На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86176


Наименование:


Контрольная Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Социология. Добавлен: 29.3.2015. Сдан: 2013. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание контрольной работы:

Контрольные вопросы________________________________________3
Практическая работа_________________________________________37
Итоговый тест_______________________________________________41
Используемая литература______________________________________43
Реферат_____________________________________________________44


Контрольные вопросы:

1. Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста
Необходимость анализа роли социологии в формировании личности будущего специалиста связана с глубочайшим противоречием, выражающимся в идейно-мировоззренческом разброде, потере нравственных ориентиров, потребительски-эгоистическом понимании смысла жизни, смысла своей деятельности, в частности профессиональной, что характерно для многих молодых людей.
Недооценка социализирующей мировоззренчески-воспитательной роли социологии проявляется на всех уровнях. В обществе в целом, на уровне обыденного массового сознания, включая преподавателей вузов, социология воспринимается преимущественно как конкретно-эмпири­чес­кие замеры, опросы, количественные методы изучения общественного мнения.
Не понята генерализирующая роль социологи и многими преподавателями других общественных, человековедческих наук. Более того, ведущий социальный институт, определяющий стратегию воспитания молодого поколения - Министерство образования - в Государственном Стандарте содержания высшего образования социологию определяет как предмет по выбору. Дальновидные руководители вузов, факультетов включают социологию в учебные планы. Но курсы рассчитаны максимум на 36 часов.
Исходным теоретическим основанием рассмотрения проблем социализации студентов является уточнение представлений о социологии как науки, пожалуй, в большей степени, чем другие общественные науки, преподаваемые в вузах, помогающей человеку понять себя и окружающий мир.
Среди основных функций социологии меньше всего уделяется внимания ее социализирующей роли и, прежде всего, ее значению как завершающего этапа формирования мировоззрения, культуры специалиста в рамках вуза.
В вузе социология является одним из важнейших факторов социализации будущего специалиста. В силу самой природы этой науки, как бы синтезирующей достижения других общественных наук и рассматривающей их под особым углом зрения с позиции взаимодействия человека и общества в целом, различных социальных структур, целесообразнее было бы изучение этого предмета на завершающем этапе подготовки специалиста. В этой связи возникает множество вопросов - это и проблема иерархии гуманитарных наук, последовательность их изучения в вузе, и задачи разработки методов и методик овладения социологическим знанием как важным инструментом жизнедеятельности, не только как профессионала-специалиста, но и как широко образованного, высококультурного, просвещенного человека.
Нельзя не согласиться с В. А. Садовничим - ректором МГУ им. М. В. Ломоносова, - сказавшим на открытии Второго Всероссийского социологического конгресса, что должен быть утвержден приоритет социологии перед другими науками, так как эта наука имеет дело непосредственно с формированием специалиста-гражданина.
Еще П. А. Сорокин настойчиво подчеркивал значение институализации социологии как науки, ее приоритетности не только среди общественно-гуманитарных наук, но и в целом в системе естественных, биологических, психологических и др. Он настаивал на ее включении в учебные планы всех учебных заведений как обязательной дисциплины.
Неясность в понимании человеко- и общество-образующей функции социологии порождает и другую опасность - своего рода «социологический авантюризм», о чем также писал П. Сорокин. Тенденция, с одной стороны, роста свободного индивидуального творчества, отсутствия шаблонов, дополнялась незащищенностью, размытостью границ социологии. К этой новой науке устремились всевозможные, нигде не находящие себе должного помещения, проблемы, самые нелепые конструкции, незрелые теории. Он писал, что вновь открытая страна всегда Эльдорадо для бездомных и беспочвенных элементов. Эта тенденция, характерная для начала XX века, увы, сохраняется и сегодня. И более того, сегодня в условиях явного превалирования процессов дифференциации научного знания над интеграцией, она проявляется особенно болезненно.
Овладению фундаментально-теоретическими знаниями социологии, особенно в их мировоззренчески-методологическом значении, в вузе уделяется меньше всего внимания.
Действительно, программа Конгресса, посвященного теме «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», не позволила представить социологию как целостную, системно, сущностно и структурно оформленную науку. Из 35 секций теории и методологии социологии уделено внимание лишь на двух секциях. Остальные секции представляют собой социологии отраслевые, социологии среднего уровня. Не ясны логика, основания структуры перечня секций. Их список произволен, может быть продолжен до бесконечности, никак не отражает какую-либо концептуально-парадигмальную определенность социологии.
В основном докладе Г. В. Осипова говорится о российской социологии на рубеже веков, о ряде направлений - подходов социологических исследований. Называются 4 парадигмы: «социально-исторического детерминизма», «социальных дефиниций», «социальных фактов», «социального поведения». А анализ реформирования социологии в XXI веке сводится к новому перечню современных концепций: глобальной социологии, социологии мировых систем, постнаучной социологии, социологии постмодерна, феминистской социологии. Упоминается масса теорий, включенных в названные парадигмы. Г. В. Осипов останавливается и на некоторых общих тенденциях развития современной социологии: когерентность макро- и микросоциологических теорий, все более широкое использование интегративного подхода.
Полагаю, что следовало бы подчеркнуть основные методологически важные моменты, без уяснения которых нельзя понять и реализовать социализирующую функцию социологии. Отмечу только некоторые аспекты возможного понимания существа социологии, от анализа которых зависит и развитие самой науки и то, как ее воспринимают студенты. Это вопросы об исходном пункте социологии, основном противоречии социальной жизни, о смене приоритетов во взаимосвязи основных сфер жизнедеятельности людей в эпоху информационно-компьютерных преобразований.
В центре внимания социологии как homo социологии может быть, по мнению П. Сорокина, человеческая личность как глубинная сущность мира надорганики, как предмет социокультурных сил.
На фоне, когда до сих пор по-разному определяется исходное понятие социологии, отражающее простейшую клеточку социального организма (у Т. В. Осипова - это абстрактное «социальное», у В. А. Ядова - «социальная общность» и пр.), хотелось бы особо сказать о позиции В. В. Зотова об антропосоциальной системе как объекте социологии. Он считает, что личность и общество необходимо рассматривать как единую антропосоциальную систему, в рамках которой они являются автономными по отношению друг к другу системами. Речь идет не о приоритете какой-либо из систем, а их совместном антропосоциогенезе, их коэволюции. Этот подход позволяет адекватно отразить социальную реальность. Речь должна идти о некоей метасистеме и социологически могут быть описаны взаимодействия индивида и общества как определенный социальный обмен (интерфейс). Идея такого рода синтеза, конечно, не нова, она пробивала себе дорогу, начиная с интегральной социологии П. Сорокина. Сегодня это и П. Бергер, и Т. Лукман, и Э. Гидденс, и П. Штомпка, и др. Главное - она артикулирована и взята на вооружение практической социологией, вошла в систему методов социализации личности студента, о чем будет сказано ниже.
Человек общественный, взаимодействующий с себе подобными, с самим собой, с миром культуры (инкультурация), с гео-, био-, космо-сферами - является начальной, простейшей клеточкой социального организма, ядром, стержнем, по терминологии Тейяра де Шардена, функционирования социума. Это проблема и онтологическая, и гносеологическая, и методологическая, и актуально-практическая. Ее понятия и должны служить делу развития науки, образования, социализации.
Конец ХХ века ознаменовал собой изменение системы ценностей. С 90-х годов не экономическое, а человеческое измерение прогресса общества является решающим. Ежегодно ООН готовит доклады о развитии человеческого потенциала. К. Маркс мечтал о поглощении экономического более совершенным - социальным. И это с неизбежностью происходит через крайнее обострение социальных противоречий между богатыми и бедными, между законом и беззаконием, открытой преступностью, между великими достижениями духовной и материальной культуры и диким невежеством, безнравственностью.
Используя имеющиеся социологические подходы, опираясь на терминологию Тейяра де Шардена, обозначившего человека как альфу, как центр, стержень социума и сферу разума, как точку омега, предложенная схема «Человек. Социум. Личность» должна позволить яснее представить антропосоциальную систему. Ведь человек, взаимодействуя с себе подобными, с социальными институтами разных уровней в прямом и обратном их взаимовлиянии в качестве объекта и субъекта труда, общения, познания, только и может породить ноосферную цивилизацию, привести к точке омега.
Социализирующая роль изучения социологии предполагает ответ на вопрос о соотношении повседневных представлений простых людей и научного понимания сути общественных процессов.
Формирование у студента способности социологически мыслить - одна из центральных задач социализации.
Социализация, включающая в себя такие процессы, как адаптация, персонализация, идентификация, интеграция, особенно на этапе формирования зрелой личности специалиста, предполагает способность человека определить свое место в обществе, понять себя и смысл своей жизни.
Реализация этих задач социализации способствует не только социально, человечески ориентированное преподавание теоретического курса социологии, но и различного рода практикума, самостоятельные творческие работы студентов.
Так, одна из обязательных форм работы, способствующая решению задач персонализации, идентификации, интеграции, пониманию своего места в обществе, является подготовка курсовых работ по теме «Автобиография как метод самоанализа и познания общества». Автор методического пособия проф. С. А. Губина. Используя биографический, нарративный, историко-сравнительный методы анализа, студенты через личностное восприятие оценивают особенности смены поколений, ценностных ориентаций, влияния семьи. Составление родословной позволяет лучше понять связь времен, по достоинству оценить прошлое своей семьи, лучше понять общество, в котором человек живет и в которое должен быть интегрирован и благодаря профессиональной подготовке и расширению, углублению знаний об окружающем мире. Это и средство самоидентификации, самоопределения, поиска методов совершенствования своего характера.
При изучении проблем малых групп практикуется использование социометрических методов, помогающих сплочению студенческого коллектива, способствующих выработке самооценки на основе выявления мнения «Значимого Другого».
Большой интерес вызывает использование методов соционики - новой науки, методы которой помогают самоанализу, работе с людьми. Соционика - путь к личности, способ раскрытия человеческого потенциала, совершенствования отношений в учебно-воспитательных, трудовых коллективах. Используя социально-психологический анализ, тестирование, вырабатываются рекомендации по самосовершенствованию личности и личностных отношений в коллективе. Использование методов соционики часто становится основанием подготовки студенческих работ, в которых на основе самоанализа и методов «зеркального Я» намечаются пути личностного роста.
Практически каждая тема общей социологии может быть личностно сориентирована и помочь человеку лучше познать, понять, объяснить и изменить окружающий мир и самого себя.
Напрашиваются следующие основные выводы. Во-первых, для реализации роли социологии как социализирующего фактора необходимо усиление человековедческой, гуманистической направленности разработки и преподавания в вузе всего курса социологии на основе антропосоциальной парадигмы. Во-вторых, необходима дальнейшая разработка курса социологии человека как имеющего свой объект и предмет, анализирующего специфические тенденции становления человеческой личности. Материалы курса позволяют уточнить методологические подходы общей теоретической социологии.
2. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф)
Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979 г.г.). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.
Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнять четыре функции:
адаптацию (приспособление к окружающей среде);
целедостижение (постановка и достижение целей);
интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);
латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).
В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).
По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.
Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”.
В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.
Теория социальных конфликтов. Яркими представителем конфликтологического направления является Ральф Дарендорф.
Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) - немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем: каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; в каждом обществе есть несогласие и конфликт;каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.
Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы).
Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах.
3. Сущность ролевой теории личности.
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “социальный статус” и “социальная роль”.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т. е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом.
Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т. п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества.
Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей ( например, пол, возраст, образование, профессия, национальность и т. д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д.
Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов - норм, социальных чувств, стереотипов и т. д. - приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияния, возможности, свободы и другие показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т. д.
Каждый человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека ( например, писатель, губернатор, директор и т. д. ).
Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д. ).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль - ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.
Социальная роль - динамичный аспект социального статуса как нормативного регулируемое в соответствии с их социальным статусом поведения людей. Совокупность таких ролей называется ролевой системой. Социальные роли могут закрепляться формально ( например, в законе или ином правовом акте ), а могут носить и неформальный характер ( многие моральные нормы поведения ).
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:
1 ) описание типа поведения, соответствующего данной роли ;
2 ) предписания ( требования ), связанные с данным поведением;
3 ) оценка выполнения предписанной роли;
4 ) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение ( например, презрение ), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том , чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования .
Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей, в связи с чем может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. От социальной роли следует отличать ролевое поведение, которое отражает не социально запрограммированное, ожидаемое, а реальное, фактическое поведение того, кто данную роль выполняет.

4. Социальное поведение, его виды.
Поведение человека можно определить как образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой человек так или иначе (физически, вербально или мысленно) взаимодействует с другими. Например, производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей, "общение" буйных подростков во дворе заставляет жильцов нервничать… Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами: осознанной мотивацией, ориентацией на других (ожиданием). Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго - как о социальном.
Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). такое действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. этот тип действия наиболее понятен окружающим. например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели - менее ясными, средства - менее определенными.Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгод. такое действие основывается на определенных "заповедях", в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), - по сути ценностно-рациональные. В таком действии нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл, ориентация на других. конечно, ценностно-рациональное действие не является абсолютно "бескорыстным": оно удовлетворяет потребности человека в самоуважении, самоутверждении, признании со стороны группы. Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки (например, одевание). Аффективное действие (в состоянии аффекта) характеризуется отсутствием цели (вспышка гнева). Для с........


Литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996
А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.
М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» - М.: 1983
Фролов С.С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - 384 с.
Лапин Н.И. Общая социология. - М.: Высшая школа, 2009. - 456 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.