На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86133


Наименование:


диплом Изучение социальной адаптации младших подростков в общеобразовательном учреждении

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 27.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности младших школьников ……………………………………………………………………………………
1.1. Тревожность как психологический феномен …………………..……...………7
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование тревожности младших школьников ……………………………………………………………………………………..
2.1. Этапы, методы, методики исследования…………………………………....……30
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследований………..34
Заключение…………………………………………………………………………………..……..43
Список литературы……………………………………..……………………………………….45
Приложения……………………………………………………………………………….……….49


Введение


Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме учебной тревожности рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.
С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.
Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением - обстановкой в семье, школе.
Мы рассматриваем тревожность с двух позиций: с одной стороны, это субъективное неблагополучие личности, проявляющееся в невротических состояниях, соматических заболеваниях, которое отрицательно сказывается на ее взаимодействии с окружающими и на отношении к себе. Тревога, по определению Г. Паренса, есть чувство беспомощности ребенка перед каким-то явлением, которое он воспринимает как опасное. В нашем случае это ситуация обучения в школе и взаимоотношения в семье. Отрицательная функция тревожности в данном случае будет иметь разлитой, постоянный, травмирующий психику ребенка характер. С другой стороны, тревожность имеет и позитивную функцию, которую можно определить как «состояние тревожности», которое возникает у каждого человека в определенных ситуациях.
При обучении в школе тревожное состояние является необходимым компонентом для успешного обучения: выполняя какое-либо задание, ребенок беспокоится об успешности его результата, при ответе у доски ученик может испытывать определенную долю тревоги, при выполнении различных поручений состояние тревоги помогает добиться успеха и т.д.
Положительно состояние тревожности сказывается и на личностных качествах ребенка: он переживает за то, какую оценку получит от окружающих, стремление к лидерству также сопровождается определенным беспокойством, которое обеспечит достижение поставленной цели.
Адаптация ребенка к новой социальной среде обязательно сопровождается состоянием тревожности, которое возникает у ребенка только в определенных ситуациях и может как отрицательно, так и положительно влиять на развитие его личностных качеств.
Таким образом, говоря о позитивной или негативной функции тревожности, мы можем расценивать ее как адекватное или неадекватное состояние.
В настоящее время ряд авторов пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении.
Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, так как они могут испытывать трудности в школе, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование тревожности младших школьников.
Объект исследования: Тревожность как психологический феномен
Предмет исследования: проявление тревожности у младших школьников.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте проявления тревожности чаще всего связаны с ожиданием неудач в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить тревожность как психологический феномен
2. Выявить причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
3. Определить этапы, методы и методики исследования
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
-эмпирические : констатирующий эксперимент, тестирование.
Методики исследования: тест школьной тревожности Б. Филлипса, опросник «Чувства в школе».
Экспериментальная база исследования: учащиеся третьих классов школы №2 с.Бакалы, Республики Башкортостан в количестве 30 человек.


Глава I. Теоретическое исследование проблемы тревожности младших школьников

1.1 Тревожность как психологический феномен


В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [цит.по1,с.44].
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [цит. по 4, с.26].
По определению А.В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [цит. по 7, с.64].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [цит. по 9,с.34].
Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть
В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь - это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя [цит.по 2,с.352].
Так, исследование Л.С. Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности.
Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые «ждут освобождения» и всю жизнь довлеют над человеком [цит.по17, с.193].
Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое [цит.по19, с.78].
Проблема тревожности имеет и другой аспект, - психофизиологический.
Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.
Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения - «стресса».
Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования [цит.по 29, с.126].
Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.
В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в «крайне трудной ситуации» [цит.по 6, с.155].
Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так, И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.
Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу [16, с.32].
Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью [цит.по 3, с.14].
Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина.
Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.
Наконец, следует остановиться на работе В.С. Мерлина, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями - физиологическим и психологическим.
Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости. Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус [цит.по8,с.34].
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З.Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [цит.по12, с.19].
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению А. Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги [цит. по 5, с.181].
Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении - это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В пе........


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2001 - 215 с.
2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 2001 - 400 с.
3. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. Воспитание школьников. - 2000. №3 - С. 14 - 22
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2004 - 345 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 2005 - 218 с
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 2007 - 330 с.
7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 2006 - 118 с.
8. Вачков И. Умение владеть эмоциями. Воспитание школьников. - 2006. - №5 - С. 34-49
9. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? - М., 2007 - 217 с.
10. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». - М., 2007 - 217 с.
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000 - 216 с.
12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 2003 - 119 с.
13. Земская М. Семья и личность: М., Прогресс, 2006 - 214 с.
14. Зинченко, Мещеряков Психологический словарь. - М., 2006 - 247 с.
15. Ишманская М.Л. Тревожный ребенок: Кто он и как ему помочь? Дошкольная педагогика - 2005. С. 50-54.
16. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с детьми на развитие адекватных эмоциональных состояния воспитание школьников -2002 - №10. С.31 -32.
17. Кудрявцева Л. Типология эмоциональных состояний у детей и подростков. Народное образование - 2005 №8.С. 193 - 195.
18. Кученко Т. О детской тревожности. Воспитание школьников. 2002. - №5 - 217 с.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь. - 190 с.
20. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапии. - М.: Школа-Пресс, 2006 - 216 с.
21. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 - 213 с.
22. Нартова-Бочавер С. Coping behavior - в системе понятий психологии личности. - Психол. журнал -2007. - №5 - С. 56
23. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.: ВЛАДОС, 2008 - 319 с.
24. Ольшанский Д.Страх. Диалог.-2001 - №5 - С. 45 - 59
25. Панфилова М.А. Игро-терапия общения - М., 2000 - 213 с.
26. Паниженко Г.И. Профилактика тревожности в школе - М., 2004 - 215 с.
27. Популярная психология для родителей. Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001 - 119 с.
28. Психология младших школьников Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001 - 218 с.
29. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.,ЭКСМО - Пресс, 2000 - 221 с.
30. Спилбергер Ч.Д. ,Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. - CпБ., Речь,2001 - 214 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.