На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Роль информации в жизни общества, личности и государства. Правовая политика России в информационной сфере. Использование возможностей цифровых технологий. Информационное общество: история и этапы развития. Информационно-коммуникационные технологии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО

1. Роль информации в жизни общества, личности и государства

В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.

На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.

Первая информационная революция - изобретение письменности. Она привела к огромным изменениям в хранении информации. До изобретения письменности носителем информации являлся человек. После изобретения письменности стало возможно передавать знания последующим поколениям и на длительные расстояния. Значительно повысилась достоверность передаваемой информации, уменьшилось количество ошибок, характерных для устной передачи информации.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Федоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации. До изобретения книгопечатания знание было доступно только узкому кругу лиц, после изобретения книгопечатания информация стала иметь массовый характер. Она перестала являться эксклюзивным товаром. Кроме того, значительно снизилась стоимость книг, что позволило изменить социальную структуру распространения знаний, приобщить к знаниям низшие социальные слои. В результате того, что информация стала доступна не только привилегированным кругам, стали возможны значительные социальные изменения, которые привели к буржуазным революциям.

Третья информационная революция (конец XIX в.) - изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио. Эти средства передачи информации позволили в несколько раз увеличить скорость ее передачи. Они значительно повысили роль средств массовой информации (СМИ), возросло влияние владельцев СМИ и государства на население. Значительные изменения затронули не только общественную жизнь, но и межличностные отношения. Появилась возможность общения на расстоянии в реальном времени, распространяемая информация стала товаром, который можно продавать в массовом порядке. Появились целые области жизнедеятельности человечества, которых раньше не существовало.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) - изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Развитие средств связи и электронной техники привело сначала к появлению телевидения, которое позволило передавать изображение на расстояние. Почти одновременно с телевидением человечество осуществило свою давнюю мечту - заставило производить вместо себя расчеты машину. Благодаря этим изобретениям возросла оперативность и скорость создания и обработки информации, а ее количество увеличилось в несколько раз. Работа с информацией в электронном виде позволила обеспечить практически неограниченное ее распространение.

Пятая информационная революция (конец XX в.) - создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны. Возможность иметь доступ к всемирным компьютерным сетям имеет более половины населения Земли. Основным представителем таких сетей является Интернет, который объединяет большую часть из них в единое целое. Появление всемирных компьютерных сетей позволило снять границы в распространении информации, значительно увеличить ее количество, сделать доступной ее для каждого человека. Эта революция, помимо глобальных изменений в хранении, тиражировании и распространении информации, принесла значительные социальные изменения. Она сделала мир более открытым, демократичным, позволила осуществлять гражданам более действенный контроль за своими правительствами.

Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, стали глобальные социальные и экономические изменения. Промышленность более не сосредоточена в отдельной области, люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что еще сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится, не только услышать, но и увидеть. Это привело к массовому развитию туризма, который в свою очередь не был бы возможен без развития авиации, тесно связанной с вычислительной техникой и современными средствами связи. Одновременно информация приобрела характер массового товара, доступного буквально всем. Мы ежедневно потребляем информацию, как пищу, даже не замечая этого. Конечным итогом подобных преобразований должна стать прозрачность государственных границ не только в информационном, но и в физическом смысле.

Важнейшим обстоятельством, делающим информатизацию общества неотложной необходимостью, является ограниченность сырьевых, энергетических и человеческих ресурсов. Так, все мировое производство сырьевых ресурсов на настоящий момент оценивается цифрой в три триллиона долларов в год, а внутренний валовой продукт США составляет 12 триллионов долларов. Контраст - разителен, однако позволяет сделать однозначный вывод о необходимости глобальной и поголовной информатизации нашего общества. Это общество в процессе своего развития, построенного на использовании различной информации, должно стать полностью информационным.

2. Информационное общество: история и этапы развития

Появление и развитие информационного общества стало объектом изучения социальной философии такими социологами и философами, как А.Тофлер, Г. Кан, Т. Стоуньер, К. Ясперс, А. Энциниони. В своих исследованиях они отметили различные аспекты развития информационного общества и связанные с ним проблемы образования, политики и общественной жизни, бюрократии, а также проблемы дома и семьи.

Учеными прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах. Деятельность людей будет сосредоточена на обработке информации, а материальное производство будет возложено на машины. Ближе всего на пути к полной информатизации общества стоят государства с развитой информационной индустрией: США, Япония, страны Европейского Союза.

Необходимо отметить, что общество, которое будет во главе этого процесса, получит значительные преимущества. В мире существует так называемый «золотой миллиард», и если мы себя к нему относим, то должны, с одной стороны, соответствовать его экономическим, политическим, юридическим и информационным стандартам. С другой стороны, необходимо отдавать себе отчет, что любой продукт, производимый в этом глобальном обществе, будет нашим только на 10%, а остальные 90% мы должны будем взять у партнеров. Это касается как технологии, так и человеческих и сырьевых ресурсов. Кроме того, необходимо обратить внимание на такой факт: до появления Интернета информация была ценностью и дорого стоила, теперь же она превратилась в массовый дешевый продукт.

Основными особенностями информационного общества являются:

· наличие информационной инфраструктуры, состоящей из глобальных компьютерных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;
· применение персональных компьютеров, подключенных к глобальным сетям, в массовом порядке;
· готовность членов общества к использованию компьютерной техники и глобальных сетей (например, психологические препятствия);
· внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);
· возможность быстрого получения больших объемов информации;
· возможность общения с другими членами общества в реальном времени на любых расстояниях (чаты, форумы и др.);
· использование средствами массовой информации глобальных сетей для распространения информации без ограничений;
· создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме (средства мультимедиа позволяют человеку одновременно не только воспринимать изображение и звук, но и участвовать в этом процессе);
· создание международных информационных норм, законодательства.
Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.
Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:
· возникает проблема качества и достоверности информации;
· все большее влияние на общество оказывают средства массовой информации;
· неправомерное использование информационных технологий может разрушить частную жизнь человека, влиять на экономическое состояние предприятия;
· может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой.
Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. По-настоящему современный человек, который востребован обществом, должен уметь общаться как минимум на одном иностранном языке, свободно пользоваться достижениями науки и техники, быть мобильным, готовым к перемене места жительства, страны, профессии. Огромную роль в процессе формирования такого человека играет информационная культура, которая является основой для способности человека учиться всю свою сознательную жизнь.
Проблема формирования информационного общества имеет в настоящий момент не технический, а организационный и психологический характер. Дальнейший прогресс на пути развития информационного общества зависит от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, - телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Также большое значение имеет правовое регулирование финансовых потоков в Интернет, защита информации от неправомерного доступа, охрана авторских прав. Решение данных проблем позволит улучшить создаваемое информационное общество, сделать его подлинно демократичным.

3. Правовая политика Российской Федерации в информационной сфере

В период с 1992 по 2007 годы в Российской Федерации была сформирована правовая политика в области информации и информационного общества, которая активно развивается и реализуется в настоящее время. Формирование правовой политики государства в сфере информации и информатизации можно разделить на три этапа.

Первый этап проходил с 1992 по 1995 годы. На этом этапе была поставлена задача формирования правовой политики государства в информационной сфере в общем, без конкретизации по отдельным направлениям. Для разработки государственной политики в области информации и информатизации в 1992 году был создан Комитет информатизации при Министерстве связи РФ. На данный Комитет были возложены обязанности по разработке и проведению государственной политики информатизации России, а также подготовке проектов законодательных актов и решений Правительства РФ в области информатизации. В 1993 году было принято Положение об указанном Комитете, в котором были указаны обязанности, дополненные задачей обобщения практики применения законодательства РФ в сфере информатизации и разработкой предложений по его совершенствованию.

В 1994 году Комитет информатизации при Министерстве связи РФ был расформирован, а на его базе был создан Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. На Роскоминформ был возложен ряд задач, одной из которых являлась «разработка проектов законодательных и иных нормативных актов РФ по вопросам информатизации». Одновременно с этим был подписан Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации». Основное внимание в данном документе уделялось организационным вопросам.

С 1992 по 1995 год были подписаны несколько Указов Президента РФ, направленных на формирование правовой политики в области информатизации:

1. Указ Президента РФ «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства СНГ» от 27 декабря 1993 г. № 2293.
2. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. № 2334.
3. Указ Президента РФ «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти РФ» от 21 февраля 1994 г. № 361.
Данными Указами принимались неотложные решения в сфере информатизации и информационных ресурсов, однако правовое поле в данной сфере было еще не сформировано. В период с 1992 по 1994 годы указанные выше Комитеты разрабатывали проекты законов, которые должны были регулировать правоотношения в информационной сфере. Результатом их работы стало принятие в 1995 году целого пакета законодательных актов, основным из которых являлся Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Этот законодательный акт являлся основополагающим базовым актом в данной сфере правового регулирования.
В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» были впервые закреплены обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации. Так, статья 3 Закона устанавливала, что государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Кроме того, Закон закрепил основные направления государственной политики в данной сфере. Принятие ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» стало значительной вехой на пути формирования правовой политики в области информации и информатизации.
Необходимо отметить также принятие Уголовного кодекса РФ, который впервые в нашей стране в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» установил ответственность за совершение преступлений, родовым объектом которых являются охраняемые уголовным законом от преступных посягательств правоотношения в сфере компьютерной информации.
Принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» в 1995 году завершился первый этап формирования правовой политики Российской Федерации в информационной сфере. Выработанные основные направления государственной политики определили отношение государства к информационной сфере в целом, однако не конкретизировали подходы государства к отдельным объектам информационных правоотношений.
В ходе второго этапа формирования правовой политики в информационной сфере основное внимание государства было направлено на реализацию закрепленных в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» основных направлений государственной политики. Данный этап проходил с 1995 по 2000 год и закончился принятием Доктрины информационной безопасности РФ.
Начало второго этапа характеризовалось принятием в конце 1995 года «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренной решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694. Указанная Концепция была первой в нашей стране «долговременной концептуальной программой, формирующей основные направления информатизации российского общества». Концепцией было определено, что необходимо разработать законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки. При разработке законодательства об информационных ресурсах Концепция предписывала основное внимание уделить вопросам защиты авторских прав и права собственности на информационные ресурсы, а также создание условий равенства всех форм собственности при формировании информационных ресурсов.
Реализация «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» позволила, например, правоохранительным органам начать оптимизацию информационной инфраструктуры в направлении интеграции автоматизированных информационных систем правоохранительных органов с информационными системами силовых и других государственных структур.
В 1995-1998 годах основное внимание государства было направлено, в первую очередь, на формирование единого информационного пространства и повышение информирования населения, обеспечение его конституционного права на доступ к информации. Можно выделить несколько нормативно-правовых актов, посредством которых закреплялось отношение государства к данным проблемам и пути их решения. Это, в частности, Постановление Правительства РФ от 12.01.1996 № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ», «Концепция национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ», Распоряжение Правительства РФ от 24.02.1999 № 301-р «О создании межведомственной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти «Доход»», Постановление Правительства РФ от 24.07.1997 № 950 «Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации» и ряд других.
Отдельно необходимо выделить «Концепцию государственной информационной политики», которая была призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. На основе данной Концепции происходило дальнейшее формирование правовой политики государства в информационной сфере.
Из задач, поставленных Концепцией государственной информационной политики, можно выделить задачу по эффективному формированию и использованию национальных информационных ресурсов и обеспечению широкого, свободного доступа к ним. Кроме того, впервые в качестве государственного приоритета прозвучала задача формирования информационного права как правового фундамента и необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества. Определенные в Концепции цели, задачи и основные направления информационной политики получили дальнейшее развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
Принятие Доктрины информационной безопасности РФ стало логичным итогом работы всех государственных структур, принимавших участие в формировании правовой политики РФ в информационной сфере. Данная Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Таким образом, она основана на двух Концепциях - по информационной политике и национальной безопасности.
Кроме того, необходимо отметить, что принятие Доктрины информационной безопасности по срокам совпало с принятием Хартии Глобального информационного общества (июль 2000 года) Хартия Глобального информационного общества. - Окинава, 2000. С. 51-56.. Указанная Хартия установила основные принципы создания информационного общества и вхождения в него других государств. Многие положения Доктрины повторяют или развивают положения Хартии. Необходимо отметить, что возрастание роли информационной сферы характерно не только для России, но и для всего мира. Доктрина отмечает системообразующий характер информационной сферы, ее значительное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Подчеркивается, что национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Доктрина определила четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Доктрина информационной безопасности определила основные понятия в сфере информационной безопасности и установила приоритеты Российской Федерации в данной области. При классификации методов обеспечения информационной безопасности Доктрина отнесла к ним, в том числе, и правовые методы. Правовые методы включают разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важным направлением этой деятельности является внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась РФ, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов РФ, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ. Принятием Доктрины информационной безопасности РФ закончился второй этап формирования правовой политики РФ в информационной сфере.
Третий этап формирования правовой политики РФ в информационной сфере берет свое начало в 2000 году. В период прохождения данного этапа положения Доктрины информационной безопасности РФ, касающиеся информатизации и информационной сферы, были значительно конкретизированы.
В 2002 году принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 СЗ РФ. 04.02.2002. № 5. Ст. 531.. Одной из задач целевой программы названо обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
На первом этапе реализации программы (2002 год) была запланирована подготовка пакета законопроектов, направленных на решение проблем, связанных с:
· созданием и распространением электронных документов;
· развитием электронной торговли;
· снижением административных барьеров, препятствующих выходу российских организаций на рынки информационных и коммуникационных технологий;
· гармонизацией законодательства РФ в сфере информационных и коммуникационных технологий с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза.
Ряд законопроектов была представлен и принят, например, Федеральные законы «Об электронной цифровой подписи» СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 127., «О коммерческой тайне» СЗ РФ. 09.09.2004. №32. Ст. 3283. и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.