На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86648


Наименование:


Курсовик Ликвидация последствий аварий на складах АЗС.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.4.2015. Сдан: 2015. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
Глава 1. АВАРИИ НА СЛАДАХ АЗС
1.1.Классификация АЗС………………………………………………….............6
1.2.Причины возникновения пожаров на АЗС………………………………….9
Глава 2. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ФАКТОРАМИ, ПРИВОДЯЩИМИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
2.1. Факторы, приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций……..16
2.2. Основные правила безопасной эксплуатации АЗС……………………….19
2.3. Основные правила техники безопасности на АЗС………………………..20
Глава 3. ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ
3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………………………………22
3.2. Организация спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций…………………………………………………………27
3.3. План ликвидации аварийных ситуаций на АЗС…………………………..44
Глава 4. АНАЛИЗ РАССМАТРИВАЕМОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В СРАВНЕНИИ С РЕАЛЬНО ПРОИЗОШЕДШИМИ АВАРИЯМИ В ИСТОРИИ
4.1. Пожары и взрывы на АЗС в России в 2006-2011 гг………………………58
4.2 Анализ пожаров на АЗС в Северо-Кавказском Федеральном округе……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………....71


ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из приоритетных задач общества вообще, а среди техногенных чрезвычайных ситуаций, наиболее опасными являются взрывы и пожары на АЗС и хранилищах топлива, связанные с переработкой нефти и выбросами паровоздушных смесей в атмосферу.
Особую проблему для городов представляют выбросы паров топлива на автозаправочных станциях (АЗС) при заправках резервуаров. Взрывы паровоздушных смесей на АЗС и хранилищах в России часто приводят к разрушениям зданий и поражению людей.
Необходимо четко придерживаться установленных ГОСТом правил и норм эксплуатации АЗС. В связи с этим, актуальной является изучение плана ликвидации аварийных ситуаций, направленного на снижение материального и физический ущерба при возникшей чрезвычайной ситуации.
Объект исследования: склады АЗС.
Предмет исследования: аварии на складах АЗС.
Цель исследования: изучение причин и последствий аварий на складах АЗС.
Задачи исследования:
1. Изучить классификацию и причины возникновения аварий на АЗС.
2. Выяснить факторы возникновения аварий на АЗС.
3. Вывить основные правила безопасности на АЗС.
4. Осветить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые на местах чрезвычайных ситуаций
5. Рассмотреть план ликвидации аварийных ситуаций на АЗС.
6. Проанализировать пожары и взрывы на АЗС в России за 2006-2011 гг.
7. Провести изучение пожаров на АЗС в 2014 году в Северо-Кавказском Федеральном округе.
Основные методы исследования: анализ и синтез материалов.
Структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Теоретическая значимость: полученные выводы помогут в рассмотрении аварий на АЗС в динамике в последующие годы изучения.
Практическая значимость: полученные рекомендации и предложения могут быть использованы при разработке оперативного плана по ликвидации аварий на АЗС.
В свете изложенного, вопросы локализации и ликвидации аварийной ситуации на АЗС актуальны для дальнейшего рассмотрения.


Глава 1. АВАРИИ НА СКЛАДАХ АЗС


1.1. Классификация АЗС


Автозаправочные станции - это комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для заправки автотранспортных средств топливом. На АЗС наряду с традиционным жидким топливом (бензины и дизельное топливо) отпускают также сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана) и сжатый природный газ (метан). АЗС, специализирующиеся только на отпуске газообразного топлива, называются газозаправочными станциями.
В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов автозаправочных станций (АЗС):
- традиционные АЗС - с подземными резервуарами,
-блочные АЗС - с подземными резервуарами и топливораздаточными колонками ( ТРК ) над ними,
- модульные АЗС - с надземными резервуарами, от которых разнесены топливораздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории,
- контейнерные АЗС - с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливораздаточные колонки,
- топливораздаточные пункты АЗС - располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия,
- передвижные АЗС - автомобили, прицепы или полуприцепы.
Большую пожарную опасность представляют и автомобили - бензовозы, на которых перевозятся и пропан, и бутан.
По технологическому оборудованию АЗС делятся на стационарные и передвижные. Стационарные АЗС имеют топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для отпуска топлива в заданном количестве или на заданную сумму. ТРК могут осуществлять отпуск до четырех видов топлива.
Для предотвращения разлива топлива ТРК оснащены автоматически выключателем, срабатывающим при заполнении бака автомобиля.
На стационарных АЗС предусматриваются также системы освещения и молниезащиты. Контейнерные АЗС, в отличие от стационарных, имеют наземные резервуары для хранения топлива. На передвижных АЗС топливо отпускают из автомобилей-топливозаправщиков.
По расположению на местности различают АЗС дорожные и городские. Дорожные АЗС располагают вдоль наиболее оживленных магистралей, городские - населенных пунктах. К городским АЗС предъявляют повышенные требования безопасности: их ТРК или топливные резервуары должны находиться на расстоянии не менее 50 м до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, больниц, стен жилых и общественных зданий. Если АЗС имеют не более двух ТРК, то безопасное расстояние может быть уменьшено до 25 м.
Условия эксплуатации АЗС: в холодное время года при температуре в среднем -10°С; в теплое время года +30°С, максимально +41°С.
Для АЗС характерны следующие виды аварий:
- Пожар пролива - горение проливов жидких продуктов - диффузионное горение паров ЛВЖ и ГЖ в воздухе над поверхностью жидкости.
- Огненный шар - диффузионное горение плотных, слабо смешанных с воздухом парогазовых облаков с поверхности облаков в открытом пространстве.
- Взрыв - детонационное горение - сгорание предварительно перемешанных газо- или паро-воздушных облаков со сверхзвуковыми скоростями в открытом пространстве или в замкнутом объеме.
- Хлопок - вспышка, волна пламени, сгорание предварительно перемешанных газо- или паро-воздушных облаков с дозвуковыми скоростями в открытом или замкнутом пространстве.

Наибольшую опасность для людей и материальных ценностей представляют поражающие факторы взрыва и огненных шаров:
- загорание автомобиля у топливораздаточной колонки; взрыв бензобака автомобиля; загорание топливораздаточной колонки; загорание и взрыв бензовоза и хранилищ нефтепродуктов.


1.2. Причины возникновения пожаров на АЗС

Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Однако, взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина.
Основными видами аварий на АЗС являются пожары и взрывы. Взрывы в свою очередь порождают пожары и в ряде случаев прослеживается обратная связь.
Основные причины аварий на АЗС:
1. Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ, у заправочной станции; проведение ремонтных работ с источником открытого огня.
2. Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, всякая другая искра независимо от природы её происхождения.
3. Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси газа с воздухом; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молниезащиты) могут вызвать пожары и взрывы.
4. Природные катаклизмы: наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения.
При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топливовоздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливовоздушной смеси в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах. Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования.
При определенных условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увеличении скорости налива) заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через заземление, так как бензин и дизтопливо относятся к диэлектрикам с очень слабой проводимостью электрического тока. В таких случаях с увеличением уровня налива топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и может достигнуть такого значения, при котором в момент приближения свободной поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше 90% наполнения) вследствие разности потенциалов произойдет искровой разряд, способный вызвать воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар.
Начальным событием аварии на АЗС является утечка пожаровзрывоопасного продукта, что может произойти вследствие разгерметизации емкости (резервуара), разгерметизации автоцистерны, разгерметизации элемента наливной эстакады (гибкого шланга). Основные причины возникновения пожаров на АЗС приведены в таблице 1.


Таблица 1- Причины возникновения пожаров на АЗС
№ Причины возникновения пожаров и загораний Количество %
1 От автомобилей, в том числе: - искры из выхлопной трубы - нагретые части автомобиля - электрооборудование - заправка с работающим двигателем 17 6 5 4 2 25,1 8,8 7,4 5,9 3,0
2 Электрооборудование операторной, освещение территории 15 22,0
3 Нарушение правил ремонтных работ и техники безопасности 12 17,6
4 Переливы 9 13,2
5 Неисправности электрооборудования топливораздаточных колонок 7 10,3
6 Статическое электричество 4 5,9
7 Поджоги 3 4,4
8 Курение 1 1,5
Всего 68 100

Статистика аварий с взрывом бензино-воздушной смеси (БВС) на АЗС ведется во всех странах, приведем лишь некоторые из них. В мировом масштабе:
7 июля 2003 г., АЗС в Турции (при перекачке сжиженного топлива из топливозаправщика в емкости на АЗС) пострадали 180 человек (РИА-Новости и ITAR-TASS);
24 июля 2000 г., АЗС в Масалах (Азербайджан), пострадали 4 человека, в том числе 1 человек погиб (MediaPress).
В России:
14.04.94 г. в г. Камышин, СУ № 19 «Волгоградстрой» произошел взрыв емкости V=800 дм3 с дизельным топливом. В результате взрыва 1 человек погиб и 1 человек получил тяжелую степень поражения. Сгорела автомашина КАМАЗ.
25.04.94 г. в г. Себене Псковской области произошел пожар на автозаправке. Погибло 2 человека.
20.06.97 г. в г. Нижний Новгород произошло возгорание топлива на заправочной станции АО «Нитек».
04.02.99 г. в г. Борзя Читинской области произошел взрыв на автозаправочной станции. Погиб 1 чел., госпитализированы 2 человека. Статистика пожаров на АЗС на 2007-2011 гг. приведена в таблице 2.
15 июля 2000 г., АЗС г. Артема Приморского края, погибло 3 человека (НСН. Архив обзоров);
1 августа 2001 г., АЗС в г. Тольятти, погиб 1 человек;
24 января 2003 г., АЗС в г. Бугульме, телесные повреждения получили 3 человека, полностью разрушены автомойка и магазин;
За последние 10 лет в пределах г. Москвы произошли три крупные аварии с возгоранием топлива:
30.09.97 г. возник пожар на АЗС по адресу ул. Крымский вал. Пожар произошел при сливе топлива из топливозаправщика в емкости АЗС. Можно предположить, что причиной пожара явилась искра от топливозаправщика. Искра вызвала возгорание паровоздушной смеси в результате «большого дыхания» емкости при заправке. Затем огонь распространился на емкости с бензином. Для ликвидации пожара привлекалось 53 пожарника и 16 пожарных машин.
02.11.97 г. произошло возгорание двух топливозаправщиков при сливе топлива в подземные емкости фирмы «Бинон». Сгорело 10 т топлива.
Для ликвидации пожара было задействовано 40 пожарных машин. Эвакуировано 70 жителей, размещаемых вблизи фирмы.
21.08.98 г. возник пожар на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Произошло возгорание емкости с дизельным топливом объемом 890 м3. Для ликвидации пожара привлекалось 393 чел, 78 единиц техники.


Таблица 2 - Статистика пожаров на АЗС
Дата Происшествие Последствия и причины
15.11.2007 Произошел пожар на газовой заправочной станции в Екатеринбурге На Режевском тракте сгорело помещение оператора на территории газовой заправки. Огонь охватил шесть квадратных метров. Ожоги лица, рук первой и второй степени (20% тела) получила женщина оператор АЗ, которая была госпитализирована в ожоговое отделение горбольницы. Причина пожара короткое замыкание электропроводки.
22.08.2008 В селе Молчаново Молчановского района Томской области на территории неэксплуатируемой автозаправочной станции произошел взрыв емкостей с горюче-смазочными материалами (ГСМ). На заправочной станции были вкопаны в землю две металлические емкости по 25 м3 с остатками ГСМ. Трое детей пришли на станцию поиграть. В результате неосторожного обращения с огнем произошел взрыв паров ГСМ, деформация одной из емкостей, розлив и возгорание остатков ГСМ на площади 20 м2. В результате серьезные ожоги получили двое детей, мальчики 1997 и 2000 годов рождения. Они доставлены в центральную районную больницу с ожогами первой степени лица и кистей рук.
Декабрь 2008 В Володарском районе Нижегородской области в поселке Мулино на АЗС ООО «Катран» при перекачке топлива из бензовоза произошло загорание мотопомпы. Мастер АЗС, заметивший возгорание, бросился тушить пожар, но споткнулся и упал на горящую мотопомпу. В результате с ожогами 1, 2 степени он был госпитализирован в военный госпиталь в п. Мулино.
2.03.2009 Произошел взрыв цистерны с соляркой на автозаправочной станции на территории сельскохозяйственного производственного кооператива "Садовое" Александровского района Ставропольского края. ЧП произошло при проведении сварочных работ на АЗС. В результате взрыва 4 человека погибли, еще трое были госпитализированы.
29.05.2009 На автозаправочной станции в Приморском районе Новороссийска из-за нарушений правил техники безопасности при проведении сварочных работ произошел взрыв газовоздушной смеси в цистерне. В результате один рабочий погиб и трое пострадали. Пострадавшие были госпитализированы с ожогами и травмами различной степени тяжести.
17.11.2009 В северной части Ульяновска на автозаправочной станции прогремел взрыв. ЧП произошло во время проведения ремонтно-сварочных работ на топливной емкости реконструируемой АЗС. Взорвались пары бензина, возгорания не было. В результате взрыва погиб сварщик. Его коллега госпитализирован в тяжелом состоянии. По данным МЧС, причиной ЧП стало нарушение требований безопасности при проведении пожароопасных газосварочных работ.
26.03.2011 В с. Сосновый Бор Юрьев Польского района Владимирской области из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ произошло возгорание паров дизельного топлива в емкости, приведшее к взрыву. В результате происшествия мужчина 1962 г.р. погиб на месте, еще один мужчина 1977 г.р. с ожогами тела третьей степени был доставлен в больницу, где впоследствии скончался.

В соответствии с ГОСТ 12.3.00275 безопасность производственного процесса на АЗС обеспечивается выбором режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих.
Производственный процесс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов на АЗС осуществляется по непрерывной схеме в герметичном оборудовании, исключающем контакт работающих с нефтепродуктами. Все резервуары с нефтепродуктами расположены на площадке АЗС под землей.
Электрооборудование установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично автоматически со щита управления операторной. При наиболее опасных нарушениях технологического режима предусмотрена сигнализация. АЗС оснащена громко говорящей связью. К работе на АЗС допускаются лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к самостоятельной работе. В аварийных ситуациях действовать согласно рабочей инструкции по охране труда < page.php?id=73> и оперативной части ПЛАСа.


Глава 2. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ФАКТОРАМИ, ПРИВОДЯЩИМИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ


2.1. Факторы, приводящие к возникновению чрезвычайной ситуации

Факторы возникновения аварии (нарушение герметичности технологической системы, выход опасного вещества в окружающее пространство) могут быть разделены на две основные группы:
События 1-ой группы - события, которые могут привести к нарушению нормального технологического режима АЗС. (Например: болезненное состояние работника АЗС; износ материалов, деталей оборудования, крепежа, прокладок, сальников и т.д.; выход из строя средств защиты от статического электричества и вторичных проявлений молний; неисправность дыхательного клапана).
События 2 - ой группы - аварийные ситуации нарушения нормального технологического режима или состояния оборудования, приводящие к тому, что герметичность технологической системы может быть нарушена (Например: переполнение резервуаров, баков автотранспорта; эксплуатация негерметичного насоса топливораздаточной колонки; включение в работу негерметичных участков трубопровода и т.д.).
Эти события предшествуют разгерметизации технологического оборудования (собственно аварии).
Авария уровня А - авария, развитие которой не выходит за пределы рассматриваемого технологического блока.
Авария уровня Б - авария, развитие которой выходит за пределы рассматриваемого технологического блока, но ограничена территорией АЗС.
Авария уровня В - авария, развитие которой выходит за пределы, ограниченной территорией АЗС.
Главная задача на первой стадии - предупредить аварию, т.е. выявить опасное событие, идентифицировать причину и потенциальную опасность, выполнить в необходимой последовательности в минимально возможные сроки действия по переводу технологической системы в устойчивое и безопасное состояние. При своевременных и правильных действиях и срабатывании систем защиты авария может быть предотвращена.
Перевод системы в безопасное состояние может осуществляться:
1) Без остановки технологического процесса:
-с использованием резерва;
-с ручным регулированием отдельных параметров технологического процесса;
- с изменением производительности АЗС.
2) С остановкой технологического процесса:
- с остановкой отдельных функциональных блоков,
- полная остановка в нормальном или аварийном режиме.
На второй стадии, при нарушении герметичности системы необходимо:
- Для уменьшения количества опасного вещества в выбросе - оперативно отключить поврежденный участок (оборудование) от системы и освободить его от технологической среды.
- Выполнить необходимые действия по сохранению устойчивости системы (аналогично действиям на 1 - ой стадии) с учетом нового состояния, при отключении части оборудования.
Дальнейшее развитие аварии в зависимости от состава, количества и места аварии может идти таким образом:
1. При разгерметизации с выбросом жидкой фазы может сопровождаться:
- возникновением пожара пролива при наличии источника зажигания в непосредственной близости от места разгерметизации;
- испарением жидкости и образованием пожаровзрывоопасного облака с последующим продвижением его по территории предприятия (АЭС), горением при встрече с источником зажигания, взрывом;
- образованием токсичного облака из исходных продуктов и продуктов горения.
2. Разрушением оборудования, сооружений, зданий при попадании их в зону действия поражающих факторов и возникновению вторичных эффектов «домино».
3. Взрыв паровоздушной среды или самовозгорание пирофорных отложений внутри аппарата при проникновении в него атмосферного воздуха (при вскрытии оборудования, во время ремонта).


2.2. Основные правила безопасной эксплуатации АЭС

Безопасность производственного процесса обеспечивается выбором режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих.
Производственный процесс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов н........

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Айвазян С.А. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных: Справочное изд. / С.А. Айвазян, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 2000.
2.Акимов В.А., Лапин В. Л., Попов В.М. и др. Надежность технических систем и техногенный риск. - М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002.
3.Алексеев М.В. Исследование растекаемости огнеопасных жидкостей по твердым поверхностям / М.В. Алексеев, Ю.П. Чаусов, Р.В. Вильданов, И.Г. Карамов // Противопожарная техника и безопасность, Москва,2001.
4.Бесчастнов М.В. Промышленные взрывы. Оценка и предупреждение. - М.: Химия, 2007.
5.Волков О.М. Пожарная безопасность резервуаров с нефтепродуктами. - Спб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010.
6.Гордиенко Д.М. Оценка пожарного риска автозаправочных станций и разработка способов его снижения: Дис.канд. техн. наук. -М.: ФГУ ВНИИПО МВД России, 2001.
7.Орлов В.Я. Условия образования взрывоопасных паровоздушных смесей в зданиях больших объемов: Дис.канд. техн. наук / МИСИ им. В.В. Куйбышева, М.,2004.
8.Реутт В.Ч. Растекание жидкостей на горизонтальной поверхности / В.Ч. Реутт, Н.В. Тимофеев,2003.
9.Сучков В.П. Методы оценки пожарной опасности технологических процессов: Практикум: Учеб.-метод. пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2001.
10.Шаммазов А.М., А.А.Коршак и др. «Основы нефтепродуктообеспечения. Нефтебазы и автозаправочные станции» Учебное пособие. - Уфа, 2001.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.