На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86104


Наименование:


Курсовик «Внешний долг России и пути его реструктуризации»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.03.2015. Сдан: 2014. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………… 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ……………..……………………………… 6
1.1 История возникновения внешнеэкономического государственного долга………………………………………………………………………… 6
1.2 Понятие, состав и структура внешнего государственного долга 9
1.3 Основные схемы реструктуризации государственного внешнего долга 13
2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РФ………………………................................................................... 18
2.1 Анализ внешнего долга РФ на современном этапе……………………………….. 18
2.2 Управление внешним долгом РФ………………………………...………. 23
2.3 Пути выхода из долгового кризиса……………….……………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………….. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем.
Объектом исследования выступает внешний долг РФ.
Предметом исследования являются пути реструктуризации внешнего долга РФ.
Цель курсовой работы является раскрытие сущности внешнего государственного долга и пути его реструктуризации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг», «внешний государственный долг»;
- раскрыть основные методы обслуживания внешнего государственного долга;
- определить принципы управления государственным долгом;
- рассмотреть механизм реструктуризации внешнего долга РФ и основные схемы ее проведения;
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних заимствований;
- рассмотреть основные направления реструктуризации внешнего долга РФ;
- исследовать международный опыт управления государственным долгом.


1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 История возникновения государственного долга

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

Рисунок 1 - Динамика государственного долга Российской империи в начале ХХ века
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- бессрочные.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки - 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
«При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.”» Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка - платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

1.2 Понятие, состав и структура внешнего государственного долга

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Государственный внешний долг в РФ - это задолженность РФ и ее субъектов физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Программа государственных внешних заимствований РФ включает перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны - это весьма заурядное явление современной экономической жизни, так как активное участие правительства страны в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.
Однако в некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядные проблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы, которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга, становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).
Внешний дефолт создает серьезные проблемы для страны: национальная валюта обесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата, люди теряют работу и стремительно беднеют.
В современной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт у одной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей со сходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видит проблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он, скорее всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего региона Латинской Америки: в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и у остальных соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту. Крупные совместные дефолты за последние 30 лет произошли, например, в Мексике и Латинской Америке (1982), Восточной Азии (1997), Эквадор (2008).
Рассмотрим причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:
1. Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это неизбежно приведет к долговому кризису. Например, после Второй мировой войны развитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытия дефицита бюджета.
2. Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает до тех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложивших средства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит к тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы. Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.
3. Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественную валюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, то можно говорить об увеличении бремени долга страны.
4. Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннем рынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга, часто оно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя часть внутреннего долга во внешний долг.
Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были созданы специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны - кредиторы (в их число вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.
Какова же основная стратегия поведения кредиторов с должниками, близкими к внешнему дефолту? В 1980-х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблем кредиторов:
План Бейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи новых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время и увеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги. План предполагал обязательное осуществление структурных реформ в странах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.
План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам. Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.
Успешность плана Брэди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом в мировых финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономики страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. Мировой банк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененными внешним долгом.
Программа внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный размер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый в форме федерального закона. Как правило,........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный Кодекс РФ (в редакции от 28.07.2012г. № 145-ФЗ). Справочная система консультант плюс // < >
2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ
3. "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // < 2012/12/07/budget-zakon-dok.html>
4. Министерство финансов РФ // < ru/public_debt/external/structure/>
5. Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты. - М., 2005. С.405.
6. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: учеб. пособие /Г.Н. Белоглазова. - М. : Высшее образование, 2006. - С. 241.
7. Васильев К.И. Мировой кризис и российский долговой рынок / К.И. Васильев // Консультант. - 2008. - № 17. - С. 20-26
8. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 18. - (< rcb/2005-18/7102>).
9. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / [под ред. Г.Б. Поляка]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
10. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации // < docs/index-215333.html>
11. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. - Москва: ОМЕГА-Л, 2009 г. С.113-114
12. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
13. Киреев А.П. Международная экономика. - М., 2001. С.347.
14. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. - СПб., 2009. С.201.
15. Макроэкономика: учебник / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 400 с.
16. Макроэкономика: учебник / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 400 с.
17. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. - М., 2003. С.645.
18. Макроэкономика-2 : учеб. пособие / В.В. Матершева, С.П. Клинова, Б.А. Соловьёв. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2008. - 374 с.
19. Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. - 2010. - № 2 (133). - С. 14-17.
20. Селезнев А.И. Совокупный государственный долг, его регулирование / А.И. Селезнёв // Экономист. - 2011. - № 8. - С. 14.
21. Свод Законов Российской Империи // < code/>



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.