На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86774


Наименование:


Курсовик Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 7.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы исследования конфликтности как фактора агрессивности подростков……………………………………………………………..6
1.1 Понятие конфликтности и агрессивности подростков…………………..6
1.2 Причины и специфика проявления агрессивности подростков………..13
1.3 Модель конфликтности подростков……………………………………..19
Вывод по Главе II……………………………………………………………..24
Глава II Диагностико-коррекционная работа с конфликтными подростками…………………………………………………………………………...25
2.1 Диагностические процедуры в психолого-педагогической работе с подростками…………………………………………………………………………...25
2.2 Профилактическая работа с конфликтными подростками……………..30
2.3 Коррекционная работа с конфликтными подростками………………...35
Вывод по Главе II……………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….50
Библиографический список…………………………………………………..52
Приложение 1…………………………………………………………………….55
Приложение 2…………………………………………………………………….58


Введение
Актуальность исследования: Данная тема позволяет нам выяснить, каковы причины конфликтности и агрессивности подростков.
Проблема агрессивности и конфликтности подростков - одна из самых значительных проблем современной психологии. В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные проблемы в различных сферах обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте.
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.
Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современности. Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду. Агрессивность подростков неотъемлемая черта современного общества. Конец XX начало XXI вв. ознаменовались резким ростом агрессивного поведения и преступности среди молодёжи.
Объектом исследования является: дети подросткового возраста.
Предметом исследования выступает: проявления конфликтности и агрессии в поведении подростков.
Цель курсовой работы: изучить литературу по проблеме и выявить наиболее эффективные психолого-педагогические методы в коррекционной и профилактической работе с агрессивными подростками.
Задачи моей работы:
1)Дать определение конфликту и агрессии;
2)Проанализировать причины и специфику проявления агрессивности подростков;
3)Рассмотреть модель конфликтности подростков;
4)Ознакомится с диагностическими процедурами в психолого-педагогической работе с подростками;
5)Изучить и описать профилактические и коррекционные методы работы с агрессивными подростками.
Теоретический метод исследования состоит в следующем: На основе анализа подобранной психологической литературы мы уточнили содержание понятий агрессии и конфликтности подростка; установили модели, причины и факторы возникновения конфликтности и агрессивности у подростков; значение и влияние семьи в становлении личности ребенка; рассмотрели стили семейного воспитания; выявили особенности подросткового возраста.
Практический метод исследования заключается в том, что: Нами обобщены теоретические представления об особенностях проявления агрессивности и конфликтности у подростков в процессе социализации; рассмотрена работа по профилактике и коррекции конфликтности как фактора проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Глава I Теоретические основы исследования конфликтности как фактор агрессивности подростков
1.1 Понятие конфликтности и агрессивности подростков
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Определение психологических факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличностного конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.
В литературе имеются различные определения понятия «конфликтность». Но все они сходятся в одном: конфликтность - это свойство личности, отражающее способность вступать в конфликт. Например, Д. Шеффер определяет конфликтность как сложное личностное качество, включающее в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. [22, 18 с.]
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Оно обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, но не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта, а только тогда, когда существующие противоречия, разногласия, нарушающие нормальное взаимодействие людей, препятствующие достижению поставленных целей. Потребность в выражении своих мнений и идей особенно актуальна в подростковом возрасте. Подростки бывают вынуждены как-то преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие, где все участники получат возможность выражать различные мнения. В этом заключается важный позитивный смысл конфликта, но конфликт не всегда носит положительный характер [9, 320 с.].
Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".
Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, близких. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус [28, 121 c.].
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон [23, 128 с.].
Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей. [10. 96 с.]
Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности подростка, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации. [18. 52 c.]
Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Например, внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями подростка. В той же степени внутренние конфликты ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой.
Вопрос о возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение».
Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности.
У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства.
По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой "невротической личности", т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще. [7, 456 c.]
В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.
В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды. [14. 22 c.]
Теперь ознакомимся с понятие агрессия.
Агрессия - одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одно из центральных вопросов понимания человеческой природы.
Агрессия, как индивидуальная, так и коллективная сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Это семейные конфликты, и межплеменная, религиозная и национальная рознь. Борьба за ресурсы и жизненное пространство, как между государствами, так и между отдельными корпорациями. [18]
Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.
Агрессия подростков - одно из наиболее типичных проявлений. Если ребёнок в подростковом возрасте постоянно агрессивен, то такое его поведение можно рассматривать как устойчивую черту личности, которая называется подростковая агрессивность.
Существует несколько форм выражения агрессии подростками:
- физическая - использование подростком своей силы против другого человека;
- вербальная - выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;
- раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;
- подозрительность - склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;
- косвенная агрессия- воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);
- обида - как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;
- скрытая агрессия (или пассивно - агрессивное поведение), её подсознательная цель - месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.
Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок эмоциональному состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы и уверенности.
Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе. [4, 237 c.]
Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.
Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.
Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.
Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его. Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.
Таким образом, мы ознакомились с понятиями конфликтности и агрессии подростков, и можем сделать вывод, что подросткам часто бывают свойственны такие качества, как враждебность и агрессивность по отношению к окружающему миру. Они обычно тесно связаны с желанием самоутвердиться, доказать себе и другим людям свою силу и превосходство. Такие подростки упрямы, категоричны в суждениях и поступках, неспособны пойти на компромисс и постоянно готовы вступить в противоборство. Подобные индивидуумы обладают «талантом» создавать конфликтные ситуации буквально на пустом месте. Враждебность может быть она направлена не только на окружающих, но и на весь мир в целом, а также на собственные привычки и черты характера. В последнем случае она часто не осознается.
Стоит сказать, что современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующие на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у дете........


Библиографический список:
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - 2-е издание, С-Петербург, 1998 г. - 379 c.
2. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. -М., 2001г. - 296 с.
3. Ансель, М. Новая социальная защита (гуманистическое движение в уголовной политике) / Пер. с фр.; Под ред. А.А. Пионтковского. - М.- 1990 : Прогресс, 1970. - 312 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс.
- М., 1999. - С.237.
5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. -М, 2005г. - 208 с.
6. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев. Москва, 1996, с. 220.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. - 456 с.
8. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2008. - 538 c.
9. Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громова.
- М.: Изд-во ЭКМОС,2000. - 320 с.
10. Драгунова, Т. В. Подросток / Т.В. Драгунова. М.: Знание, 1976. - 96 с.
11. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.Б. Драгунова. - М.: Вопросы психологии, 1992, №2. - С. 96.
12. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов.
С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. - С. 360.
13. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /
А.И. Захаров. -М., 1986. - 164 с.
14. Илийчук, В. И. Саморегуляция у подростков с конфликтным поведением / В.И. Илийчук. Киев: Лебедь, 1996. - 22 с.
15. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А, Клейберг.
-Москва, 1997г. - 496 c.
16. Клейберг, Ю. А. Практикум по девиантологии. / Ю.А. Клейберг. Санкт- Петербург 2007.,Издательство «Речь», 2007. - стр 144.
17. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте / Н.В. Крогиус. Саратов: ИСУ, 1976. - С. 135.
18. Левитов, А.С. Психологической состояние агрессии / А.С. Левинов // Вопросы психологии. - 1972г. - №6. - с.141-142.
19. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. -Л., 1983. - 379 с.
20. Павлов, И.П. Психология влечений человека / И.П. Павлов.
-М., 1996. - 227 с.
21. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.
22. Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991. -С. 128.
23. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк.
- Москва, 1996, -стр.50.
24. Семенюк, Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения / Е.В. Семенеюк. -автореферат диссертации кандидата психологических наук, -Тверь, 1995г. -141 c.
25. Уманов, H.A. Комплексный подход к изучению учащихся с. отклонениями в поведении / Н.А. Уманов // Сов. педагогика.
№6. - 1984. - С.32-35.
26. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход / И.А. Фурманов // Психология. 2005, №5. -С. 68-71.
27. Шумилин, А.П. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин. М.: МГУ, 1986. -С. 121.
28. Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 496 с.
29. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование. -2001. №4
30. Калинина, О.В. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков/ О.В. Калинина// Статья. Опубликовано 26.10.2013.
31. Бурлачук, Л.Ф. Клиническая психология Басса-Дарки [Электронный ресурс] / Л.Ф. Бурлачук. - Режим доступа - опросник%20бассадарки/Клиническая%20психология/Басса-Дарки%20опросник/ автор Л. Ф. Бурлачук
32. Назарова, Н.Б. Предупреждение и разрешение конфликтов у подростков с отклонениями в поведении как педагогическая проблема [ Интернет Ресурс] / Н.Б. Назарова// Научная библиотека диссертаций и авторефератов - Режим доступа - content/preduprezhdenie-i-razreshenie-konfliktov-u-podrostkov-s-otkloneniyami-v-povedenii-kak-pedago#ixzz3LO6OuEDe < content/preduprezhdenie-i-razreshenie-konfliktov-u-podrostkov-s-otkloneniyami-v-povedenii-kak-pedago>




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.