На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86253


Наименование:


Диплом ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 31.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 110. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ………………...
1.1. История становления и развития института юридических лиц……….
1.2. Понятие и правовая природа юридических лиц……………………….
1.3. Правосубъектность и органы юридических лиц………………………
1.4. Государственная регистрация юридических лиц……………………..
ГЛАВА II. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………….
2.1. Классификация юридических лиц………………… …………………..
2.2. Хозяйственные товарищества и общества……………………………..
2.3. Производственные кооперативы………………………………………..
2.4. Унитарные предприятия………………………………………………..
ГЛАВА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………….........
3.1. Создание юридического лица… ………………………………………..
3.2. Прекращение юридического лица путем реорганизации……………..
3.3. Прекращение юридического лица путем ликвидации………………...
3.4. Прекращение юридического лица путем банкротства………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1…………………………………………………………………
Приложение №2…………………………………………………………………
Приложение №3…………………………………………………………………
Приложение №4…………………………………………………………………
Введение
Современная экономика и общество немыслимы без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Актуальность. Институт юридического лица в современном обществе приобретает все более весомое значение для гражданского права и тем более для Российского, поскольку переход к рыночным отношениям, с развитием инфраструктуры, все это обусловило потребность в иных организационно-правовых формах юридического лица. Законодатель при систематизации норм, которые регулируют гражданские правоотношения, стремиться как можно шире, глубже и объективно проникнуть в суть конструкции юридического лица, основываясь на разумности и закономерностях. За последнее десятилетие кардинально изменилась законодательная база, регулирующая правовое положение юридических лиц, резко увеличился объем законодательства о юридических лицах, кроме того, кардинально изменилось отношение к юридическим лицам, которые теперь являются и формой предпринимательства. Несомненный интерес вызывает исследование «новых прав» юридического лица по действующему законодательству. Следовательно, рассмотрение выбранной темы в рамках настоящей дипломной работы является актуальной на современном этапе развития Российского законодательства.
Степень научной разработанности. Вопросы, касающиеся института юридических лиц в целом, а также отдельных его элементов рассматривали в своих научных трудах следующие ученые-правоведы: М.И.Брагинский, А.В.Бондарев, В.В.Бородин, Л.Л.Герваген, Н.В.Козлова, О.А.Красавчиков, Б.И.Пучинский, А.К.Троценко, Е.Б.Хохлов, Б.Б.Черепахин, Г.Ф.Шершеневич и другие.
Целью настоящей работы является характеристика института юридических лиц, как субъекта гражданских правоотношений в целом, их анализ, рассмотрение с различных позиций в рамках ныне действующей правовой системы, изложение современного содержания института юридического лица, раскрытие части общих вопросов функционирования юридических лиц и рассмотрение некоторые проблемных вопросов, имеющих наибольшее значение для юридической практики.
В рамках поставленной цели предполагается решить ряд задач:
- изучить исторические этапы становления и развития института юридических лиц;
- раскрыть понятие и исследовать правовую природу юридических лиц;
- охарактеризовать и проанализировать правосубъектность юридического лица, раскрыть процесс их государственной регистрации;
- рассмотреть классификацию юридических лиц;
- выделить и рассмотреть основные способы создания и прекращения деятельности юридических лиц.
Объект исследования включает аспекты изучения правового регулирования особенностей содержания, структуры, видов и деятельности юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений.
Структура. Настоящая работа состоит из следующих структурных элементов: общие вопросы по закону, которые включают в себя: институт юридических лиц в гражданском праве; история, сущность, правовая регламентация: история становления и развития института юридических лиц,
понятие и правовая природа юридических лиц, правосубъектность и органы юридических лиц, государственная регистрация юридических лиц; виды юридических лиц: классификация юридических лиц; создание юридического лица, прекращение юридического лица путем реорганизации, прекращение юридического лица путем ликвидации, прекращение юридического лица путем банкротства.

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ.

1.1.История становления и развития института юридических лиц.

Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма вошла в оборот нового европейского права. Но в самом Риме эта форма союзной организации вырабатывалась медленно и на всем протяжении римской истории.
Древние римляне имели хорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно к отдельному человеку. Понятие же союза было выработано в публичном праве применительно к государству, и, таким образом, понятие союза (корпорации) существовало у римлян только в публичном, а понятие лица - только в частном праве. Поскольку союзы имели имущественные интересы и участвовали в имущественном обороте, римское право приравнивало их правовое положение к лицам, а категория юридического лица не использовалась вовсе.
Герваген Л.Л. отмечал, что в то время как «весь строй римского цивильного быта существеннейшим образом определяется началом личности и вместе с тем особенности правоотношений каждого гражданина…, картины средневекового быта дают нам совершенно противоположные черты». Здесь не отдельный человек является правоспособным, а союз. Весь этот союз, писал Н.Л. Дювернуа в своей книге «Чтение по гражданскому праву» можно охарактеризовать чертой, противоположной римскому, чертой безличности, где известный и постоянный характер правоотношений определяется принадлежностью человека к союзу, преемственному из поколения в поколение. В этих условиях задачи юриспруденции и законодательства заключаются в том, чтобы определить скорее право союзов и отношение к ним прав отдельных единиц в общежитии.
Французская буржуазная революция 1789 г., борясь с сословно-цеховым устройством феодального общества и желая обеспечить торжество принципа индивидуальной свободы, запретила любые корпорации, образуемые по профессиональному признаку, и сохранила разрешительный порядок образований корпораций, преследующих цель извлечения прибыли. При этом было существенно ограничено число организационно-правовых форм последних. В силу этого обстоятельства категория юридического лица на несколько десятков лет выпала из научного оборота и не применялась в законодательстве. Всю первую половину XIX в. корпорации во Франции и в значительной мере в остальной Европе создавались исключительно в разрешительном порядке (регистрационный порядок создания акционерных обществ был введен во Франции Законом от 24 июля 1867 г), последняя треть века была отмечена в Европе. И в частности во
Франции ассоционистским движением интенсивности, распространившимся на все правления человеческой деятельности. Соответственно конец XIX в. и первые десятилетия ХХ в. характеризовались активным научным осмыслением феномена юридического лица.
Значимое исследование о понятии юридического лица было осуществлено Ф.К. Савиньи в середине XIX в. и вошло в историю под названием «теория фикций». Иное ее называние - «теория олицетворения». Она оказала сильное воздействие на последующие научные исследования.
Причины появления указанной теории раскрывал Н.Л. Дювернуа: «Если римская мысль представляла себе возможность сочетания личности, конкретной правоспособности с человеком, то она так же легко и разрывала эту связь, низводя человека в категорию вещей или, давая личный характер обладания там, где отдельного человека, как обладателя, назвать нельзя».
Современная мысль вовсе не допускает этого разрыва, низведения человека до категории вещей, зато вне отдельного взятого человека современная цивилистика трудно ладит с представлением о лице.
Из сказанного логично вытекает суть «теории фикции»: поскольку волей, сознанием, т.е. атрибутами субъекта права, обладает, безусловно, только человек, с одной стороны, а с другой стороны, жизнь, время дает множество примеров того, как имущественные права принадлежат не отдельному человеку, а союзу людей, корпорации, законодатель признает за этой корпорации свойства личности, субъекта. Другими словами, эта корпорация олицетворяется, персонифицируется. При этом законодатель отдает себе отчет в том, что корпорация личностью быть не может, т.е. прибегает к «фикции».
Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абстрактного понятия.
Как писал Е.Н. Трубецкой, «фикция есть вымысел, предложение чего-то несуществующего, между тем приписывая права учреждениям и корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-то несуществующее: соединение людей в обществе, преследующие определенные цели, а равным образом и учреждение с определенными функциями суть величины весьма реальные, раз «субъект прав» - вообще не то же, что человек, то называть учреждения и корпорации юридическими лицами - вовсе не значит создавать фикции».
Исходя из того, что носителем права может быть только человек, следовательно, юридическое лицо - не более чем способ существования правовых отношений лиц, входящих в его состав. Цели юридических лиц, писал Н.М. Коркунов, - те же людские интересы, только общие для определенной группы людей, их деятельность - деятельность членов юридических лиц, их воля - воля отдельных личностей. Поэтому юридические нормы вместо того, чтобы разграничивать тождественные интересы целого ряда личностей, рассматривают однородные интересы как одно целое, как один интерес, а саму группу - как один субъект юридического отношения, юридическое лицо. Это не более чем особый технический прием, упрощающий взаимоотношения заинтересованных при этом людей. В ответ Е.Н. Трубецкой разумно возражал, что в числе юридических лиц есть такие, которые существуют независимо от воли лиц, входящих в их состав. Более того, члены юридического лица постоянно меняются, а его суть остается.
Особое место в доктринах юридического лица занимает концепция сосуществования. Как реального субъекта общественных отношений. Эта идея получила распространение в Германии, во Франции. Основателем «органической теории» юридического лица является Отто Фридрих фон Гирке, который утверждал, что юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм, на который государство влияет, но не призывает к жизни.
Органическая теория исходит из того, что се коллективности, удовлетворяющие известным фактическим условиям, являются юридическими лицами. Всякое юридическое лицо нуждается в воле для осуществления своих прав, где нет воли, там нет и права. Но реальная воля существует только у человека, поэтому только человеческие индивиды и могут выражать волю коллективных лиц, а это возможно, если последние имеют соответствующие органы.
Таким образом, в таком понимании орган есть не что иное, как индивид, передающий вовне волю коллективного лица. Коллективность в юридическом смысле есть ничто без своих органов. Между коллективностью и органом не существует никакого юридического отношения, т.к. они представляют единое целое.
«Органическая теория» нашла свое отражение в работах французского цивилиста Р. Саллейна. Он сумел освободить ее от некой биологизации юридических лиц, присущей взглядам Безелера и Гирке.
При развитии этих взглядов была выдвинута «реалистическая теория». Человеческое общество не аморфная совокупность индивидов. Оно может существовать лишь благодаря взаимодействию различных коллективов, союзов людей, которые столь же реальные, как и составляющие их лица. Интересы этих союзов несводимы к интересам их участников, так же как возможности и потребности группы людей нетождественны возможностям и потребностям одного человека. Следовательно, закон не конструирует фиктивные юридические образования, а просто признает за реально существующими объединениями лиц качества самостоятельных субъектов права.
В ряду концепций юридических лиц имеется «теория интересов» Рудольфа фон Иеринга - основателя социологической школы права. Он считал, что юридическое лицо, как естественно природный субъект права в действительности не существует. Это не более чем юридический курьез. Так как право - это система защищенных законом интересов, то законодатель дает правовую защиту определенным группам людей (их коллективному интересу) позволяя им вступать вовне как единое целое. Но это, по мнению Иеринга, не означает создание нового субъекта права. Таким образом, Иеринг сочетал тезис о фиктивности самого юридического лица с признанием реальности стоящих за ними группы людей, осуществляющих его права и пользующихся выгодами такого положения.
Советская юридическая наука уделяла самое серьезное внимание исследованию теорий юридического лица. В 40-50 годы были созданы целый ряд работ, которые заложили фундамент современного понимания этого института.
Внимание советских правоведов концентрировалось в то время на изучении юридической личности государственных предприятий, однако, сделанные ими выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня. В рамках общепринятого понимания юридического лица, как реально существующего явления, обладающего людским субстратом, в советской цивилистике выделялись три основные трактовки сущности государственного юридического лица.
«Теория коллектив» А.А. Венедиктова - базируется на том, что носителями правосубъектности государственного юридического лица является коллектив рабочих и служащих предприятия, а также всенародный коллектив, организованный в социалистическое государство. «Теория государства», разработанная С.И. Аскназием, основывается на том, что за каждым государственным предприятием стоит собственник его имущества, т.е. само государство. Следовательно, людской субстрат юридического лица нельзя сводить к трудовому коллективу данного предприятия. Государственное юридическое лицо это само государство, действующее на определенном участке системы хозяйственных отношений.
«Теория директора» - наиболее ярко исследована в работах Ю.К.Толстого. Данная теория исходит из того, что главная цель наделения организации правами юридического лица - это обеспечение её возможности участия в гражданском обороте. Именно директор уполномочен действовать от имени организации в сфере гражданского оборота. Поэтому он и является основным носителем юридической личности государственного юридического лица.
Общей для всех этих концепций является идея о наличии людского субстрата (лица или коллектива) в государственном юридическом лице.
Возможно и принципиально иная трактовка его сущности. Так, еще в 20-е годы в СССР получила значительное распространение «теория персонифицированного(целевого) имущества. Её сторонники считали главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в данный комплекс и управление этим имущественным комплексом. Следовательно, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Эта теория приобрела специфическую актуальность благодаря появившейся в современном законодательстве возможности создания юридического лица единственным учредителем. Поскольку людской субстрат в одночленных корпорациях не играет важной роли. В условиях, когда персональный состав участников и организационная структура нескольких юридических лиц могут быть идентичными, только имущественная обособленность позволяет их различить.
В 50-е годы известное распространение получила «теория социальной реальности». Её сторонники ограничивались конституцией того, что юридическое лицо - это социальная реальность, т.е. вполне достаточно признания юридического лица такой же социальной реальностью какой являются другие субъекты права. В этой теории несложно увидеть отражение старой «теории фикции», т.к. и в данном случае на вопрос, что есть юридическое лицо, отвечают: относитесь к нему как к субъекту права, ибо это социальная реальность. Противники этой теории не без оснований указывали на то, что задача цивилиста состоит в том, чтобы выявить особенные черты, признаки юридического лица как социальной реальности, поскольку не всякая социальная реальность есть юридическое лицо. Эту задачу «теория социальной реальности» перед собой как раз и не ставит.
Множество существований столь разных научных теорий, пожалуй, объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных стадиях экономики на первый план выдвигались то один, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных концепций, взглядов в целом отражено и отражает эволюцию института юридического лица.

1.2. Понятие и правовая природа юридических лиц.

Появление и развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества. Для реализации возложенных на них задач организации должны вступать в различные товарные отношения с другими участниками оборота. Например, предприятия для производства определенного товара должны обеспечиваться сырьем и иметь возможность для его реализации другим лицам; учебные заведения нуждаются в приобретении книг, компьютеров и других принадлежностей. Указанные операции, во-первых, должны осуществляться в основном в эквивалентно-возмездном виде и, во-вторых, должны быть облечены в гражданско-правовую форму. Если в этих условиях организации не наделить соответствующим статусом и правами (правосубъектностью), они не смогут нормально работать. Поэтому организации для участия в имущественном обороте признаются субъектами гражданского права, т.е. юридическими лицами.
Понятие и признаки юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д. Тем не менее, им присущи общие признаки, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц.
Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.
Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами
от этого не становятся.
Традиционно выделяют четыре основных признака:
1) организационное единство. Сущность его состоит в том, что юридическое лицо имеет свою внутреннюю структуру органов управления, определенных его уставом или положением, обеспечивающих достижение целей деятельности, для которых оно предназначено, и формирующих и изъявляющих его волю в имущественном обороте;
2) имущественная обособленность. Самостоятельное участие в экономическом обороте предполагает, что имущество юридического лица, находящееся в его обладании, обособлено от имущества других субъектов гражданского права. При этом у различных видов юридических лиц степень их имущественной обособленности выражается по-разному. Например, хозяйственное общество (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) является собственником принадлежащего ему имущества. Государственному (муниципальному) унитарному предприятию или учреждению имущество передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и они как юридические лица не обладают правом собственности на это имущество. Оно принадлежит учредившим их субъектам - государственным или муниципальным образованиям;
3) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак означает, что само юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей только своим имуществом и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам. Лишь в случаях, специально предусмотренных ГК и учредительными документами юридического лица, из отмеченных правил могут быть исключения. Однако ответственность других субъектов в этих случаях может быть только дополнительной (субсидиарной) к ответственности юридического лица;
4) выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак, "выражая наиболее непосредственно специфику юридического лица", заключается в том, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Признак выступления в обороте от собственного имени (с использованием собственного наименования) является следствием трех вышеназванных признаков.
Юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности (прежде всего посредством заключения гражданско-правовых договоров - купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.) через свои органы, действующие на основании закона и учредительных документов. Исключение из этого правила составляют полные товарищества и товарищества на вере, которые вступают в оборот через своих участников (полных товарищей). Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридического лица производится через судебные органы (государственные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также третейские суды), в которых юридическое лицо может выступать в качестве истца и ответчика.
Представительства и филиалы юридических лиц. Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения. Представительство осуществляет представление интересов юридического лица и обеспечивает их защиту. Филиал, помимо таких полномочий, осуществляет все иные или часть функций юридического лица (например, ведет производственную деятельность).
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Исходя из приведенных понятий, несложно заметить, что правовой статус филиала несколько шире статуса представительства, деятельность которого ограничена представительскими функциями. Филиалы вправе осуществлять от имени юридического лица предпринимательской деятельностью и реализовывать представительские задачи, в чем, в соответствии с законодательством, ограничены представительства. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть проявляться в различных формах: рекламная деятельность и маркетинговый анализ, формирование клиентской базы и установление контактов с потенциальными контрагентами, судебная и административная защита интересов юридического лица.
Филиалы и представительства не имеют статуса юридического лица. Их возникновение - это результат волеизъявления уполномоченных органов предприятия. Необходимо указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сведения об изменениях в уставе организации, связанных с созданием обособленных подразделений, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с учреждением филиалов и (или) представительств, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Это является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего, для тех в чьи полномочия входит совершение такого уведомления) в форме предупреждения или штрафа в размере до 50 МРОТ за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Деятельность указанных обособленных подразделений осуществляется на основании следующих документов: учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), утверждаемого на уровне организации, а также доверенности, выдаваемой руководителю обособленного подразделения.
Имущество филиала (представительства) формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (касаемо филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с Положением, а также доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом.
Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее.
Следует помнить, что имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.
Средства индивидуализации юридического лица. Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.
Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация. Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.
Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты). Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами. Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Например, фирменное наименование «Общество с ограниченной ответственностью «Астраханьгазпром» состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму - «Общество с ограниченной ответственностью», само наименование - «Астраханьгазпром».
Гражданский Кодекс РФ исходит из принципа истинности фирмы, согласно которому фирменное наименование юридического лица должно давать представление о его имущественном статусе, а в некоторых случаях - и о составе его участников (как, например, для хозяйственных товариществ). Это необходимо для обеспечения предсказуемости и устойчивости оборота: потенциальные контрагенты вправе иметь адекватное представление об объеме правоспособности друг друга, в том числе о пределах имущественной ответственности и возможности ее возложения на участников того или иного юридического лица.
Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму. Скажем, «Общество с ограниченной ответственностью «Светлана» и «Закрытое акционерное общество «Светлана».
Долгое время проверка новизны фирменного наименования производилась на «местном уровне», поскольку в разных регионах государственной регистрацией юридических лиц занимались разные органы, и отслеживать информацию о зарегистрированных фирменных наименованиях было невозможно. Поэтому не исключено, что во многих субъектах РФ зарегистрированы тождественные фирменные наименования. В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях.
Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.
Фирменное наименование в сокращенной форме, т.е. в форме логотипа, может быть включено в состав товарного знака. В отличие от других объектов исключительных прав передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается даже по лицензионным соглашениям. Наше законодательство предусматривает лишь один случай легальной передачи права на «фирму» другому лицу. Это может быть сделано в рамках договора коммерческой концессии, более известного на практике как договор франчайзинга. Следует подчеркнуть, что франчайзинг направлен на передачу пользователю целого комплекса исключительных прав, а не только права на «фирму».
По общему правилу, фирменное наименование организации придумывают ее учредители, но в некоторых случаях законодательство устанавливает дополнительные требования. Во-первых, запрещается включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям Закона о товарных биржах и биржевой торговле, термины «биржа» или «товарная биржа» в любом словосочетании. Во-вторых, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка РФ лицензию на осуществление банковских операций,
не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что оно имеет право на осуществление банковских операций.
В-третьих, использование в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний также не всегда отвечает требованиям законодательства. Многие организации претендуют тем самым на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности. Используя элементы государственной символики, они вводят своих контрагентов в заблуждение,
поэтому существует разрешительный порядок использования слов «Россия» и т.п.. Разрешения выдает специальная правительственная комиссия. За использование этих слов в фирменных наименованиях организаций единовременно уплачивается государственная пошлина. Данное правило не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные объединения, которые, напротив, обязаны в своих наименованиях показывать территориальный характер деятельности.
В-четвертых, слова «бюро кредитных историй» могут включать в свои фирменные наименования только юридические лица, оказывающие услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, предоставлению кредитных отчетов. Наконец, хозяйственные товарищества независимо от вида своей предпринимательской деятельности обязаны либо перечислять в «фирме» наименования полных товарищей, либо указать хотя бы одного из них с добавлением слов «и компания».
Целям индивидуализации юридического лица служит также индивидуализация его продукции, товаров, услуг посредством использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.


1.3. Правосубъектность и органы юридических лиц

Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Однако они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан. Если у граждан вначале появляется правоспособность, а дееспособность возникает по истечении определенного времени (достижение определенного возраста, при этом в отношении граждан могут действовать ограничения в дееспособности, связанные с состоянием здоровья), то у юридических лиц такого разрыва во времени возникновения правоспособности и дееспособности нет. Они у юридического лица возникают одновременно, с момента его государственной регистрации. Невозможен такой разрыв и при прекращении юридического лица - они также утрачиваются одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица при внесении соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.
Правоспособность граждан является общей: они могут иметь любые гражданские права и обязанности, обладание которыми дозволяет законодательство. Правоспособность же юридических лиц строится таким образом, чтобы обеспечивать достижение указанных учредителями целей. Поэтому правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной, дающей им возможность приобретать и принимать только такие права и обязанности, которые связаны с осуществляемой ими основной или сопутствующей деятельностью.
Сохранение специальной правоспособности за некоторыми видами юридических лиц вызвано тем, что они создаются для достижения конкретных целей, установленных их учредителями. Очевидно, что государственные учреждения или общественные организации, созданные с определенными социальными или культурными целями, не могут игнорировать интересы учредителей, используя свою правосубъектность в противоречии с этими задачами и приобретая права и обязанности, выходящие за пределы выполняемых ими функций (например, заниматься коммерческой деятельностью).
Кроме того, юридические лица не могут обладать такими правами, носителями которых выступают лишь граждане, например гражданскими правами, возникающими из родственных отношений. Необходимо учитывать также, что осуществление некоторых видов деятельности требует специальных разрешений - лицензий, получаемых от государства.
Порядок лицензирования определяется Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, который содержит обширный перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых необходимо иметь лицензию (более 100 позиций). По общему правилу лицензия выдается в течение 60 дней после обращения и действительна в течение 5 лет, а затем может быть продлена. Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которыми определяется государственный орган, осуществляющий выдачу лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд.
В настоящее время порядок выдачи лицензий упрощен. Круг лицензируемых видов деятельности ограничен, а срок для выдачи лицензии сокращен до 45 дней. Введен упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо наличия у лицензиата сертификата соответствия осуществляемой им деятельности международным стандартам.
По общему правилу, почти все коммерческие юридические лица обладают общей правоспособностью. Исключения составляют унитарные предприятия, которые всегда создаются их собственниками (Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями) для строго определенных целей, и некоторые другие организации, в отношении которых специальная правоспособность устанавливается законом (банки, страховые и инвестиционные организации и др.).
Учредители коммерческих организаций могут определить перечень видов деятельности, которыми должны заниматься создаваемые ими юридические лица, либо прямо указывать виды деятельности, которыми они не могут заниматься. Такого рода ограничения общей правоспособности имеют силу и для других участников гражданского оборота, однако только тогда, когда они знали или должны были знать об этом. Сделки, выходящие за подобные ограничения общей правоспособности, считаются оспоримыми.
Юридические лица, которые обладают специальной правоспособностью по прямому указанию закона (некоммерческие организации, унитарные предприятия и др.), вправе совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, установленным для них в учредительных документах. Сделки, совершаемые за этими пределами, признаются ничтожными. При этом не важно, знали участники оборота о таких ограничениях или нет, поскольку знание закона предполагается.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Под ними следует понимать лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), которые без доверенности представляют интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. Орган юридического лица не только выступает в гражданском обороте от его имени (действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица), но и управляет и руководит его текущей деятельностью. Орган юридического лица является частью юридического лица и не может рассматриваться как самостоятельный субъект права.
Следует различать органы юридического лица, которые формируют его волю («волеобразующие органы»), и органы юридического лица, которые одновременно и формируют волю, и выражают ее вовне в имущественном обороте («волеизъявляющие органы»). К первым относятся общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет) и иные коллегиальные органы. Сформированную указанными органами волю юридического лица должны реализовывать единоличные исполнительные органы - генеральный директор, директор, президент, председатель и т.п. Они являются, таким образом, волеизъявляющими органами, и прежде всего по их действиям можно судить о воле возглавляемого ими юридического лица.
Однако деятельность исполнительных органов не ограничивается исполнением указаний волеобразующих органов, ведь они обладают и самостоятельной компетенцией - возглавляют текущую деятельност........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.