На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86547


Наименование:


Курсовик Нетрадиционные вызовы международному режиму ядерного нераспространения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 3.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Обеспечение ядерной безопасности в современных условиях глобализации 5
1.1. Ядерное оружие и атомная энергетика 5
1.2. Нераспространение ядерного оружия и понятие международного режима 7
1.3. Причины появления нетрадиционных угроз 11
2. Незаконный оборот ядерных материалов и ядерный терроризм 13
2.1. Степень опасности и стороны НОЯМ 13
2.2. Международное сотрудничество по предотвращению НОЯМ 17
2.3. Объекты, субъекты и классификация актов ядерного терроризма 19
2.4. Степень опасности, меры защиты и международное сотрудничество по пресечению ядерного терроризма 23
3. Перспективы решения нетрадиционных вызовов международному режиму ядерного нераспространения 26
3.1. Роль МАГАТЭ и другие международные программы содействия по снижению угрозы распространения 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33


ВВЕДЕНИЕ

Ядерная эра началась в 1945 г., когда США стали первым государством, которое испытало ядерное оружие, и первым же (и единственным) государством, которое его применило. С неизбежностью за США последовал СССР, испытавший первое ядерное взрывное устройство (ЯВУ) в 1949 г. В 1952 г. ядерное оружие было создано в Великобритании, в 1960 г. во Франции и в 1964 г. в Китае. Одновременно со всей остротой встал вопрос о предотвращении ядерной войны: опыт Японии оказался слишком ужасен, чтобы к ядерному оружию можно было относиться просто как к «более мощной бомбе». Человечество впервые столкнулось с угрозой утраты своего бессмертия. В 1950-е гг. казалось, что мир пойдет по пути распространения ядерного оружия, как это традиционно случалось со всеми новыми видами оружия. Большинство государств, обладавших развитой наукой и экономикой, запустили собственные ядерные программы, в том числе такие страны, как Австралия, Египет, Швейцария, Швеция.
Однако на рубеже 1950-1960-х гг. ситуация стала меняться. В мире стало складываться более реалистичное и даже скептическое отношение к ядерному оружию. Стало яснее, каковы могут быть последствия его применения; появилось осознание того, что ядерное оружие в силу огромной разрушительной силы малоприменимо в таких традиционных военных целях, как захват территории, достижение ограниченных политических целей и т.п.; широко развернулось массовое антиядерное движение общественности; стали очевидны непомерные для многих стран расходы на его создание; уже
успевшая овладеть ядерным оружием группа стран была готова воспрепятствовать появлению новых ядерных государств (ЯОГ). Все больше государств начало склоняться к тому, чтобы воздержаться от приобретения ядерного оружия при условии определенных гарантий безопасности, прежде всего - гарантии того, что их соседи и потенциальные противники также останутся безъядерными.
В итоге длительных официальных и неофициальных переговоров в 1960-е гг. был выработан своего рода компромисс - Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в соответствии с которым только пять государств, имевших ядерное оружие к моменту его заключения, сохраняли право официально им владеть, в то время как подавляющее большинство других стран добровольно отказывались от этого права. Тот факт, что большинство стран мира рассматривали ядерное оружие в региональном контексте, с точки зрения отношений с соседями, существенно облегчало достижение этого компромисса. Оборотной стороной этого негласного признания исключительности пяти стран стало их обязательство в рамках ДНЯО вести дело к ядерному разоружению.
Тем не менее, появлялись или уже существовали нетрадиционные угрозы режиму ядерного нераспространения, которые вызывают обеспокоенность государств. Следовательно, актуальность данной курсовой работы заключается в том, что вызовы режиму нераспространения ядерного оружия и в настоящее время является нерешенной проблемой, которая требует скорейшего пресечения международным путем этого вопроса и непосредственно полной ликвидации данной угрозы.
Объектами исследования являются нетрадиционные вызовы международному режиму ядерного нераспространения.
Цель данной курсовой работы является показать основные угрозы режиму ядерного нераспространения и описать возможные перспективы решения этой проблемы, опираясь на теоретические материалы и уже имеющийся опыт решения подобных угроз международным путем.

1. Обеспечение ядерной безопасности в современных условиях глобализации
1.1. Ядерное оружие и атомная энергетика

Как ядерное оружие, так и атомная энергетика основаны на действии процессов, протекающих в недрах вещества. Для понимания специфики ядерного оружия и методов предотвращения его распространения необходимо хотя бы кратко рассмотреть некоторые аспекты этого вопроса: главные технические проблемы на пути к созданию ядерного оружия, особенности делящихся материалов, выделяющие их среди радиоактивных веществ, основные фазы ядерного топливного цикла (ЯТЦ), а также значение различных типов реакторов для целей нераспространения.
Путь к ядерному оружию был впервые проложен в 1940-х гг. Программа его создания в США (Манхэттенский проект) осуществлялась ускоренными темпами в условиях мировой войны. Она потребовала напряженных усилий тысяч ученых из многих стран и мобилизации передовых отраслей самой развитой индустрии мира.
Обобщенная характеристика показателей научно-технического потенциала, необходимого для производства ОМУ, была дана в одной из публикаций Службы внешней разведки (СВР) России. Помимо кадровых ресурсов и достаточного научного потенциала, в этом издании особо отмечаются технические аспекты производства ОМУ, связанные с наличием сырьевых ресурсов для собственного производства его компонентов, импортом недостающего сырья и компонентов, созданием соответствующих
технологий и производственных мощностей. Наиболее узкое место на пути к ядерному оружию - это создание или приобретение делящихся материалов. Это же является и самой дорогостоящей частью военной ядерной
программы. Например, свыше 80% расходов США на создание первой атомной бомбы были связаны с затратами на получение расщепляющихся материалов. В процессе формирования режима нераспространения мировое сообщество, создавая соответствующие политические стимулы и структуры, одновременно уделило первостепенное внимание научно-техническим аспектам проблемы. Начиная с ДНЯО 1968 г., главный упор был сделан на усилиях по контролю за ядерными материалами (ЯМ) [1, c.15].
Ядерный топливный цикл включает добычу урановой руды и производство уранового концентрата, конверсию и изотопное обогащение урана, изготовление реакторного топлива, его облучение в реакторах, хранение и переработку ОЯТ и обращение с радиоактивными отходами. ЯТЦ считается замкнутым, если в него входит переработка ОЯТ и повторное использование делящихся материалов. Процессы обогащения и переработки считаются чувствительными фазами ЯТЦ, и к экспорту соответствующих
технологий и оборудования применяются особые ограничения в рамках режима нераспространения. К иным «нечувствительным» фазам ЯТЦ носят изготовление топливных элементов для реакторов, хранение ОЯТ и захоронение РАО. Наибольший интерес с точки зрения задач ядерного нераспространения вызывают фазы ЯТЦ, связанные с обогащением урана и переработкой ОЯТ. В ходе процесса разделения изотопов, по определениям МАГАТЭ, ЯМ сразу превращается из исходного в специальный расщепляющийся.
Реактор занимает центральное место в ЯТЦ. Именно в нем идет контролируемая самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер под действием нейтронов и происходит ядерное превращение воспроизводящего материала в делящиеся вещества. Главная часть ядерного реактора, где находится ядерное топливо и протекает ядерная реакция, называется активной зоной. Другой элемент устройства реактора -теплоноситель. На АЭС с помощью теплоносителя тепло отводится от топливных стержней, как правило, через один или два контура; образовавшийся пар используется, как на обычной электростанции, для вращения производящей электроэнергию турбины [2, с 27].
Есть несколько вариантов классификации реакторов. В зависимости от технических признаков, реакторы характеризуют по:
• виду теплоносителя и замедлителя (тепловые реакторы с тяжеловодным или графитовым замедлителем, реакторы на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, реакторы с органическим теплоносителем и т.д.;
• агрегатному состоянию водного теплоносителя (водо-водяные реакторы с водой под давлением или кипящей и т.д.);
• элементу, в котором создается давление теплоносителя (корпусные, канальные, канально-корпусные);
• числу контуров охлаждения;
• структуре и форме активной зоны;
• возможности перемещения (стационарные, транспортные, транспортабельные).
В зависимости от назначения ядерные реакторы можно подразделить на транспортные реакторы (морские и космические), военные реакторы для наработки плутония, реакторы АЭС, исследовательские реакторы.
Обзор технических аспектов проблем создания ядерного оружия и возможных обходов международно-правовых барьеров на пути нарушителей режима нераспространения свидетельствуют, что при всей сложности пути «к Бомбе» он становится проходимее с каждым десятилетием. С одной стороны, это ставит повышенные требования к деятельности международных контрольных органов, прежде всего МАГАТЭ, что находит свое отражение в
совершенствовании их работы. С другой стороны, относительная успешность борьбы против распространения ядерного оружия в прошлом и перспектива упрочения режима нераспространения в первую очередь связаны с умелым сочетанием различных средств поддержки этого режима (политических, дипломатических, экономических и др.), среди которых методы технического контроля ЯТЦ и противодействия возможным нарушителям занимают важное, но далеко не исключительное положение.

1.2. Нераспространение ядерного оружия и понятие международного режима

Наиболее распространенным определением международного режима является «совокупность принципов, норм, правил и процедур принятия решений, вокруг которых концентрируются ожидания действующих лиц в данной области». В этом определении следует выделить ряд моментов. Во-первых, речь идет о своде правил, которые могут быть
закреплены в юридически обязывающих документах, но могут существовать и де-факто. Эти правила определяют действия государств в той или иной области, например, в сфере безопасности или более конкретно - в ядерном нераспространении. Хотя формально любое государство может поступать так, как ему заблагорассудится, наличие режима оказывает сдерживающее влияние, и все его участники, как правило, действуют в соответствии с едиными правилами. Во-вторых, речь идет об ограничении свободы выбора. Поведение участников режима подчиняется правилам даже в том случае, если в краткосрочном плане нарушение режима способно принести выгоду
или его соблюдение наносит ущерб. Тем не менее, поскольку государства принимают на себя обязательства добровольно, сам факт вступления в режим является выражением «свободной воли» государства, отражением осознания того, что налагаемые режимом ограничения отвечают его долгосрочным интересам. В-третьих, основополагающим принципом является взаимность, всеобщность соблюдения правил всеми участниками режима. Именно поэтому речь идет об «ожидании»: «я» твердо рассчитываю на то, что другое государство будет вести себя «по правилам», и сам «я» тоже намерен действовать «по правилам». За счет этого в межгосударственные отношения привносится элемент предсказуемости. При этом следует учитывать, что почти любой сбой в функционировании режима (например, если один из его
членов поступает «не по правилам») способен привести к обесцениванию всего набора правил именно потому, что другие участники уже не могут с достаточной уверенностью предсказать поведение нарушителя и сами начнут планировать свою политику, следуя непосредственной выгоде, а не правилам режима [3, c 54].
Другим вариантом реакции на нарушение являются разного рода экономические или силовые санкции, призванные восстановить жизнеспособность режима (в этом плане необходимо различать санкции как средство проведения собственной политики и санкции как средство устранения нарушений).
Появление международных режимов возможно при трех условиях: во-первых, выгоды от сотрудничества должны превышать выгоды от односторонних действий, во-вторых, взаимодействие государств должно быть продолжительным, а в-третьих, требуется определенная степень открытости (транспарентности) относительно намерений и возможностей сторон. Первое условие достаточно очевидно. Государства просто не
будут сотрудничать (т.е. присоединяться к тому или иному режиму, ограничивая свою свободу действий), если от этого не ожидается никаких выгод. Второе условие интуитивно менее очевидно. Дело в том, что положение дел, в котором участники заведомо и всегда выигрывают от сотрудничества, встречается крайне редко. Намного чаще возникает ситуация, когда существует соблазн быстро получить выгоду за счет другой стороны, в особенности если ситуация или соотношение сил этому благоприятствуют. Многочисленные исследования показали, что ключевую роль в возникновении сотрудничества играет эффект, известный как «тень будущего». Если каждый участник знает, что взаимодействие продлится в течение длительного времени, то подход к формированию политики
изменяется: акцент переносится с получения краткосрочных преимуществ на максимизацию долгосрочной выгоды. Логика достаточно проста: если «я» сегодня обманул партнера, воспользовавшись его доверчивостью, то в будущем уже не удастся достичь взаимодействия и в итоге «я» могу оказаться в проигрыше. Наиболее простым примером является принцип
неприкосновенности дипломатического персонала: любое государство, естественно, имеет все возможности поступить с чужим послом так, как ему заблагорассудится, но тогда его же собственный посол окажется в аналогичной ситуации. Краткосрочные выгоды от ареста иностранных дипломатов многократно перекроются потерями в более далекой перспективе. Третье условие - транспарентность - также часто остается «за кадром». Речь идет о получении надежной информации о намерениях и возможностях других участников режима, а также о предоставлении аналогичной информации о себе. Логика первого элемента очевидна: если «я» знаю, что «он» будет сотрудничать, то и «я» буду сотрудничать. Значительно реже эта логика применяется к собственной стране, но на деле государство должно быть заинтересовано в предоставлении информации о себе не меньше, чем в получении информации о других - ведь другие государства также заинтересованы в предсказуемости положения дел. Поиск баланса между открытостью и естественным желанием сохранить чувствительную информацию крайне труден по очевидным причинам. Пример СССР, многие действия которого воспринимались как агрессивно направленные именно из-за недостатка информации, предостерегает от чрезмерного крена в одну сторону [2, с 69].
Существуют два основных условия, при которых режим может оставаться стабильным. Во-первых, режим должен быть выгоден (полезен) для его участников. Т.е. выгода от сотрудничества должна в долгосрочной
перспективе превышать выгоду от односторонних действий или, что имеет те же последствия, потери от исчезновения режима должны превышать затраты на его поддержание. Во-вторых, участники режима должны соблюдать «правила игры». Это требование только кажется очевидным, поскольку всегда сохраняется соблазн резко увеличить выгоду за счет внезапного нарушения правил. Вместе с тем любое нарушение правил может вызвать ослабление режима или даже его крах. Возможен, конечно, и другой вариант - вовремя замеченная попытка нарушения способна стимулировать действия по укреплению режима и наказанию нарушителя. Например, после
того, как выяснилось, что Ирак в 1980-е гг. в нарушение своих обязательств по ДНЯО тайком создавал ядерное оружие, режим экспортного контроля был существенно усилен. Специфическую проблему с точки зрения стабильности представляют режимы, созданные гегемоном. С одной стороны, они легче создаются и более строго выполняются, поскольку гегемон имеет возможность эффективнее применять санкции за нарушение. В то же время неравенство получаемых выгод и возможность нарушения правил самим гегемоном могут подтачивать режим. В обще........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарднер Г. Ядерное нераспространение. М., МИФИ, 1995.
2. Радаев Н.Н., Протасов Ю.М. Технические аспекты истории
создания и совершенствования ядерного оружия. М., РВСН, 1999.
3. Бухарин О.А. «Проблемы ядерного терроризма. Ядерный
Контроль», №15, март 1996.
4. Камп Карл-Хайнц, Пилат Джозеф П., Штерн Джессика, Фалькенрат Ричард А. «ОМУ Терроризм: Обмен. Выживание», № 4, 1998-1999.
5. Лакер Уолтер. «Новый терроризм». Oxford University Press, 1999.
6. Лифтон Роберт Дж. «Уничтожить мир, чтобы спасти его» Митрополитан Букс, 1999.
7. Стерн Джессика. «Предельный терроризм». Harvard University Press, 1999.
8. Бухарин О.А. «Консолидация ядерных оружейных комплексов
США и России после окончания «холодной войны»». Ядерный
Контроль, №5, сентябрь-октябрь 1999.
9. Сафранчук И.А. «Программа совместного уменьшения
угрозы: оценка эффективности и перспективы развития». Научные
Записки ПИР-Центра, №13, январь 2000.
10. Борисенко А.С., Лата В.Ф., Маслин Е.П., Орлов В.А.,
Сафранчук И.А., Тимербаев Р.М., Чуменко Л.Н. Справочник
«Контроль над вооружениями и военной деятельностью». М.,
Библиотека ПИР-Центра, 2001.
11. Давыдов В.Ф. «Россия и США: Проблемы взаимодействия в
укреплении режима нераспространения ядерного оружия». М.,
Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, 1997.
12. Корнышева А. «Согласие МАГАТЭ» журнал Коммерсант. 27.09.2005.
13. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. «Международное право»: учебник, отв. ред. А. Н. Вылегжанин. Москва.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат. 2009.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.