На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Методологические и методические основы тренинговой работы

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 05.04.2015. Сдан: 2014. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..….3
1.Методология подготовки и проведения тренингов……………………….….6
1.1.Преимущества групповой формы психологической работы…………..…..7
1.2.Групповая динамика………………………………………………………….8
1.3.Общие тренинговые методы………………………………………………..10
1.4.Групповая дискуссия, как метод групповой психологической работы…………………………………………………………………………….15
2.Методические разработки занятий группы социально-психологического тренинга…………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...26

Психологический тренинг к началу 21 века внедрился во все сферы общественной жизни и стал неотъемлемой частью не только психологического обслуживания, но и обучения.
Везде, где присутствует «человеческий фактор», есть место для психологического тренинга. Он применяется в медицине и образовании, в политике и менеджменте, на производстве и спорте, для регуляции отношений в семье и в больших коллективах и т.д.
Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.
Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «тренинг- это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений». /6, стр. 645/
Следует отметить, что психологический тренинг, как метод практической психологии есть форма групповой психологической работы. Поэтому, несмотря на возможное применение его некоторых видов при индивидуальной психокоррекции, его теоретика – методологические и процедурно – методические основы являют собой систему принципов психологической работы с коллективом и в коллективе.
Указанная система включает в себя ряд общих методических принципов, определяющих психологический тренинг, как самостоятельный метод психологического моделирования и практической психологии, и ряд специфических требований, определяющих особенности реализации общих принципов ведения тренинга, в зависимости от взглядов на его назначение и на стиль руководства. Общеметодическая сторона психологического тренинга предопределена его ролью активного метода обучения с широким спектром психокоррекционных эффектов.
Главными особенностями психологического тренинга, определяющими его статус среди множества методов психологии являются:
- повышенная активность участников;
- игровой характер;
- обучающая направленность;
- систематическая рефлексия;
- групповая форма поведения.
Таким образом, психологического тренинга является специфической формой групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея – использование феномена взаимовлияний участников для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях. А поскольку влияние группы на личность есть феномен – социально психологический, постольку, видимо, в настоящее время множество разновидностей психологического тренинга объединяется наименованием «социально- психологический тренинг» (СПТ).
Социально-психологический тренинг входит в число, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.
В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.
Предмет исследования – тренинговая работа.
В своей курсовой работе я ставила следующие задачи:
1.Изучить современную психолого–педагогическую литературу по данному вопросу;
2.Дать характеристику основных понятий и определений;
3.Выявить особенности методологических и методических основ тренинговой работы.
Для достижения поставленных целей мною были использованы научно–педагогические методы: изучение и анализ исследуемого вопроса.
Учебная цель — усвоить сущность и формы тренинговой работы.

Методы, использующиеся в тренинговой работе
Групповая дискуссия. Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы. По процедуре групповая дисскусия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное обсуждение, сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой теме (проблеме). Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.
Можно выделить три типа групповых дискуссий:
- с биографической ориентацией, в ходе которой группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника;
- тематические дискуссии с обсуждением вопросов и проблем, значимых для всех членов группы, например в группе педагогов: «Конфликты с детьми», «Родители и педагоги» и др.
- с ориентацией на взаимодействие. Этот тип ориентирован на динамику групповой дискуссии, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции.
Для активизации участников групповой дискуссии можно использовать процедуры типа: высказывание по кругу; метод эстафеты – каждый передает слово тому, кому считает нужным; высказывание за определенный промежуток времени. /15, стр.125/.
Групповые занятия могут происходить, как в достаточно больших группах, что бы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, что бы каждый участник был вовлечен в действие. С увеличением числености группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий. Возрастает вероятность появления подгрупп. Так психоаналитическая групповая терапия обычно предполагает обычно маленькие группы от 6-10 человек. Существует противоречивость относительно выбора сходства и различий участников. /5, стр.28/.
Анализ конкретных ситуаций. Этот метод стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» и «там и тогда» (случаи из профессиональной практики, личной жизни).
Способы анализа конкретных ситуаций могут быть следующие:
1.Группа разбивается на 2 подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем мнения подгрупп сталкиваются;
2.Заданную ситуацию каждый решает самостоятельно. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место в ситуации.
Разыгрывание ролевых ситуаций. Разыгрывание ролевых ситуаций очень важно, поскольку позволяет увидеть члена группы не просто в процессе межличностного взаимодействия в группе, а в исполнении определенной социальной роли. Разыгрывание ролей завершается обсуждением увиденного и услышанного. Важно, что бы все учавствующие в проигрывании высказались, насколько им импонировала та или иная роль. С кем было труднее играть, а с кем легче, какие чувства вызывали друг у друга участники игры. Отдельно обсуждается вопрос о психологической и педагогической оправдонности действий в соответствии с поставлеными целями. В группе обсуждается вопрос, что существенного было замечено в поведении данного члена группы. Вначале участник игры высказывается а потом все остальные участники группы.
ПСИХОДРАМА. Психодрама является близкой к разыгрыванию ролевых ситуаций. В ней участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, связанные с личной историей жизни субъ¬екта и имеющие для него эмоциональную значимость. Последняя как бы обновляется и проявляется в про¬цессе психодрамы.
ПРОЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. Проективное ри¬сование рассматривается как вспомогательный метод групповой работы. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении. Темы рисун¬ков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства, мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным при¬чинам.
В проективном рисовании используют следующие методики (классификация С. Кратохвила):
— свободное рисование (каждый рисует, что хочет);
— коммуникативное рисование (члены группы рабо¬тают с выбранными партнерами в парах, у каждой пары свой лист бумаги, но они общаются с помощью образов, линий, красок);
— дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д.);
— совместное рисование (несколько человек или вся группа рисуют на одном листе, например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.).
Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помо¬щью художественных средств (цвета, формы и т. п.) пере¬даются эмоциональные переживания субъекта. Существует два способа работы с готовыми рисунками: 1) демонстра¬ция всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличи¬тельного в содержании; 2) разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники выска¬зываются о его психологическом содержании).
Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.
ПСИХОГИМНАСТИКА. Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика является эффективным средством оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела", а также пространственно-временные характеристики общения. Понимание невербального языка особенно важно в профессии педагога.
Темы психогимнастических упражнений могут быть самыми разнообразными, но их можно отнести к шести различным областям (классификация А. Юновой):
— ежедневные житейские ситуации ("Выход из дому", "Приход на работу", "Чутко отнестись к кому-либо" и т.д.);
— проблематика отдельных членов группы ("Какой я есть", "Каким меня видят окружающие", "Каким бы хотел быть", "Что для меня самое главное в моей профессии" и т. п.);
— типичные человеческие конфликты. Тема формули¬руется как наиболее .общая, чтобы каждый мог выразить в ней свои собственные проблемы ("Преодоление преграды", "Запретный плод", "Встреча на узкой дорож¬ке", "Утешение обиженного ребенка");
— отношения в группе ("Показать свое отношение к другим", "Выбор членов группы", "Пребывание на безлюдном острове" и др.);
— фантазии и сказки ("Кем из героев сказки ты бы мог быть?", "Бал-маскарад", "Что бы я делал, если бы был добрым волшебником?", "Каким бы ты хотел стать, если бы был заколдован?" и др.);
— источником психогимнастических упражнений может быть и отношение к группе, к самому процессу обучения ("Чувство, с которым я пришел в группу", "Отношение к обучению в группе", "Что бы группа делала, если бы не было ведущего?" и т. д.).
После проигрывания можно использовать различные варианты анализа, чтобы свои переживания высказали, как участники группы, так и наблюдавшие за ней члены группы.
Музыкотерапия. Этот метод может снять усталость, напряжение у участников тренинга. Психогимнастику также возможно проводить на фоне музыки. /15, стр.127/.
.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атватер И. Я Вас слушаю. – М.: Экономика, 2000. – 211 с.
2. Бакли Р. Кейпл Дж. Теория и практика тренинга.–Спб.:Питер, 2002–352 с.
3. Борисова В.Г. Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении.–М.,2001. – 250 с.
4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999 – 301 с.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия: теория и практика.М.: Прогресс, 1990.-368 с.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер КОМ, 1999 – 752 с.
7. Кроль Л.М. Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь.-М.: независимая фирма «Класс», 2002. – 192 с.
8. Психология: Учебник для студентов/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной.-М., Издательский Центр «АКАДЕМИЯ», 1999.-464 с.
9. Ломоф Б.Ф. Сознание, как идеальное отражение. / Б.Ф. Ломоф// Психология сознания: хрестоматия по психологии/ по ред Л.В. Куликова.–Спб., 2001– 311 с.
10. Л.Д.Столяренко «основы психологии». Учебное пособие (серия «Высшее образование»), 2003 – 400 с..
11. Ли Д. Практика группового тренинга. - Спб.: Питер, 2004 – 314 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1:Общие основы психологии–688 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Психология образования – 496 с.
14. Макшанов И.В. Психология тренинга. Спб.: Речь, 2005 – 380 с.
15. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1998. – 352 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.