На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86098


Наименование:


Курсовик Исторические и теоретические основы конституционного строя Российской Федерации.Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 26.3.2015. Сдан: 2010. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Исторические и теоретические основы конституционного строя Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Понятие конституционного строя и его основ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Закрепление основ конституционного строя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава 2. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации . 8

2.1. Система и содержание основ конституционного строя Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации . . . . .11

2.3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации . . . 28

2.4. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации . . . . . . .31

2.5. Культурно-духовные основы конституционного строя Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Глава 3. Гарантии конституционного строя Российской Федерации и его основ . .38

3.1. Изменение конституционного строя Российской Федерации и его основ . . . . 38

3.2.Органы, осуществляющие защиту конституционного строя Российской Федерации и его основ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

3.3.Чрезвычайное и военное положение как гарантии незыблемости конституционного строя Российской Федерации и его основ . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45


ВВЕДЕНИЕ

«Основы конституционного строя Российской Федерации» - одна из важных и актуальных тем, которая имеет существенное значение для ведущей отрасли права - конституционного права и других отраслей, так как Глава 1 Конституции Российской Федерации - «Основы конституционного строя» - является как бы Конституцией для Конституции.
Тема «Основ конституционного строя Российской Федерации» актуальна потому, что под основами конституционного строя понимаются главные его принципы, которые обеспечивают подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.
Объектом изучения в данной работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, которые образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни Российской Федерации.
С принятием нового Основного закона и преобразованием конституционного строя Российской Федерации, потребностью является изучение основ конституционного строя Российской Федерации и тенденций развития государственно-правового ус­тройства Российской Федерации.
Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в ней человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.
Регулируя важнейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского законодательства.
Эти принципы и нормы наделены верховенством: они имеют более высокую юридическую силу и им не должны противоречить нормы остальных глав Конституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, постановления Правительства.
Не менее важно и то, что в случае так называемого пробела (то есть отсутствия нормы, которая регулирует конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.
Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоотношений "личность - государство". Если раньше интересы государства имели верховенство над интересами человека, а личность была призвана служить государству, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, зашита их - конституционной обязанностью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.
Основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество.
Целью данной работы является изложение основных положений законодательства Российской Федерации, касающихся конституционного строя и его основ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
? Определить понятие конституционного строя Российской Федерации и его основ.
? Изложить содержание всех основ конституционного строя Российской Федерации: политические, экономические, социальные и духовные, раскрыть их сущность.
? Описать понятие и юридическое закрепление гарантий основ конституционного строя Российской Федерации.
? Обобщить полученные знания.
Для реализации поставленных задач и достижения цели использованы мнения таких авторов как М.В. Баглай, О.Г. Румянцев, Е.В. Шувалов, а также положения Конституции Российской Федерации, нормативных актов и федеральных законов.
Также для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка использованных источников.
Название глав отображает их содержание:
В Главе 1 - Исторические и теоретические основы Конституционного строя Российской Федерации - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: определяется понятие конституционного строя Российской Федерации, основ конституционного строя Российской Федерации и история закрепления основ в конституции Российской Федерации.
В Главе 2 - Система и содержание основ Конституционного строя Российской Федерации - излагается содержание основ конституционного строя Российской Федерации.
В Главе 3 - Гарантии основ Конституционного строя Российской Федерации - описывается понятие и юридическое закрепление гарантий основ конституционного строя Российской Федерации.
В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Исторические и теоретические основы конституционного строя Российской Федерации
1.1. Понятие конституционного строя и его основ
Каждое государство характеризуется определенными отличительными чертами, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, то есть о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, является его конституционным строем.
Понятие конституционного строя обладает такими основными признаками: во-первых, это способ организации государства, то есть совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого, во-вторых, это способ организации государства, который ставит государство в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регулирование деятельности государства правовыми ограничениями и рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Значительную роль в таком ограничении играет Конституция.
Таким образом, конституционный строй - это определенная форма (либо способ) организации государства, закрепленный в его конституции.
Базовые принципы конституционного строя, которые закреплены в Конституции Российской Федерации составляют основы конституционного стоя.
Принципы конституционного строя - это основные идеи, базовые начала, которые установленные в Конституции РФ и определяют устройство общества и государства.
Основы конституционного стоя, которые по аналогии могут быть разделены на основы государственного и общественного строя, представляют собой фундаментальные политико-правовые ценности, конституционные принципы устройства государства и общества.
Прежде всего, основы конституционного строя - это закрепленные в Конституции Российской Федерации базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя.
Так же основными признаки, характерными для основ конституционного строя являются:
? Основополагающее, фундаментальное и обобщающее значение.
? Политико-правовой характер.
? Юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции Российской Федерации, и иным нормативным актам Российского государства.
? Определенность и категоричность.
? Сжатость и концентрированность положений? Постоянность действия.
? Общепримлемость и свобода от идеологических установок.
? Целостность.
? Устойчивость и особый порядок изменения.
Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, а также между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями.
Следовательно, основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества и государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь, в отношении государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.
Исходя из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие: из политических и экономической основ деятельности государства; из принципов взаимоотношений государства и человека; из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима; из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.
Из содержания основ конституционного строя, прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей.
Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству.
Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания иных положений и глав Конституции в целом.
Прежде всего, основы конституционного строя включают принципы и нормы, которые определяют:
1) Сущность и форму Российского государства, основы его взаимоотношения с гражданским обществом.
2) Основы правового положения личности.
3) Закрепляют юридическую силу Конституции Российской Федерации и порядок ее изменения.
Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

1.2. Закрепление основ конституционного строя

Закрепление основ конституционного строя имеет важное значение. Оно обеспечивает провозглашение этих основ от имени народа Российской Федерации их государственной волей. Этим и подчеркивается особое значение основ конституционного строя, их верховенство и обязательность, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений.
Поэтому закрепленные в Конституции Российской Федерации основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме значительные качественные связи, которые свойственны ее организации. Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.
Основы конституционного строя как форма организации государства закреплялись всеми российскими конституциями. Так, статьями первого и второго разделов Конституции РСФСР 1918 года содержали нормы, которые касались устоев государственного строя РСФСР, что получило выражение в таких конституционных принципах, как полновластие трудящихся, единовластие и полновластие представительных органов трудящихся - Советов.
Принятие Конституции РСФСР 1918 года положило начало конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя.
Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 года, принятие которой связано с образованием СССР, а также с теми социально-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР.
Так же, значительные изменения внесла Конституция РСФСР 1937 года. Она определила круг конституционных норм, которые закрепляют устои государственного строя, выделив их в специальную, первую, главу Конституции, названную «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, составляющие устои российского государственного строя.
Однако Конституция РСФСР 1937 года не ограничилась закреплением ставших уже конституционными принципами российского государственного строя. Она ввела в оборот понятия «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР, согласно Конституции 1937 года, составляли Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в Конституции принципы государственного строя, она сформулировала те устои, на которых базировался российский государственный строй в тот период.
Конституция РСФСР 1978 года усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституционно-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» введено название «Основы общественного строя и политики РСФСР». Таким образом, Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института: они охватили не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепление наряду с основами общественного строя основ политики РСФСР отразило динамику развития общественного строя, направляющее воздействие государства на их развитие.
Законы РСФСР и Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. об изменениях и дополнениях Конституции 1978 года существенно обновили содержание рассматриваемого конституционно-правового института, не изменив его структуры.
Цель нововведений состояла в том, чтобы вместо формально провозглашенных в советский период конституционных принципов, которые являлись прикрытием тоталитаризма, сформулировать в Конституции такие важнейшие конституционные принципы, которые на деле обеспечивали бы конституционный характер государства, то есть конституционный строй. Но это было сделано лишь частично. В полной мере основы конституционного строя нового Российского государства были закреплены действующей Конституцией Российской Федерацией, которая была принята в 1993 году.
Однако закрепление в Конституции Российской Федерации основ ее конституционного строя не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Чтобы решить эту задачу, требуется реализация на практике закрепленных в Конституции основ. А так Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения этой задачи.


Глава 2. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации

2.1. Система и содержание основ конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя составляют содержание главы 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Она охватывает широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.
Содержание основ конституционного строя представляет собой совокупность аналогичных норм, которые регулируют этот фундаментальный элемент конституционного права.
К основам конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации, относятся:
? Гуманистические основы конституционного строя.
? Основные характеристики Российского государства.
? Политические и экономические основы конституционного строя.
? Основы организации государственной власти и местного самоуправления.
Гуманизм - это принцип всего конституционного строя. Под его гуманистическими основами понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном формировании.
Человек, гражданин и народ являются главными субъектами конституционного строя. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков главный принцип их отношений.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права.
Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в правовую категорию, то есть в обязательное правило для всех членов общества. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому принципу, раскрывают и детализируют его.
Например, ст. 18 Конституции Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Следовательно, все ветви власти, все звенья государственного механизма служат значительной цели: обеспечить права и свободы человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса, приоритет должен отдаваться правам и свободам.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, которые предусмотренные общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемые права и свободы, которые вытекают из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, которые нарушают или ущемляют права и свободы человека и гражданина, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними людьми не ущемляло прав и свобод других людей, а также не наносило ущерба обществу. Отделить такую ??ограничительную, правозащитную деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает трудно, но без такой четкой границы деятельность государства может превратиться в произвол.
Государство, должно следить за законопослушанием своих граждан, требовать от них уважения к правопорядку.
Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти. В этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система государства.
Гуманизм конституционного строя выражается также в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме.
Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти, например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами государства.
Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы «человек - государство» и ставит его основные положения в разряд основ
конституционного строя.
К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 Конституции Российской Федерации принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.
В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, также в ч. 1 и 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения.
К числу обязательных гуманистических принципов любой демократической конституции относится суверенитет народа. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики Российского государства как демократического, правового, социального, светского и федеративного, с республиканской формой правления.
Конституция Российской Федерации к основам конституционного строя относит закрепление определенных политических и экономических принципов.
Гражданское общество учреждается людьми, строится на принципах свободы и саморегулирования и не является сферой конституционного права. Однако деятельность людей требует от государства определенных гарантий, и прежде всего - в политической и экономической областях. При этом государство не устанавливает, а только регулирует и охраняет его главные устои в политической и экономической деятельности людей, которые основанные на........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральным конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 27.09.2002) «О референдуме Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 31.12.1997) «О Правительстве РФ».

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ»

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.)

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 2 февраля 2006 г.)

Собрание законодательства РФ, 06.11.1995, N 45, ст. 4408; Российская газета, N 217, 09.11.1995.

Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011; Российская газета, N 43-44, 04.03.1997.

Дегтярева Т. < authors/137404/>Е. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. С изменениями на 2015 год. М.: Эксмо-Пресс < pubhouse/152/>, 2015.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект < pubhouse/1447/>, 2015.

Умнова И.А., Алешкова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО. - М.: РАП, 2013.

Шувалов Е.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. - 140 с.

Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Инфа, 1997. - 784 с.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. - 285 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2001. - 587 с.

Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.