, поддержал занимавший тогда пост премьер-министра В.В.Путин - политик с высоким рейтингом доверия. Значимым был фактор - поддержка со стороны популярного лидера.
Следующий вид - смешанная избирательная система, которая предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Я считаю такой вариант избирательной системы наиболее оптимальным так как, таким образом соединяются преимущества различных систем и по возможности исключаются или компенсируются их недостатки.
В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 по пропорциональной избирательной системе.
Также на избирательную систему в значительной степени влияет государственность и даже, в определенном смысле, формирует ее. Так, Российская Федерация -- это государство, имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и самостоятельную систему органов местного самоуправления. Вследствие этого актуален вопрос о правомерности разграничения федеральной, региональных и муниципальных избирательных систем, который является дискуссионным в отечественной науке. При выборах в органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать его. Можно согласиться с М.В. Баглаем в том, что такой подход, с одной стороны, обеспечивает относительное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой -- порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.[28,с.340] Различия несущественны, но они все же есть, поэтому я считаю, что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех нельзя. Думаю, не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действует одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. Также к этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
1.2 Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы

Местное самоуправление выступает объективной основой процесса формирования и развития муниципального избирательного права, являющегося неотъемлемой частью избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.
Местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы власти народа, самостоятельного уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению и имеющего свои органы власти, предметы ведения и полномочия, собственную финансово-экономическую базу.[44,с.14]
Современный этап развития местного самоуправления в России характеризуется его широкомасштабной реформой, попыткой найти наиболее оптимальную модель организации местной (муниципальной) власти, отвечающей задачам укрепления государства, его единства, эффективного осуществления власти на местном уровне.
Реформа местного самоуправления осуществляется на основе Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. Новый Закон вносит существенные коррективы в организационно-территориальную структуру местного самоуправления. Это касается:
-- принципов территориальной организации местного самоуправления (предусматривается унификация территориальной организации местного самоуправления, вводятся дополнительные требования к созданию муниципальных образований и т. д.);
-- структуры и компетенции органов местного самоуправления (по-новому решается вопрос об определении структуры органов местного самоуправления, о статусе главы муниципального образования, о численном составе представительных органов местного самоуправления, их исключительных полномочиях и т. д.);
-- правовых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (закрепляются новые формы такого участия: публичные слушания и др.);
-- порядка и принципов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям (рассматриваемый Закон достаточно подробно регулирует данные вопросы, определяя конкретные механизмы реализации конституционных положений о возможности делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий);
-- пределов и форм правотворческой деятельности муниципальных образований (указанный Закон содержит специальную главу, посвященную муниципальным правовым актам).
Следует также учитывать, что рассматриваемый Закон расширяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере правового регулирования местного самоуправления, а также полномочия муниципальных образований, жестко ограничивая пределы правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ, чтобы не допускать произвольного вторжения региональных органов власти в компетенцию муниципальных образований. В связи с этим значительная часть вопросов, которые ранее решались субъектами РФ, отнесена к компетенции федеральных органов власти, а в ряде случаев -- к компетенции муниципальных образований.
Я думаю, что в ходе реформы местного самоуправления необходимо также решить вопросы, связанные с развитием гражданского общества, системы различных форм самоорганизации и самодеятельности населения. Ибо в тесном взаимодействии с ними местное самоуправление может осуществлять свое социальное предназначение: эффективно решать вопросы местного значения, представлять и защищать интересы территориальных самоуправляемых коллективов, развивать различные социальные структуры самоорганизации населения, гражданские инициативы.
Понятие «муниципальная избирательная система» тесно связано с термином «местное самоуправление». Местное самоуправление в Российской Федерации характеризуется наличием ряда специфических признаков, в числе которых и осуществление муниципальной власти через выборные органы. Муниципальные избирательные системы призваны обеспечить демократизм местных выборов и легитимность местной власти.
Организация российских избирательных систем муниципального уровня регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, уставами муниципальных образований.
Теоретическое осмысление термина «муниципальная избирательная система» находится в стадии становления.
С учетом анализа положений избирательного и муниципального законодательства муниципальную избирательную систему следует определять, как совокупность средств и мер, создаваемых и используемых государством для организации публичной власти на местном уровне.
Мировой практике известны различные типы муниципальных избирательных систем: цензовые, куриальные (разрядная или классная), система множественных вотумов (плюральная), комбинированная, система пропорционального представительства.[44,с.56] Важной особенностью современной российской системы выборов на местах являются принципы всеобщего избирательного права, тайного голосования, добровольности, которые пронизывают всю многоуровневую нормативно-правовую базу муниципальных выборов, начиная с конституционных установлений и заканчивая актами местного нормотворчества муниципальных образований.
Основными субъектами муниципальной избирательной системы, влияющими на процесс и исход выборов, являются: граждане, кандидаты, политические партии, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, представительные органы местного самоуправления, избирательные комиссии.
Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании вида избирательной системы при проведении муниципальных выборов. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных ее форм.
Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками региональных законов является отсутствие вариативности видов избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы муниципальных образований. Преобладает мажоритарная избирательная система, которая используется в одномандатных избирательных округах. Это объясняется, по-видимому, следующими причинами: использование этой системы позволяет персонифицировать выборы, обеспечить возможность участия в выборах независимых кандидатов, что существенно в связи с неразвитостью нашей многопартийности (особенно на муниципальном уровне), стимулировать объединение избирателей вокруг определенных кандидатов, что важно в условиях множественности и конфликтности социальных интересов.
Однако в ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Красноярском крае и Нижегородской области, при проведении муниципальных выборов используется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система. При этом право на использование смешанной системы в ряде муниципальных образований, прямо перечисленных в законе Нижегородской области, было подтверждено судебными инстанциями.
Параметры муниципальных избирательных систем Ростовской области заложены в областном Уставе от 19.04.1996 года, в областных законах "О местном самоуправлении" от 26.12.1995 года, "О выборах глав муниципальных образований" от 11.12.2003 года, "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" от 24.09.2003 года, "О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований" от 11.03.2005 года, в уставах муниципальных образований.
Важной особенностью современной избирательной системы является увеличение числа выборных органов местного самоуправления, численности депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований, закрепление в федеральном законодательстве такой новой формы прямого волеизъявления, как голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования.
Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки, которые достаточно основательно проанализированы в юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муниципальных образованиях различного вида, отличающихся не только своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться различные виды избирательных систем.
С учетом указанного Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов -- допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).
Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях.
Я думаю, что для большинства муниципальных образований наиболее приемлема мажоритарная избирательная система, так как на муниципальных выборах обычно малое количество кандидатов и соответственно данная избирательная система дает наименьшие искажения итогов голосования. Я считаю, что муниципальные избирательные системы имеют немало особенностей, которые необходимо изучать и анализировать, в том числе для совершенствования действующего законодательства о выборах и об организации местного самоуправления.
1.3 понятие и виды выборов. Государственная автоматизированная система «выборы»

В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности, т.е. признанности обществом.
Юридическая энциклопедия дает следующее определение выборам: выборы - избрание путем голосования депутатов, глав государства, должностных лиц, членов организации.[]
Я считаю, что можно дать следующее определение выборам: выборы - способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.
Выборы по способу избрания подразделяются на прямые и непрямые выборы. Прямые выборы означают, что члены данного органа избираются непосредственно гражданами. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов местного самоуправления, Президент. В США - члены Сената и Палаты представителей; во Франции - Президент и члены парламента и т.д.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что члены представительного органа или единоличный выборный орган избираются выборщиками - лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган. Например, в США граждане избирают выборщиков, которые в свою очередь, избираются Президента страны. Они перестают быть выборщиками сразу после голосования. В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В истории можно найти примеры использования косвенных многостепенных выборов. В частности, в России - на выборах в государственную думу в период 1905-1917 гг. рабочие и крестьяне избирали выборщиков, избирающих выборщиков и т.д. И только выборщики третьей степени от рабочих, и выборщики четвертой степени от крестьян избирали депутатов.
Сторонники многостепенной системы считают, что при ней каждая коллегия выборщиков избирает из своей среды человека, которого знает лично и которому доверяет, а прямые выборы обрекают избирателя не знать своих депутатов, поскольку средства массовой информации выявляют внешность кандидатов и манеру держаться, но не государственные способности; пропорциональные же выборы по партийным спискам дают перевес большим и организованным партиям, вследствие чего в выборном органе могут быть не представлены интересы довольно большого числа избирателей.
По своим масштабам выборы обычно различаются на всеобщие, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичные, когда в них участвует лишь часть избирателей. Примерами всеобщих выборов могут служить президентские и парламентские выборы в стране, а частичных - довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.
Выборы также могут быть очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными (например, выборы в случае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными).
Избирательное право подразделяется на субъективное и объективное. Субъективное избирательное право представляет собой право избирать и быть избранным, которым обладает каждый отдельно взятый гражданин. Оно включает в себя активное и пассивное избирательное право. Под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме. Пассивное избирательное право - это право быть избранным, т.е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность. Обладание как активным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных стран связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Они именуются избирательными цензами. К таким избирательным цензам относится возрастной ценз. В России возрастной ценз для активного избирательного права в 18 лет был установлен сразу же после Октябрьской революции, закреплен в Конституции РСФСР 1918г. и сохранялся на протяжении всей последующей российской истории. Конституция России 1993г. также предусматривает достижение гражданами 18-летнего возраста для участия в голосовании. В большинстве других стран возрастной ценз для активного избирательного права был снижен до 18 лет гораздо позже: в США - в 1971г., в Великобритании, ФРГ и Франции - в 1974г. в Италии - в 1975г. Имеются примеры более низкого возрастного ценза: в Корейской Народно-демократической Республике граждане имеют право голоса с 17 лет, на Кубе и в Никарагуа - с 16 лет.
Объективное избирательное право - это основанное на определенной системе представление о должном и справедливом избирательном процессе, совокупность норм, исполнение которых обеспечивается государством, регулирующим процесс избрания членов представительных органов и отдельных должностных лиц. Выборы, порядок их организации и проведения, а также определение результатов регулируются объективным правом как совокупность юридических норм, регулирующих избирательный процесс. К основным принципам избирательного права в современных условиях можно отнести: всеобщность, равный характер выборов, тайное голосование.
В России данные принципы законодательно обеспечиваются Конституцией 1993г. и Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” 1997г. Эти же принципы на международном уровне закреплены в Декларации “О критериях свободных и справедливых выборов”, принятой на сессии Совета Межпарламентского Союза 1994г., где за ее принятие проголосовали представители всех 112 присутствовавших стран, в том числе Россия.
По уровням проведения выборы могут быть федерального, субъектов Федерации и муниципального уровня.
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Сегодня невозможно представить проведение избирательных кампаний без использования Государственной автоматизированной системы «Выборы». ГАС «Выборы» была призвана решать задачи по учету избирателей, фиксации процедур выдвижения и регистрации кандидатов, объединений и блоков, планированию этапов избирательных кампаний, подведению итогов голосования, а также для автоматизации других функций, стоящих перед избирательными комиссиями.
В 2003 году все элементы Государственной автоматизированной системы «Выборы» были в значительной степени усовершенствованы. Полностью заменены аппаратная и программная части комплексов средств автоматизации (КСА) всех уровней. В ГАС «Выборы» стали применяться новейшие программно-технические средства. С использованием модернизированной системы были проведены две избирательных кампании федерального уровня: выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва 7 декабря 2003 года и Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года.
В 2004-2005 годах в Ростовской области проводились выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. Использование ГАС «Выборы» в процессе подготовки и проведения данной избирательной кампании можно условно разделить на три этапа:
Планирование и подготовка избирательной кампании.
Получение оперативных данных об участии избирателей в выборах и о предварительных результатах голосования.
Подведение итогов выборов.
Одним из наиболее важных моментов на первом этапе применения ГАС «Выборы» является подготовка списков избирателей. Учитывая большую работу, проведенную во всех муниципальных образованиях области по уточнению полных данных об избирателях в базах данных, списки избирателей на этих выборах были особенно качественными. Базы данных об избирателях использовались повсеместно для проверки достоверности информации в подписных листах, представленных кандидатами.
Особенностью использования ГАС «Выборы» является предварительная отработка областных законов о местных выборах и подготовка более ста формализованных показателей -- норм избирательного законодательства, регулируемых на уровне областного закона. Это и нормативы, применяемые при выдвижении и регистрации кандидатов, и условия для принятия решения о результатах выборов, и описание строк протокола организующей комиссии, и многое другое. Эта работа была выполнена с помощью ГАС «Выборы» в Избирательной комиссии области совместно с юридическим отделом. В муниципальных избирательных комиссиях при подготовке к выборам необходимо было отработать устав муниципального образования. На базе уставов городов и районов готовятся такие формализованные показатели, которые являются индивидуальными. Например, количество депутатских мандатов.
Вся информация о выборах оперативно передавалась на КСА Избирательной комиссии Ростовской области и Центральной избирательной комиссии РФ. Впервые все желающие могли ознакомиться с ходом выдвижения и регистрации кандидатов, а также посмотреть предварительные итоги выборов через Интернет-портал Центральной избирательной комиссии.
Я считаю, положительным моментом использование ГАС «Выборы» при проведении выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления в Ростовской области в 2004 - 2005 годах. На мой взгляд, данная система значительно упрощает процесс подготовки и проведения избирательной кампании. Думаю, что дальнейшее развитие и совершенствование этой системы даст положительные результаты и упростит организацию и проведение выборов как на федеральном, так и на муниципальном уровнях.
1.4 Понятие и виды муниципальных выборов

Муниципальные выборы -- это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования.
Муниципальные выборы проводятся:
· во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);
· во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, можно дать более полное определение: муниципальные выборы -- это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Так, полномочия представительного органа местного самоуправления согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона (ответственность представительного органа муниципального образования перед государством). Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:
а) в случае принятия указанным органом в порядке, установленном в уставе муниципального образования, решения о самороспуске;
б) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
в) в случае преобразования муниципального образования (объединение или разделение муниципальных образований и т. д.).
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1. его смерти;
2. отставки по собственному желанию;
3. отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г.;
4. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -- участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления
9. отзыва избирателями;
10. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11. досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.[44,с.30]
Муниципальные выборы могут быть также повторными и дополнительными.
Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, -- полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).
Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » от 12 июня 2002г.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Таким образом, муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.
1.5 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов

Стандартами демократических выборов, говорится в Рекомендациях Межпарламентской ассамблеи государств -- участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (одобрены 5 декабря 2002г. в Санкт-Петербурге), являются такие принципы организации избирательного процесса, как право гражданина по достижению установленного конституцией и (или) законодательством возраста избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебного контроля, а также гражданского (общественного) и международного наблюдения за выборами
1. Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Законодательное регулирование этого права должно обеспечивать всем гражданам равные избирательные права, равные возможности для их реализации независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических и иных убеждений, социального происхождения и иных подобных обстоятельств. Я думаю, что вместе с тем нельзя рассматривать в качестве дискриминационных ограничений разумные, установленные законом, требования для осуществления избирательных прав граждан, а также ограничения, обусловленные необходимостью защиты конституционного строя, обеспечения национальной безопасности и общественного порядка и т.п.
2. Согласно Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3), Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 3), Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. (ст. 23) муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Вместе с тем это право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении 18 лет. Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие граждан в муниципальных выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система предусматривает наличие у избирателей более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Гарантией равного избирательного права является также законодательное требование к образованию избирательных округов: они образуются примерно с равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.
Принцип прямого голосования на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных законом, -- и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.
Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.
3.Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению 4.Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.
Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется также открыто и гласно.
Обеспечение гласности и открытости муниципальных выборов предполагает также создание необходимых условий для объективного освещения избирательной кампании средствами массовой информации, для осуществления общественного контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.
5.Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.
6.Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается
7.Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
8.Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные выборы, как и выборы государственных органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное законодательство, основываясь на международных избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.
1.6 Правовое регулирование муниципальных выборов

Для современного этапа развития законодательства о муниципальных выборах характерно следующее:
· совершенствование федеральной системы правовых гарантий, призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения демократичных и свободных муниципальных выборов, их открытость и гласность, подлинность их результатов;
· оптимизация времени и сроков проведения избирательных кампаний в муниципальных образованиях;
· увеличение объема правового регулирования организации и проведения муниципальных выборов на федеральном уровне в целях обеспечения единых избирательных стандартов и принципов;
· стремление ряда субъектов РФ кодифицировать избирательное законодательство, включая и законодательство о муниципальных выборах.
Я считаю необходимо отметить, что развитие избирательного законодательства в Российской Федерации свидетельствует, что законодатель придает важное значение повышению роли политических партий в избирательном процессе. По моему мнению, это прежде всего находит отражение в правовом регулировании порядка выдвижения кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Эта тенденция в целом прослеживается и в правовом регулировании муниципальных выборов. Однако следует учитывать, что специфика муниципальных выборов предполагает участие в них не только политических партий, но и различных местных общественных объединений граждан. И эта проблема также находит свое отражение в развитии законодательства о муниципальных выборах, хотя, на мой взгляд, нуждается большем внимании федерального законодателя.
Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того, нельзя забывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, учитываемые в практике правого регулирования муниципальных выборов.
На федеральном уровне правового регулирования закрепляются основные принципы организации и проведения муниципальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.