На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86065


Наименование:


Диплом ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.03.2015. Сдан: 2014. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ\
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего
возраста…………………………………………………………………………...7
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста………………7
1.2 Проблема игровой деятельности детей в психолого-педагогической
литературе…………………………………………………………………..13
1.3 Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности…...20
1.4 Специфика игровой деятельности детей третьего года жизни………….24
2 Опытно-экспериментальная работа по методике использования игр в
сенсорном развитии детей раннего возраста…………………………………29
2.1 Задачи опытно - экспериментального исследования игровой
деятельности детей раннего возраста, его организация…………………29
2.2 Содержание работы по организации игровой деятельности детей
раннего возраста……………………………………………………………33
2.3 Методика руководства игровой деятельностью детей раннего возраста и
проверка ее эффективности……………………………………………….37
2.4 Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности
детей раннего возраста…………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованных источников…………………………………………...60


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Раннее детство - от одного до трех лет - сензитивный период развития ребенка. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии ребенка - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. В первые годы жизни закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях детство будет протекать, зависит будущее ребенка
В раннем возрасте вся деятельность подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - память, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Проблема сенсорного развития детей привлекала таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.Чтобы привлечь ребенка раннего возраста к овладению сенсорным опытом, выработать устойчивые представления о свойствах предметов, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Одним из эффективных методов сенсорного развития детей раннего возраста является игра.
Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет, это его естественное состояние. Игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом. Им принадлежит учебная функция, направленная на организацию и совершенствование сенсорного опыта детей. Исследованиями игр как средства сенсорного развития ребенка занимались множество отечественных педагогов и ученых: Е.И.Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Удальцова и др.
В настоящее время, когда на основе принципов дидактики детского сада разрабатывается новая система сенсорного воспитания, роль дидактических игр существенно изменяется. Ведущей формой сенсорного развития становятся занятия. Включение задач сенсорного воспитания в задания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей.
Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует на от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного развития. К сожалению, не все педагоги владеют методикой руководства игровой деятельностью детей, как средством сенсорного воспитания.
Цель исследования: разработка методики использования игры в сенсорном развитии детей третьего года жизни.
Объект исследования: игра, как средство сенсорного развития.
Предмет исследования: методика использования игра, как средство сенсорного развития детей 3 года жизни.
Гипотеза исследования: игра будет выступать эффективным средством сенсорного развития при условии грамотного методического руководства ей, предполагающего:
- систематическое и последовательное использование игр, обеспечивающих формирования комплекса сенсорных эталонов;
- перевод манипулятивных действий в предметно-специфические;
- стимулирование интереса и активности детей;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- знакомство родителей с методикой организации игровой деятельности детей в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста;
2. Выявить уровни сенсорного развития у детей третьего года жизни;
3. Составить методику организации игровой деятельности по сенсорному развитию;
4. Составить рекомендации для родителей по организации игровой деятельности детей в семье.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение целенаправленное, кратковременное, широкое, включенное, оценивающее.
Эксперимент констатирующий эксперимент выявлял исходный уровень сенсорного развития; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент определял результаты работы по сенсорному развитию детей, анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в педагогическую работу методики организации игровой деятельности по сенсорному развитию.
Экспериментальная база исследования: МДОУ № 196 города Краснодара. В исследовании принимало участие 10 детей второй группы раннего возраста третьего года жизни.
Структура работы. Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


1 Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего возраста

1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно - из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например ложной едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди [16].
Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом, открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались по назначению. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии - подстерегания дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия - объективной регуляции; на этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.
Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа [18].
В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследований их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время, как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов, с взрослыми.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорного восприятия.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия, важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия [16].
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу - кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения [16].
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия - соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например, сказав, что яблоко - это неправильный круг [16].
На втором году жизни, если созданы все условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.
В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик.
В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. Многократные уподоблении положения руки величине и форме предметов при их схватывании, удержании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.
Восприятие цвета наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.
Только с 1 года 6 месяцев - 1 года 8 месяцев детям становится доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету.
Группировка предметов по величине, по форме и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни вначале при выборе одного из двух, а с одного года 8 месяцев - из четырех
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойство предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Характерным является выделение свойств знакомых предметов, а не рядя основных сенсорных эталонов.
Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребенок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Именно
многократные сравнения позволяют ребенку достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т.д.).
Первоначально сравнение является приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправления достигает результата. Однако, после полутора лет, в возрасте 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию.
Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.
К 2 годам ребенок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей, имеет элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.
Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями. С помощь цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, соотнесения частей.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Эта связь действия с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием. Таким образом определяется вид мышления - наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет. И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.
Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, предметная совместная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым.
Однако общение с взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М., 1981.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968.
Бажова, С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе [Текст] / С.А. Бажова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 1. - С. 51-59.
Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада / А.М. Фонарев, С.А. Новоселова, Л.И. Каплан и др.; под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.
Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981
Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова, А.И. Максакова. - М., 1979.
10. Гессен, С.И. Основы педагогики введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 91 с.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973.
12. Дошкольное учреждение и семья [Текст]: метод. руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
13. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; под. ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
14. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М: Академия пед. наук РСФСР институт дошкольного воспитания, 1963.
15. Запорожец, А.В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М., 1978.
16. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464с.
18. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. 2-е изд. - М., 1965.
19. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / т.Д. Марцинковская. - М. Гардарики, 2000. - 255 с.
20. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст]: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2000. - 300 с.
22. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера, 2003.
23. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева.- М.: ВЛАДОС, 2002.
24. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1983.
25. Роберт, К. Детская психология [Текст]: тайны психики ребенка / К. Роберт. - СПб.: Прайм Еврознак, 2002. - 416с
26. Система сопровождения родителей [Текст]: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / сост. М.В.Тимофеева. -Волгоград: Учитель, 2009.
27. Смирнова, Е. Мария Монтессори [Текст]: система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 110-114.
28.Смирнова, Е.О. Журнал "Психологическая наука и образование" [Текст] / О.Е. Смирнова, О.В. Гундарева,- М., 2005.
29. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1946.
30. Теплюк, С. Будем играть [Текст] / С. Теплюк, Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 99 - 107.
31. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965.
32. Умственное воспитание детей раннего возраста [Текст] / под ред. Е.И. Радиной. - М.: Просвещение, 1968.
ЗЗ. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина. - М., 1961.
34.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.
35.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
36. 200 развивающих игр и упражнений от рождения до школы [Текст] / В.Г.Дмитриева, О.А.Новиковская. -М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.