На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86714


Наименование:


Курсовик Понятие и виды референдума.Проблемы реализации права граждан на референдум

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 6.4.2015. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды референдума…………………………………5
1.1. Понятие и значение референдума…………………………………..5
1.2. Виды референдума………………………………………………….8
1.2.1. Местный референдум……………………………………………..10
Глава 2. Проблемы реализации права граждан на референдум…….14
2.1. Предметные ограничения конституционного права граждан РФ на участие в референдуме…………………………………………………………..14
2.2. Временные ограничения конституционного права граждан РФ на участие в референдуме………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы………………….30


ВВЕДЕНИЕ

В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия населения в управлении государством в форме референдумов имеет большое значение.
Референдум объявлен Конституцией Российской Федерации 1993 г. высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Референдум в системе непосредственной демократии занимает особое место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. Самостоятельное место этого института в системе непосредственной демократии предопределяет такие требования к нормативно-правовому регулированию референдумных процедур, которые, с одной стороны, позволяют гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой - не позволяют злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки.
Этот способ принятия решения имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим следует считать, что проблемы института референдума, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны. Отсюда и оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении института референдума.
В соответствии с указанной целью определены ключевые задачи, отражающие основные идеи исследования:
• определить понятие референдума и его значение в российском законодательстве;
• рассмотреть виды референдума;
• выявить особенности правового регулирования местных референдумов;
• выявить проблемы реализации права граждан на референдум.
Объект исследования - правовые отношения, связанные с институтом референдума.
Предмет исследования - нормы конституционного права, относящиеся к институту референдума.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, структурно-функциональный, социально-психологический, нормативно-логический, комплексный, метод сравнительного правоведения, аксиологический подход.
Теоретическую основу данной работы составили труды таких ученых как: С.А. Авакьяна, А. А. Аванесян,Е.Ю. Догадайло, Д. Б. Останковаи др.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученных источников и литературы.


ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМА


1.1. Понятие и значение референдума

Решая задачу изучения и анализа сущности и юридической природы института референдума как одного из важнейших институтов прямой демократии, необходимо уделить внимание содержанию определения понятия "референдум".
"Референдум" (от лат. referendum - "то, что должно быть сообщено") - прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.
Широкое распространение референдумы получили в XX в., что было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.
Референдум не является приоритетной формой народовластия, именно государство устанавливает пределы использования института референдума в политической жизни. "...В действительности возможности принятия гражданами публично-властных решений на референдуме всегда ограничены. Они определяются совокупностью норм конституционного права, устанавливающих гарантии права граждан на участие в референдуме. Совокупность этих норм права составляет институт референдума".
Законодатель в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ст. 1) установил, что референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
В мировой политико-правовой практике понятиями, близкими к "референдуму", считаются "плебисцит", "всенародный опрос", "всенародное обсуждение". Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы и результаты такого выявления неодинаковы и различаются по государственно-правовым формам их реализации.
В конституционном праве понятие "плебисцит" отлично от понятия "референдум". Плебисцит (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местного самоуправления. Референдум, как важнейший институт прямой демократии, представляет собой форму непосредственного волеизъявления граждан, выражающуюся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме.
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин "всенародное голосование". Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами.
Референдум (имеется в виду также и плебисцит) - одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители -депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неоднократно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях авторитарных режимов - в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, единственной притом, грозило тюремное заключение). Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.
Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих странах мусульманского фундаментализма.
Таким образом, я считаю возможным дать следующее определение изучаемому понятию. Референдум - одна из форм непосредственной демократии, содержаниемкоторой является прямое волеизъявление установленного законом числа граждан на установленной законом территории по конкретным общественно значимым вопросам, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательно выясняемое в предусмотренном законом случае, либо назначаемое по инициативе соответствующего уполномоченного субъекта инициатора, имеющее высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, либо носящее консультативныйхарактер.

1.2. Виды референдума

Референдумы делятся на:
- общегосударственные, в которых участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме;
- региональные, которые проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации;
- местные, которые проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.
Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия.
Референдум РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "О референдуме Российской Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ.Проведение федеральных референдумов может инициироваться гражданами страны и общероссийскими общественными объединениями. Таким образом, российский народ имеет право и возможность прямо осуществлять свое волеизъявление. Общероссийский референдум назначается указом главы государства, однако в случае несоблюдения последним порядка проведения референдума Конституционный Суд Российской Федерации вправе обязать Президента России подписать подобный указ.
Референдум субъекта РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, конституц........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.04.08.2014. N 31, ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. N 11, 1998.
3. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) // Парламентская газета. N 56. 27.03.2004.
4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. N 137-д, 30.06.2004.
5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294.
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Российская газета. N 106.15.06.2002.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Парламентская газета. N 186, 08.10.2003.
8. О местном референдуме в Пермском крае: Закон Пермского края от 14.08.2007 N 86-ПК(ред. от 08.12.2013) (принят ЗС ПК 14.08.2007) // Звезда. N 133. 18.08.2007.
9. О референдуме: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 28.06.2004) - утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 16.10.1995. N 42, ст. 3921.
10. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 03.12.2008) - утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР.18.07.1991, N 29, ст. 1010.
11. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 09.04.1990- утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Свод законов СССР.т. 1, с. 267.1990 г.

II. Литературные источники

12. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 2 - 9.
13. Битюков А.Г. Референдум в Российской Федерации: миф или реальность // Нужна ли России новая Конституция?: сборник материалов круглого стола 6 декабря 2013 года. Курган: Изд-во Курган.гос. ун-та, 2014. С. 10-12.
14. Васильева Т.А. Сравнительное конституционное право: современные подходы к исследованию // Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 30 марта 2012 г.. М.: РУДН, 2013. С. 308-315.
15. Вашакидзе Г.Т. Современные проблемы института референдума как форма непосредственного волеизъявления граждан // Конституция Российской Федерации: 20 лет на страже конституционных прав и свобод граждан: Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 12-13 декабря 2013 г.. С.-Пб.: ГУАП, 2013. С. 177-190.
16. Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир. 2010. N 6. С. 12 - 17.
17. Евлаш Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление реализации населением права на местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 2. С. 15 - 17.
18. Еремин А.Р., Останков Д.Б. Проблемы временных ограничений конституционного права граждан РФ на участие в референдуме // Вестник Мордовского университета. - Саранск, 2009, № 4. С. 44-49.
19. Климова М.И. Законодательство о референдуме и проблемы реализации непосредственной демократии в российской федерации // Актуальные проблемы права: материалы международной заочной научно-практической конференции Часть. II (9 апреля 2012 г.). Новосибирск: Изд-во "Сибир.ассоц. консультантов", 2012. С. 39-46.
20. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с.
21. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
22. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Руденко В.Н. Екатеринбург, 2003. 488 c.
23. Мальцев А.Е. О понятии "референдум" в Российской Федерации // Конституционное право. Финансовое право. Сборник научных статей. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. С. 53-61.
24. Останков Д.Б. К определению понятия "референдум" // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М.: ООО "К-Пресс", 2009, № 3. С. 13-14.
25. Петухова Н.В., Барнашов А.М. Правовые ограничения времени инициирования, назначения и проведения референдумов: конституционно-правовой опыт России и зарубежных стран // Современное право. 2010. N 4. С. 55 - 58.
26. Письмо члена Центральной избирательной комиссии РФ Н.А. Кулясовой по запросу избирательной комиссии Краснодарского края // Текущий архив избирательной комиссии Краснодарского края. Дело N 01-42.
27. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Аванесян А.А. Волгоград, 2004. 187 c.
28. Сергеев А.А. Об ограничении предмета референдума РФ // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2008, № 19. С. 7-12.
29. Синцов Г.В. Проблемы разграничения понятий института референдума и плебисцита в законодательстве зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. М., 2010, № 4. С. 81-84.
30. Трыканова С.А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии: теория и практика // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 23 - 26.
31. Хорошильцев А.И. Основные функции власти народа по отношению к государству в современном демократическом обществе // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 6 - 10.


III. Электронные ресурсы:

32. За присоединение к России проголосовали 96,77% жителей Крыма URL: politics/17/03/2014/911466.shtml (дата обращения 11.10.2014 г.).
33. В Пермском крае состоялась только треть референдумов по самообложению URL: obshestvo/1427-v-permskom-krae-sostoialas-tolko-tret-referendymov-po samooblojeniu (дата обращения 11.10.2014 г.).

IV.Материалы судебной практики:

34. По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 249-О // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 374.
35. По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева // Собрание законодательства РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.