На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86715


Наименование:


Курсовик История возникновения и понятие принципа не запрещенное законом дозволено

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 6.4.2015. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения и понятие принципа не запрещенное законом дозволено…………………………………………………………………...5
1.1. Возникновение и понятие принципа не запрещенное законом дозволено………..……………………………………………………………..5
1.2. Признаки принципа "не запрещенное законом дозволено"…………12
Глава 2. Развитие принципа не запрещенное законом дозволено в России...........................................................................................................................18
Заключение…………………………………………………………….………32
Список использованных источников и литературы………………………...33



Введение

Представления о гражданском обществе прошли длительную историю развития, однако в употребление термин "гражданское общество" был введен лишь в XVIII веке. Причина такого "долгого" становления учения о гражданском обществе обусловлена, главным образом, отсутствием в представлениях того времени четкой границы между обществом и государством. Ключевыми понятиями для гражданского общества являются человек, свобода и собственность. Важное место в концепции гражданского общества занимают принципы гражданского общества. Они выражают саму его основу, раскрывают его сущностные характеристики. Вместе с тем с течением времени происходит переосмысление содержания различных политико-правовых концепций. И происходит это не только под влиянием социокультурных факторов, развития политико-правовой мысли, но в том числе и посредством обращения к философско-правовому наследию прошлого.
Особую актуальность представляет ценностно-правовой анализ такого принципа гражданского общества, как принципа "Дозволено все, что прямо не запрещено законом" ("Не запрещенное законом дозволено"). Такая актуальность связана в частности и с тем, что в юридической литературе отмечается необходимость нравственного обоснования права и свободы. В свете отмеченного значимость приобретает обращение к учению И. Канта о свободе личности и категорическом императиве, к его государственно-правовым взглядам.
Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в исследовании принципа права не запрещенное законом дозволено.
Цель данной работы определила следующие задачи исследования:
- изучение возникновения принципа не запрещенное законом дозволено;
- рассмотрение понятия принципа "не запрещенное законом дозволено";
- выявление признаков принципа "не запрещенное законом дозволено";
-анализ развития принципа не запрещенное законом дозволено в России.
Методологическую основу исследования составляют такие методы исследования, как: общенаучный диалектический метод познания, исторический и другие приемы обобщения научного материала.
Раскрытие темы предполагает изучение научной литературы, монографий, пособий и материалов периодических изданий. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных ученых: Н.Д. Бут, Н. В.Витрук, В. Н. Корнева, А.Н. Ларькова, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Глава 1. История возникновения и понятие принципа не запрещенное законом дозволено

1.1. Возникновение и понятие принципа не запрещенное законом дозволено

Принцип возник в свое время как отражение объективных потребностей послефеодального рынка, бурного развития товарооборота, частного предпринимательства, торговли, конкуренции, утверждения идей свободы, демократии, прав человека. Все это составляло единый процесс смены старой, косной системы новой, более динамичной и прогрессивной, получило закрепление в первых буржуазных конституциях, других политико-юридических документах, было направлено против жестких абсолютистских порядков.
Молодая буржуазия стремилась к социальному и духовному раскрепощению, созданию более эффективных экономических стимулов и механизмов, твердому юридическому равенству (фактического равенства не существует), отказу от всяких сословных градаций и привилегий, ущемляющих личность. Это было одним из ее главных лозунгов в период прихода власти. Рождалась новая эпоха - эпоха господства закона прибавочной стоимости как постоянной пружины деловой активности людей, смены мотивации их поведения. Выражением этих исторических тенденций и явился рассматриваемый принцип. Оправдывался известный афоризм: неудовлетворенность - шпоры прогресса.
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: "Осуществление естественных прав человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами" (ст. 4). "Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем делать то, что не предписано законом" (ст. 5). Позднее в Конституции Франции 1791 г. соответственно постулировалось: "Все, что законом не запрещено, не может быть пресекаемо".
Эти идеи разделяли многие выдающиеся мыслители прошлого. "Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение. Они цепенеют, если не делают ничего без прямого предписания закона" (Т. Гоббс); "Свобода есть право делать все то, что закон не запрещает" (Ш.Л. Монтескье). "Позволено, а потому и не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей" (Гегель). В этом же контексте высказывался и Маркс: "Свобода - это право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому". В России Лев Толстой также считал, что "для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено". Даже Екатерина II под влиянием европейских просветителей изрекла: "Ничего не надо запрещать законами, кроме того, что может быть вредно каждому живущему или всему обществу".
Смысл всех этих требований и высказываний состоял в том, чтобы избавиться от стесняющих крепостнических пут, обеспечить свободным индивидам-собственникам необходимый простор для более активной и полезной деятельности, развязать их инициативу, предприимчивость, стимулировать развитие новых отношений. Именно для того, чтобы люди не "цепенели", чтобы они не были связаны по рукам и ногам различными запретами и ограничениями, им должна быть предоставлена возможность действовать самостоятельно. В этом случае не остается почвы для упрека: "Если ты такой умный, то почему такой бедный?"
Подобный подход рассматривался как необходимая предпосылка успеха, как шанс для каждого реализовать себя, свои знания, способности, добиться всего самому легальным путем. В этом суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных стартовых условий. Дальше все решают личные качества, инициатива. Будь законопослушен, плати исправно налоги - и поступай, как знаешь (заводи собственное дело, торгуй, производи, извлекай прибыль, доход и т.д.), соблюдая при этом общепринятые нормы поведения. Последнее - непременное условие реализации указанного принципа, ибо в противном случае будут разрушаться нравственные и правовые основы общества.
В современной правовой мысли принцип "Дозволено все, что прямо не запрещено законом" рассматривается в качестве принципа гражданского общества. По мнению О.В. Орловой "признание человека, его прав и свобод высшей ценностью … существенно меняет характер взаимодействия между личностью и государством", что выражается в понимании того, что "свобода человека - это право делать все, что не запрещено законом". Л.Н. Сморчкова считает, что, основываясь на принципе "Разрешено все, что не запрещено", "государство тактически воздействует на гражданское общество, прежде всего, посредством правового регулирования, то есть, устанавливая внешние границы свободного поведения человека". Н.И. Матузов, рассматривая данный принцип, отмечает следующее: "Власть, закон должны лишь очерчивать общие границы, стоять на страже порядка, устанавливать честные и обязательные для всех "правила игры". За пределами же разумного правового запрета человек свободен и независим, в том числе и от власти". Н.И. Матузов подчеркивает, что "принцип "не запрещенное дозволено" эффективен … лишь при наличии твердого нравственного фундамента, устойчивых демократических традиций законопослушания, культуры, внутренней готовности к самоограничению". Однако он оговаривается, что "ссылки на низкую мораль, испорченные нравы, бытовую распущенность - недостаточное основание для отказа от правила "можно, если не запрещено", поскольку данный принцип "действует прежде всего в экономической, предпринимательской, рыночной среде". Однако, на наш взгляд, во-первых, из утвердившейся формулировки указанного принципа не вытекает его принадлежность преимущественно к экономическим отношениям, во-вторых, если мы говорим о принципах гражданского общества, то закономерно распространяем их на все его элементы, а к таковым относятся не только собственность, но и мораль, нравственность, семья, религия, культура и др. Очевидно, что данные сферы регулируются в первую очередь этическими требованиями, а не законом.
На наш взгляд, принцип не запрещенное законом дозволено составляет основу всего гражданского общества, а не только экономических отношений. Вместе с тем он нуждается в корректировке, поскольку имеющаяся формулировка ограничивает его содержание. Следствием этого является неправильное толкование его содержания, а это в свою очередь искажает представления у обычных граждан, не знакомых с тонкостями философской и политико-правовой мысли, об основах гражданского общества и принципах его организации и функционирования.
Таким образом, мы видим, что анализ принципа не запрещенное законом дозволено непосредственно связан с определением границ допустимого поведения субъекта, а именно содержания и пределов реализации свободы личности в государстве. Здесь проведем разграничение понятий свобода личности и правовая свобода. Объемы данных понятий совпадают частично. Свобода личности - это свойство личности, из которого как следствие выводятся все права и свободы (правомочия). Правовая свобода - это определенный набор правомочий реализуемых в пределах, устанавливаемых законом. При этом если свобода личности принадлежит только индивидам, то правовая свобода - физически и юридическим лицам.
Вместе с тем, в правовую свободу помимо предусмотренных законом правомочий можно включить и свободу субъекта реализовывать себя как личность, свои способности и таланты.
Для ценностно-правового анализа принципа не запрещенное законом дозволено значение имеет свобода как свойство личности. Для раскрытия сущности свободы личности и представляется необходимым обращение к учению И. Канта о свободе личности и категорическом императиве.
Для И. Канта свобода - это способность индивида действовать по неким всеобщим законам, под которыми мыслитель понимает нравственные законы (законы свободы). При этом источником данных правил выступает сама личность. В способности субъекта самостоятельно вырабатывать всеобщие законы и подчиняться им заключается автономия воли. Поэтому автономия воли также является и единственным основанием обязанностей, возможности вменения и ответственности. Способность воли устанавливать всеобщее законодательство и действовать в соответствии с ним есть основание достоинства. Таким образом, способность индивида создавать моральный закон и действовать в соответствии с ним есть свобода, и эта свобода является трансцендентальным основанием самоценности индивида. Категорический императив - это принцип нравственности (всеобщий закон), определяющий автономию, то есть положение, согласно которому воля должна поступать только как сама законодательствующая. Человек, следуя во всем моральному закону, является свободным. Если поступки человека не соответствуют ему, тогда то, что называлось свободой, действует на человека как принуждение (категорический императив). При этом под принуждением И. Кант понимает не принуждение самой личности, ее воли, а лишь только ее природных склонностей, желаний, инстинктов, воздействующих на волю со стороны разума. И. Кант выдвигает три формулы категорического императива:
1) "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" или "поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства";
2) "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству";
3) идея "воли каждого разумного существа как воли, устанавливающей всеобщие законы".
Для ценностно-правового анализа принципа не запрещенное законом дозволено значение имеют следующие следствия из требований категорического императива. Первая формула выражает долг и обращена к внешней свободе. Здесь постулируется свобода выбора. Однако такая свобода не имеет ничего общего со своеволием. Напротив, действуя свободно, человек тем самым налагает на себя бремя долга и ответственности и в отношении себя, и перед обществом.
Универсализация, заключающаяся в первой формуле, требует каждого субъекта ставить себя на место другого и заставляет оценивать возможность существования общества при той или иной модели поведения. Во второй формуле утверждается идея самоценности и достоинства человека как личности. Принцип человечества и каждого разумного естества как цели самой по себе представляет собой высшее ограничивающее условие свободы поведения каждого человека. Именно человеческое в человеке становится высшей ценностью. В абстрактной форме второй формулой закрепляется уважение к личности, ее достоинству, к идее равенства и свободы людей. Третья формула призывает индивида к активности в реализации своей автономии: индивид должен быть самостоятельным в своих суждениях и способным делать выбор, основанный на осознании своей самоценности и достоинства. Анализ формул категорического императива свидетельствует, что свобода личности есть способность индивида действовать, не нарушая при этом свободы других лиц как самоценных личностей, обладающих автономией и достоинством.
Категорический императив разграничивает истинную свободу и неправовую свободу: действовать в соответствии с требованиями категорического императива - значит быть свободным, нарушать их - значит быть несвободным и нарушать свободу других лиц. Иными словами, нарушение категорического императива является либо нарушением права, либо злоупотреблением им. Это свидетельствует о том, что принцип: "не запрещенное законом дозволено противоречит требованиям категорического императива, поскольку не закрепляет необходимость согласования свободы разных лиц и не имеет этического содержания. Данный принцип противоречит не только требованиям категорического императива, но и ч. 3 ст. 17........


Список использованных источников и литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851;
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994;
4. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) // Российская газета, N 72, 16.04.1996;
5. О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику: Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 N 1605 // Собрание законодательства РФ, 05.01.1998, N 1, ст. 123;
6. Об индивидуальной трудовой деятельности: Закон СССР от 19.11.1986 (ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990) (Утратил силу в связи с принятием Постановления ВС СССР от 04.04.1991 N 2082-1) // Свод законов СССР, т. 2, с. 48, 1990 г.;

Литература:

7. Белых В.С. Россия в лучах модернизации или новой перестройки // Юридический мир. М.: Юрист, 2010, № 11 (167). С. 7-13;
8. Бут Н.Д., Ларьков А.Н. Свобода экономической деятельности и защита ее от незаконных ограничений // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2010, № 1 (15). С. 10-15;
9. Витрук Н.В. Теория правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства // Права человека в инновационном развитии региона: материалы круглого стола, посвященного Международному дню прав человека (Белгород, 8 декабря 2011 г.). - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. С. 11-15;
10. Горулько И.А. Значение категорического императива для государственно-правовых взглядов Канта // Современные вопросы юридической науки и практики. Материалы общероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2008 года. Тамбов: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 67-73;
11. Жиделев В.А. Изменения политического режима в России в период "перестройки" // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". Тольятти: ВУиТ, 2007, Вып. 66. С. 116-123;
12. Кавунова Е.С. Понятие и содержание "категорического императива" Канта // Буква и дух закона. - Челябинск: ООО "Изд-во РЕКПОЛ", 2011. С. 62-66;
13. Калинина И.А. Принцип "дозволено все, что прямо не запрещено законом" и кантовский категорический императив // Современные вопросы государства, права, юридического образования: Сборник научных трудов по материалам VI Общероссийской научно-практической интернет-конференции 22 декабря 2009 г.. Тамбов: Издат. дом ТГУ, 2010. С. 48-52;
14. Макаров В.В. Отношение гражданского общества и государства в немецком и русском идеализме (Г.В.Ф. Гегель, Б.Н. Чичерин) // Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России. Материалы Всероссийской конференции "Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России", 22-26 мая, 2009. - Краснодар: Традиция, 2009. С. 283-287;
15. Матузов Н.И. Еще раз о принципе "не запрещенное законом дозволено" // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999, № 3. С. 14-32;
16. Номоконова З.П. Права человека в философско-правовой доктрине // Юридический мир. 2010. N 2. С. 47 - 50;
17. Орлова О.В. Гражданское общество и политические права граждан // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию д.ю.н., проф. А.Б. Зеленцова. М.: РУДН, 2011. С. 306-313;
18. Правовые и политические учения в Голландии и Англии периода ранних буржуазных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк). Учебное пособие / Мележик И.Н. М.: Дружба народов, 2013. 48 c.;
19. Протопопова И.Н., Прошина М.Г. Равенство прав и свобод человека и гражданина - один из принципов гражданского общества // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2013, Вып. 4: Ч. 1. С. 141-147;
20. Рубаник В.Е. О некоторых особенностях института права собственности в России и Украине в период "перестройки" // Объединенный научный журнал. М.: Тезарус, 2004, № 28 (120). С. 25-27;
21. Сигуев М.С. Правовая теория Ш.Л. Монтескье и современность // Проблемы развития правовой системы современной России: Материалы III Всероссийской научно-теоретической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 18 мая 2012 года. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2012. С. 32-37;
22. Сметанин А.А. Великая Французская революция как рубеж перехода от феодализма к капитализму // IX Державинские чтения в Республике Мордовия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Саранск, 18-19 апреля 2013 г.. Саранск, 2013. С. 297-298;
23. Сморчкова Л.Н. Методологические аспекты правового регулирования при осуществлении ведомственного нормотворчества // Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2011. С. 527-532;
24. Теория государства и права: учебное пособие / Кол. авторов; под ред. Е.И. Темнова. М.: КНОРУС, 2009. 384 с.;
25. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред.: Корнев В.Н. М.: РАП, 2013. 559 c.;
26. Теория государства и права: учебник / под ред.: Марченко М.Н. М.: Проспект, 2013. 656 с.;
27. Теория государства и права: учебник/ под ред. Рассказова Л.П. М.:Инфра-М, РИОР. 2012. 299 с.;
28. Чернобель Г.Т. Гражданское общество и государство: принципы взаимодействия (теоретический аспект) // Аграрное и земельное право. М.: Право и государство пресс, 2013, № 1 (97). С. 113-121;
29. Шпилевой-Шатский П.А. Понятие, признаки и правовая природа общепризнанных принципов права (теоретико-правовой аспект) // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2012, № 4. С. 34-39.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.