На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие трудовых споров и их виды. Подведомственность трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.01.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ. 2
    1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ИХ ВИДЫ. 3
    2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 6
    3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 8
    а) Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 8
    б) Судебный порядок рассмотрения трудовых споров. 12
    в) Общий порядок рассмотрения споров. 15
    4. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ. 21
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32

ВВЕДЕНИЕ.

Тема представленной курсовой работы - «Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения».
Предметом трудового права являются трудовые и тесно с ними связанные отношения (производные от трудовых). В процессе регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.
В работе мы рассмотрим понятие индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок их рассмотрения, опираясь на Кодекс законов о труде РФ, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Сборник законодательств РФ за 1994-1997 гг. Нами также были использованы учебные пособия по трудовому праву под редакцией О.В. Смирнова, В.Н. Толкуновой, и учебник «Трудовое право» Сыроватской Л.А.

ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ИХ ВИДЫ.

Трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства.

Вместе с тем сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельным работником и предприятием нельзя. Понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не урегулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. И, наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между субъектами трудового права, а особая их стадия, поскольку в состоянии разногласий, неудовлетворенности поведением друг друга можно находиться если не все юридически значимое время (с момента возникновения до момента прекращения правоотношения), то значительную его часть.

Поэтому в определение трудовых споров обычно вводится признак, указывающий на неурегулированность разногласий, т.е. трудовые споры определяются как неурегулированные разногласия между субъектами трудового права. Но и этот признак трудно назвать определяющим, так как он не всегда устанавливает момент, с которого можно считать разногласия неурегулированными. В индивидуальных трудовых спорах таким моментом является обращение в соответствующий юридический орган за разрешением спора. Только с этого момента возможные разногласия приобретают характер трудового спора.

Применительно к коллективным трудовым спорам центр его тяжести поскольку сам спор может повлечь за собой различные негативные последствия, социальную напряженность в обществе, переносится на примирительные процедуры, попытку не допустить конфликта; моментом начала спора является либо день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщения работодателям своего решения в установленный законом срок, либо дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

В основе классификации трудовых споров может лежать:

1) вид правоотношения, из которого возник спор, и тогда следует говорить о трудовых спорах в широком смысле (между субъектами трудового права, т.е. возникающими не только из трудовых правоотношений, но и производных от них) и в узком (между субъектами трудового правоотношения).

Дополнительным определяющим признаком здесь является и субъект (сторона правоотношения), который заявил о своем споре в соответствующий юрисдикционный орган. Так, в том же трудовом правоотношении субъектом спора может быть как работник, так и администрация в зависимости от того, кто обратился за разрешением спора, чьи права действительно или мнимо нарушены;

2) характер или предмет спора, в соответствии с которым следует различать: а) споры о применении норм трудового законодательства, коллективного и трудового договора; б) споры об установлении новых условий труда, нерегулированных законодательством или иными нормативными актами; в) споры, связанные с отказом в приеме на работу.

Индивидуальные споры о применении норм трудового законодательства, коллективных и трудовых договоров обычно называют исковыми.

К спорам неискового характера относятся разногласия в связи с установлением новых условий труда. Они могут быть и индивидуальными, и коллективными.

Коллективными могут быть и споры о применении нормативных актов, коллективных и трудовых договоров.

Классификация трудовых споров имеет значение для определения их подведомственности - для каждой группы установлен определенный порядок рассмотрения и орган, полномочный разрешить этот спор.

2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

Чтобы уяснить к компетенции какого юрисдикционного органа относится рассмотрение того или иного спора, нужно прежде всего установить вид отношения, из которого вытекает спор, затем субъект этого спора и его предмет (характер).
Основная группа споров возникает из трудового правоотношения, жалующейся стороной чаще всего является работник, и эти споры носят, как правило, исковой характер.
По признаку подведомственности можно выделить три вида разбирательств этих споров:
1) общий порядок, который включает в себя последовательное рассмотрение спора в КТС и суде. Естественно, что рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решение и спор не будет перенесен в суд. В других случаях одна из сторон (а может быть и обе) вправе обратиться в суд в связи с неудовлетворенность. Решением комиссии;
2) судебный порядок, при котором рассмотрение трудового спора начинается непосредственно с обращения в суд, минуя комиссию по трудовым вопросам;
3) особый порядок, при котором отдельные категории споров либо трудовые споры работников определенных категорий рассматриваются в соответствии со специальными процессуальными нормами.
Другую значительную группу составляют коллективные трудовые споры, возникающие из организационно-управленческих и социально-экономических отношений в сфере труда. Конфликтующей стороной чаще всего является трудовой коллектив одного или нескольких предприятий. Предметом спора могут быть разногласия как по поводу установления условий труда, так и в связи с применением действующего законодательства.
Действующее законодательство устанавливает особый порядок разрешения коллективных трудовых споров, основные положения изложены в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», введенном в действие с 5 декабря 1995 г. Сборник законодательств РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются либо в общем, либо в судебном, либо в особом порядке. Последние - судебный и особый - следует отнести к исключениям из общего правила, каким является общий порядок.

а) Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 218 КЗоТ РФ особенности рассмотрения трудовых споров руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в ее составе, а также судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются законодательством РФ и республик в ее составе.
В прошлом перечень должностей, лишенных судебной защиты в случае трудового спора, был огромен, все эти лица должны были обращаться в вышестоящий по отношению к тому, в котором трудился работник, орган. Практически во всех случаях вышестоящий начальник поддерживал нижестоящего и решение оставлял в силе.
Поскольку такая практика явно противоречила ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, в ст. 63 Конституции РСФСР в ред. От 21 апреля 1993 г., КЗоТ РФ были внесены изменения: прежний порядок был отменен, но с оговоркой, что особенности рассмотрения отдельных трудовых споров работников устанавливаются законодательством
Поскольку соответствующая норма пока не принята, в этом случае вполне правомерно применение ст. 94 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (в ред. От 12 мая 1991 г.), в которой сказано, что споры руководящих работников, избираемых утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной власти и управления, судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причин увольнения, переводы на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и применения дисциплинарных взысканий рассматриваются вышестоящими органами.
Ст. 218 КЗоТ РФ несколько сузила круг лиц, исключив из перечня следователей прокуратуры. Вместе с тем она не назвала органы, рассматривающие указанные споры.
Отсюда следует, что трудовые споры названных в ст. 218 КЗоТ РФ лиц по вопросам, перечисленным в ст. 218 вопросам, перечисленным в этой статье, должны рассматриваться вышестоящими органами, а все остальные споры указанных в ней лиц рассматриваются в общем порядке.
Поскольку Основы законодательства РФ о труде не установили сроков для подачи жалобы, обратиться в вышестоящий орган по перечисленным в ст. 218 вопросам можно в любое время, но сами жалобы должны разрешаться в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня подачи жалобы. Этот срок установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. с учетом содержания Указа от 2 февраля 1988 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Согласно ч.2 ст. 213 КЗоТ РФ, если увольнение или перевод будут признаны незаконными, руководитель вышестоящего органа должен принять решение не только о восстановлении на прежней работе, но и о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случае задержки исполнения указанного выше решения оплата должна производиться по день фактического восстановления в должности.
Отдельно российским законодательством регулируется разрешение трудовых споров судей. В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья, полномочия которого приостановлены, может обжаловать решение квалификационной коллегии судей в Высшую квалификационную коллегию судей в Верховный Суд РФ в течение месяца со дня получения копии решения.
Особый порядок рассмотрения трудовых споров установлен для увольнения по требованию профессиональных органов (ст. 37 КЗоТ РФ). Эти споры рассматриваются профсоюзным органом, вышестоящим по отношению к предъявившему требование. Разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23 июня 1971 г.//Бюллетень Госкомтруда СССР. 1972. № 2.

б) Судебный порядок рассмотрения трудовых споров.

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в отличие от общего предполагает непосредственное обращение заявителя в суд, минуя КТС.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

а) работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются либо не созданы;

б) работников о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

в) администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации (ч. 2 ст. 210 и ст. 122 КЗоТ РФ);

г) работников в связи с обжалованием решений по вопросам расследования страховых случаев (п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Кроме того, непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу:

а) лиц, приглашенных в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации;

б) молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

в) других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения организации в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор (ч. 3 ст. 210 КЗоТ РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 декабря 1992 г. раскрыл содержание последнего пункта этой нормы, включив сюда женщин в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 КЗоТ РФ, лиц из числа молодежи, окончивших общеобразовательные школы, профессиональные технические учебные заведения, а также других лиц моложе 18 лет, направленных работать на предприятия, в учреждения, организации, которым установлена броня приема на работу указанных граждан (ст. 181 КЗоТ РФ).

К этой же категории лиц, трудовые споры которых рассматриваются непосредственно в суде, относятся и те работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, кому администрация неправомерно отказала в заключении трудового договора. В соответствии со ст. 250 КЗоТ РФ администрация не вправе без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа отказать такому работнику по истечении срока договора в заключении последнего на новый или неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается. Гарантией этой нормы является право суда удовлетворить требование работника, которому необоснованно отказано в приеме на работу, и применить в этом случае правила, установленные для оплаты вынужденного прогула.

Непосредственно в суде рассматриваются также споры, связанные с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, когда деятельность КТС прекращена.

При обращении в суд необходимо соблюдение давностных сроков. Исковый, или давностный срок - это установленный законом срок для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного права или интереса. Этот срок следует отличать от процессуального, представляющего установленный отрезок времени для совершения процессуальных действий.

Закон устанавливает следующие давностные сроки по трудовым делам: по спорам об увольнении - один месяц, исчисляемый со дня вручения работнику приказа об увольнении, а если приказ не вручен - со дня выдачи трудовой книжки с записью об основаниях прекращения трудового договора, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнения или трудовой книжки. За разрешение иных трудовых споров, отнесенных к компетенции суда, работник должен обратиться в этот орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При возникновении споров, связанных с причинением ущерба предприятию, учреждению, организации работником, администрация должна обратиться в суд с иском в течение года для обнаружения ущерба.

в) Общий порядок рассмотрения споров.

Все остальные, кроме перечисленных выше, индивидуальные споры искового характера, возникающие из трудового правоотношения и связанные с применением трудового законодательства, коллективного и трудового договора, рассматриваются в общем порядке.

Первичным органом по рассмотрению этих споров является КТС. В соответствии со ст. 203 КЗоТ РФ она избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. При этом общее собрание (конференция) определяет порядок избрания, численность, состав комиссии и срок ее полномочий. Председатель комиссии и секретарь избираются комиссией из ее состава.

КТС могут быть созданы и в структурных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, но дела, которые должны будут в них рассматриваться, не могут выходить за пределы компетенции этих подразделений. Например, спор о правомерности перевода работника из одного цеха в другой может рассматриваться только в КТС завода.

Работник может обратиться в КТС в течение трех месяцев, начиная с того дня, когда он узнал о нарушении своего права. Если срок был пропущен по уважительной причине, комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 205 КЗоТ РФ).

Особенностью рассмотрения спора в КТС является то, что обратиться в нее может лишь работник. Администрация такого права не имеет.

Комиссия должна рассмотреть спор в присутствии работника, подавшего жалобу, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника возможно лишь по его письменному заявлению. Если работник не явился на заседание комиссии, рассмотрение жалобы откладывается. При вторичной неявке без уважительной причины комиссия может снять заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать жалобу повторно (ст. 206 КЗоТ РФ).

В целях принятия правильного решения комиссия имеет право требовать, а администрация обязана предоставить необходимые документы, позволяющие разобраться в существе вопроса. КТС может также вызвать на свое заседание свидетелей и специалистов.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Никакого особого утверждения оно не требует. Копии решения вручаются работнику и администрации в течение трех дней со дня принятия и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.