На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86785


Наименование:


Курсовик АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И ТАРИФОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.4.2015. Сдан: 2002. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
1.1. Организация и порядок регулирования внешнеэкономической деятельности в области таможенной политики Республики Беларусь 9
1.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли и формирования доходной части бюджета 21
1.3. Теоретические аспекты применения тарифных методов регулирования внешней торговли 31
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И ТАРИФОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 40
2.1. Общие сведения о Витебской таможне и основные показатели ее работы 40
2.2. Итоги внешней торговли Республики Беларусь и результаты использования тарифных инструментов за январь-сентябрь 2002 года 45
2.3. Анализ изменения ставок таможенных пошлин, применяемых на Витебской таможне 54
2.3.1. Анализ влияния изменения ставки ввозной таможенной пошлины на потребителя 2.3.2. Исследование влияния изменения ставки ввозной таможенной пошлины на величину таможенных платежей 2.3.3. Изучение влияния динамики ставки ввозной таможенной пошлины на национального производителя РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 54 62 65 75 93
Заключение 107
Список используемой литературы 111
Приложения 114
ВВЕДЕНИЕ


Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции; совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, привлекать дополнительные средства в государственный бюджет.
Важная роль в этом принадлежит таможенной службе Республики Беларусь.
В существующих условиях Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь сосредотачивает усилия на решении следующих задач: создании таможенной инфраструктуры, способной обеспечить основы экономического суверенитета и государственной безопасности страны; защита интересов населения; осуществлении валютного контроля за своевременной репатриацией валютной выручки; развитии таможенной статистики; обеспечении законодательной правовой базы таможенной службы. Созданная в Беларуси многофункциональная таможенная служба осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ее участников, а также в пределах своей компетенции содействует эффективному участию страны в системе международного разделения труда и ее сближению с мировой системой хозяйствования. В последние годы возросла роль ГТК Беларуси как ведомства, активно участвующего в разработке и реализации экономической политики государства.
Создание Союзного государства с Российской Федерацией, формирование единой территории требует дальнейшей унификации таможенных законодательств, правил и процедур, применяемых в таможенном деле. Этим обусловлен выбор темы данного исследования.
Целью работы является исследование и оценка таможенных пошлин и тарифов Республики Беларусь, что позволит выявить существующие проблемы в этой области и предложить пути совершенствования.
Данные цели могут быть достигнуты при условии решения основных исследовательских задач работы:
* выявить сущность, цели, задачи, особенности и методы таможенного регулирования в Республике Беларусь;
* проанализировать систему таможенных платежей и тарифов, существующую в Республике Беларусь;
* провести факторный анализ импорта и экспорта на примере Витебской таможни.
* оценить влияние изменения таможенных тарифов на уровень цен, объем спроса по некоторым видам продукции и величину изменения предложения этих товаров внутри страны.
Объектом исследования данной работы является внешняя торговля Республики Беларусь.
Исследовательской базой написания данной работы явились учебники и учебные пособия по внешнеэкономической деятельности и таможенному делу, практические пособия по отдельным аспектам таможенного регулиро­вания, Таможенный Кодекс Республики Беларусь и ряд нормативно-правовых актов, регули­рующих вопросы организации таможенного дела в Республике Беларусь, периодические издания, информацию внутренней отчетности Витебской таможни, а также статистический материал по теме исследования.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Организация и порядок регулирования внешнеэкономической
деятельности в области таможенной политики Республики Беларусь


Таможенное дело в Республике Беларусь относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.
Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, является Государственный таможенный комитет.
Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Таможни действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Государственные органы и должностные лица, не осуществляющие руководства таможенными органами, а также местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом вмешиваться в их деятельность, которая соответствует положениям Таможенного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает таможенные лаборатории.
В целях проведения исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь действуют исследовательские учреждения и учебные заведения подготовки кадров и повышения их квалификации.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь.
Перед таможенными органами Республики Беларусь стоят следующие основные задачи:
участвовать в разработке таможенной политики Республики Беларусь и реализовывать эту политику;
обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь;
принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
обеспечивать в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета Республики Беларусь;
защищать экономические интересы Республики Беларусь;
применять средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимать таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
участвовать в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
обеспечивать соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
вести борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекать незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывать содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью;
осуществлять и совершенствовать таможенный контроль и таможенное оформление, создавать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь;
вести таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
13) вести Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
14) содействовать развитию внешнеэкономических связей, осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;
15) осуществлять контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Беларусь материалов, а также валютный контроль в пределах своей компетенции;
16) обеспечивать выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела; участвовать в разработке международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих таможенное дело; осуществлять сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
17) проводить исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
18) обеспечивать в установленном порядке Президента, Парламент, Правительство Республики Беларусь, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
19) реализовывать единую финансово-хозяйственную политику, развивать материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создавать необходимые условия труда для работников этих органов.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем ее тарифного и нетарифного регулирования, установления исключительного права государства на осуществление отдельных видов внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В Республике Беларусь действуют Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[4], который определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику. Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом и Правительством Республики Беларусь. Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным республиканским органом государственного управления.
Законодательство Республики Беларусь о таможенном деле состоит из Таможенного Кодекса Республики Беларусь[1], Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» [2] и иных актов законодательства Республики Беларусь [3-12].
Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» с соответствующими изменениями и дополнениями.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрено предоставление тарифных преференций в рамках системы преференций, а именно:
- товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются;
- Республика Беларусь может предоставить преференциальный (дифференцированный и более благоприятный) режим любой развивающейся или наименее развитой стране без предоставления аналогичного режима другим странам;
- предоставление преференциального режима в виде освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами либо снижения ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Постановлением № 865, в отношении товаров, происходящих из развивающихся либо наименее развитых стран и ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, осуществляется в соответствии с частью первой статьи 34 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О Таможенном тарифе» в редакции Закона Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г.
Применение налога на добавленную стоимость и акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь и налоговым законодательством Республики Беларусь. Ставки налога на добавленную стоимость и ставки акцизов по подакцизным товарам установлены соответственно Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 1998 года № 111 «О ставках акцизов по подакцизным товарам», с соответствующими изменениями и дополнениями.
< rus/ek.htm>Действующие в настоящее время ставки импортных тарифов содержатся в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин».
До недавнего времени в республике не существовало никаких квот на импорт. Однако Постановлением Совета Министров № 117 от 21 февраля 1997 года с 1 апреля 1997 года предусматривалось установление квот на спирт этиловый из пищевого сырья и иные алкогольные изделия, ввозимые на территорию Беларуси. Необходимость в принятии такого документа была вызвана, главным образом, трудностями, которые испытывают наши производители данной продукции в связи с насыщением рынка иностранными товарами, часто очень сомнительного качества. В соответствии с данным постановлением распределение квот производится на основе конкурса Межведомственной комиссией по организации и проведению конкурсов по реализации квот на импорт алкогольных изделий и спирта этилового пищевого сырья. Размеры данных квот устанавливаются Министерством экономики по согласованию с Министерством торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством иностранных дел, исходя из балансов производства и потребления в республике алкогольных изделий.
Кроме того, существуют определенные ограничения, касающиеся защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, животных и растений экологической безопасности. Лицензии требуются для ввоза химических средств защиты растений и для импорта промышленны отходов и шлаков. Запреты налагаются на импорт промышленных радиоактивных отходов, токсичных и других отходов, которые не могут быт переработаны в Беларуси, а также печатные, аудио-видео и подобные материалы, которые могут нанести вред общественной морали или здоровью человека, или политическим или экономическим интересам или государственной безопасности Беларуси.
Определение страны происхождения товаров регламентировано Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 1743 «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь». Они соответствуют Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото). Определение происхождения товаров базируется на критериях полностью изготовленных изделий, изменения товарной позиции (на уровне 4 знаков Гармонизированной системы), критерии достаточной переработки и правиле адвалорной доли [12]. Сертификаты происхождения на белорусские товары выдаются Белорусской торгово-промышленной палатой.
С недавнего времени в Республики Беларусь установлены экспортные таможенные пошлины. Изначально они были введены на некоторые виды газов (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 1999 г. № 1848 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» - всего 5 ставок). Позже экспортный тариф дополнили еще 117 ставок экспортных пошлин на следующие товары: некоторые виды рыбы и морепродуктов, соевые бобы, семена рапса и подсолнечника, некоторые полезные ископаемые (некоторые виды солей и руд, кокс, сырые нефтепродукты и нефть, пирит, сера, графит, пески природные всех видов, кварц, каолин и глина, мел, сланец, мрамор, доломит и другие), некоторые виды необработанных кож и шкур, древесины, цветных металлов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2000 года № 1115 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 1999 года № 1848»).
Действующие в настоящее время ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин».
Экспортный тариф Республики Беларусь унифицирован с экспортным таможенным тарифом Российской Федерации. Его введение стало результатом согласований в проведении таможенных политик государств-союзников в области экспорта и исключению возможности для использования территории Республики Беларусь как плацдарма для экспорта российских товаров. Однако согласно Закону Республики Беларусь «О таможенном тарифе» ставки экспортных таможенных пошлин являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь.
Существующие в настоящее время экспортные квоты первоначально были введены в действие Постановлением Кабинета Министров № 213 от 1 декабря 1994 г. и рядом других документов (например, Соглашением между ЕС и Беларусью о торговле текстильными изделиями). В настоящее время такие квоты установлены на текстильные изделия, экспортируемые в страны Европейского Союза, минеральные удобрения, отходы и лом цветных и черных металлов и шлак. Квоты устанавливаются Министерством экономики с целью обеспечения достаточных запасов товаров на внутреннем рынке и предупреждения еще большего падения промышленного производства.
Запрещено экспортировать дикие лекарственные растения или сырье из таких растений, редкие растения и животных, произведения искусства и антиквариат, имеющие музейную ценность (изделия, не имеющие музейной ценности, могут экспортироваться по специальному разрешению Министерства культуры).
Лицензии на экспорт квотируемых товаров выдаются Министерством торговли Республики Беларусь. Производители квотируемых товаров могут подавать заявки в Министерство экономики для получения экспортной квоты. Все другие субъекты хозяйствования могут также экспортировать квотируемые товары по соглашению с производителем в пределах квот производителя.
Для вывоза таких товаров как нефть и нефтепродукты, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья, казеина и его производных, волокна льняного, молока сухого и хлебов зерновых предварительно необходима регистрация контрактов, осуществляемая Министерством торговли. Согласование на вывоз данной продукции производится в соответствующих министерствах и ведомствах - Белнефтепродукте, Беллесбумпроме и т.п.
В настоящее время Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 218 от 18 марта 1997 года установлен перечень вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, а также перечень вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. В состав второго, кроме вышеперечисленных изделий, входят:
• при ввозе - радиоэлектронные средства с радиоизлучением высокочастотные установки, алкогольные и табачные изделия подлежащие маркировке акцизными марками, спирт;
• при вывозе - янтарь, жемчуг, мореный дуб, валютные ценности (в то числе валюта), редкие и редкоземельные металлы, их лом и отходы;
• при ввозе и вывозе - ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения (а также компоненты этого оружия вооружение и военная техника, боеприпасы и взрывчатые вещества военного назначения, сырье, материалы, оборудование и технологии, которые могу быть применены для создания вооружения и военной техники, шифровальная техника, органы и части человеческого тела; холодное, газовое, охотничье и спортивное оружие, озоноразрушающие вещества, ядовитые, отравляющие и сильнодействующие вещества и др.
Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер определены Законом Республики Беларусь от 2 декабря 1999 года № 332-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
Основы валютного регулирования в республике были заложены в 1992 году с принятием Постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь». После этого законодательство, регулирующее операции с валютой, претерпело множество изменений. Назначением валютного регулирования является усиление дисциплины субъектов хозяйствования в области валютных отношений, обеспечение возврата валютных средств, предотвращение нецелевого использования валюты и утечки капитала за рубеж. Целью этих мер является обеспечение страны валютными резервами, а в глобальном смысле -обеспечение экономической безопасности. Дальнейшее развитие законодательное оформление валютного регулирования получило в следующих Указах Президента Республики Беларусь: Указ № 7 от 04.01.2000 года «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», Указ № 87 от 23.02.2000 года «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь».
Для обеспечения достижения целей валютного регулирования в Республике Беларусь организован валютный контроль. Главным контрольным органом является Комитет государственного контроля. Основная ответственность за осуществление контрольных функций возложена на таможенные органы и коммерческие банки. На каждую внешнеторговую операцию составляется паспорт сделки, в котором содержатся все сведения о внешнеторговой сделке. Паспорт сделки оформляется в Государственном таможенном комитете и составляется в 5 экземплярах, которые визируются в коммерческом банке после проверки на соответствие формы расчетов в контракте и паспорте сделки. Один экземпляр направляется в государственном таможенном комитете, один остается в банке, три - у экспортера (импортера), один из которых предъявляется при оформлении таможенных формальностей, а два подшиваются в дело. Указ Президента Республике Беларусь разграничил функции контрольных органов. Таможня обязана проводить таможенное оформление товара только при наличии паспорта сделок и подавать его в валютную инспекцию. Банки обязаны проверять соответствие сведений о валютных операциях в контракте и в паспорте сделки, предоставлять в Национальный банк отчет о платежах товарного и нетоварного характера в республику и из нее, который, в свою очередь, предоставляет эти данные в Валютную инспекцию Госконтроля. Министерство иностранных дел имеет полномочия на продление срока исполнения контракта и принимает участие в расследовании причин нарушения сроков и условий контракта.
В последнее время значительно усилились интеграционные преобразования между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Доля экспорта и импорта Российской Федерации в Республику Беларусь занимает более половины от всего товарооборота. И это не удивительно, ведь интеграция подразумевает тесные и взаимозависимые экономические отношения между интегрирующимися странами. Это также подразумевает и стирание таможенных барьеров на пути движения товаров. Но не все получается так гладко, как хотелось бы не только правительствам обеих стран, но и субъектам хозяйствования, участвующим в товарообмене между двумя странами. Это касается таможенного оформления товаров, ввозимых с территории Российской Федерации, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации. В Постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 55 от 20 сентября 2000 г. сказано: «Установить, что товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с территории Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению в установленном порядке с учетом особенностей, определенных настоящим постановлением». Это говорит о том, что товары, однажды прошедшие таможенное оформление на территории союзного государства, попадая в Республику Беларусь, опять подлежат таможенной очистке в полном объеме, так как на них не может быть предоставлен сертификат соответствия формы СТ-1. Точно так же относятся к аналогичным товарам, завезенным в Российскую Федерацию из Республики Беларусь. И это является одним из серьезных препятствий для развития экономических отношений между субъектами хозяйствования интегрирующихся стран, так как вышеупомянутые товары фактически подвергаются двойному налогообложению.
Остается только надеяться, что по мере усиления интеграционных процессов в Союзе России и Беларуси эта проблема найдет разрешение и вышеупомянутые постановления будут отменены или заменены более гибкими законодательными актами, как со стороны Беларуси, так и со стороны России.
Таким образом, к настоящему времени в Республике Беларусь создана определенная нормативная база государственного регулирования ВЭД. В целом нормативная база внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и система органов ее государственного регулирования в настоящее время обеспечивают необходимые предпосылки для развития этой жизненно важной для республики сферы деятельности.


1.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли и формирования доходной части бюджета

Основная задача государства в области мировой торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг).
Характер торгового режима (протекционистская, умеренная или свободной торговли политика) обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений. Относительно свободным режим торговли считается той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низко интенсивный, в основном регистрационный характер.
Прежде, чем вводить любые меры торговой политики необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Какой ожидается экономический выигрыш для отрасли или фирмы и какое количество рабочих мест будет создано или сохранено в результате осуществления данной меры?
2) На сколько увеличатся доходы бюджета или какие потребуются бюджетные расходы на осуществление этой меры?
3) На сколько увеличатся внутренние цены и сократится ли потребление в результате применения данной меры?
4) Позволит ли данная мера в долгосрочной перспективе обеспечить структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень или она лишь законсервирует ее существующую отсталость?
5) Какое влияние предполагаемая мера окажет на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той отрасли, на защиту которой она направлена?
6) Как отреагируют другие страны на применение данной меры и каково ее потенциальное воздействие на них?
7) Соответствует ли предполагаемая мера существующим многосторонним и двусторонним договорам, в которых участвует данная страна?
Наиболее распространенными инструментами торговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или защита национальных производителей.
Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу или систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Основными целями применения таможенного тарифа является:
1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
2. поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
3. защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
4. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
5. пополнение доходов государства;
6. обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран [2].
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара, то есть это налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях. Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенный тариф на импорт, который представляет собой денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. В узком смысле слова - это перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам. Чаще всего это понятие применяется как специальный инструмент внешнеторговой политики и как ставка таможенной пошлины [2].
Таможенные пошлины классифицируются по следующим признакам [3]:
1. По способу взимания:
- адвалорные
- специфические
- комбинированные
Адвалорные пошлины представляют собой определенный процент стоимости импортируемого товара. Стоимость определяется официальным путем либо путем декларации. Эти пошлины более подвержены опасности махинаций.
При исчислении пошлины по адвалорной ставке применяется формула:
П = ТС * Сим, (1.1)
где П - размер ввозной таможенной пошлины;
ТС - таможенная стоимость облагаемого товара;
Сим - адвалорная ставка пошлины.
Специфические пошлины взимаются с единицы облагаемого товара в соответствии с тем ее описанием, которое дается в рубрике таможенного тарифа.
При исчислении пошлины по специфической ставке, используется формула:
П=КТ*СП*Ке/Кв, (1.2)
где П - размер ввозной таможенной пошлины;
Кт - количество товара;
Сп - ставка ввозной таможенной пошлины в евро за единицу товара;
Ке - курс евро по отношению к российскому рублю, установленный ЦБ РФ;
Кв - курс валюты, в которой заявлена таможенная стоимость товара, к белорусскому рублю.
Исчисление ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, производится в три этапа:
- сначала исчисляется размер ввозной таможенной пошлины по ставкам в Евро за единицу товара;
- затем исчисляется размер ввозной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости;
- для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая величина.
2. По объекту налогообложения:
- импортные
- экспортные
Импортные представляют собой свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь.
Экспортные представляют собой свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются некоторые товары, вывозимые с территории Республики Беларусь.
3. По характеру:
- специальные
- антидемпинговые
- компенсационные
- сезонные
Специальные пошлины могут использоваться в качестве защитной меры: от ввоза товаров в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции.
Антидемпинговые пошлины предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам.
Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляется по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.
Разница между этими ценами характеризует величину демпинга, которая и является основой формирования антидемпинговой пошлины.
Компенсационн........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года № 133-З «Таможенный кодекс Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 10-12, ст.104.
2. Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года «О Таможенном тарифе» в редакции Закона Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. № 98-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 3, ст.15.
3. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1999 года № 332-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 95, 2/107.
4. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. № 223-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 4, ст. 88.
5. Закон Республики Беларусь от 08 мая 1997 г. «О ратификации Решения об основах таможенных законодательств государств-участников СНГ» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь 1997 г. - № 17-18, ст. 302.
6. Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997 «О ратификации соглашения о сотрудничестве в таможенных делах» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь - 1997 г. - № 21, ст. 391.
7. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года № 125-З «О ратификации Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров».
8. Указ Президента Республики Беларусь № 7 от 04.01.2000 года «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 5, 1/91.
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.04.2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 44, 5/10257.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин».
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин».
12. Инструкция «О порядке исчисления, уплаты и контроля за уп­латой таможенных сборов за таможенное оформление, таможен­
ной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость»,
утвержденная Постановлением ГТК от 16.08.2001г. № 45.
13. Ежемесячный информационно-практический журнал Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «Таможенный вестник» №№ 1-12, 2002 г.
14. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 616 с.
15. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 671 с.
16. Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2002. - 400 с.
17. Киреев А. П. Международная экономика в 2-х ч. - ч.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1999. - 416 с.
18. Киреев А. П. Международная экономика в 2-х ч. - ч.2 Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1999. - 480 с.
19. Лисневский И.В. Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь: науч.-практ. пособие. - Мн.: БИП-С, 2002. - 162 с.
20. Международные экономические отношения: учебник / Под ред. И. П. Фаминского - М.: Юристъ, 2001. - 847 с.
21. Сандровский К.К. Международное таможенное право. - К.: Знання, 2001. - 461 с.
22. Основы таможенного дела: учебник / Под общ. ред. В. Г. Драганова. - М.: Экономика, 1998. - 687 с.
23. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие / Под общ. ред. А.И. Кредисова. - К.: ВИРА-Р, 2001. - 640 с.
24. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 446 с.
25. Воробьев В. ВТО: во зло или во благо? // Директор. - 2002. - февраль. - с. 40-43.
26. Строительные нормы и правила. Естественное и искуственное освещение. СниП II-4-89. - Мн.: Стройиздат, 1990. - 101 c.
27. Система стандартов безопасности труда. ГОСТ 12.1.005-88. Воздух рабочей зоны. - Мн.: Издательство стандартов, 1988. - 23 с.
28. Строительные нормы и правила. Противопожарные нормы. СниП 2.09-02-85. - Мн.: Cтройиздат, 1986. - 51 с.
29. Веденин Г. А. Международный маркетинг: учебное пособие.- Витебск, 2002. - 227 с.
30. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь // Бюллетень - 2002. - с. 225-232.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.