На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86237


Наименование:


Курсовик ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.03.2015. Сдан: 2013. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: 78.24.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ…………...…………7
1.1Исторические аспекты проблемного обучения……………………………………...7
1.2Сущность проблемного обучения…………………………………………….……..11
1.3Функции проблемного обучения……………………………………………………16

2.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………21
2.1Методы проблемного обучения……………………………………………………..21
2.2Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения…………………26
2.3Роль педагога в проблемном обучении……………………………………………..31

3.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ………………………………………………………………………………..35
3.1 Проблемное изложение……………………………………………………………...35
3.2 Эвристическая беседа………………………………………………………………..39
3.3 Исследовательский метод обучения………………………………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..49
РЕФЕРАТ

Курсовая работа 49 с., 29 источников

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД, ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Объектом исследования - проблемное обучение, как общий метод преподавания и изучения теоретического учебного материала.
Предмет исследования - процесс проблемного обучения на уроках истории.
Цель работы: теоретически обосновать эффективность применения проблемного обучения в школе.
Методы исследования: : анализ, синтез, логического обобщение, метод индукции и дедукции, теоретический и сравнительный анализ литературных источников.
Элементы научной новизны: на основе изучения и анализа широкого круга источников показаны особенности и эффективность проблемное обучение на уроках истории.
Экономическая и социальная значимость работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал по вопросу проблемного обучения в процессе преподавания отечественной истории позволяет аргументированно рассмотреть и целостно представить значение и сущность данного процесса. Материал может быть использован в качестве лекций по педагогике, для проведения семинаров и спецкурсов.
Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно учащийся, владел элементами творческой деятельности, то есть умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения. Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Чтобы развивать творческое мышление, необходимо обратить внимание на такие формы организации обучения, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению знаний.
Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения проблемного обучения в школе.
Объект исследования - проблемное обучение, как общий метод преподавания и изучения теоретического учебного материала.
Предмет исследования - процесс проблемного обучения на уроках истории.
Исследовательские задачи:
Изучить историю возникновения метода проблемного обучения.
Определить сущность проблемного обучения.
Выявить функции проблемного обучения.
Рассмотреть и проанализировать методы проблемного обучения.
Выявить роль педагога в проблемном обучении.
Рассмотреть практическое применение проблемного метода на уроках истории.
Различные аспекты проблемного обучения раскрыты в работах М.Н. Скаткина, И.Я.Лернер, В.Оконь, Н.А.Менчинская, М.А.Данилов, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Хуторской. Как нетрадиционную педагогию проблемный метод раскрывает в своих трудах Б.Г. Матюнин. Подробно исследовал процесс и технологию организации проблемного обучения в школе М.И. Махмутов. Дидактические основы проблемного метода исследованы И.Я. Лернером. В публикациях А.Г. Леонтьева, И.А. Ильиницкой рассмотрены различные проблемные ситуации на уроке и пути их создания.
Теоретико-методологическую базу исследования составили следующие методы: анализ, синтез, логическое обобщение, метод индукции и дедукции, метод научного синтеза и обобщения, теоретический и сравнительный анализ литературных источников.
Научная и практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в виде выводов и обобщающих положений при написании пособий по методике организации проблемного обучения на уроках истории.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Исторические аспекты проблемного обучения

Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо[3, с 19].
Проблемное обучение возникло как результат достижения передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах XIX века.
Однако в истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения путем включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского[14, с. 33].
Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине XIX - начале XX в.в. к внедрению в преподавание отдельных учебных предметов эвристического (Г.Э. Амстронг), опытно-эристического (А.Л. Герд), лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер), метода лабораторных уроков (К.П. Ягодский) и других методов, которые Б.Е. Райков в силу общности их существа заменил термином «исследовательский метод» [1, с. 115].
В американской педагогике в начале XX в. известны две основные концепции проблемного образования. Дж. Дьюи предполагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем [6, с. 38].
В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.
Во втором издании книги «Как мы мыслим» (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. Мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы [11, с. 34]:
1. Принимаются во внимание все возможные решения или предположения;
2. Индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;
3. Предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;
4. Проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;
5. Проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера [12, с. 34]. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Особое внимание Дж. Брунер уделяет следующим вопросам: значение структуры знаний в организации обучения; готовность ученика учиться как фактор учения; интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности; мотивация учения в современном обществе.
Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развития ученика.
Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.
Суть второй концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения. В. Бертон считал, что обучение есть приобретение новых реакций или изменение старых и сводил процесс обучения к простым и сложным реакциям не учитывая влияние на развитие мышления ученика среды и условий воспитания [11, с. 35].
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказала работа Дж. Брунера («Процесса обучения», 1960) [12, с.35]. В ее основе лежат идеи инструктирование учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х гг. XX века [13, с.16].
Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
1. Вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
2. Эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
3. Развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
С начала 60-х гг. XIX века в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам [13, с. 15].
Крупные ученые снова поднимают вопрос о принципах организации проблемного обучения. Встает задача более широкого применения элементов исследовательского метода, а точнее, исследовательского принципа. Задача состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Можно ученику формально сообщать знания, и он их усвоит, и можно преподавать творчески, сообщать знания в их развитии и движении.
Именно мысль сообщать знания в их движении и развитии выступила важнейшим принципом проблемного изложения учебного материала и признака одним из способов организации проблемного обучения. Со второй половины 60-х гг. идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться.
Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (C.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев) [16, с.84]. Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (A.M. Maтюшкин). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.
Опыт применения отдельных элементов в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и другими. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев).
Таким образом, изучение истории возникновения и развития проблемного метода обучения позволяет сделать вывод о том, что данный метод не является абсолютно новым педагогическим явлением. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи, а глубокие исследования в данной области начались в 60-х годах XX века. Однако в истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них известна еще по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения путем включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В XX столетии идеи проблемного обучения получили наиболее интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х гг. XX века. Виднейшими дедактами здесь были М.А. Данилов и В.П. Есипов, которые сформулировали правила активизации процесса обучения. В процессе исторического развития проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Были разработаны способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. Постепенно распространяясь, проблемное обучение проникло из общеобразовательной школы в среднюю и высшую профессиональные школы.


1.2 Сущность проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.
Проблемное обучение - это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся [16, с. 39].
Проблемное обучение может рассматриваться как особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач [16, с.39].
М.М. Левина считает, что проблемное обучение - это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы
1. стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;
2. воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;
3. знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем [16, с. 40].
Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
1. развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;
2. усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);
3. воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,
Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения [7, с.152].
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.
Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношени........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. М: Просвещение, 1985. - 328 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников/ Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1970. - 324 с.
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию/ В.Б. Бондарквский. - М.: Просвещение, 1985. - 328 с.
4. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе/ Д.В. Вилькеев. - Казань: Изд-во КГУ, 1967. - 341 с.
5. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность/ А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 278 с.
6. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия/ В.В. Давыдов. - М., 1993.- 321 с.
7. Джуринский, А.Н. История педагогики/ А.Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1998. - 286 с.
8. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие/ А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1987.- 298 с.
9. Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе: метод. пособие для студентов-заочников/ И.В. Дорно. - 306 с.
10. Дьяченко, И.М., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия/ И.М. Дьяченко. - М.: Хэлтон, 1998.
11. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка/ Е.И. Игнатьев. - М.: Омега, 1994. - 309 с.
12. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке/ И.А. Ильницкая. - М., 1985. - 321 с.
13. Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/ Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. 1993. № 12. - С.15-18
14. 23.Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/ М.В. Кларин. М., 1994. - 301 с.
15. Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации/ В.А. Климчук. СПб.: Речь, 2005. - 297 с.
16. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Ю.А. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. - 401 с.
17. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения/ Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 227 с.
18. Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Пет-ровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985. - 398 с.
19. Кумекер, Л., Шейн, Дж. С. Свобода учить, свобода учиться/ Л. Кумекер. - М.: Народное образование, 1994.- 274 с.
20. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/ Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2003. - 316 с.
21. Леонтьев, А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?/ А.Г. Леонтьев// Знание - сила. № 2. 1990. - 291 с.
22. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. - 217 с.
23. Матюнин, Б.Г. Нетрадиционная педагогика/ Б.Г. Матюнин. М.: Школа - Пресс, 1994. - 301 с.
24. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкина. - М., 1972.- 371с.
25. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе/ М.И. Махмутов. - М., 1983. - 306 с.
26. Махмутов, М.И. Проблемное обучение/ М.И. Махмутов. - М., 1975.- 312 с.
27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления/ Г.К Селевко. - М.: НИИ «Школа технологий»,2005. - 326 с.
28. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге/ А. Чуриков, В. Снегирев. - СПб.: Речь, 2006. - 284 с.
29. Якиманская, И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - М., 2000. - 201 с.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.