На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Целостное представление о сети Интернет как о явлении, имеющем правовое значение, выявление основополагающих моментов в регулировании ее деятельности. Понятие Интернет-сайта как объект авторского права и комплекс прав, принадлежащих сайту, их реализация.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


-33 -
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Рощин Олег Сергеевич
Курсовая работа по теме:

«Интернет-сайт как объект авторского права»

Выполнена студентом 4 курса,

группы ю-42

очной формы обучения

юридического факультета

Научный руководитель:

Седов В.И.

Владимир

2008 год

    ОГЛАВЛЕНИЕ.
    ВВЕДЕНИЕ
    3
    Глава
    і. ИНТЕРНЕТ-САЙТ КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА. 6
    глава іі.
    СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ИНТЕРНЕТ - САЙТ. 12
      §1.Особенности реализации личных неимущественных и имущественных прав 12
      §2. Проблемы наступления ответственности за нарушение прав автора Интернет-сайта.
      16
    глава ііі. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ИНТЕРНЕТ-САЙТ. 24
      §1. Правовые проблемы действующее законодательства в области защиты авторских прав в Интернете. 24
      §2.
      Особенности проектов создания единого сетевого закона. 28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
    БИБЛИОГРАФИЯ
    36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Она является составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, как правило, следствием недостаточным развитием нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, слабому государству. Изменяются общественные процессы, в нашу жизнь прочно входят такие понятие, как компьютер, программное обеспечение. Интернет. Библиотеки и архивы уступают место электронным библиотекам, которые создаются повсеместно. Электронные банки данных, содержащие огромное количество произведений литературы, науки, искусства, вполне умещаются на жестком диске компьютера или web-сайте. Обслуживаются они, как правило, одним человеком. В нашу жизнь прочно входит Интернет. Интернет - понятие глобальное не только в географическом, но и в социально-правовом смысле этого слова. Он, в той или иной степени, затрагивает самые разные сферы жизнедеятельности современного человека, в том числе и гражданско-правовые отношения. Интернетом пугают, рисуя образ некого компьютерного вора, для которого нет ни каких преград, и готового похитить всю "информационную собственность", призывая принять самые жесткие правовые меры по защите от него. Интернет восхваляют и рисуют идеальный информационный мир, в котором нет границ и непонимания между жителями этого виртуального пространства, и государству рекомендуется не вмешиваться и позволить ему существовать по своим особым законам. Дискуссия о правовом регулировании Интернета приобретает все большую остроту, и уже законодатели готовы заняться этой проблемой. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время остро стоит необходимость регулирования вопросов защиты в Глобальной сети, регламентации Интернета, как наиболее важного элемента новых информационных технологий.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о сети Интернет как о явлении, имеющем правовое значение, выявление основополагающих моментов в регулировании ее деятельности. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

- определение понятия Интернет-сайта как объекта авторского права;

-анализ комплекса прав, принадлежащих сайту, и возможностей их реализации;

-выявление пробелов и определение перспектив развития российского законодательства в области Интернета в условиях развития Глобальной сети.

Степень исследованности. В российских научных кругах с недавних пор стали всерьез заниматься разработкой правовой базы для сети Интернет. Важно также отметить, что в самом Интернете создаются сайты, посвященные правовому регулированию сети Интернет. На протяжении нескольких последних лет проводятся конференции, на которых свои взгляды формулируют специалисты в области авторского, информационного и иных отраслей права. Некоторые материалы научных докладов, представленных на этих конференциях будут использованы при выполнении курсовой работы в качестве дополнительной литературы. В целом, проблема защиты авторских прав в сети Интернет исследована довольно слабо. Можно отметить следующих авторов: проблеме охраны данных в сети Интернет посвящены статьи Ю. Гульбина, Е. Волчинской; В. Калятин, М. Каранда и С. Петровский рассматривают Интернет-сайт с точки зрения принадлежности ему исключительных прав; В. Погуляев очерчивает электронные границы авторского права. Мнения данных авторов будут представлены в курсовой работе. Теоретическое и практическое обоснование данной проблемы дает В. Б. Наумов в монографии «Право и Интернет: очерки теории и практики». Общие понятия и методы защиты представлены в учебнике А. П. Сергеева «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации».

Новизна. Серьезное внимание на данную проблему теоретики и, особенно, практики стали обращать относительно недавно, когда Интернет прочно вошел в жизнь человека. Таким образом, следует отметить, что данная проблема в целом представляет собой «белое пятно», она практически не исследована, хотя в последние годы и теория, и практика признают необходимость ее урегулирования.

Структура работы представляет собой три главы. В первой из которых дается определение Интернет-сайта, рассматриваются различные точки зрения по поводу данной категории, выявляется соотношение авторского права и Интернета. Во второй главе анализируются права, закрепленные за авторами в Законе «Об авторских и смежных правах» применительно к Интернет-сайту, а также ответственность, которая может возникнуть у нарушителя прав. Третья глава представляет собой анализ действующего законодательства, перспективы развития и проекты единого сетевого закона, проблемы, стоящие перед законодателем.

ИНТЕРНЕТ-САЙТ КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Наличие Интернет - сайта год от года становится практически обязательным условием, залогом успеха для современного предприятия, заботящегося о своей репутации. Есть в Глобальной сети и проекты, имеющие самостоятельную ценность. Какой бы ни был тип ресурсов, обеспечению права на создаваемый сайт необходимо уделять должное внимание. Для этого необходимо определить, к какой области прав он относится. В частности - является ли он объектом авторского права. Чтобы ответить на этот вопрос, дадим определение объекта авторского права и определение сайта.
Как отмечает А. П. Сергеев: «Действующее законодательство не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной»11Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. - М., 2001. - С. 108.. Необходимо отметить, что объектом авторского права, согласно ст. 1225 ГКРФ, являются ПРОИЗВЕДЕНИЯ науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Более того, в ГКРФ подчеркнуто, что правовой охране подлежат как обнародованные, так и необнародованные произведения. Может возникнуть закономерный вопрос: «А что же такое произведение?» Существует множество научных определений произведения, но наибольшее распространение получило определение, сформулированное В. И. Серебровским. «Произведение, - писал он в 1956г., - это совокупность идей, мыслей и образов, полученных в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»33 В. И. Серебровский . Вопросы советского авторского права. - М., 1956. - С. 32. В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение - благо нематериальное44 См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. - М., 2001. - С. 108.
.
Ст. 1225 ГКРФ приводит примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Это, в частности литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. А что же такое Интернет-сайт? В переводе с английского термин «сайт» (site) означает «местоположение, местонахождение, участок (для строительства)»55 В. К. Мюллер. Новый англо-русский словарь. Под ред. М. М. Маковского. Изд. Дом «Диалог», М., 2003г. С. 686.
. В. Наумов определяет Интернет - сайт следующим образом: «сайт представляет собой упорядоченную систему страниц, объединенных гипер-ссылками. Страница сайта имеет свой уникальный адрес в сети Интернет и представляет собой написанную с помощью команд языка HTML своеобразную программу, посредством которой осуществляется управление формированием изображения страницы при доступе к ней пользователя»66 В. Б. Наумов. Право и Интернет: очерки теории и практики. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 201.
. Поскольку определение web-сайта нами получено, остается главный вопрос - а является ли сайт объектом авторского права. Ст. 1225 ГКРФ, прямо не выделяя сайт как объект авторского права, позволила исследователям высказывать различные точки зрения по данному поводу.
К примеру, М. Каранда приходит к выводу, что сайт не относится к объектам авторского права исходя из того, что он не является ни компьютерной программой, ни базой данных, а законодательством охраны подобного рода высокотехнологического продукта, как он выражается, не предусмотрено. То есть ни под какую из существующих категорий произведений авторского права он не подпадает, а специально, как разновидность объекта авторского права законом он также не признан77 См.: Каранда М. Создание сайта как объекта авторского права и смежных прав// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - , 2000. -№ 5-6.- С. 75.. Несколько иное мнение высказывает Ю. Кобелев в статье «Авторское право и Интернет». Он считает, что «естественно, сайт, представляя собой определённую систему, имеет признаки, не являющиеся совокупностью признаков документов Интернета, из которых он состоит, следовательно, может считаться самостоятельным объектом. Но документ Интернета сам по себе имеет все признаки произведения и в не меньшей степени может быть объектом авторского права. Поэтому было бы неверным в качестве особого объекта сетевых отношений признавать только сайт в целом, т. к. это может привести к нарушению прав авторов документов Интернета»88 Кобелев Ю. Авторское право и Интернет// Сборник материалов Всероссийской конференции «право и Интернет. Теория и практика». - М.,2000. - С.65-67.. В научной среде есть сторонники признания сайта базой данных, в частности, такого мнения придерживается С. Петровский99 См.: Петровский С. Защита прав автора сайта//Российская юстиция. - 2001. - № 1. -С. 64.. Предпринимаются попытки признать сайт в качестве сборника произведений110 См.: Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - №2. -С. 26.
0. Отмечается, что такой подход правомерен, но на практике он мало что дает, поскольку цель признания особых прав у составителя сборника - защитить его творческие усилия, а не подменить права на объекты, включенные в сборник.
Однако остановимся на точке зрения авторов, которые относят сайт к числу объектов авторского права. Используя формулировку той же статьи 1225 ГКРФ, в частности словосочетание “другие произведения” сторонники данной точки зрения считают, что, поскольку перечень объектов авторского права не является исчерпывающим, сайт может быть признан объектом. В частности таково мнение О. Моисеевой111 См.:Моисеева О. Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании web-сайта в сети Интернет//Сборник материалов Всероссийской конференции «право и Интернет. Теория и практика». - М.,2000. - С.71-73.1. Во всяком случае, к указанным в ГКРФ произведениям, не являющимся объектами авторского права (перечень исчерпывающий), он никак не относится. Какие аргументы можно привести в пользу данного утверждения? Во-первых, можно привести определение сайта, которое дает С. И. Семилетов “веб-сайт - набор электронных документов в виде программных файлов, увязанных в систему и размещенных по определенному адресу в домене на хост-сервере узла Интернета, отображение которых посредством обращения электронной программы-броузера пользователя к данному сайту на экране дисплея представляется в виде законченного авторского аудиовизуального произведения из одной или нескольких страничек и которое доступно любому пользователю Интернета, обратившемуся по данному адресу”112 Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59.2. Если же сайт, с точки зрения данного автора, -это законченное авторское аудиовизуальное произведение, а Закон об авторском праве признает объектом авторского права именно аудиовизуальное произведение, значит, сайт вполне может являться объектом авторского права. Во-вторых, необходимо обратить внимание на статью А. Серго «Некоторые вопросы защиты авторского права в Интернете»113 См.: Серго А. Некоторые вопросы защиты авторского права в Интернете (теория и практика)//Интеллектуальная собственность. Авторское право. - 2001. - №10. - С. 39.
3. Здесь автор приводит ответы на вопросы, поставленные перед Министерством Российской Федерации по делам печати, телевидения, радиовещания и средств массовых коммуникаций, которые касаются авторского права в Интернете. В частности, для нас наибольший интерес представляют вопросы: является ли авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, объектом авторского права и является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте. Какие же ответы дает МПТР?
По мнению МПТР, авторская работа, размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права, если является произведением в смысле статей 1225 и 1255 ГКРФ. То есть соответствует перечню объектов авторского права, является обнародованной или необнародованной, но находящейся в объективной форме. Следовательно, электронная статья является объектом авторского права. На второй вопрос МПТР отвечает, что размещение авторской работы на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения. Отсюда следует, что, если статья, размещенная в Глобальной сети признается объектом авторского права, то и сайт, в качестве места размещения статьи, по всей вероятности тоже должен признаваться объектом авторского права. В поддержку данной точки зрения также можно привести мнение С. А. Сударикова: « Имея признаки следующих понятий, определенных в ст. 1225 ГКРФ - основном отраслевом законе рассматриваемой тематики, наряду с международными конвенциями: аудиовизуальное произведение; база данных; программа для ЭВМ, можно сформулировать следующее определение: WEB-cайт есть программа для ЭВМ, представляющая, включенную в нее базу данных или иную информацию, в виде нового аудиовизуального или другого произведения, обнародование которого осуществляется путем сообщения (передачи в эфир или по кабелю) для всеобщего сведения, посредством технических средств, применяемых для связи между ЭВМ. И исходя из этого определения, сайт-программу следует защищать не как изобразительное, а как литературное произведение. А при этом гораздо легче бороться с плагиатом. Кроме того, тот факт, что в определении «завязано» столько самостоятельных объектов авторских прав - большой плюс. В суде можно защищать те права, которые в конкретном случае легче обосновываются»114 Судариков С. А. Основы авторского права. - Минск,2000. - С. 244.4.
Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является точка зрения В. Наумова, который считает, что «… с позиций ст. 1225 ГКРФ, посредством организации сайта в сети Интернет пользователям сети Интернет предоставляется возможность использовать различные объекты авторского права»115 В. Б. Наумов. Указ. соч. -С. 201.5. Практически тех же взглядов придерживается В. О. Калятин, он обращает внимание на то, что «Интернет-сайт в подавляющем большинстве случаев объединяет множество объектов исключительных прав»116 Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - №2. -С. 26.
6.
Отсюда можно сделать вывод о том, что если все составляющие сайта, как то: музыкальные произведения, литературные произведения, аудиовизуальные произведения и другие составляющие сайт произведения относятся к объектам, охраняемым Закона об авторском праве правильнее и вернее всего, как отмечают исследователи, будет признать сайт объектом авторского права.
Таким образом, можно говорить о том, что хотя законодательно сайт пока не является объектом авторского права, практика относит его к данной категории. Соответственно автор сайта, как любого другого объекта авторского права будет обладать личными неимущественными и имущественными правами.

СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ИНТЕРНЕТ - САЙТ.

§1.Особенности реализации личных неимущественных и

имущественных прав


Согласно ГКРФ части 4 произведение создается творческим трудом автора. Изначальным обладателем всех авторских правомочий является автор - физическое лицо. Авторское право складывается из двух групп правомочий: прав личного неимущественного характера и исключительных прав на использование произведения (так называемые имущественные права)11 См.: Погуляев В. Электронные границы авторского права. Цифровое копирование и пределы свободного использования произведений// Закон. - 2001. - №9. - С.117.. Перечень данных прав представлен в статье 1229 ГКРФ. К личным неимущественным правам ГКРФ относит: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора Данная группа прав носит абсолютный характер. Абсолютность состоит в том, что они принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки имущественных (исключительных) прав в полном объеме (ст.1229 ГКРФ). Они не могут быть переданы, отчуждены, не переходят по наследству и прекращаются в момент смерти их обладателя. Любые соглашения о передаче имущественных прав ничтожны. После смерти автора защиту данных прав осуществляет наследник22 См.: Там же. - С. 118.
. Исключительные имущественные авторские права на использование произведения означают право их обладателя осуществлять самому, разрешать или запрещать другим лицам определенные действия, перечень которых закреплен в статье 1229 ГКРФ и включает в себя право воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). В отличие от прав неимущественного характера имущественные права переходят по наследству и могут передаваться по авторскому договору. Посмотрим, как происходит реализация данных прав применительно к сети Интернет.
Нужно отметить, что относительно личных неимущественных прав в науке гражданского права нет споров, то есть общепризнанно, что гражданин, создавший произведение, является его автором, следовательно, обладает всеми личными неимущественными правами по отношению к своему произведению. Это в полной мере относится и к автору Интернет-сайта. Дискуссии имеют место в отношении имущественных прав.
Итак, право на воспроизведение. Ст. 1292 под данным правом понимает изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Следовательно, владелец сайта, размещая на нем соответствующую информацию, которая представляется в «электронной форме и записывается на носитель информации сервера, на котором размещается соответствующий сайт»33 См.: Наумов В. Б. Указ. соч. - С. 202. реализует свое право воспроизведения. В. Наумов понятие электронной формы аргументирует следующим образом: «ГКРФ указывает на следующие объективные формы: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах. Наличие в данной норме при описании каждого из видов форм словосочетания «и так далее» не позволяет однозначно определить, к какому из видов отнести размещение информации в сети Интернет, поэтому воспользуемся понятием “электронная форма”»44См.: Там же. - С. 202.
. Таким образом, правомочие воспроизведения, безусловно, принадлежит автору сайта. Хотя данное право в «цифровой среде» оказывается очень неустойчивым, не обеспечивающим обладателям авторских и смежных прав возможности надежного контроля за использованием принадлежащих им объектов, но оно несомненно реализуется.
Право на распространение. ГКРФ не дает точного определения данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. Причем распространению подлежит ограниченное число копий произведения55 См., например: Наумов В. Б. Указ. соч. - С. 202; : Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - С. 222-223.. Поэтому данное правомочие не может описывать отношения, связанные с использование объектов авторского права в Интернете.
В следующую группу правомочий можно объединить права на разрешение сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам, а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно ГКРФ сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было внесено в ГКРФ вместе с 4 частью, для этого появились веские причины. Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об авторском праве правомочия - «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было не достаточно66 См.: Рузакова О. А., Дмитриев С. В. Авторские и смежные права в Интернете// Законодательство. - 2001. - №9. - С.50.
. Под доведением до всеобщего сведения ГКРФ понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина - данное понятие уже используется в договорах ВОИС, его включение в ГКРФ необходимо для интеграции и унификации международного и российского законодательства, а также данное правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в Интернете.
Таким образом, автор в сети Интернет обладает практически всеми исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности, заимствованное из сети "Интернет", то в соответствии с ГКРФ пользователь обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения ГК есть прямое и существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную, административную и даже уголовную ответственность, а критерий - коммерческое или некоммерческое использование авторского произведения - в определении нарушений авторского права для суда является очень важным условием77 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59.
.

§2. Проблемы наступления ответственности за нарушение прав

автора Интернет-сайта.


Отличительным признаком и основой сети Интернет является простота, мгновенность и общедоступность копирования, отсутствие материальных затрат на копирование, чем пользователи сети Интернет широко пользуются, формально нарушая действующее законодательство по авторскому праву. Так по данным BSA (Business Software Alliance - Ассоциация производителей программного обеспечения) даже в такой стране как США, где уровень защиты авторских прав самый высокий в мире, до 40% использования лицензионного программного обеспечения применяется с нарушением авторских прав. В Российской Федерации данный показатель доходит до 95%88 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59.
. Действующее законодательство содержит подробную регламентацию видов, форм, средств, способов защиты авторских и смежных прав, но не все они реализуются на практике. Причин этого - множество: низкий уровень правопорядка в стране, неосведомленность авторов о своих правах, отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д.99 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2004. - С.209.. ГКРФ определяет, что нарушителем авторских прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований ГКРФ. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок договорных отношений. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены законодательством.
Защита авторских прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме (форма защиты - комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов110 Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав/Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. - Владивосток,1983. - С.10.0). Юрисдикционная форма представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых авторских прав111 См.: Сергеев А. П. Указ соч. - С.371.1. В рамках данной формы выделяются общий (или судебный) и специальный (или административный) порядки защиты. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. Среди способов защиты выделяются как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые. Средством защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения - с другой112 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2004. - С.210.2. Специальным порядком защиты является административный порядок их защиты (ст.11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, в случаях, прямо указанных в законе. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью в компетентный орган. Нужно сказать, что количество данных мер невелико (в частности, это отказ совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента) и применяются они очень редко. Объем данной работы не позволяет подробно остановиться на данной форме защиты. Скажем только, что к способам такой защиты можно отнести самозащиту, которая применяется и при защите авторских прав в Интернете. Наиболее распространенными в настоящее время являются гражданско-правовые способы защиты. Данные формы, способы и средства предусмотрены для защиты авторских прав согласно законодательству Российской Федерации. Рассмотрим, как данные способы применяются к защите авторских прав в Интернете.
Сеть Интернет - это особая сфера жизнедеятельности, в которой существуют определенные отношения, Интернет - отношения. Они аналогичны реальным отношениям, складывающимся в обычной жизни. Следовательно, и неправомерные действия лиц в сети Интернет, подпадающие, например, под нормы уголовного права будут регулироваться уголовным правом, имущественные отношения - гражданским правом, административные - административным правом. Административная ответственность за проступки в сети Интернет наступает в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Глава 13 предусматривает ответственность за правонарушения в области связи и информации, а ст.7.12 - за нарушения в области авторских и смежных прав, в частности за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Безусловно, ввоз и сдача в прокат не могут быть применены к сети Интернет, а продажа и иные действия, связанные с распространением контрафактной продукции в Глобальной Сети осуществляются почти без ограничений. Близко к административной примыкает уголовная ответственность. Сходство их заключается в санкциях: в размере штрафа за вред, причиненный при реализации контрафактной продукции. При применении норм административного законодательства он (штраф) меньше, при применении норм уголовного права - больше.
Хотя размещение в Сети сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию регулируются нормами гражданского права. Но если такие сведения представляют большую степень общественной опасности, но это факт клеветы как состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством113 См.: Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет?// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2003. - №9. - С. 27-29.3. Осознав как позитив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.