На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86429


Наименование:


Курсовик Процесс формирования исследовательских умений учащихся 5-8 классов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 2.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений учащихся 5
1.1. Учебно-исследовательская деятельность в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего школьного возраста ……………………………………………………………………..15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся 5-8 классов 23
Глава 2. Процесс формирования исследовательских умений учащихся 5-8 классов …………………………………………………………………………..29
2.1. Цели, задачи формирования исследовательских умений 29
2.2. Изучение сформированности исследовательских умений учащихся 5-8 классов 32
Заключение 35
Литература 37
Приложение 43

Введение

Конец двадцатого столетия с его стремительными изменениями во всех сферах жизни поставил перед системой образования нашей страны сразу несколько острых проблем, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения культурного потенциала России. Эти проблемы и пути их решения сформулированы в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”. Главной проблемой, по сути, определившей цель модернизации отечественного образования, является проблема достижения современного качества образования, его соответствия потребностям личности, общества, государства. В современном обществе, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, необходимы люди, способные к активному творческому овладению знаниями, умеющие быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, самостоятельно изучать большие объемы информации, эффективно использовать ее на практике.
Становится ясным, что “…экстенсивный путь, основанный на “расширительном” совершенствовании программ обучения, бесперспективен. Сейчас недостаточно передать ученику определенную сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать способность к творчеству, превращать творчество в норму. Перед педагогами встают проблемы развития учащихся, развития механизмов работы сознания и использования их как опорных средств, ступеней, по которым развивающийся интеллект ребенка достигает вершин познания” [1].
В педагогической практике назрело противоречие между потребностью в формировании людей, способных к активному творческому овладению знаниями, и существующей пока еще ориентированностью традиционного обучения на передачу и усвоение знаний, умений, навыков.
Возможность разрешить это противоречие дает применение технологий, соответствующих модели творческого обучения. Одной из таких технологий является технология междисциплинарного обучения, составляющая основу дифференцированной развивающей программы “Одаренный ребенок” (автор доктор психологических наук Н.Б. Шумакова, лауреат премии Президента РФ в области образования). Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.
Вопросами организации исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например такие отечественные учёные как Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, В. А. Далингер, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш и другие.
Однако, не смотря на то, что ключевые элементы учебно-исследовательской и проектной деятельности достаточно изучены и разработаны, не в каждой современной российской школе уделяется достаточное внимание организации этого вида деятельности. Понимание проектной деятельности учителями нередко бывает несколько упрощённым и не позволяет обогатить процесс обучения.
Таким образом, исследование в этой области по-прежнему актуальны.
Объект исследования: процесс обучения математике 5-8-ых классов.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений учащихся 5-8 классов.
Цель исследования: разработать совокупность заданий и рекомендации по их использованию в процессе организации исследовательской деятельности учащихся 5-8 классов.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. выявить особенности организации формирования исследовательских умений учащихся 5-8 классов;
3. разработать тематику уроков математики по исследуемой проблеме;
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений учащихся

1.1. Учебно-исследовательская деятельность в психолого-педагогической литературе

Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности, причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности, в том числе общение, труд, познание. Несмотря на это сама категория деятельности разработана не в полной мере. Точного, универсального определения для понятия деятельность на сегодняшний день не существует. Исследователями этот термин употребляется в самых различных значениях. Деятельностью называли свой предмет и И.П. Павлов (высшая нервная деятельность), и В.М. Бехтерев (соотносительная деятельность) [2].
Рассмотрим различные подходы к определению деятельность с психолого-педагогической точки зрения.
1) По определению А.Г. Асмолова, «деятельность представляет собой динамическую саморазвертывающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [14].
2) А.С. Каган, разделяя деятельность на три структурных элемента, определяет её как активность субъекта, направленную на объект или других субъектов [17].
3) Н. Ф. Талызина говорит о том что «деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач» [39].
4) Основоположник деятельностного подхода в психологии, С.Л. Рубинштейн, указывал, что «психические свойства личности не изначальная данность: они формируются и развиваются в процессе ее деятельности» [33]. При этом под деятельностью он понимал «целесообразное практическое преобразование субъектом объекта» [2], «не внешнее делание, а позиция - по отношению к людям, к обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» [33].
5) А.Н. Леонтьев называет деятельностью «некоторую более или менее сложную совокупность или систему процессов, которые осуществляют некоторые определённые жизненные отношения индивида» [2]. Эти процессы должны отвечать той или иной потребности живого существа [14]. А жизненные отношения, то есть отношения субъекта к действительности должны быть активными, направленными на предмет - нечто противостоящее, сопротивляющееся акту деятельности [46]. Леонтьев выдвинул в качестве принципиальной задачи преодоление «разрыва между сознанием и деятельностью», подчеркнув, что в деятельности человека реализуется переход субъекта в объект … » [46].
Итак, анализ приведённых выше подходов позволяет дать следующее определение: Деятельность - это процесс, осуществляющий то или иное отношение человека к миру и формирующий таким образом свойства его личности. Под процессом понимается активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо (человек) выступающее как субъект, осознанно и целенаправленно воздействует на объект, и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
В этом определении нашли отражение основные составляющие деятельности: субъект, обладающий активностью, объект, принимающий её и сам процесс, являющийся активным, осознанным, целенаправленным воздействием субъекта на объект.
В определении поставлен акцент на начальный момент деятельности - её потребность. «Когда возникает какая-нибудь определенная потребность, то живой организм, или, правильнее, субъект силится установить определенное отношение к окружающей действительности, - к ситуации удовлетворения этой потребности, - для того, чтобы на самом деле удовлетворить возникшую потребность» [2]. Таким образом, потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности.
Рассмотрим выделенные И.А. Зимней характерные черты деятельности: субъектность, целенаправленность, осознанность, активность, предметность [14].
Субъектность деятельности состоит в том, что она совершается определенным человеком - субъектом или совокупностью субъектов или определенной человеческой общностью. Ясно, что от количества субъектов, их индивидуальных особенностей зависят и способы деятельности, и её результаты. Именно субъект деятельности планирует, организует, направляет ее. Следует сказать, что и сама деятельность формирует человека как ее субъекта, как личность [14], [2].
Так как деятельность требует активности субъекта, активность также является важной специфической характеристикой этого процесса. Активность выявляется в действиях, среди которых разные перемещения, преобразования объекта, его удаление или создание структур [14]. О. Б. Епишева под активностью понимает «стремление личности к энергичной целенаправленной деятельности - способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи, преодолевать внутренние и внешние ограничения деятельности» [12]. Таким образом, именно активностью определяется целенаправленность деятельности, волевые качества её субъекта. Успешность деятельности невозможна без надлежащего уровня её активности.
Еще одной важной характеристикой деятельности является предметность. Предметность позволяет отличить деятельность от любого иного отношения. Она есть объективная содержательная основа деятельности, благодаря которой окружающий мир отражается в сознании субъекта во всем своем многообразии. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь, будучи преобразованными, в процессе самой деятельности. В частности «после Гегеля, всеми исследователями деятельностной проблематики признаётся, что рефлексивная природа человека может осуществиться только за счёт главного свойства деятельности - её предметности. Чтобы осознать себя - человек должен стать сам для себя предметом» [2]. Кроме того по предмету различают и называют виды деятельности, например педагогическая, конструкторская и т. д., в зависимости от вызвавшей её потребности [14].
Определяя деятельность, мы говорим также о целенаправленном воздействии субъекта на объект. Цель деятельности есть ее интегрирующее и направляющее начало. Она возникает у человека как образ предвидимого результата его активности и является важнейшим компонентом структуры деятельности. Многие исследователи рассматривают именно целенаправленность как определяющую характеристику для человеческой деятельности. «Цель, план, предвидение результатов будущего действия отличают специфическую форму взаимодействия именно человека с окружающей действительностью» [14].
Ещё одной характеристикой деятельности является её осознанность. Осознанность может относиться к субъекту деятельности (осознание себя, рефлексия) или к содержанию, процессу деятельности. Без осознанности деятельность не может быть целенаправленной и вырождается в набор действий.
Для характеристики того или иного предмета, явления, важно рассмотреть его структуру. Деятельность человека не является исключением. Рассмотрим несколько подходов к её строению.
Один из способов структурирования деятельности является представление её как некоей совокупности действий: «Совокупность действий, объединённых общей целью и выполняющих определённую общественную функцию, составляет деятельность … » [2].
«Ещё один вариант конструирования психологической структуры деятельности заключается в выведении её из неких процессов бытия (которые, по-видимому, надо понимать как рефлекторные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность живых организмов)» [2].
В работах А.Н. Леонтьева, начиная с 40-ых годов [24], представлено психологическое строение деятельности, имеющее следующие составляющие: потребность - мотив - цель - условия достижения цели.
Позднее в своей известной книге «Методологические и теоретические проблемы психологии». Б. Ф. Ломов высказывает по этому вопросу следующее: «На основании существующих концепций можно в качестве основных «образующих» деятельности выделить следующие: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий» [2].
В. Д. Шадриков в учебном пособии «Психология деятельности и способности человека» [43] выделяет шесть компонентов деятельности:
1). Мотивы;
2). Цели;
3). Программа;
4). Информационная основа;
5). Принятие решения;
6). Деятельностно важные качества.
Все представленные здесь структуры адекватно раскрывают деятельность. Но с точки зрения организации, удобнее рассматривать её развёрнутую структуру, каждый компонент которой можно проследить.
Поэтому основываясь на структуре предложенной Б. Ф. Ломовым, мы будем рассматривать такие базовые элементы как мотив, цель, план, действия, проверка результатов и коррекция действий. Более подробно остановимся на этих компонентах, рассматривая учебно-познавательную деятельность в следующих параграфах.
Для психолога А. С. Обухова исследовательская деятельность учащихся - «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [28]. Он отмечает, что: во-первых, учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник знаний. Во - вторых, т.к. обе стороны являются субъектами, т.е. активными деятелями, то позиция того, кого ведет учитель, не позиция ведомого, ........

Литература

1. Абитаева, Л. Г. Формирование интеллектуальных умений в процессе обучения математике [Текст] / Л. Г. Абитаева, В. А. Гаранин // Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Б. М. Бредихина, 1-2 ноября 2006 г. - М.; Самара : СГПУ, 2006. - 470 с.
2. Агеев, В. В. Деятельность как социальный феномен / В. В. Агеев - Алматы, 2004. - 289 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа books/book-2/index.html
3. Актуальные вопросы по математике в средней школе [Текст] : учеб. Пособие / под ред. И. Н. Семеновой. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 1999. 107 с.
4. Ананьина, Л. Д. Проектировочная деятельность учащихся как инструмент познания [Текст] / Ананьина Л. Д. // Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера; Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 169 с.
5. Баранова, Е. В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст] / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С.7-8.
6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин В 2 ч. Материалы экспериментального курса; Часть 2/ Уральский гос. пед. ин-т. Екатеринбург : [], 1992. 85 с.
7. Бреславская, Т. А. Проектировочная деятельность учащихся как инструмент познания [Текст] / Т.А. Бреславская // Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера; Екатеринбург, 2007. - 169 с.
8. Викол, Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Викол. - М. : [б. и.], 1977 - 16 с.
9. Ганеев, Х. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике [Текст] : Учеб. Пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997 - 104 с.
10. Далингер, В. А. учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа article/vestnik-omgpu-195.pdf
11. Емельянова, М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности [Текст] : дис. канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2001. -181с.
12. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода [Текст] : кн. для учителя / О. Б. Епишева. - М.: Просвещение, 2003 - 224 с.
13. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности [Текст] : Кн. Для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя: учебник для вузов - М.: Логос, 2002. - 384 с.
15. Исраелян, К. Э. Формирование системы знаний учащихся на основе проблемного обучения [Текст] / К. Э. Исраелян // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: материалы второй региональной научно-практической конференции. - Глазов: изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. - 128 с.
16. Исследовательская работа школьников [Текст] / сост. Н. С. Криволап. - Минск : Красико-Принт, 2005. - 176 с.
17. Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] / М. С. Каган - М. : Политиздат, 1974. - 328с.
18. Кассир, Е. И. Учебно-исследовательская деятельность в общеобразовательной школе [Текст] / Е. И. Кассир - Екатеринбург : Екатеринбургский дом учителя. - 54 с.
19. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. - Режим доступа < Books/3/0212/3_0212-10.shtml>
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: article/id10055.
21. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев [и др.] // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 24 - 33.
22. Кропанева Г. А. практика организации исследовательской деятельности [Текст] // Исследовательская работа школьников. - №1. - 2002
23. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А. В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - №10. - С. 152 - 159.
24. Леонтьев, А. Н. избр. психол. произв [Текст] : В 2 т. / А. Н. Леонтьев - М.: 1983 - 1 т
25. Литова, З. А. Как строить работу кружка [Текст] / З. А. Литова // Школа и производство - 2001. № 1. С. 57 - 58.
26. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. - Режим доступа < dok/akt/6591/>
27. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков - М. : Эгвес, 2002. - 320 с.
28. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А. С. Обухов // Народное образование. - №10. - 1999. - С. 158-161
29. Общая и профессиональная педагогика [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с. - Режим доступа < Books/1/0444/1_0444-132.shtml>
30. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности [Текст] : Учебно-методическое пособие / Сост. С. В. Палецкий. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2004. - 72 с.
31. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат [и др.]. - М. : Академия, 1999. - 224с.
32. Практикум по возрастной психологии [Текст] : Учебное пособие / под ред. Е. Н. Костарёвой, В. П. Прядеина; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. - 136 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн . - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии») [Электронный ресурс]. - Режим доступа < Books/1/0180/1_0180-472.shtml>
34. Санникова, Е. Г. Из опыта использования метода проектов для развития коммуникативной культуры и компетентности учащихся [Текст] / Е. Г. Санникова // Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера; Екатеринбург, 2007. - 169 с.
35. Свириденкова, Н. Г. Организация научного общества учащихся (НОУ) [Текст] : метод. рекомендации / Н. Г. Свириденкова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург [б. и.], 2006. - 43 с.
36. Семёнова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Семёнова Н. А. - Томск: изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2007 - 22 с.
37. Скабицкий, Э. Г. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера [Текст] / Э. Г. Скабицкий, О. В. Шкабура // Информатика и образование. - 2000. - № 10. - С. 39 - 49
38. Современные аспекты методики обучения математике [Текст] : учеб. пособ. / Под ред. И. Н. Семеновой, А. В. Слепухина. - УрГПУ. Екатеринбург [б. и.], 2009. - 222 с.
39. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1998. - 288 с.
40. Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5-8 классы [Текст] / А. В. Фарков - 2-е изд. - М. Айрис-пресс, 2006. - 144 с.
41. ФрактаЛ-ОГО! [Текст] : дидактическая сказка / Е.В. Аблаев [и др.]. - Екатеринбург : ЮрПред-Издат, 2009. - 64с.
42. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001. - 379с.
43. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека[Электронный ресурс].: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996 - Режим доступа books/psihologiya_deyatelnosti_i_sposobnosti_cheloveka.rar
44. Щербо, М. «Бросок вперед…» [Текст] / М. Щербо // Директор школы, № 7. - 2003. - С. 21-25.
45. Янюшкина, Г. М. Исследовательская деятельность как необходимое условие развития и социализации школьников [Текст] / Г. М. Янюшкина, Л. А. Переведенцева // Оптимизация образовательного процесса в школе и вузе с использованием современных образовательных технологий [Текст] : Мат. Всерос. Науч.-практ. Конф. 4-5 дек. 2008 г. - Шадринск: Изд-во Шадр. Гос. Пед. Ин-та, 2008. - c/ 116 - 120.
46. Ярошевский, М.Г. История психологии [Электронный ресурс] - М.,1985. 27, с.523 - Режим доступа Books/1/0182/1_0182-271.shtml



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.