На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86647


Наименование:


Курсовик ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 05.04.2015. Сдан: 2014. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Цена и ценообразование в сфере культуры: сущность понятий и содержание………………………………………………………….. 6
1.2. Законодательные основы ценообразования в культуре…………. 11
1.3. Формирование механизма ценообразования в сфере культуры............................................................................................ 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ)
2.1. Расчет стоимости культурной услуги в музее…………………… 29
2.2. Анализ ценообразования в музеях в области некоммерческих услуг…………………………………………………………………. 34
2.3. Совершенствование ценообразования в российских музеях…….. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………….. 46
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Все стоимостные показатели, используемые в экономике, построены на основе цен. В условиях товарно-денежных отношений цены применяются с одной стороны, как соизмеритель общественно необходимых и индивидуальных затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг, а с другой - используются как норматив, формирующий спрос населения на товары и услуги в зависимости от платежеспособности.
Вопросы ценообразования всегда занимали важное место в экономической политике государства. Особенно актуальными они стали в последние годы. Перестройка всей экономической системы потребовала соответствующего обновления теории и практики ценообразования. Сложившееся в народном хозяйстве положение требует, чтобы цены стали объективным измерителем труда и результатов хозяйственной деятельности, важным фактором формирования прогрессивных пропорций в развитии народного хозяйства, структуры платежеспособного роста населения и роста его реальных доходов. Но при этом очень важно учитывать, что любое кардинальное изменение методики или политики ценообразования, пересмотры цен способны не только решить часть народнохозяйственных проблем, но и создать новые. Цена может повлиять на уровень дефицитности товаров и услуг, хотя сила этого влияния весьма ограничена. В сфере культуры, например, при высоком идейно-художественном уровне театральных постановок, но низком уровне готовности зрительской аудитории к восприятию этих постановок, снижение цены на билеты создает у определенной части зрителей эффект отрицательного впечатления («уцененного» спектакля), а повышение цены не влияет на качество спектакля. В итоге количество зрителей в обоих случаях может сократиться.
Цена довольно многозначное понятие. В социально-культурной деятельности мы каждодневно встречаемся с различными ее, цены, ипостасями.
Стоимость билета на концерт или спектакль, плата за пользование аттракционами в парке, гонорар за литературное произведение, членские взносы при вступление в культурно-досуговое объединение, премия победителю конкурса, налог на добавленную стоимость, пожертвования меценатов и спонсоров, оплата за занятия на курсах, заработная плата персонала - все это, в конечном счете, - цена в ее житейском понимании.
В связи с вышесказанным актуализируется проблематика изучения процесса ценообразования в сфере культуры.
Степень научной разработанности. Широкий спектр проблем, касающихся функционирования культуры в современном обществе, освещается в работах исследователей, формирующих современное представление о культуре как факторе социокультурной регуляции общественной жизни (Е.В. Васильченко, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, А.Я. Флиер, М.С. Каган, И.Н. Лисаковский, Ч. Лендри, М. Пахтер, Ф. Матарассо и др.).
Вопросы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики в условиях демократизации и становления рыночных отношений за рубежом и в нашей стране, представлены в работах Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Т.Г. Богатыревой, Л.Е. Вострякова, B.C. Жидкова, О.И. Карпухина, Ю.А. Лукина, К.Э. Разлогова, К.Б. Соколова, С. Манди, Э. Эверитт и др.
Существует ряд исследований, посвященных основным направлениям реформирования организационно-экономического механизма в сфере культуры (Т.В. Абанкина, Г.М. Галуцкий, Е.Л. Игнатьева, А.Я. Рубинштейн, Б.Ю. Сорочкин, С.В. Шишкин и др.).
Для уяснения механизма ценообразования в сфере культуры очевидна важность анализа тенденций развития менеджмента в театральной, музыкальной, выставочной, концертной и фестивальной деятельности, музейного и библиотечного менеджмента, представленных в работах И.К. Джерелиевской, Д. Богнер, Ф. Кольбера, А.В. Лебедева, Б. Лорд и Г. Лорд, Т.Л. Маниловой, Н.А. Никишина, Т. Хайнце и др.
Объект исследования: ценообразование в культуре.
Предмет исследования: содержание и особенности ценообразования в культуре.
Цель исследования: выявить особенности ценообразования в культуре.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий «цена» и «ценообразование в сфере культуры» и их содержание.
2. Изучить законодательные основы ценообразования в культуре.
3. Раскрыть процесс формирования механизма ценообразования в сфере культуры.
4. Определить критерии расчета стоимости культурной услуги в музее.
5. Проанализировать ценообразование в музеях в области некоммерческих услуг.
6. Предложить направления совершенствования ценообразования в российских музеях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждом, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

1.1. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ И СОДЕРЖАНИЕ

Цена - это денежная форма стоимости товара или услуги. Она определяется величиной общественно необходимых затрат труда на производство продукции, работ, услуг, т.е. стоимостью, но это не означает, что цена каждого отдельного товара должна равняться стоимости. Цена может отклоняться от стоимости. Колебания цены вокруг стоимости есть проявление стихийного действия закона стоимости, результат воздействия случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции. Если продажная цена оказывается выше себестоимости товара, то получается прибыль, если ниже - то убыток [5, С. 129].
Цена отражает следующие факторы:
- уровень общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- потребительные свойства и качества товара;
- платежеспособный спрос населения;
- общественно необходимую (социальную) потребность в данном виде продукции (работ, услуг).
В условиях рыночной экономики цены играют решающую роль, т.к. они функционируют в условиях конкуренции. Цены и конкуренция заставляют производителя постоянно помнить о себестоимости продукции.
Между себестоимостью и ценой имеются следующие различия:
1) себестоимость исчисляется, «калькулируется» на самом предприятии, и в нее включаются все издержки, связанные с производством или заготовкой; цена же устанавливается на рынке в процессе менового оборота;
2) себестоимость обозначает хозяйственные затраты, цена же обозначает покупательную силу;
3) со стоимостью в учете предметы, как правило, вступают в баланс, с ценой же они выходят из баланса и разница между ними, как уже отмечалось, составляет прибыль (если продажная цена выше себестоимости) или убыток (если ниже).
Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены:
- на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;
- на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия ценностной значимости товара;
- на основе уровня текущих цен, исходя из текущих цен конкурентов [12, С. 34].
Процесс ценообразования можно представить как совокупность последовательных этапов: анализ спроса; учет издержек; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.
Известно, что максимальная цена на продукцию определена спросом, а минимальная цена - уровнем затрат на производство и реализацию продукции.
На конкурентном рынке, где каждый стремится достичь наилучших результатов, цены определяются благодаря взаимодействию спроса и предложения.
Спросом называется платежеспособная потребность покупателя в данном товаре (услуге) при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Так в экономике различают «потребность» и «спрос». В соответствии с законом спроса между уровнем цены и величиной спроса на данный товар существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена, тем больше величина спроса и наоборот. Вместе с тем в условиях дефицита или инфляции эта закономерность выдерживается не всегда.
С понятием «спроса» связана другая экономическая категория - «предложение». Предложением а данном случае можно назвать совокупность товаров, выносимых производителем на рынок.
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.
Это значит, что повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения.
Различают цену предложения и цену спроса. Цена предложения - это исходная, начальная цена, по которой производитель предлагает потребителю свой товар. Цена спроса - это та цена, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. В результате достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Поэтому рыночную цену называют еще равновесной ценой.
Рыночные изменения в отечественной экономике как раз и означают переход от директивного ценообразования к рыночному, обеспечивающему возникновение системы равновесных цен как результата свободного взаимодействия спроса и предложения [22, С. 53].
В сфере культуры ценообразование имеет свою специфику, отличающуюся от ценовой политики в сфере материального производства.
1. Поскольку результаты деятельности работников культуры носят не только экономический, но в большей степени социальный характер, значительное влияние на ценообразование здесь оказывают социальные факторы, социальная политика государства. Иначе говоря, наряду со стоимостными принципами и ценообразовании на услуги культуры действуют и нестоимостные принципы (принцип общедоступости культурных благ, принцип социальной справедливости, социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, учет специфики духовного производства и т.п.). Поэтому культурные услуги могут предоставляться населению как в платной, так и бесплатной форме, а также на льготных условиях.
2. Поскольку «продукты» культурной деятельности трудно поддаются количественному и качественному измерению, а их социально-экономический эффект может в ряде случаев носить отложенный характер, это вызывает сложности исчисления величины общественно необходимых затрат на производство культурных услуг. Осложняют эту задачу и другие специфические для данной сферы факторы (большое разнообразие услуг, множество потребительных свойств, существенные различия в местных (локальных) условиях работы учреждений культуры и т.д.).
3. Установление цен на услуги культуры в большей мере, чем в отраслях материального производства, зависит от их потребительных свойств, социально-полезного эффекта, т.е. в конечном счете от интересов потребителей. Поэтому в общественно необходимых затратах на услуги отражаются не только собственно затраты, но и также качественная сторона и потребительные свойства культурного «продукта».
Исходной точкой отсчета в установлении цен на культурные услуги является величина затрат живого и овеществленного труда - издержки культурного обслуживания или себестоимости услуг. Кроме того, ценообразование в сфере культуры связано с особенностями конъюнктуры рынка культурных услуг, т.е. зависит от соотношения между спросом, предложением и ценой [6, С. 52].
Для сферы культуры характерна подвижность величины спроса, а также зависимость его структуры от разнородных обстоятельств (уровня образования, половозрастного состава населения> национально-региональных особенностей, степени удаленности очага культуры от места проживания, качества и ассортимента услуг, веяний моды и т.д.). Особенностью спроса в культурной отрасли является также его наименьшая эластичность по сравнению с другими отраслями. Потребитель культурной продукции нуждается не в спектакле или концерте вообще, пусть и за самую низкую цену, а только в том спектакле и концерте, который ему интересен и духовно необходим. В сфере культуры, прежде всего в отраслях искусства, существует специфический спрос на имя (певца, актера, художника), или, как говорят специалисты, «рента на талант». С нашей точки зрения, имя в искусстве эквивалентно понятию интеллектуальной собственности и является своего рода «товарным знаком», «маркой фирмы».
Творческая продукция оценивается тем выше, чем она уникальнее, неповторимее.
«Магия имени» в искусстве, обусловленная талантом, исполнительским мастерством, личностной самобытностью творца, способна воздействовать на массовые аудитории, приносить значительный экономический эффект, а порою и баснословные доходы, благодаря современным средствам тиражирования творческой продукции (граммофонной и магнитофонной записи, производству видеокассет и т.п.). Имя в искусстве - это своего рода капитал, обладающий уникальными свойствами и возможностями, в том числе и с точки зрения экономического эффекта. Не случайно в современном эстрадном искусстве, отличающемся особенно массовой аудиторией, имя популярного исполнителя или группы становится своеобразным вкладом в уставный капитал возникающих творческо-коммерческих структур с целым штатом продюсеров, менеджеров, технических и коммерческих директоров, костюмеров, гримеров, визажистов, групп музыкального и танцевального сопровождения, специалистов по техническим и цветосветовым эффектам (например, «Театр Аллы Пугачевой», «Театр Лаймы Вайкуле», группа «На-на» и т.п.).
Все указанные факторы активно влияют на взаимоотношение спроса и предложения в сфере культуры и искусства. В идеале спрос и предложение здесь должны быть равны как по объему, так и по структуре. Но здесь возникает объективное противоречие: вследствие индивидуального характера потребительных стоимостей в культурной отрасли полного совпадения спроса и предложения в ней быть не может. Специалисты видят выход из этой ситуации в более широком применении равновесных цен, ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов, А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение / А. Архипов, Т. Баткилина, В. Калинин // Вопросы экономики, 2002 - №4.
2. В творческом соревновании: Сборник статей под ред. А. Н. Анастасьева. - М., 1998.
3. Воронова, Е.Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е.Н. Воронова. - Рязань: “Узорочье”, 1997. - 192 с.
4. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Галуцкий. - М., 1998.
5. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры: учебное пособие / Г.М. Галуцкий / РУМК Мин-ва культуры РСФСР. - М., 1991.
6. Данилина, Е. Источники финансирования учреждений культуры и культурных программ / Е. Данилина // Дом культуры. - 2006. - №2. - С. 22-23.
7. Дегтяренко, Г.Б. Финансирование сферы культуры / Г.Б. Дегтяренко // Культура: экономика, управление, право. - 2004. - №1. - С. 36-39.
8. Ершова, И.В. Хозяйственная деятельность государственных учреждений: проблемы теории и практики. (О законодательном регулировании хозяйственной деятельности предприятий) / И.В. Ершова // Юрист. - М.: Юрист, 2001, № 5. - С. 27-30
9. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000 .
10. Иванов, Г.П. Экономика культуры: учебное пособие для вузов / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Мешканцов, А.А.Источники финансирования в сфере культуры / А.А. Мешканцов // Культура: экономика, управление, право. - 2004. - №1. - С. 39-44.
12. Новаторов, Е.В. Маркетинг в социально-культурной сфере / Е.В. Новаторов. - Омск: Омич, 2000.
13. Основы законодательства РФ о культуре (9 октября 1992 года, N 3612-1).
14. Стулин, Ю. А. Цеообразование на услуги культуры / Ю.А. Стулин // Культура: экономика, управление, право. - 2004. - №1. - С. 32-36.
15. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань», 2001.
16. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 26.06.2007 с изм. от 19.07.2007).
17. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого ка­питала некоммерческих организаций».
18. Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федераль­ного закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.