На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 86902


Наименование:


Курсовик Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.4.2015. Сдан: 2015. Страниц: 67. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. 6
1.1 Изучение проблемы мышления в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2 Понятие мыслительных операций и процесс их развития у дошкольников. 9
1.3. Развитие мыслительных операций старшего дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений. 13
Глава II. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности. 16
2.1. Уровни сформированности мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности (задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента). 16
2.2. Система работы по формированию основ экономических знаний у детей седьмого года жизни (цель, методика, результаты формирующего эксперимента). 24
2.3. Эффективность разработанной системы по формированию основ экономических знаний у детей седьмого года жизни (цели и результаты контрольного эксперимента). 33
Заключение. 39
Список литературы. 42
Приложение 46


Введение.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся системой обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний и умений, однако в меньшей степени ориентирована на развитие мыслительных операций, что не соответствует современным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО) и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно.
Исследования отечественных и зарубежных психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его знаний.
Исследователи (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), указывает система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие мыслительных операций в процессе изучения математики.
Анализ опыта деятельности педагогов и психологов по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений позволил выделить противоречия между: признаваемой в практике дошкольного воспитания необходимостью активизации мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений и недостаточно разработанной организацией педагогических условий. Поиск путей преодоления данных противоречий и определил выбор темы нашего исследования: «Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности».
Выявленные противоречия, требующие своего разрешения, позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития мыслительных операций старших дошкольников в процессе формирования математических представлений?
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования: определить и экспериментальным путём проверить эффективность условий, влияющих на развитие мыслительных операций старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Объектом процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений.
Предметом исследования являются педагогические условия интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие мыслительных операций старших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений будет эффективным при реализации следующих условий:
· обеспечение интегрированного характера обучения, способствующего активизации мыслительных процессов старших дошкольников;
· использование развивающих игр и упражнений в непосредственно образовательной математической деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах;
· учет возрастных особенностей детей при организации математической деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить, обосновать и экспериментально проверить эффективность формы организации деятельности детей, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности.
Методы исследования:
- теоретические - теоретический анализ и синтез научно-методической литературы; сравнение, обобщение, классификация.
- эмпирические - педагогический эксперимент, изучение продуктов детской деятельности, методы обработки результатов исследования.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
1.1 Изучение проблемы мышления в отечественной и зарубежной психологии.
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении. Хотя введение В. Вундтом в психологию экспериментального метода было, безусловно, прогрессивным фактором, однако психологические исследования, проведенные им и его последователями, проводились на основах ассоциативной психологии.
Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен - крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени - считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Другие представители экспериментальной ассоциативной психологии считают, что мышление сводится к актуализации ассоциаций.6
Репродукция идей стала краеугольным камнем ассоциативной теории мышления. Само мышление рассматривается как производная функция от других психических функций: памяти, внимания. Позже психологи того времени выдвинули положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком.
В советской психологии преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентно развивающемся процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно исторически выработанных операций и знаний.
Рациональное познание не ограничивается отражением единичного, частного, а отражает наиболее существенные связи действительности. Процесс познания выражается не только в переходе от чувственного познания к рациональному, но и в том, что оно должно вновь вернуться к практике. Этот процесс, наиболее полно отражая действительность, возможен лишь благодаря языку, который является, по словам К. Маркса, «непосредственной действительностью мысли».
Для понимания природы мыслительной деятельности большое значение имеет исследование ее генезиса. Психические свойства формируются в процессе онтогенетического развития. Толкование психических процессов, в том числе и мышления, как внутренних духовных свойств, как замкнутых в себе духовных функций пытался своими исследованиями опровергнуть Л.С. Выготский. Он неоднократно высказывал мысль, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом, что действие, сначала разделенное между двумя людьми, становится способом собственного поведения человека.
Положение о том, что психическая деятельность формируется из внешней, наиболее последовательно развито А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным. В работах П.Я. Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер. Происходит, по выражению автора, специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.
А.Н. Леонтьев усматривает в этом моменте образование механизма соответствующей психической функции, указывая далее, что многие звенья процесса становятся излишними, не получают подкрепления, затормаживаются и выпадают. Вместе с этим сокращением процесса происходит закрепление соответствующих рефлекторных связей «редуцированной системы».
А.В. Запорожец проводит эту точку зрения на основании экспериментального изучения формирования произвольных движений у ребенка.
Развиваемые в советской психологии положения о том, что теоретическая деятельность развивается из внешней, что психические свойства, как общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В «Элементах мысли» И. М. Сеченов говорит о том, что мысль начинается с образования представлений о предмете и непосредственно переходит во «внечувственную область». Точка зрения советской психологии на мышление как на деятельность, выросшую из практической, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова, согласно которому в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.
Психологическое исследование мышления, его становление и развитие состоят, как отмечает С.Л. Рубинштейн, в раскрытии его закономерностей как аналитико-синтетической деятельности. Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным.
Таким образом, суммируя все вышесказанное о взглядах психологов на проблему мышления, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.
1.2 Понятие мыслительных операций и процесс их развития у дошкольников.

Познавая и преобразуя мир человек, выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность - обобщённую ориентацию в мире. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
Сравнение. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность.
Абстракция. Процесс абстрагирования есть мысленное отвлечение одного свойства от других ее свойств, одного предмета от других предметов.8
Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде.
Конкретизация. Это переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.7
Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В деятельности анализ приобретает форму расчленения предмета на составляющие его части. 7
Синтез. Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа.
Период от рождения ребёнка до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее - действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью.
Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать предметы по выделенному признаку.
Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно.
Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества". Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.
В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операции в раннем детстве, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку они более определенны и постоянны, в отличии от других действий; в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь.
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи приводят к бурному развитию мыслительных операций. Дошкольник переход к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков или на основе использования назначения предметов. Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и правильно мотивируют выделение классификационных групп.
Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления.
Абстрактно-логическое - мышление абстракциями - категориями, которых нет ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.