На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86450


Наименование:


Диплом Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 2.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 147. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Феномен самоотношения личности: понятие, структурные составляющие…………………………………………………………. 1.1.1 Общение………………………………….………………… 1.1.2 Перцепция……………………………….…………………. 1.1.3 Аттракция……………………………….…………………. 1.2 Межличностные взаимодействия в группах и коллективах…….. 1.3 Арттерапия как метод коррекции самоотношения и межличностных отношений……………………………………………. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования …………………… 2.2 Методы и методики исследования……………………………….. 2.3 Математическая обработка результатов исследования………… 2.4 Коррекционно-развивающая программа………………………. 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 3.1 Анализ результатов реализации программы коррекции самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии 3.2 Анализ результатов адаптации программы коррекции самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии в трудовом коллективе…………………………………………………. ВЫВОДЫ……………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………… ПИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Ж……………………………………………………… 4 5 9 20 23 24 26 30 48 50 59 65 72 96 106 107 109 114 123 133 138 140 146 148


АННОТАЦИЯ
ХХХ Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии. - Челябинск: ЮУрГУ, 148 с., 17 рис., 18 табл., библиографический список - 49 наим., 7 прил.
Выпускная квалификационная работа выполнена с целью разработки и оценки эффективности коррекционной работы по изменению самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Во введении обозначена научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе дана характеристика феномена самоотношения и сущности межличностных отношений, определена арт-терапия как метод коррекции самоотношения и межличностных отношений.
Во второй главе описана организация и методы исследования, разработана коррекционно-развивающая программа, определены цели, решаемые задачи, методические средства, этапы и форму проведения, представлено описание диагностических методов, использованных для решения задач исследования, а также математических методов анализа данных.
В третьей главе представлены результаты диагностических срезов, проведена математическая обработка данных, сделаны выводы об эффективности коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, экономической нестабильностью, утратой духовно-нравственных ориентиров намечается ряд негативных тенденций в самоотношении и межличностных отношениях. Одной из них является проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Проблема изучения самоотношения и межличностных отношений становится весьма актуальной как в личных взаимоотношениях, так и в коллективе. Межличностные отношения должны развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной.
Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, что особенно эффективно в коррекционной работе по изменению самоотношения и межличностных отношений.
Преимущество арт-терапии для взрослых в свободе выбора занятия, выражения своих способностей. Совсем необязательно быть талантливым, создавать шедевры, достаточно просто получить удовольствие от занятий, расслабиться, отключиться от повседневных проблем.
Последствия существования проблемы в самоотношении и межличностных отношениях, проявляются в расстройствах адаптации, в эмоциональной неустойчивости (А. А. Реан). Психологическое содержание и понятия самоотношения, его основные психологические категории раскрыты в работах K. Rogers, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.
Несмотря на всю важность и актуальность проблематики коррекции самоотношения и межличностных отношений, до сих пор не существует единого отношения к ней в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (В. Е. Каган и др. ).
Анализ литературы, посвященной коррекция самоотношения и межличностных отношений, показывает, что проблема в психологии разработана недостаточно, что подтверждает ее научную актуальность.
Практическая актуальность исследования показывает особую важность социальной реабилитации респондентов. У респондентов, наблюдается критическое отношение к себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности.
Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование коррекции самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Тема: «Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии».
Цель исследования - разработать и оценить эффективность коррекционной работы по изменению самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Объектом исследования является самоотношение и межличностные отношения.
Предмет исследования - коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Выборка: сотрудники ООО «Клементина» - торгового предприятия в количестве 40 человек.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть феномен самоотношения, сущность межличностных отношений и возможности арт-терапии в коррекции самоотношения и межличностных отношений.
2. Разработать и внедрить коррекционно-развивающую программу по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
3. Осуществить адаптацию коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии в исследуемом коллективе.
4. Проверить эффективность коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Методологической основой исследования послужила теория становления самосознания личности (Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович и др.), концепции формирования межличностных отношений (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон). Многие отечественные и зарубежные психологи (В. Н. Мясищев, К. Роджерс, В. В. Столин, К. Хорни, И. И. Чеснокова) отводят самоотношению и межличностным отношениям главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Н. Н. Авдеева, А. Адлер, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Сатир, выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения и межличностных отношений. Арттерапия как метод коррекции самоотношения и межличностных отношений изучена в трудах Эдвард Адамсон, Маргарет Наумбург, Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты позволяют оптимизировать реальное состояние проблемы изучения насилия, и его влияние на самоотношение респондентов. Результаты могут быть использованы в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении респондентов, а также в практической деятельности психологов.
Методы исследования: научно-теоретический анализ литературы; эмпирические методы; качественные и количественные методы обработки результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Самоотношение личности понимается как сложное когнетивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих. Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. Сложность строения самоотношения вытекает из многоплановости и глубины жизненных отношений личности. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную. В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов.
2. Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. В настоящее время арт-терапия служит гармонизации внутреннего состояния клиента, то есть восстановлению его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия с целью коррекции самоотношения и межличностных отношений.
3. Разработанная коррекционно-развивающая программа, включающая сказкотерапию, использование притч, другие методы арт-терапии, может являться эффективным средством по развитию самоотношения и межличностных отношений.
Критериями эффективности реализации коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии будет обоснованная математически по Т-критерию Вилкоксона интенсивность сдвига по показателям, полученным в ходе применения диагностических методик.
Теоретическая значимость работы заключается в предпринятой попытке изучить воздействие арт-терапии на самоотношение и межличностные отношения.
Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в исследуемом коллективе коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии.
Научная новизна исследования заключается в принципах построения коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии, а именно, разработке занятий с использованием такого сочетания методик, которое обеспечивает логику и структурированность занятия, построенных на принципе качественно-количественного подхода к анализу и оценке эмпирических данных, принципе учета возрастных особенностей респондентов реализован в отборе методик и предъявлении их инструкций, принципе индивидуального подхода (организации позитивной направленности испытуемых к диагностике и в предоставлении помощи каждому, кто в ней нуждался).

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Феномен самоотношения: понятие, структурные составляющие
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями (Р. Бернс, С. Куперсмит, С. Р. Пантелеев, М. Розенберг, Н. И. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и т. д. ). Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д. Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев), «отношение» (В. Н. Мясищев), «аттитюд» (М. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И. С. Кон, Н. И. Сарджвеладзе), «чувство» (С. Л. Рубинштейн).
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А. Н. Леонтьева [22], С. Л. Рубинштейна [33], А. Г. Спиркина [41], и работам И. С. Кона [19] и И. И. Чесноковой [45]. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе [35].
Устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка» (self-esteem). Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости.
Глобальная самооценка в ряде источников принципиально разводится с термином «самопознание» [32; 41; 45]. Так, западные психологи в самопознании традиционно обнаруживают причину и смысл собственного поведения человека, его отношения к другим людям, в то время как самооценка подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
В отечественной психологии И. И. Чеснокова и В. В. Столин под глобальной самооценкой преимущественно понимают особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [41] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [45].
В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон [36; 47]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам [54]; сравнение реального «Я» с идеальным «Я» [14; 31; 46]; отражение субъектом информации о себе, определенной системы ценностей [11]; личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я» [8; 51]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации [27; 38; 41]; оценка личностью реализации своего «Я» [37]; своей успешности [21].
Итак, глобальная самооценка является тем психологическим понятием, в котором наиболее детально отображена такая сторона отношения человека к себе как его чувство в адрес «Я». Это чувство является устойчивым психическим образованием и обнаруживает себя как личностная черта (свойство, смысловая диспозиция).
В таблице 1 представлены категории и авторы по описанию самоотношения.
Таблица 1 - Определение категорий самоотношения
Автор и категория рассмотрения самоотношения Определения понятия
С. Р. Пантилеев Глобальная самооценка личности рассматривается как производная от ее частных самооценок глобальная самооценка как конгломерат частных самооценок, которые связаны с различными аспектами Я-концепции; - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости; как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится наверху иерархии [27].
Р. Берне, В. А. Горянина, И. С. Кон, М. В. Лукин, Н. И. Сарджвеладзе, и S. Coopersmit, М. Rosenberg, Определение самоуважения как установочного по своей природе образования - самоуважение как общая установка личности в отношении своей ценности [23; 35; 51]; - самоуважение как эмоциональный компонент установки [15; 19; 56].
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн - рассмотрение отношения человека к себе понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), - как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента самосозния (самоотношение в системе саморегуляции) [22; 33].

Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех категориях самоотношения. Понимание глобальной самооценки как простой суммы частных самооценок подвергается критике [26; 56]. Наиболее популярным среди исследователей является подход, когда влияние частной самооценки на глобальную самооценку варьирует в зависимости от уровня ее значимости: высокий уровень значимой парциальной самооценки выражено повышает общую самооценку, в то время как низкий уровень существенно снижает. Вклад менее значимых самооценок в общую самооценку соответственно оказывается меньшим. [27].
Вне зависимости от того, рассматривается ли самоуважение как установка или как ее эмоциональный компонент, исследователей интересует дредставленность отношения человека к себе в состоянии его готовности к тому или иному поведению. Способность оказывать регуляторное влияние на актуальное поведение человека выступает сущностной характеристикой самоуважения [15, 19].
Формирование отношения человека к себе как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление [33].
Самоотношение как черта личности понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Когнитивная составляющая самоотношения в сознании выражается в субъективном наделении себя чертами, т. е. в самовосприятии, эмоциональная - в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя [42].
Третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосознания. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение».
«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассматривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок. При этом Hattie J. под установкой понимает гипотетический конструкт, который обозначает основанное на прошлом опыте состояние готовности человека, направляющее, искажающее или иным образом воздействующее на его поведение [50].
При этом вне зависимости от того, рассматривается ли самоуважение как установка или как ее эмоциональный компонент, исследователей интересует представленность отношения человека к себе в состоянии его готовности к тому или иному поведению. Способность оказывать регуляторное влияние на актуальное поведение человека выступает сущностной характеристикой самоуважения.
Н. И. Сарджвеладзе впервые ввел категорию «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется исследователем как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность - социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности. Под диспозицией автор понимает «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой,... как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [29, с. 192].
Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое внимание на его месте в системе саморегуляции. При этом И. И. Чеснокова саморегуляцию понимает как процесс организации личностью своего поведения, «в который включены результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» [45, с. 126].
По мнению А. П. Корниловой, позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельности, энергичности, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [20].
В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [51]. По мнению Г. К. Вилицкаса, И. С. Кона и др., отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [11; 19; 24; 54], положительно коррелирует с депрессией [50].
Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И. И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [45]. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений , к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П. М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция» [45, с. 109].
В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению строения самоотношения. В первом его рассматривают как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное психическое образование. Вопрос о строении самоотношения в первом случае не ставится, а его содержание понимается как универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я».
Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные по семантическому содержанию совместно функционирующие подсистемы: «оценочную» и «эмоциональноценностную» (С. Р. Пантелеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.
Качественное различие между составляющими самоотношения отмечает целый ряд зарубежных [50] и отечественных психологов [9; 25; 38; 45]. Например, И. И. Чеснокова говорит о самоотношении как состоящем из принципиально различных по своему содержанию непосредственной эмоциональной реакции и ее «инактуальной формы» (П. М. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменена оценочным суждением [45]. Е. Т. Соколова пишет о социально-компоративной оценке качеств (СК-оценка) и оценке второго вида - удовлетворенностью этими качествами [38]. А. В. Захарова, И. С. Коновальчук и Н. И. Сарджвеладзе, - о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения [16; 20; 35]. Б. С. Братусь - о его ценностной и операционально-технической структурах [9]. С. Р. Пантелеев -об оценочной и эмоционально-ценностной подсистемах самоотношения [27]. К. Роджерс подразделяет отношение к себе на самооценку (оценку себя как носителя определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками) [54].
Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию. В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. Для сохранения позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты.
Оценочное самоотношения строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей [27; 38; 54]. Она отражает субъект - субъектные отношения превосходства и предпочтения, а также тесно связана с характеристиками личности как устойчивость к стрессу, уровень принятия социальных норм, высокий самоконтроль, акцентуация характера [17; 27; 38].
В основании эмоционально-ценностной подсистемы самоотношения лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми, прежде всего с родителями. По мнению K. R. Rogers она является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе становления личности [54].
В психологии традиционно выделяются две принципиально разные потребности человека: потребность в самоуважении и потребность в эмоциональном принятии. Потребности личности в самоуважении и эмоциональном самопринятии принципиально по-разному обнаруживают свое выражение в самовосприятии, восприятии других людей, в ее межличностных установках.
Обращаясь к строению самоотношения можно утверждать, что его структура чаще всего описывается как состоящая из трех измерений: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение). Вместе с тем как самоуважение, так аутосимпатия и самоуничижение являются сложными по своему строению образованиями, включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей [27; 38; ;41]. Например, по результатам исследования С. Р. Пантелеева, самоуважение состоит из «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения». Аутосимпатия - из «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение - из «самообвинения» и «внутренней конфликтности» [27].
Таким образом, самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. Сложность строения самоотношения вытекает из многоплановости и глубины жизненных отношений личности. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную. Эти подсистемы принципиально различны по своему содержанию. Смысл «Я» личности как субъекта тех или иных жизненных отношений обнаруживает свое выражение в подсистемах самоотношения в различных «языках». В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. Оценочное и эмоциональное самоотношение занимают специфичное место в системе саморегуляции личности. Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты. Им присуща своя, относительно независимая друг от друга, логика формирования. При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.
Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды межличностных отношений - деловые и личные, приятельские, товарищеские, супружеские и др. Проба и оценка межличностных отношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы - чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен.
Межличностные отношения выражаются в психологической совместимости людей.
Совместимость - оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Межличностные отношения возникают в тот момент, когда партнеры начинают думать, что между ними сложились отношения, и эта установка начинает влиять на их поведение. Это поведение может меняться; могут измениться я наши представления о партнере или Друге; на наши представления, касающиеся взаимоотношений, могут повлиять настроение, ситуация и всякого рода перемены в нашей жизни. Поэтому межличностные отношения следует рассматривать не как постоянную и неизменную «вещь», но как потенциально изменяемые ментальные и поведенческие формы, в создании которых участвуют как их непосредственные участники, так и внешние наблюдатели.
Повседневная рутина зачастую убивает отношения.
В ряде теорий («теория справедливости», «теория обмена»,) утверждается, что межличностные отношения зависят от прошлых, настоящих или ожидаемых в будущем «вознаграждений», которые мы получаем от партнера по общению. Я думаю, в данном подходе есть одна принципиальная ошибка: считая отношения сложившимися, мы постоянно сознательно поддерживаем их, используя для этого приемы подкрепления, контроля или стратегического развития. Большая часть нашей повседневной жизни удивительно банальна, рутинна, предсказуема. Мы воспринимаем наши долговременные отношения как нечто само собой разумеющееся; мы уверены, что наш партнер, засыпая рядом с нами, проснется, все еще желая оставаться нашим партнером и завтра. Мы нарушаем ритуал завтрака, когда общаемся, друг с другом, словно чужие, когда не используем целый арсенал приемов оказания поддержки друг другу, необходимых для восстановления и сохранения отношений в прежнем виде. В лучшем случае мы проделываем это только с друзьями, которых не видели, целую вечность.
Удивительным фактом повседневной жизни является то, что сценарии поведения, поддерживающие отношения, существуют, однако они перестают работать, как только отношения определились и устоялись. Справедливости ради следует сказать, что отношения между друзьями во многих случаях носят иной характер - дружеские чувства сохраняются вопреки времени и расстояниям без каких-либо контактов между друзьями, если не считать таковыми редкие телефонные звонки, рождественскую открытку или письмо, что вряд ли можно рассматривать как «вознаграждение».
Отношения поддерживаются «мысленно», не только посредством реальных действий, но и убеждения и веры. Они выдерживают расстояние, климат, революции, эпидемии и стихийные бедствия до тех пор, пока мы оба считаем, что они существуют.
К таким вечным, потенциально сильным по своему воздействию видам отношений откосятся отношения между родителями и детьми, между супругами, друзьями, коллегами по работе. Они составляют часть несомненных и удобных в своей предсказуемости моментов нашей жизни, состоящей из рутины, ожиданий и допущений, что многое из того, что произойдет завтра, базируется на сегодняшнем фундаменте. Они не создаются беспрестанно заново, в соответствии с представлениями тех социальных психологов, которые предлагают рассматривать каждый новый день как чистый лист.
Привычность и предсказуемость повседневной жизни помогает объяснить, почему распад, развитие и возобновившие отношений связаны со стрессом. Стресс от разрыва отношений и потери партнера часто вызывается именно однообразием отношений, встроенных в рутину нашей жизни. Мы не осознаем их рутинность до тех пор, пока отношения не оказываются под угрозой. Утрата отношений уносит невысказанные эмоции и части нашего «Я».
В современном мире часто сталкиваемся с трудности и проблемы общения, мы неправильно воспринимаем чувства других людей.

1.1.1. Общение

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты, между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация».
Основой межличностных отношений является общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек - человек».
В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
Содержание общения - это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.
Цель общения - это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.
Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, - это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.
Общение можно разделить на несколько видов (рис. 1).

Рисунок 1 - Классификация видов общения
Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.
Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).
Итак, общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

1.1.2. Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие - отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:
1)эффект «ореола» - информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;
2)эффект «новизны» - при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);
3)эффект стереотипа - возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

1.1.3. Аттракция

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.
Аттракция - это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:
1)прием «имя собственное»
При общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;
2)прием «зеркало души»
Приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;
3)прием «золотые слова»
Не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;
4)прием «терпеливый слушатель»
Уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;
5)прием «предварительная информация»
При общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).
Таким образом, общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:
• говорить на языке, понятном обоим партнерам;
• проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.