На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86084


Наименование:


Диплом Разработка методов повышения эффективности первичного публичного размещения акций компаний на примере ЗАО «ЮжУралТранс-Телеком»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 163. Уникальность по antiplagiat.ru: 70.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 Исследование особенностей размещения ценных бумаг путём первичного публичного размещения 1.1 IPO как альтернативный источник привлечения капитала 1.2 Механизм проведения процедуры IPO 1.3 Преимущества и недостатки размещения IPO 2. Анализ практики проведения публичного размещения акций (IPO) российскими компаниями 2.1 Характеристика и перспективы развития мирового и российского рынка 2.2 Проблема выбора партнёров, биржи и торговых площадок для проведения IPO 2.3 Риски, связанные с выходом на публичный рынок 3 Практическая апробация методики и расчёта экономической эффективности первичного публичного размещения в ЗАО «Южурал-Транстелеком» 3.1 Характеристика телекоммуникационной компании ЗАО «Южурал-Транстелеком» 3.2 Особенности осуществления первичного публичного размещения акций в ЗАО «Южурал-Транстелеком» 3.3 Исследование IPO и расчёт экономической эффективности внедрения IPO в ЗАО «Южурал-Транстелеком» Заключение Список использованной литературы
Приложения
Приложение А - Смета расходов на проведение IPO ЗАО «Южурал-Транстелеком»
Приложение Б - Финансовая отчетность предприятия
Приложение В - Массив случайных чисел для расчета денежного потока по методу Монте-Карло
Приложение Г - Расчет денежного потока по методу Монте-Карло

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Эффективная деятельность предприятий, обеспечение высоких темпов их развития и повышение уровня конкурентоспособности продукции в значительной мере характеризуют уровень их инвестиционной активности.
Уровень активности предприятия характеризуется степенью его инвестиционной привлекательности, которая в данном случае выступает побудительным мотивом при выборе инвестором объекта инвестирования и принятии решения о начале инвестирования.
В этой связи анализ инвестиционной привлекательности приобретает значение важной экономической категории, планирование и повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо рассматривать как самостоятельные задачи его деятельности в плане привлечения внешних инвестиций. С этой целью каждое предприятие должно искать пути повышения инвестиционной привлекательности.
Анализ инвестиционной привлекательности предприятия для большинства инвесторов в России является приоритетной задачей при выборе объекта для инвестиций по сравнению с другими структурными уровнями экономики, такими как страна, регион, отрасль.
Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления, таким образом, тема «Первоначальное публичное размещение акций IPO, как метод увеличения капитализации компании ЗАО «Южурал-Транстелеком» актуальна и востребована в современных условиях.
Объектом исследования в данной работы является компания ЗАО «Южурал-Транстелеком».
Предмет исследования - организация коммерческой деятельности торгового предприятия.
Цель данной работы - исследование IPO и расчёт экономической эффективности внедрения IPO в ЗАО «Южурал-Транстелеком».
Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности размещения ценных бумаг путём первичного публичного размещения;
- охарактеризовать преимущества IPO для российских предприятий;
- выявить проблемы выбора биржи отечественными предприятиями для проведения IPO;
- охарактеризовать побор партнеров по IPO, способы размещения акций и подготовку к первичному размещению;
- проанализировать практику первичного публичного размещения акций российским предприятием ЗАО «Южурал-Транстелеком»;
- исследовать IPO и рассчитать экономическую эффективность внедрения IPO в ЗАО «Южурал-Транстелеком».
При написании магистерской диссертационной работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение соответствующей литературы, статей; аналитический метод.
Информационной базой послужили учебная литература по данной теме, периодические издания экономических журналов, информационные сайты. Для выполнения аналитической части работы были взяты сведения и финансовая отчетность ЗАО «Южурал-Транстелеком».
В работе использованы методы экономического анализа на основе экономической информации. В исследовании использовались работы, посвященные основам размещения ценных бумаг путём первичного публичного размещения следующих авторов Балабановой Л.В., Брагина Л.А., Верестова А.В., Каплиной С.А., Дашкова Л.П., Памбухчиянц В.К., Теплова В.И., Сероштан М.В., Боряева В.Е., Панасенко В.А., Николаевой Т.И., Новикова О.А., Мясниковой Л.А., Панкратова Ф.Г., Серёгиной Т.К.
Рынок IPO исследовали следующие ученые Аниськова О.Г., Пигунова О.В., Верестов А.В., Виноградова С.Н., Самокрутова Н.К., Козлов В.К., Уваров С.А., Половцева Ф.П., Осипова Л.В., Синяева И.М., Фаустов К.В., Бязев Д.Ю. и др.
Научная новизна. Активность деятельности инвесторов во многом зависит от степени устойчивости финансового состояния и экономической состоятельности предприятий, в которые они готовы направить инвестиции. Именно эти параметры главным образом и характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем, в настоящее время методологические вопросы оценки и анализа IPO и расчёт экономической эффективности внедрения IPO в ЗАО «Южурал-Транстелеком» не достаточно разработаны и требуют дальнейшего развития. В работе рассчитана экономическая эффективность публичного размещения акций ЗАО «Южурал-Транстелеком» посредством выделения факторов риска, ранжирования их и расчета средневзвешенной стоимости капитала компании.
Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.
Практическая ценность. Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности. Практическая ценность данной работы состоит в анализе практики проведения публичного размещения акций (IPO) компанией ЗАО «Южурал-Транстелеком».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В теоретической части работы рассматриваются теоретические основы размещения ценных бумаг путём первичного публичного размещения. Во второй главе дается анализ компании ЗАО «Транс-Телеком», рассмотрены сильные и слабые стороны компании.
В третьей главе проведено- исследование IPO и расчёт экономической эффективности о внедрении IPO в ЗАО «Южурал-Транстелеком».


1 Исследование особенностей размещения ценных бумаг путём первичного публичного размещения
1.1 IPO как альтернативный источник привлечения капитала

Аббревиатура IPO (Initial Public Offering) пришла в Россию с международных рынков капитала. По моему мнению, данный термин переводится как «первоначальное публичное предложение», применяется непосредственно к такому виду ценных бумаг, как акции, и подразумевает также их допуск к торгам на фондовой бирже. При этом компания, проводящая IPO, впервые предлагает неограниченному кругу инвесторов свои акции, впервые допуская их к торгам на фондовой бирже.
В то же время существуют другие трактовки термина IPO. В зарубежной литературе даётся следующее определение IPO: Первичное публичное предложение (IPO) - способ привлечения инвестиций посредством продажи ценных бумаг на открытый биржевой рынок в ожидании роста ликвидности, предпринимаемый впервые.
По мнению ряда отечественных специалистов в области публичного размещения акций, термин IPO трактуется именно как “первичное публичное предложение” и имеет следующее определение: первичное публичное предложение акций (IPO) - это процесс размещения обыкновенных или привилегированных акций на открытом биржевом рынке, впервые предпринимаемый компанией, с целью привлечения дополнительных инвестиций в акционерный капитал компании. Участниками этого процесса являются эмитенты, инвесторы, посредники и фондовая биржа. [9, с. 57]
Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange, LSE), к примеру, под IPO понимает все случаи размещения акций компаниями, которые впервые публично предложили свои акции на её торгах. При этом, даже если ранее акции данного эмитента уже были допущены к торгам, или эмитент уже проводил процедуру IPO на других биржах, это не будет иметь никакого значения.
Однако наряду с этим мнением существует иная точка зрения: каждое следующее после IPO публичное предложение дополнительного выпуска акций компанией, которая уже прошла листинг на бирже, рассматривается как «follow-on» или доразмещение. То есть follow-on (доразмещение) - это размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке. [9, с. 87]
Для того чтобы выжить, компания непременно должна расти. Должна расти ее доля на рынке. Должна расти ее клиентская база. Должны расти ее расходы на исследования и разработки, ведь без этого не выпустишь новой продукции и не найдешь нового применения для продукции, уже выпускаемой. Компания должна наращивать свои производственные мощности, чтобы выпускать все больше и больше. И затем она должна торговать тем, что произвела, продвигать свою продукцию на рынок.
Все это требует денег. И весьма больших денег. Один из наиболее надежных, проверенных способов увеличить свои финансовые возможности
— выпустить акции. Смысл понятия «первичное публичное предложение акций» (IPO) полностью соответствует его названию: это первая публичная продажа акций компании и листинг этих акций на фондовой бирже. В Великобритании для обозначения того же понятия используют термин «flotation» (размещение), такой же термин используется и в российской практике.
Привлечение денежных средств, процесс выпуска новых ценных бумаг всегда труден, требует существенных затрат времени со стороны менеджмента компании и посредников (сюда относятся инвестиционные банкиры, биржевые брокеры, поверенные в делах и др.) и весьма недешев. Эти усилия необходимы для того, чтобы раздобыть деньги по цене, которая удовлетворит и продавца и покупателя.
В процессе IPO фигурируют три основные заинтересованные стороны - продавец, компания и инвесторы, - каждая из которых преследует собственные цели.
Успешная реализация инвестиционного механизма в стране может стать залогом ее экономического роста и повлиять на результаты деятельности всех финансовых институтов. Тем не менее, до сих пор одной из главных экономических проблем России остается острая потребность в инвестиционных ресурсах. В связи с чем отметим, что IPO (Initial Public Offering), т. е. первичное публичное размещение акций, - это эффективный механизм привлечения на основе первого выхода компании на открытый рынок и размещения акций среди первичных инвесторов финансирования. При этом IPO является источником привлечения денежных средств не только в компании, но и в экономику государства в целом; это способ улучшить инвестиционный климат страны.
В процессе проведения первоначального публичного предложения акций (IPO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного и (или) основного выпусков: [9, с. 97].
-PPO (англ. Primary Public Offering) - первичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц. Является «классическим» вариантом IPO.
- SPO (англ. Secondary Public Offering) - вторичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.
Следует отличать IPO от PO (англ. Public Offering) - публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания уже проводила IPO и (или) её акции уже обращаются на бирже. В процессе проведения публичного предложения акций (PO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного или основного выпусков: Follow-on («доразмещение») т. е. очередное предложение дополнительного выпуска акций компании неограниченному кругу лиц.
В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).
Классическое IPO предполагает публичное размещение инвесторам дополнительного нового выпуска акций, который проходит соответствующую государственную регистрацию. В отличие от доразмещения (follow-on), в случае IPO вывод акций на биржу происходит впервые («РБК», «Седьмой континент») [19, с.76]. Если акционеры предлагают к продаже принадлежащие им акции (как в случае с производителем соков «Лебедянский»), то это уже Secondary Public Offering - реализация компанией ранее эмитированных бумаг. В дальнейшем, для целей настоящей работы, мы отождествляем IPO с любым публичным размещением акций на бирже.
Отметим также, что первичное публичное предложение - ППП, в английском языке - IPO - первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.
Изучение научных трудов Васильевой А. Д., Напольного А.В. показало, что отсутствие единого подхода к определению первичного публичного размещения объясняет различия в статистических данных, представляемых участниками рынка ценных бумаг. На основе анализа существующих теоретических разработок и практического опыта проведения IPO было установлено, что первичное публичное размещение акций можно рассматривать с нескольких точек зрения. [34, с. 57].
В узком смысле, как рыночная транзакция, IPO - это предложение акций компанией-эмитентом или продающими акционерами неограниченному кругу инвесторов, предполагающее преобразование бизнеса из частного в публичный с одновременным прохождением процедуры листинга на фондовой бирже. Это определение отражает экономическую сущность явления.
В широком смысле, как продукт инвестиционного банка, IPO представляет собой совокупность действий, производимых банком-организатором совместно с компанией-эмитентом, с момента заключения договора об оказании услуг по организации размещения до окончания действий по поддержке цены акций. С этой точки зрения, предложение и размещение акций - завершающие этапы IPO [9, с. 56].
Толкование термина структурирование применительно к сделкам на финансовых рынках, хотя и часто встречающегося в финансовой практике и в научной литературе, отсутствует в научной финансовой литературе. Наиболее частое практическое использование этого термина связано со структурированием сделки, т.е. решением существенных вопросов по ее организации. В исследовании показано, что с точки зрения системного подхода IPO является совокупностью определенным образом взаимосвязанных между собой элементов. При этом структурирование предполагает целенаправленное формирование взаимосвязей в системе. Соответственно, структурирование IPO - это выбор конкретных параметров размещения для достижения его оптимальной структуры.
Оптимальной структурой размещения является такая его структура, которая максимально удовлетворяет потребностям эмитента и, прежде всего, акционеров, соответствуя при этом требованиям рынка к таким сделкам.
С точки зрения инвесторов, оптимальная структура должна включать преимущественно акции дополнительного выпуска (первичные акции), что позволяет инвестировать средства непосредственно в капитал компании, тогда как для банков-организаторов приемлема любая структура сделки, позволяющая провести ее закрытие.
Оптимальность структуры для акционеров зависит от их приоритетов: если основная цель акционера - монетизация доли в капитале компании, тогда наиболее предпочтительна структура с высокой долей акций основного выпуска (вторичных акций). Если основная цель собственника при IPO - привлечение инвестиционных ресурсов, то оптимальна структура с акциями дополнительного выпуска.
Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:
1. Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.
2. Наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и поглощения.
3. Учредители компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.
4. Ликвидность капитала учредителей после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний чем закрытых (частных) компаний.
5. В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров. [9, С. 59].
После проведения IPO компания становится публичной, отчётность - ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
Далее рассмотрим более подробно вышеописанные цели.
Итак, основной целью проведения IPO является получение так называемой «учредительской прибыли» - прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.
Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акций представляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал приносит прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме прибыли.
Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает частные компании либо также становиться публичными либо применять свой капитал в другой отрасли.
Как одну из целей можно выделить повышение ликвидности компании. Т.е акционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене, причём очень быстро. Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты от поглощения недружественными компаниями. После проведения IPO компания становится публичной, отчётность - ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
Далее рассмотрим также тенденции и перспективы развития мирового и российского рынков IPO. Спрос на рынке формируют институциональные и розничные инвесторы, которые участвуют в приобретении акций на этапе IPO, а предложение - эмитенты и продающие акционеры, у которых возникает потребность в денежных ресурсах.
В результате исследования российского рынка IPO было выявлено, что причина его низкой первоначальной доходности связана со спецификой разрешения агентской проблемы. Суть этой проблемы на рынке IPO состоит в том, что у каждого из активных участников процесса есть свои интересы в отношении установления цены размещения: инвесторы и менеджмент заинтересованы в установлении более низкой цены, тогда как акционерам выгодна высокая цена, позволяющая максимизировать поступления от размещения [16, с. 77].
Успешная реализация инвестиционного механизма в стране может стать залогом ее экономического роста и повлиять на результаты деятельности всех финансовых институтов. Тем не менее, до сих пор одной из главных экономических проблем России остается острая потребность в инвестиционных ресурсах.
IPO - это эффективный механизм привлечения на основе первого выхода компании на открытый рынок и размещения акций среди первичных инвесторов финансирования. При этом IPO является источником привлечения денежных средств не только в компании, но и в экономику государства в целом; это способ улучшить инвестиционный климат страны. Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая: привлечение капитала в компанию, объективная оценка стоимости компании, возможность капитализировать ожидаемые будущие доходы компании, повышение ликвидности капитала, защита от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.


1.2 Механизм проведения процедуры IPO

IPO представляет собой многошаговый процесс. Первый этап этого процесса заключается в проведении аналитической работы, а именно оценки компанией своей готовности к превращению в открытое акционерное общество еще до публичного объявления о проведении IPO. Необходимо учитывать то обстоятельство, что информация о таком вновь образовавшемся акционерном обществе будет анализироваться большим количеством независимых аналитических групп и центров, при этом оказывая незамедлительное влияние на рыночную стоимость компании. Необходимо четко сформулировать цель IPO (выступает ли в этом качестве привлечение средств для финансирования проектов, создание механизма определения рыночной стоимости компании или же увеличение капитала). Затем нужно проанализировать влияние на структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств) и так далее. Кроме того, нельзя забывать о том обстоятельстве, что внешние инвесторы в большинстве случаев стремятся оказывать влияние на управление компанией. Что же касается стоимости акций фирмы, то она будет зависеть не только от результатов деятельности компании, но и от крайне переменчивой конъюнктуры фондового рынка.
Второй этап IPO заключается в опубликовании принятого решения об эмиссии. Заметим, что, например, в России такая публикация должна осуществляться только в официальном издании ФКЦБ России. Компания может привлечь (но совсем не обязательно) инвестиционного консультанта, который, как правило, является профессиональным участником рынка, после чего приступить к подготовке пакета документации, главнейшим из которой является проспект эмиссии.
Проспект эмиссии представляет собой особый документ, который утверждается наблюдательным советом фирмы и содержит в себе всю существенную информацию о компании-эмитенте, включая сюда информацию об имеющихся факторах риска. В частности, в проспекте эмиссии имеется информация о степени устойчивости финансового положения фирмы и размере ее задолженности. Кроме того, проспект содержит в себе оценку уровня конкуренции в отрасли, указывает степень зависимости бизнеса от ключевых сотрудников, поставщиков или клиентов, также здесь имеется информация о судебных процессах, в которых на данный момент участвует компания, а также еще целый ряд положений.
Сразу после утверждения проспекта в соответствующих регулирующих органах начинается третий этап IPO. Этот этап включает в себя процедуру размещения. На данном этапе также практически невозможно обойтись без профессиональных участников рынка, которые помогают компании представить необходимую публикацию потенциальным инвесторам, организовать сбор предварительных заявок. Не менее важную роль начинают играть маркет-мейкеры и компании-андеррайтеры, которые, если говорить простым языком, выкупают эмиссию, после чего занимаются ее размещением. Маркет-мейкер оказывается обязательным участником процедуры IPO, так как именно на него возлагается ответственность по поддержанию рынка акций новой компании (по крайней мере, так было в тех схемах, которые с разной степенью успешности разрабатывались и реализовывались в Российской Федерации).
В ходе размещения, как и после него, компании-эмитенту необходимо будет пунктуально выполнять требования тех бирж, на которых планируется обращение ее акций. Более конкретно все эти требования указаны в процедуре листинга соответствующей биржи.
Публичное размещение акций компании на бирже преследует одну цель - получить как можно более быстрый доступ к тем преимуществам, которые дает открытый рынок. Если рассматривать ситуацию подробно, то таких преимуществ имеется довольно большое количество, но все они выражаются только в одном - в облегчении доступа к инвестициям. Публичное размещение акций позволяет осуществлять финансирование развития и текущей деятельности данной компании при помощи относительно дешевых ресурсов финансового рынка.
Для руководства компании целесообразно рассмотреть возможность публичного размещения акций в том случае, если эта компания достаточно динамична и амбициозна, а рынок, который она обслуживает, обладает большой емкостью. Разумеется, при этом необходимо адекватно оценить издержки. Учитывая улучшение экономической ситуации в России, а также имеющийся мировой и российский опыт, можно утверждать, что преимущества от выхода на рынок с лихвой могут покрыть неизбежные издержки. Что же касается возможных рисков, которыми сопровождается выход на открытый рынок акций компании, то их степень можно вполне адекватно оценить еще до начала размещения.
При прочих равных условиях IPO представляет собой довольно выгодную процедуру, что обуславливается предоставлением информации о спросе на инвестиции сразу большому количеству потенциальных инвесторов. Такие инвесторы затем формируют предложение на конкурсной, или, проще говоря, аукционной основе. Попытка же привлечь аналогичные средства на основе операций приватного характера, вроде переговоров с одним или несколькими стратегическими инвесторами или же получения кредита, сопровождается отсутствием конкурсного подхода, что в конечном итоге может существенно увеличить стоимость привлекаемых средств. Также преимущества IPO выходят на первый план в случае необходимости компании получить большие средства на длительное время, так как привлечение значительных сумм приватным образом сопровождается слишком большими рисками для кредитора (или инвестора). Понятно, что эти риски оплачиваются заемщиком за счет повышения стоимости заимствованных средств.
Как кажется на первый взгляд, в случае IPO остается открытым вопрос приобретаемых выгод от открытого размещения акций и эмиссии корпоративных облигаций. Да, действительно, в обоих этих случаях компания привлекает средства с финансового рынка от большого числа инвесторов, которые находятся между собой в состоянии конкуренции. Несколько похожа и процедура заимствования, которая в обязательном порядке включает в себя предоставление полной отчетности по деятельности компании, анализ ее планов, необходимость организации презентаций для инвесторов, в некоторых случаях road-show и множество других моментов. Но как показывает практика, в большинстве случаев такого вопроса не возникает, так как выбор между эмиссией акций и выпуском облигаций производится еще на раннем этапе и диктуется по большей части соображениями стратегии развития компании.
Следует подчеркнуть, что чаще всего за счет эмиссии облигаций привлекают средства те компании, которые представлены на рынке на протяжение уже долгого времени, занимают достаточно надежные позиции и обладают устоявшейся структурой капитала. Что же касается осуществляемых ими проектов, то они достаточно отчетливо ограничены во времени, даже в том случае, если их срок довольно велик.
А вот размещение акций представляет собой прерогативу относительно молодых фирм, которые недавно вышли на рынок и осознавших необходимость стать публичными для сохранения динамики своего развития.
Конечно, приобретая облигации инвестор берет на себя гораздо меньше рыночных рисков, но при этом он и не получает никакого влияния на управление компанией, и, как следствие этого, оказывается не в состоянии контролировать вероятность дефолта по ее обязательствам. Если же инвестор приобретает акции, то он получает максимально подверженный рыночным рискам инструмент, который, однако, делает его совладельцем компании и позволяет (хотя бы и теоретически) оказывать влияние на принимаемые компанией стратегические решения. К тому же в этом случае, как показывает практика, инвестор в среднем может рассчитывать на большую отдачу от своих инвестиций.
Необходимо особо подчеркнуть, что одной из самых важных особенностей финансирования посредством первичной эмиссии акций, является возможность точного определения реальной рыночной стоимости компании, которая оценивается уже только рынком, начиная с момента проведения IPO.
Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:
1.Предварительный этап - на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
2.Подготовительный этап - если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап - подготовительный, во время которого:
- подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO;
- принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг);
- создается Инвестиционный меморандум - документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.);
- запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) - рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
3.Основной этап - во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг - определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
4.Завершающий этап (aftermarket) - начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO [9, С. 123].
Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:
- инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
- юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
- аудиторских компаний;
- коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения [9, С. 77].
IPO обычно предшествует road-show - серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей её деятельности и характеристик размещения акций. Ещё один элемент, предшествующий IPO - публичное объявление о размещении.
В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).
Итак, нами рассмотрены этапы процедуры IPO (первичного публичного размещения). Вначале подбирается команда участников IPO выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO. Затем принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг). Далее создается Инвестиционный меморандум - документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.). Во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг.
Анализ источников позволил нам выделить следующие направления структурирования первичных публичных размещений:
-выбор рынка,
-выбор ценных бумаг,
-выбор механизмов и каналов продажи [16, с. 77].
Установлено, что в рамках каждого из направлений решаются следующие вопросы:
Выбор рынка. Выбор осуществляется между внутренним и международным рынками, далее определяется биржа, на которой будут обращаться акции, и желаемая категория листинга. Если принимается решение о создании головной компании за рубежом, определяется юрисдикция;
Выбор ценных бумаг. При одновременном выходе на российскую и иностранную биржи необходимо распределение выпуска между акциями и депозитарными расписками. Также выпуск распределяется ценными бумагами, предлагаемыми международным инвесторам и американским инвесторам по Правилу 144А и Regulation S, при этом уточняется размер размещения, решается вопрос о целесообразности и юридических ограничениях использования механизма ценовой стабилизации (опцион Гриншу);
Выбор механизмов и каналов продаж. При определении механизмов и каналов продаж выбирается способ размещения (предложение по фиксированной цене, аукцион, формирование книги заявок), формируются подходы к подбору целевых инвесторов, устанавливаются ограничения на продажу акций существующими акционерами.
Анализ вариантов структурирования начинается с принятия решения относительно целевого рынка: выбор между исключительно российским листингом, листингом на иностранной фондовой бирже или двойным листингом играет определяющую роль по отношению к другим параметрам размещения.
Включение листинга на зарубежной площадке в структуру сделки открывает перед компанией целый спектр возможностей по выбору видов выпускаемых ценных бумаг, категории листинга и базы потенциальных инвесторов.
Определение времени проведения IPO и предварительного размера размещения осуществляются до начала работы по структурированию. Установлено, что от ситуации на финансовых рынках в момент размещения и, соответственно, от выбора времени размещения зависят интерес потенциальных инвесторов к IPO, подписка на акции компании и заполнение книги заявок, цена размещения и конечный объем средств, которые сможет привлечь эмитент.
Благоприятная рыночная конъюнктура облегчает работу инвестиционных банков по закрытию сделки. Поскольку подготовка к IPO - процесс длительный и занимает срок 5-6 месяцев с момента выбора банков-организаторов, необходимо начать его заранее, чтобы быть готовым выйти на рынок капитала в наиболее благоприятный момент.
Существенным ограничением по времени при международных размещениях является наличие требования к сроку давности отчетности, который не должен превышать 135 дней с момента окончания отчетного периода. При высокой конкуренции на рынке капитала, когда в одно IPO окно (промежуток времени, когда эмитенты наиболее активно выходят на 23 первичный рынок, ориентируясь на правило 135 дней, наиболее часто используемые российскими эмитентами окна - март-май и сентябрь-ноябрь) ожидается выход многих эмитентов из России и других развивающихся рынков, выход раньше остальных эмитентов упростит процесс привлечения инвесторов.
IPO - это форма получения новых акций новыми акционерами, фирма, идущая на IPO, действует как бы в качестве посредника (агента) для своих старых акционеров. Выходя на рынок IPO, компания стремится к получению наиболее высокой оценки своей стоимости. С другой стороны, потенциальные подписчики стремятся занизить стоимость фирмы с тем, чтобы купить акции по как можно более низкой цене. Третья группа действующих лиц - андеррайтеры, согласовывает интересы двух первых игроков. В итоге формируется стоимость, которая удовлетворяет интересам всех игроков. Как уже было отмечено выше, одним из ключевых принципов осуществления IPO является принцип последовательности вывода компании на биржу. В этой последовательности заключается взаимосвязь между элементами механизма IPO, которые следует рассматривать по степени их реализации.


1.3 Преимущества и недостатки размещения IPO

Перед тем, как рассмотреть преимущества IPO перед другими формами заимствования, нужно отметить, что иногда первичное публичное размещение акций (IPO) может рассматриваться предприятиями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Причина - к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании, а для небольших, но перспективных компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. Но в силу неразвитости финансового рынка и малой популярности и изученности процесса IPO компании малого и среднего бизнеса в Росси не используют этот инструмент для привлечения денежных средств. О возможностях привлечения инвестиций с помощью IPO многие компании даже не подразумевают. Хотя в российской практике IPO имеется пример привлечения инвестиций небольшой компанией. В марте 2012 года на ММВБ и РТС было размещено по 5% акций компании «Хлеб Алтая». С помощью IPO компании удалось привлечь более 8 млн. долл. Этот пример IPO является доказательством возможности использования инструмента IPO компаниями среднего бизнеса.
Далее рассмотрим преимущества IPO по сравнению с другими формами заимствования:
1. Привлечение долгосрочных финансовых ресурсов, который не нужно возвращать.
Это улучшает финансовое положение компании, обеспечивает ее средствами для дальнейшего развития. Эти средства используются для приобретения других компаний, погашения имеющейся задолженности, финансирования оборотного капитала, приобретения или модернизации существующих производственных мощностей, финансирования программ НИОКР. Привлекаемые таким способом средства могут расходоваться руководством компании по собственному усмотрению. Но при этом должны учитываться ожидания инвесторов, дающих деньги на реализацию определенной стратегии развития.
2. Обретение капитализация (рыночной стоимости).
Только благодаря выходу на публичный рынок компания и бизнес обретают рыночную стоимость. Стоимость публичной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы. Такое явление имеет место благодаря существующей ликвидности и наличию достаточно легко обнаруживаемой информации о компании.
3. Улучшение финансового состояния предприятия.
Причиной являются поступления доходов от продажи акций на счет предприятия и увеличения его акционерного капитала. Хотя IPO не является единственным источником финансирования бизнеса, его последствия для финансового состояния компании с точки зрения привлекательности структуры баланса несопоставимы с финансированием долговыми методами. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия:
- за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании;
- за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода.
4. Возможность привлечения инвестиций в будущем на более выгодных условиях.
Получение статуса публичной компании обычно влечёт рост ее чистой стоимости и увеличением собственных средств. Улучшение соотношения заемных средств к собственным увеличивает финансовый леаеридж, тем самым позволяет компании, при необходимости, привлекать дополнительный заемный капитал под меньшие проценты. При этом, если акции пользуются спросом, предприятие имеет возможность на выгодных условиях осуществлять дополнительные эмиссии.
5. Облегчение процесса диверсификации, путём купли-продажи компаний, слияний и приобретений.
Частные компании обычно не располагают связями в финансовых кругах и необходимыми средствами, которые могли бы подкрепить собственную политику на рынках слияний и приобретений. Например слияние можно рассматривать как эффективный способ в кратчайшие сроки осуществить диверсификацию бизнеса предприятия. Кроме этого, повышается экономия за счет масштабов деятельности, становятся доступными источники финансирования, происходит выход на ранее закрытые для компании рынки.
6. Улучшение престижа, имиджа компании.
Внимание, с каким финансовый мир и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании широкую бесплатную рекламу, что впоследствии положительным образом влияет на ее корпоративном имидже. Кроме того, биржа, на которой обращаются бумаги компании, заинтересована в увеличении объемов торгов ее акциями. Поэтому она проводит дополнительный активный маркетинг, который не всегда позволителен самой компании-эмитенту в силу различных ограничений. Увеличение числа желающих приобрести акции предприятия может привести к расширению масштабов ее деятельности, так как новые акционеры будут более заинтересованы в налаживании деловых отношений с такой компанией.
7. Обеспечение ликвидности.
При выходе на цивилизованный и прозрачный организованный рынок акций, не возникает никаких проблем с оценкой собственности владельцев акций и использованием акций в качестве объекта купли-продажи.
8. Мотивация и сохранение персонала.
Задача мотивации и удержания ключевого персонала одинаково актуальна как для начинающих и малых, так и для зрелых крупных компаний. Для повышения заинтересованности основных для бизнеса сотрудников активно используются разнообразные схемы опционов на акции.
Заработная плата оказывается менее привлекательным стимулом к работе по сравнению с единовременным и весомым вознаграждением. Убежденность в возможности получения в один прекрасный день солидной суммы является весьма действенным стимулом, который побуждает людей самоотверженно трудиться на благо своей компании.
Все вышеназванные преимущества IPO, можно поделить на две широкие группы:
1) привлечение долгосрочного капитала;
2) преимущества, получаемые компанией при приобретении статуса публичной.
Известны случаи, когда привлечение долгосрочного капитала не является самоцелью проведения IPO. Иногда более важной причиной решения провести IPO является приобретение публичного статуса, что является новым этапом в развитии компании.
Отдельно необходимо отметить, что после проведения IPO руководство жертвует свободой компании, а именно теряет часть контроля над ней, лишается закрытости. Теперь собственникам необходимо детально освещать все основные аспекты своей деятельности, все изменения. При этом, скрываемая ранее информация становится доступной широкому кругу пользователей, среди которых есть и конкуренты, и клиенты, и сотрудники компании, и недоброжелатели.
Проведение IPO является очень сложным процессом, на который компания тратит большие средства, время и усилия. Поэтому к IPO необходимо тщательно готовиться, иначе преимущества могут превратится в недостатки. В мировой практике существует немало примеров неудачных IPO, которые являются следствием:
- непродуманной стратегии развития компании;
- преждевременного выхода на финансовый рынок;
- других неграмотных действий руководства предприятия.
Ежегодно множество компаний во всем мире осуществляют IPO.
Выгоды от приобретения статуса публичной компании многочисленны. Преобразование в компанию, акции которой котируются на открытом рынке, облегчает привлечение финансирования как в настоящем, так и в будущем. Публичное размещение акций открывает огромные возможности, однако цена, которую необходимо за это заплатить, может быть очень значительной.
Чтобы определить, перевешивают ли выгоды возможные недостатки, необходимо оценить их с точки зрения целей акционеров и самой компании. Ниже приводятся аргументы за и против открытого размещения акций.
Положительные стороны:
- Для компании основным преимуществом использования IPO как инструмента для привлечения капитала является получение значительных денежных ресурсов, не лимитированных по времени их использования. Это очень выгодно для компании, изыскивающей средства для расширения бизнеса, то есть когда требуются долгосрочные капиталоёмкие инвестиции;
- Полученные в ходе IPO средства не нужно возвращать инвесторам, за пользование этими средствами не нужно будет уплачивать проценты;
- Публичное размещение акций может представлять альтернативу банковскому кредиту. Причём привлечение средств путём IPO обладает значимым преимуществом перед займом средств у банков: при размещении акций компания привлекает капитал у инвесторов со всего рынка, а, выступая заёмщиком у банка - только у одного индивидуального кредитора, что ставит эмитента в зависимость только от банка, от его мнения о компании - заёмщике, которое может быть и необъективным. Таким образом, происходит концентрация рисков на одном кредиторе, в результате чего компания вообще может не получить денежных средств;
- В результате проведения IPO компания обретает рыночную стоимость (капитализацию), что особенно актуально для российских компаний, которые, как правило, имеют заниженную в сравнении с зарубежными аналогами капитализацию;
- Диверсификация источников финансирования;
- В результате возникновения у компании - эмитента истории на публичном финансовом рынке у инвесторов возникает лучшее понимание эмитента, специфики его деятельности и его рисков [9, с. 67];
- Более широкие возможности финансового конструирования, переход эмитента к проектированию серий финансовых продуктов с условиями, изменяющимися в зависимости от состояния рынка, и продуктовых линий. В частности, использование конвертируемых ценных бумаг [9, с. 107];
- Публичное раскрытие информации и обращение на рынке ценных бумаг создаёт для предприятия национальный канал маркетинга компании и её торговых марок [9, с. 99];
- В процессе подготовки к IPO проводится реструктуризация системы менеджмента компании - в соответствии с российским законодательством в совете директоров должно быть не менее 3 независимых директоров. Это ведёт к повышению эффективности системы управления компанией, что впоследствии даёт возможность улучшить финансовые результаты деятельности компании - эмитента.
Отрицательные стороны:
- Одним из основных недостатков IPO является проблема разводнения капитала. Однако в силу того, что, как правило, российские компании размещают лишь до 10 - 20% акций, контроль за бизнесом со стороны главных акционеров не меняется. С миноритарными акционерами, которые обладают рядом прав по отношению к акционерному обществу, контролирующим собственникам и менеджменту компании, связан потенциальный рост конфликтов интересов;
- Тот факт, что для проведения IPO компания должна раскрыть публике информацию о себе, требует значительных дополнительных затрат, так как для этого компанией - эмитентом привлекаются квалифицированные юристы, аудиторы и прочие консультанты. Кроме того, специфика российского бизнеса такова, что компании не хотят, чтобы их финансовая, управленческая отчётность, структура собственников и прочая информация, которая была ранее известна узкому кругу собственников бизнеса, стала доступна публике. Но, с другой стороны, раскрытие информации о компании снижает риски для потенциальных инвесторов, которые иначе бы принимали инвестиционное решение в отсутствии представления о состоянии дел эмитента;
- Для отечественных компаний процесс первичного публичного размещения акций в сравнении с другими способами привлечения капитала хуже всего освоенный и самый сложный, что ведёт к высоким рискам неудачных размещений;
- В сравнении с другими способами привлечения денежных средств в компанию, IPO несёт более высокие регулятивные издержки (государственная регистрация выпусков, более тяжелая налоговая нагрузка);
- Затраты эмитента при проведении IPO очень высоки. Только инвестиционные банкиры берут комиссионные в размере от 2 до 7% от общей привлечённой суммы. Кроме этого оплачиваются услуги аудиторов, юристов, PR - компаний, плата бирже за листинг, корпоративная реклама и прочее. А помимо первоначальных затрат на сам процесс подготовки IPO, после размещения компания несёт затраты на поддержание котировок, проведение аудита в соответствии с требованиями биржи по одному из стандартов финансовой отчётности и прочее;
- Ввиду необходимости регулярной публикации результатов деятельности компании, дополнительная нагрузка производится на топ - менеджмент компании;
- Проведение IPO требует значительных временных затрат. В среднем срок с момента принятия компанией решения о проведении первичного публичного размещения акций до начала торгов на бирже составляет около двух лет;
Как показывают зарубежные исследования IPO, выход на мировые площадки (например, на нью-йоркскую, лондонскую и другие фондовые биржи) компания может осуществить, если ее капитализация составляет не менее 150 млн. руб.. При капитализации в 1 млрд. руб. эффективность размещения возрастает за счет подключения иностранных инвестиционных и пенсионных фондов. Таким образом, для компаний, величина капитала которых меньше, более выгодным способом привлечения финансирования может являться выпуск облигаций или привлечение кредитных средств для реализации своих инвестиционных проектов. [9, с. 157].
Обобщим положительные и отрицательные стороны осуществления IPO для российских компаний в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные положительные и отрицательные стороны осуществления IPO для российских компаний
Положительные факторы Отрицательные факторы
1. Доступ к фондовому рынку (привлечение долгосрочного капитала) 1. Неразвитость российского законодательства
2. Обретение рыночной стоимости (капитализация) 2. Временной фактор
3. Обеспечение более высокой ликвидности акций компании 3. Ограничение, связанное с величиной компании
4. Отсутствие долгового бремени 4. Потеря контроля
5. Обеспечение лучших условий для сохранения контроля над компанией 5. Существенные затраты осуществление IPO
6. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании 6. Зависимость от конечного результата
7. Усиление экономической безопасности владельцев компании 7. Боязнь публичности
8. Выгодный выход собственника из бизнеса

Для того чтобы лучше понять достоинства и преимущества IPO, необходимо сравнить его с альтернативными источниками привлечения капитала. Сегодня источником инвестиций могут быть:
- нераспределенна........

Список использованной литературы

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 2001 г. N 948-I (с изменениями от 24 июня 2002 г., 25 мая 2017 г., 6 мая 2015 г., 2 января 2017 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства. 2001- №1242
2. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (действующая редакция от 21.07.2014) // Собрание законодательства.1996 - №1900
3. О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг: Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС // Собрание законодательства. 2003- №1211
4. Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг: Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС // Собрание законодательства. 2001- №1212
5. Гулькин, П. Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). - СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2014. - 238 с.
6. Гулькин П. Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. - СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2014. - 240 с.
7. Потемкин, А.В. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2014. - №5. - С. 7-9.
9. IPO как путь к успеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. - М.: Эрнст энд Янг, 2017. - 285 с.
10. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. - М.- 2016. - 80 с.
11. Пигунова, О.В. Современная проблематика первичного публичного размещения компаний за рубежом [Текст]. - М.: Издательско-книготорговый Маркетинг, 2013.
12. Пабанова Л.В. О рынке ценных бумаг [Текст]. - М.: Экономика. 2015.
13. Брагин Л.А. IPO как путь к успеху [Текст]. - М., 2013. - 560с.
14. Верестов А.В. Общие сведения о рынке IPO [Текст]. - СПб., 2013. - 415с.
15. Виноградова С.Н. Побор партнеров по IPO, способы размещения акций и подготовка к первичному размещению [Текст]. - М.,2013.
16. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Этапы и процедуры размещения IPO [Текст]. - М.: Маркетинг, 2013.
17. Долан. Э.Дж. Преимущества IPO для российских предприятий [Текст]. - М., 2013. С. 218
18. Жигун Л. Побор партнеров по IPO, способы размещения акций и подготовка к первичному размещению [Текст] // Маркетинг - 2013 - № 2
19. Каплина С.А. Перспективы и преимущества размещения IPO [Текст]. - М.: Феникс, 2009. - 416 с.
20. Инвестиционная деятельность предприятия: стратегия, организация, управление [Текст]: Учебное пособие. /Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2013. - 322 с.
21. Курс экономической теории [Текст] /Под ред. Чепурина М. Н., Киселева Е. А. - Киров: "АССА", 2013г. с. 315
22. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика [Текст]: Учебное пособие/ Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Сидорович. - М.: МГУ им М.В,Ломоносова, Издательство "ДИС", 2013 . С. 736
23. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли [Текст]. Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2009. - 448с.
24. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса [Текст]. - СПб: Формика, 2009. С. 92
25. Мак Коннел К., Стенли Л. Брю. Экономикс. [Текст], М.: Республика, 2009
26. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии [Текст]. “МЭ и МО”, 2009 г., №7, с. 146
27. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка [Текст]. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013
28. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли [Текст] //Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4.
29. Новиков О.А., Мясникова Л.А. Закупки и формирование товарного ассортимента [Текст]. //Современная торговля. - 2013. - № 12. - С. 2-6.
30. Организация процесса товародвижения на предприятиях торговли [Текст]. Учебник. Петров А.А., Савинова О.И. - М.:ЭКОНОМИКА, 2013.
31. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности [Текст]. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 623 с.
32. Памбухчиянц В.К. Основы оптовой и розничной торговли [Текст]. - М.: ПРИОР, 2009. - 482с.
33. Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Инвестиционная деятельность [Текст]: Учебник - М.: Маркетинг, 2009. - 580 с.
34. Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия предприятия оптовой торговли [Текст] //Современная торговля. - 2013.- № 3.-С. 16-18.
35. Половцева Ф.П Инвестиционная деятельность [Текст]. Учебник. - М., Инфра-М, 2011. - 248 с.
36. Райзберг Б.А. Рыночная экономика [Текст]. - М.: ТОО ред. Журнал «Деловая жизнь», 2009
37. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2011. С. 215
38. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория [Текст], - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009.
39. Самокрутов Н.К. Технология оптовой торговли [Текст]. - М., Статистика, 2009. - 513с.
40. Сироткин С. П. Экономическая теория [Текст]. СПб, 2011 с. 175
41. Современная экономика [Текст]. /Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.С. 92
42. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли [Текст]. - Изд. 2-е. - М.: Издательство Жигульского, 2012 - 336с.
43. Староверова О.В. Влияние рекламы на реализацию продукции [Текст] // Соц. Исследования - № 8 - 9 - 2011, стр. 137 - 139
44. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих [Текст]. - М.: Республика, 2009
45. Стенли Ф., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.. Экономика [Текст] . - М., 2011. С.310
46. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция [Текст]. // Российский экономический журнал. 2013. N.5.
47. Торговое дело [Текст]. /Под общ. Ред. Проф. Людков А.Б.-М.:ИНФРА- М., 2009.
48. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]: Учебник. / под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2014.
49. Учебник по основам экономической теории [Текст]. /Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2009. С. 286
50. Фаустов К.В., Бязев Д.Ю. Организация оптовой торговли [Текст]. - М., 2009. - 381с.
51. Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж [Текст]. - М: Филинъ, 2012.
52. Чармэссон Г. Торговая марка. Имя, которое принесет миллионы [Текст]. - Пер. с англ. Под. ред. Д.Ю. Пригожева. - СПб.: Питер, 2009. - 528с.
53. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2011.
54. Экономика торговли [Текст]: Учебник /Под общ. ред. А.И. Покровского - М.: Экономика, 2012.
55. Экономика торгового предприятия [Текст]. Учебник /Под ред. профессора Гребнева А.И. - М.: Экономика, 2013.
56. Экономическая теория [Текст]/ Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2013. С.250
57. Экономическая теория [Текст]. Учебник для вузов, III изд., СПГУЭиФ, Санкт - Петербург, 2013.
58. Энжел Д., Блекуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей [Текст]. - Пер. с англ. М.: 2011. - 640с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.