На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86772


Наименование:


Курсовик ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.4.2015. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики…………….6
1.2 Виды денежно-кредитной политики……………………………………….10
1.3 Эффективность денежно-кредитной политики……………..……………..12
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………15
2.1 Денежно-кредитная политика стран с развитой рыночной экономикой…15
2.2 Денежно-кредитная политика стран с развитой переходной экономикой.17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….21
3.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………21
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь…...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
Приложение А: Законодательно закрепленные первичные цели денежно- кредитной политики……………………………………………………………..39
Приложение Б: Виды денежно-кредитной политики…………………………40
Приложение В: Ставки рефинансирования ФРС США……………………….41
Приложение Г: Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации………………………………………………………………………..42
Приложение Д: Нормы обязательных резервов кредитных организаций РФ.43
Приложение Е: Ставки рефинансирования 2011-2013гг……………………...44
Приложение Ж: Нормативы обязательных резервов РБ, размер и структура фонда обязательных резервов…………………………………………………..45
Приложение З: Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год………………………………………………47


ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и стабильным уровнем цен. Ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, так как они могут привести к инфляции, спаду производства и другим негативным последствиям. Поэтому важно понимать сущность, логику и механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность.
Целью данной работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики, ее особенностей и способов реализации. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть принципы действия инструментов денежно-кредитной политики
2) определить проблемы регулирования денежно-кредитной политики и ее эффективность
3) изучить механизмы действия инструментов денежно-кредитной политики в странах с рыночной и трансформационной экономикой, а также в Республике Беларусь.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические аспекты денежно-кредитной политики: понятие, цели, виды, инструменты, эффективность. Во второй главе проводится анализ денежно-кредитной политики стран с рыночной экономикой на примере США и стран с переходной экономикой на примере России. А третья глава посвящена особенностям денежно-кредитной политики в Беларуси, ее целям и перспективам развития. Анализируются итоги современной денежно-кредитной политики, а также возможные последствия финансового кризиса.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература, учебные пособия, интернет источники и официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. В работе были использованы материалы из учебного пособия Шимова В.Н. «Национальная экономика Беларуси», Макконнелла К. и Брю Л. «Экономикс». Полезная информация содержится в статье Прокоповича П.П. «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2010 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2011 г.», опубликованной в журнале «Банковский вестник», а также в статье Усоского В.Н. «Денежно-кредитная политика Беларуси: анализ, проблемы, перспективы» в «Белорусском экономическом журнале». Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.


1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это один из элементов общей экономической политики государства, направленный на регулирование экономики и поддержания общего макроэкономического равновесия в государстве. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Денежная масса - это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.
В большинстве стран в качестве главной цели объявляется стабильность денежного обращения, на втором плане стоит поддержка устойчивого обменного курса национальной валюты. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является Центральный банк. Содержание деятельности центрального банка в области национальной денежно-кредитной политики сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики с помощью операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентации поведения участников денежных, финансовых, валютных, кредитных и фондовых отношений [13, c. 27].
Цели денежно-кредитной политики подразделяются на первичные, тактические и промежуточные. Первичные, или основные, цели включают в себя следующие ориентиры: стабильный уровень цен, достижение полной занятости, равновесный и стабильный экономический рост и внешнеэкономическая стабильность (равновесие платежного баланса). Особенность экономического развития страны зависит от той первичной цели, которую ставит перед собой государство [Приложение А]. Например, США большое внимание уделяет стабильности цен, а Китай - стабильности национальной валюты, так как Китай в большей степени зависит от конъюнктуры мирового рынка [6, с. 277].
Промежуточная цель - задача денежно-кредитной политики, в сути которой лежит регуляция значений ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах. Основными промежуточными целями считают, как правило, денежную массу и процентную ставку. Но в качестве других промежуточных целей могут использоваться обменный курс национальной валюты, номинальный объем производства, индексы товарных цен и др.
Тактическая цель - это задача денежно-кредитной политики, которая достигается путем проведения ряда последовательных операций на открытом рынке. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве промежуточной цели выбрана денежная масса, то тактической целью может являться денежная база или конкретный денежный агрегат [14,c. 352].
Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей. Выполнение данных целей позволяет отслеживать правильность выбранной политики, возможность направлять ее в нужное русло.
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации: общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, которые используются для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и др. Также выделяют прямые (административные) и косвенные (экономические) методы денежно-кредитного регулирования. Различие между ними состоит в том, что центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Центральный банк в процессе реализации ДКП использует одновременно различные инструменты, основные из которых это изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Рассмотрим их подробнее.
Изменение учетной ставки процента - это один из старейших методов денежно-кредитного регулирования. Он используется для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Учетная ставка (или ставка рефинансирования) - это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам.
Путем изменения учетной ставки банк регулирует спрос коммерческих банков на кредиты, что, в свою очередь, отражается на спросе на кредиты со стороны промышленности. Если ЦБ повышает ставку, то коммерческим банкам также приходится повышать цену на кредиты. Эта мера ограничивает деловую активность.
Снижение учетной ставки ЦБ дает возможность коммерческим банкам снизить процент, взимаемый за пользование кредитом, что ведет к активизации деловой активности. Однако данная зависимость не всегда встречается. Все зависит от экономической ситуации, в которой находится коммерческий банк.
Таким образом, если учетная ставка повышается, например, в период инфляции, то объем заимствований у центрального банка сокращается, и коммерческие банки снижают предоставление ссуд своим заемщикам. Более того им приходится повышать свои ставки по ссудам из-за более дорогого кредита от Центрального банка. Волна кредитного сжатия прокатывается по всей системе. В итоге предложение денег в экономике снижается.
Следует заметить, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет лишь не большую долю привлекаемых ими средств. Таким образом, изменение учетной ставки следует рассматривать как индикатор политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемых ими небанковскому сектору. Все это происходит по цепочке очень быстро. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении [1, с. 158].
Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом ДКП. Во-первых, Центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, насколько нужно изменить процентную ставку, чтобы это привело к желаемому результату. Во-вторых, учетная ставка, по сравнению со ставкой межбанковского процента, менее мобильна, поэтому для того, чтобы ее изменить требуется время. В- третьих, так как объем средств, заимствованных у Центрального банка, в общих резервах коммерческих банков не значителен, то его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.
Следующим инструментом денежно-кредитной политики является изменение нормы обязательных резервов. Резервная норма является неприкосновенным запасом денежных средств коммерческих банков, находящаяся в форме депозита в Центральном Банке. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. В настоящее время резервирование обязательно как для коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка. Величина обязательных резервов может рассчитываться по формуле:
Rобяз = D * rrобяз,
где Rобяз - величина обязательных резервов, D - сумма депозитов коммерческого банка, rrобяз - норма обязательных резервов [7, с. 134].
Резервная норма устанавливается Центральным Банком и может меняться, исходя из складывающейся экономической обстановки. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Они являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операции. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается [1, с. 157].
В период инфляции Центральный банк может повысить норму резервирования. В ответ на это коммерческие банки либо оставят сумму обязательных резервов прежней, уменьшив тем самым выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы в стране, либо увеличивают ее. Для этого им необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги или требовать возвращения просроченных ссуд, выданных до востребования. Покупатели ценных бумаг и заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках. Этот процесс распространится на всю банковскую систему и приведет к сокращению вкладов на текущих счетах, что снизит способность банков создавать деньги.
При снижении нормы резервирования часть обязательных резервов банка становится избыточной, что увеличивает возможность создания новых денег коммерческими банками. Таким образом увеличивается предложение денег в стране.
Изменение норм обязательных резервов приводит к значительным сдвигам в объеме денежной массы, масштабе и структуре кредитных операций, а частые изменения могут даже привести к нарушению денежного обращения. Поэтому данный инструмент денежно-кредитной политики пользуются в период инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.
Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке.
Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. В данной операции участвуют государство, коммерческие банки, население. Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда выступает государство, а коммерческие банки и население выступают участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению предложения денежной массы, что влечет стимулирование или сдерживание экономики.
Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, что приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег.
Центральный Банк может купить у коммерческих банков в форме соглашения об обратном выкупе (операция РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам или населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков, и, соответственно, денежную базу [13, с 159].
Для воздействия на денежную массу может использоваться также интервенции на валютном рынке - это покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу.
Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот ме........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агапова Т. А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф., д. э. н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и сервис», 1999. - 416 с.
2 Алымов Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь - сентябрь 2008 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник. - 2008. - №31. - С. 6 - 11.
3 Зеленкевич М.Л. Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации // Веснiк Беларускага Дзяржаўнага Эканамiчнага Унiверсiтэта. - 2003. - №3. - С. 24-30.
4 Лобанов А.В. Организация разработки и реализации денежно-кредитной политики // Проблемы управления. - 2008. - №3. - С. 77-85.
5 Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Макроэкономика: учеб. пособие. - М: Новое знание, 2002. - 462 с.
6 Селищев, А.С. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие. - Спб.: Питер, 2007. - 423 с.
7 Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики: учеб. пособие / под общ. ред. докт. экон. наук Н.В. Яремчука. - М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2004. - 256 с.
8 Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА, 2004.- 972 с.
9 Бюджетная и денежно-кредитная политика в США [Электронный ресурс] -Режим доступа: < Bussines/MirEcon/4-g3-5.htm>. - Дата доступа: 17.04.2013г.
10 Тарасов В. Трансформация монетарной политики в переходной экономике Беларуси // Банковский вестник. - 2004. - №1. - С. 4-6.
11 Тихонов А.О. Современная денежно-кредитная политика: зарубежный опыт // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2001 - №10. - С. 15-17.
12 Усоский В.Н. Денежно-кредитная политика Беларуси: анализ, проблемы, перспективы // Белорусский экономический журнал. - 2006. - №4.
13 Ханкевич, Л.А. Банковское право: практическое издание - Мн.: «Молодежное научное общество», 2002. - 257 с.
14 Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - Спб., 1994. - 496 с.
15 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 июня 2006г., № 384 // «Беларусь». - Мн., 2006. - 175 с.
16 Ставка ФРС США [Электронный ресурс] - Режим доступа: < macro/indicator/24/95.shtml>. - Дата доступа: 18.04.2013г.
17 Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: < print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm>. - Дата доступа: 16.04.2013г.
18 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: < statistics/sref.asp>. - Дата доступа: 16.04.2013г.
19 Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс] - Режим доступа: < mp/ReserveRequirements/>. - Дата доступа: 16.04.2013г.
20 Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012г. №419 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год» (приложение).



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.