На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86770


Наименование:


Статья Методическое обеспечение культурно-досуговой работы

Информация:

Тип работы: Статья. Добавлен: 07.04.2015. Сдан: 2010. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
1. Культурно-досуговая деятельность как система.
2. Понятие методической деятельности в культурно-досуговой работе.
3. Категориально-понятийный аппарат методического обеспечения.

1. Курс «Методическое обеспечение культурно-досуговой работы» является основополагающим из дисциплин специальности по подготовке специалистов культурно-досуговой работы, одним из ведущих курсов управленческого характера. Он призван дать студентам знания и навыки в области теории и технологии методического обеспечения культурно-досуговой работы.
Огромное разнообразие средств и методов культурно-досуговой работы позволяет донести до людей идеи духовного возрождения общества. Содержание культурно-досуговой работы обусловлено потребностями общества в расширении демократии, гласности, совершенствовании общественных отношений, развитием разносторонних способностей людей, продуктивным проведением их досуга. Учреждения культуры создают условия для объединения людей в сфере досуга, выявляют их способности, таланты, дают возможность людям почувствовать себя свободными и независимыми. Без этого человек не может трудиться в условиях рыночной экономики.
Культурно-досуговая работа представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, организация, методика, материально-техническая база учре­ждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности. Эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономер­ных связей в контексте их достаточности для
Культурно-досуговая работа в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности совершенствуются, приобретая определенное значение для человека и общества рационального, целесообразного функционирования целостной системы.
Целостную систему культурно-досуговой работы необходимо рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимо­связанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Кроме того, следует учитывать, что система культурно-досуговой работы включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются сложной системой. Это: сеть учреждений культуры разных типов: клубныe учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, молодежныe кафе, ночные клубы и т.д.; opгaны управленческого руководства среднего и высшего звена; научные, высшие и средние учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры, кадры учреждений культуры.
Все перечисленные компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящие в систему культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, культурно-досуговая работа представляет собой социально-педaгoгическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности. Ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой и идеологией. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, этапы.
Специалисты, создающие оптимальные условия для культурно-досуговой деятельности, прогнозируют создание коллективов и развитие личности, планируют и организуют всевозможные культурно-воспитательные акции, координируют работу всех заинтересованных учреждений, руководят коллективами и объединениями. Они регулируют потоки отдыхающих и занимающихся в кружках, контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, учитывают проделанную работу и отчитываются за ее состояние, анализируют позитивные и негативные моменты в деятельности учреждений, отделов, служб и т.п. Иными словами, они управляют культурно-досуговой деятельностью, создают для нее необходимые экономические, материальные и социально-психологические условия.
Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.
Предмет культурно-досуговой деятельности необходимо и дальше исследовать, ибо в последнее время в учебных заведениях появилась учебная дисциплина «Социально-культурная деятельность» как одна из составляющих бывшей культурно-просветительной работы.
Основанием понятия «культурно-досуговая деятельность» является ее историческая преемственность с культурно-просветительной работой, которая в сознании населения однозначно предстает как определенный продукт творческой деятельности. Поэтому культурно-досуговая деятельность многими авторами рассматривается как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый потребностями человека, его интересами и способствующий усвоению, сохранению, производству, распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга. На методическом уровне культурно-досуговая деятельность обладает наиболее богатым арсеналом выразительных средств и возможностей их функционирования в условиях учреждений культуры и домашнего досуга.
При анализе цели исследователи всегда выделяли, прежде всего, содержание культурно-досуговой работы. В.Н.Кодин, один из исследователей сферы досуга, включает в содержание цели потребность, средства, пути и способы ее достижения. "Образ цели, - пишет он, - является отражением уже существующих в действительности элементов, из которых цель складывается: практической потребности, реальных средств и объективно возможных путей, способов действия. На этой основе знание цели и предвосхищает будущий объективный процесс удовлетворения потребности". Фактически в понятие цели автор включает весь набор элементов целостного технологического процесса.
Цели культурно-досуговой работы отражают социальный заказ общества, его программу и потребности, удовлетворение которых само по себе есть исторический процесс.
Основной целью культурно-досуговой деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в обще­ственных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду неэмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к культурным ценностям, надо стремиться пополнять запас его знаний, формировать его взгляды и убеждения и направлять человека на правильные поступки-действия, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, иными словами - его активной жизненной позиции. Поэтому цели должны быть научно обоснованы и выведены исходя из потребностей общества. Проходя через сознание человека, цели превращаются в потребности, побуждающие его волю, мотивы, и становятся сознательной деятельностью. Разумные, здоровые потребности воспитываются всем образом жизни, выковываются в процессе труда, учебы, в семье, коллективе.
Совокупность целей, входящих в главную, складываются в систему целеполагания. Не будь этой связи, частные цели оставались бы отчужденными, формальными. Если действия субъекта будут осуществляться безотносительно главной цели, то результат может получиться неожиданным, возможно, даже противоречащим целям системы. Поэтому цель является основным звеном в механизме технологического процесса культурно-досуговой деятельности.
Анализ подтверждает, что посетители учреждений культуры отдают предпочтение личностным целям, которые были, прежде всего, важны и интересны аудитории. Реже отмечаются общественные цели, которыми аудитория вовлекается в технологический процесс, заставляющие ее мыслить, творчески подходить к достижению цели.
Понимание пути достижения цели позволяет четко выявить определяющее содержание и последовательность операций, которые и приводят к искомому результату, определяет стратегию и тактику технологического процесса.
Цели культурно-дocyгoвой работы отражают социальный заказ общества, его программу и потребнocти, удовлетворение которых само по себе есть исторический процесс.

2. Успешное развитие сферы досуга немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой работы и разработку методики осуществления и анализа культурно-досуговых мероприятий.
Основные виды методической деятельности:
? самообразование;
? описание и обобщение передового опыта;
? создание методической продукции;
? обучение кадров культурно-досуговой работы, методическое руководство;
? методическая помощь;
? методическая коррекция.
Методическая деятельность учреждения культуры представляет собой целостную систему мер, основанную на достижениях науки и практики. Она направлена на всестороннее развитие творческого потенциала культорганизатора и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности культурно-досуговой работы, на рост уровня культуры, воспитанности личности человека.
Методическая работа - это система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого организатора культурно-досуговой работы, на развитие и повышение творческого потенциала художественных коллективов. Ее основа - достижения науки, культуры, передовой опыт и анализ происходящих процессов в сфере досуга.
Деятельность организатора культурно-досуговой работы, методиста, руководителя культурно-досугового учреждения немыслима без методического обеспечения.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методическая литература, другие разнообразные методические средства, способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности.
Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям работников культурно-досуговой сферы, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного передового опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением культурно-досуговой, методической, воспитательной деятельности.
Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических цетров вызываег затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, нередко без учета его научной основы.
Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее пракгическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.
В силу этого целесообразно выделить несколько моментов, которые необходимо иметь в виду при включении художественно-образных, символико-аллегорических выразительных средств в культурно-досуговую программу. В их числе: определение цели - каким образом будет раскрываться содержание и в какой форме; какие идеи, проблемы раскрываются в содержании и в каком соотношении (эмоциональном или рациональном) должны находиться части программы, раскрывающей тему. Важным является отношение участников программы к поставленной проблеме; выявление специфики используемых в данной программе средств, методов, форм культурно-досуговой деятельности; учет возраста, пола, образования, профессий, других характеристик людей, присутствующих на той или иной конкретной программе.
Только при сохранении этой технологической цепочки можно применять художественно-образные и символико-аллегорические средства воздействия на аудиторию. Это будет обеспечивать в технологии культурно-досуговой деятельности эстетическое начало, тот таинственный акт общения с прекрасным, который позволит привить любовь зрителям к эстетике повседневности.
Недостаточная подготовка специалистов культуры в области драматургического и режиссерского творчества при явной переоценке многими из них своих знаний и способностей на пракгике резко снижает эффективность технологического процесса. Слабым звеном здесь оказывается неспособность кадров к органическому включению в художественную ткань методов театрализации и иллюстрирования, местного материала, позволяющего многократно увеличивать эффекг сопереживания аудитории, соучастия в том, что происходит. Еще один недостаток работников культуры, занимающихся сценарно-режиссерской деягельностью, заключается в их полной ориентации на профессиональное театральное искусство, непонимании ими специфики художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию.
Овладение этими современными выразительными средствами отображения действительной жизни, текущих событий еще не стало массовым явлением в учреждениях культуры. Многое еще делается в стиле безличной, неэмоцнональной информации: события освещаются бегло и неинтересно для зрителя, лишают его возможности почувствовать себя в атмосфере происходящего, переживать, размышлять, осмыслить событие, понять смысл новой символики реформированного общества.
Таким образом, культурно-досуговой деятельности самой по себе сущностно присущ эстетический характер, и это обстоятельство должно проявляться и в социальном функционировании учреждения культуры. Если в том или ином регионе в деятельности учреждений культуры эстетическое начало принижено, если нарушена эстетическая гармония между различными элементами, то это свидетельствует о серьезных деформациях в культурно-досуговой деягельности и о необходимости принятия срочных мер для исправления положения.
Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает прежде всего предмет деятельности. Г.М. Бирженюк Л.В., Бузене, Н.А. Горбунова считают, что предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, резюмирование, показ и т.п.). Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и пракгическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениям культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно- досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.
Сущностное назначение методического обеспечения - в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрение новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности. Назначение методического обеспечения заключается и в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества, с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.
Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элементы: цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия; объект и субъект методического воздействия. Оно включает содержание методической деятельности; средства, методы и формы, организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. методическое воздействие осуществляется через драматургический материал и методические рекомендации.
Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей.
Анализ деятельности районных домов культуры, культурно-досуговых центров показывает, что объем выпускаемой ими методической продукции, в том числе по изучению, обобщению и распространению передового опыта относительно невысокий и требует более пристального внимания со стороны научных исследователей и практиков.
3. Методическое обеспечение как понятие и процесс имеет свой категориально-понятийный аппарат.
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности творческих коллективов, кадров культурно-досуговой сферы, учреждений культуры. Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у культорганизаторов и руководителей художественных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, руководителей творческих коллективов в ходе организации и проведения, конкретных культурно-досуговых программ. Компетентность методиста проявляется в оперативной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами культурно-досуговых учреждений, а также при освоении результативного передового опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности организатора культурно-досуговой работы, анализа процесса и условий апробации новых методик, культурных программ и т. д.
В практике учреждений культурно-досуговой сферы сложились следующие подходы к ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи работникам». Форма журнала: виды оказываемой консультативной помощи; ФИО методиста, проводящего консультацию; число, месяц, год проведения консультации; ФИО работника, принимающего консультацию и его отзыв о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; росписи консультируемого и методиста в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с культорганизаторами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение - это участие методиста в создании и работе методических объединений в учреждениях культуры, это - создание творческих мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность кадров культурно-досуговой работы, пополнить методический фонд, расширить издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:
? теоретические семинары (доклады, сообщения);
? семинары-практикумы (доклады, сообщения);
? диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», кассета «идей» и др.);
? «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
? лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
? обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в сфере организации досуга;
? обсуждение отдельных открытых мероприятий или их цикла;
? обсуждение и оценка авторских программ и проектов, методических разработок, учебно-методических пособий;
? обсуждение методов диагностики развития культурно-досуговой среды;
? разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий);
? обсуждение результативного передового опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
? конкурсы «Лучший методист», «Лучший культорганизатор года»;
? научно-практические конференции, семинары и др.
В терминологическом аппарате культурно-досуговой работы активно используются понятия «организация», «методика», «деятельность».
В понятие «деятельность» ученые включают представление прежде всего о системном характере деятельности: «Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содер........


Основная литература:
1 Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы. -М., 2006.
2 Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. / Сб. научн. трудов. Отв. ред. В.И. Волков, А.Ф. Суховей-Свердловск, 1991.
3 Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань, 1995.
4 Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. - СПб, 2000.
5 Управление персоналом. - М., 1998.
6 Черчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2000.

Дополнительная литература:
1 Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПБ, 1996.
2 Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. - М., 1991.
3 Культурно-досуговая деятельность / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М., - М., 1991.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.