Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Работа посвящена информационным ресурсам, информации как объекту правовой защиты. Информация сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний. Информационные системы. Классификация информации по категориям доступа.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Красноярский филиал
Специальность 021100 "юриспруденция"
Дисциплина: Безопасность предпринимательства и личности
Контрольная работа
Тема: Информационно-коммерческая безопасность предпринимательской деятельности
Выполнил: студент 5-ЮСО
Проверил: к. ю. н., Тепляшин П.В.
Красноярск 2008
ПЛАН

Введение
1.
Информационные ресурсы
2.
Информация как объект правовой защиты
3.
Классификация информации по категориям доступа
4.
Конфиденциальность информации
5.
Государственная тайна
6.
Коммерческая тайна
7.
Защита информации
8.
Угрозы конфиденциальности информации
9.
Меры по защите информации
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Возрастание роли информации практически во всех областях жизнедеятельности обусловлено многими факторами и, прежде всего, формированием информационного сектора экономики, равного по значимости, а порой и превосходящего по ресурсному потенциалу такие традиционные ее подразделения, как промышленность, сельское хозяйство и услуги.

Мера развитости информационного сектора не только оказывает существенное влияние на систему производственных отношений, но и предопределяет реальные границы возможностей для членов общества искать, получать и распространять информацию. Благодаря этому закладывается основа существования системы информационных отношений в обществе, намечаются ориентиры государственной политики в информационной сфере, а информационные процессы нашего общества становятся предметом сознательной, целенаправленной и научно обоснованной деятельности.

Важную роль в проектировании информационных процессов играет право, с помощью которого не только регулируются сложившиеся отношения, но и происходит расширение сферы информационной деятельности, диктуемое общественными потребностями. Таким образом, право воздействует непосредственным образом на ход информационных процессов, определяя и поддерживая те направления, которые формируют облик так называемого информационного общества. Информационное общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, складывающихся между членами данного общества, а также между ними и государством. Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только классических отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств информации, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого и возникают такие отношения.

Обычно предмет права есть вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются в том числе не материализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Коммерческая информация должна расцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите или использованию. Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности Ч.1. ст.2. ГК РФ..

1. Информационные ресурсы

Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается информация первого порядка - опыт деятельности человека и информация второго порядка - сведения об опыте обработки и переработки информации. Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации - это служит основной предпосылкой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

Итак, информация - это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах. Ст.2 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Некоторые авторы предлагают более широкое определение информационного ресурса. Информационный ресурс - это информация, созданная и/или обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления. В конце концов, это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками. Таким образом, информация, став информационным ресурсом, приобретает присущие только этому понятию (величине) свойства, сохраняя свои собственные. Бакут П.А., Шумилов Ю.П. // Информационные ресурсы России. 1999г. № 3.

Мировые и национальные информационные ресурсы можно разделить на:

- Традиционные информационные ресурсы

- Электронные информационные ресурсы

- Формальная и неформальная коммуникация информации

2. Информация как объект правовой защиты

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания отраслей и публичного, и частного права. Многие вопросы информации, информационных ресурсов являются объектом норм международного права.

Что касается информационных ресурсов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим.

Триединство информации, технологий и систем связи определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемыми на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.

С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в российском законодательстве информация стала полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 "Виды объектов гражданских прав", которая гласит: "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага" Бачило И.Л. Интеллектуальная: собственность -- объект современного права. М., 2000 С 45..

Само определение информации вызывает сегодня большие споры. Как отмечалось выше, у разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Вероятно, было бы ошибкой отдавать приоритет лишь какому-то одному из них.

Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) - как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать Ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"..

Несмотря на кажущуюся простоту данных определений, уяснение фактической сущности понятия "информация" - дело непростое, так как данное понятие весьма широко и не всегда удачно используется и в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод: любая информация в момент своего создания является тайной или конфиденциальной и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности. Так, в ст.2 Федерального закона Российской Федерации "Об информации... " устанавливается, что конфиденциальной информацией является документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ст.21 устанавливает правило, согласно которому "защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу". Режим защиты информации устанавливается в отношении:

· сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
· конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего федерального закона;
· персональных данных - федеральными законами.
Как может и должна осуществляться правовая защита информации как одного из объектов собственности? Специфика информации как объекта собственности заключается в том, что правовое регулирование информации должно исходить из возможности защиты информации как по форме выражения, так и по существу содержания одновременно, что требует рассмотрения информации как самостоятельного вида объектов собственности.

3. Классификация информации по категориям доступа

Тайны имеют градацию по степени секретности. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно" (ст.8 указанного закона). Собственником информации могут использоваться также грифы "Конфиденциально" и "Для служебного пользования".

Вопросы конфиденциальности всегда тесно связаны с вопросами собственности на информацию, поскольку именно собственник обычно является жертвой при совершении информационных преступлений.

Известно, что в Российской Федерации существует право собственности граждан, юридических лиц и государства (ст.212 ГК РФ). Это законодательное установление позволяет в дальнейшем определить режим использования различных видов информации. Поэтому собственниками информации являются граждане, юридические лица и государство.

Законодательно установлена защита нескольких видов информации, принадлежащей гражданам и называемой "личной конфиденциальной информацией" или "персональными данными".

Коммуникационные тайны: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч.2 ст.23 Конституции РФ; ст.138 УК РФ); тайна усыновления (ст.155 УК РФ; ст.39 Семейного кодекса РФ); сведения о частной жизни лица (ст.137 УК РФ; ст.150 ГК РФ); личная тайна (ст.137 УК РФ, ст.150 ГК РФ); семейная тайна (ст.137 УК РФ, ст.150 ГК РФ), тайна голосования (ст.142 УК РФ), информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах": ст.146 УК РФ, ст.150 ГК РФ); информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина или персональные данные (Федеральный закон "Об информации... "; ст.140 УК РФ); профессиональная (нотариальная, адвокатская) тайна (ст.51 УПК); медицинская (врачебная) тайна (ст.30 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан").

Законом также защищена конфиденциальная информация юридических лиц: коммерческая тайна (ст.139 ГК РФ; ст.183 УК РФ); банковская тайна (ст.183 УК РФ; ст.26 ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности"); тайна связи (ст.1 ФЗ РФ "О почтовой связи"); служебная тайна (ст.139 ГК РФ).

Конфиденциальной объявляется информация, принадлежащая государству или его субъектам и их образованиям ("государственная конфиденциальная информация"). К ней относятся: служебная тайна (ст.139 ГК РФ); государственная тайна (Закон РФ "О государственной тайне"; ФЗ РФ "О федеральной фельдъегерской связи", ст.275, 276, 283, 284 УК РФ); данные предварительного следствия (ст.310 УК РФ); сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст.311 УК РФ); сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.320 УК РФ).

Кроме перечисленных видов конфиденциальной информации, законом отнесены к таковой некоторые специальные разновидности сообщений независимо от воли их собственника. Например, ограничен порядок предоставления потребителю информации эротического содержания (ст.37 Закона РФ "О средствах массовой информации) и запрещена к распространению порнография (ст.242 УК РФ).

Указанный перечень не является исчерпывающим. Однако представляется, что дальнейшее его уточнение и дополнение будет происходить по мере развития криминалистической теории раскрытия и расследования преступлений в области информации на основе обобщения практики.

4. Конфиденциальность информации

Термин "нарушение целостности и конфиденциальности" широко используется в специальной литературе, в которой рассматривается проблема безопасности информационных систем, базирующихся на применении информационной техники. Специалисты обычно имеют в виду конкретные организационные и программно-технические меры, обеспечивающие защиту систем и сетей ЭВМ от действий, которые могут повлечь вредные последствия для хранящейся в памяти компьютеров информации. Говоря о целостности информации, подразумевают защиту данных от разрушения и изменения, в том числе и от вирусов. Конфиденциальность же понимается как предотвращение возможности использования информации лицами, которые не имеют к ней отношения. Появление вслед за специальной литературой и в законодательстве об информации термина "конфиденциальность" наряду с термином "тайна", по-видимому, оправданно Сергиенко Л. А. Правовая защита персональных данных. Цели и принципы правового регулирования //Проблемы информатизации -- 1995. Вып.1. С.51..

В словаре В. Даля слово "тайна" означает все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое. Слово "конфиденциальный" означает "доверительный, не подлежащий огласке".

Как видно из сравнений смысла данных терминов, они обозначают одно и то же. Таким образом, тайна или конфиденциальность есть свойство документированной информации.

Конфиденциальная информация характеризуется доверительными отношениями, которые выражаются в передаче секретных сведений для определенной цели (в том числе для сохранения в тайне/ Использование подобной "доверительной" информации допускается только по ее целевому назначению. Обязанность сохранить конфиденциальную информацию в тайне вытекает из особой природы конфиденциальной информации и базируется во многом на нравственно-этических нормах и принципах, отражающих строго целевую направленность отношений по поводу использования конфиденциальной информации.

Признаками конфиденциальной информации являются секретность, неизвестность широкому кругу лиц, объективное выражение, идентифицированность, заинтересованность обладателя в сохранении сведений в тайне, доверительный характер, объясняющий строго целевое использование соответствующих сведений, возможность причинения морального и/или материального ущерба или нарушения интересов общества или государства в случае разглашения.

Режим секретности - установленный нормами права в нашей стране единый порядок обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайны. Назначение: предотвращение утечки закрытой информации по агентурным каналам.

5. Государственная тайна

Государственная тайна как вид тайны неоднократно указывается в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и имеет непосредственное уголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. Государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. На основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто "государственная безопасность" в широком понимании, а внешняя безопасность государства. Государственная тайна в уголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает Закон “О государственной тайне”, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.

2) сведения в области экономики, науки и техники:

· о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
· об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
· о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Коммерческая тайна

В правовой обиход введены различные представления о тайне. Наряду с государственной, служебной, врачебной, коммерческой и иными вводится представление об адвокатской тайне, биржевой тайне, банковской тайне, налоговой тайне, тайне вклада и тайне договора, тайне телефонных переговоров и множества иных видов тайн.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно-брачные отношения и иное. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца.

Одним из наиболее часто цитируемых нормативных правовых актов является статья 4 Федерального закона ”О коммерческой тайне” (О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну) В документе сказано, что Правительство РФ постановляет что:

режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объект и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.