На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87031


Наименование:


Курсовик Понятие среднего класса.Характеристика среднего класса в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие среднего класса……………………………………………. 5
1.1 Понятие среднего класса………………………………………………….. 5
1.2 Процесс зарождения и формирования среднего класса……………….....6
1.3 Критерии отнесения к среднему классу………………………………… 10
Глава 2. Характеристика среднего класса в России…………………………13
2.1. Численности среднего класса в России…………………………………13
2.2. Работа среднего класса………………………………………………….. 14
2.3. Имущественные характеристики среднего класса……………………..17
Глава 3. Средний класс в России…………………………………………….. 22
3.1 Особенности российского среднего класса…………………………….. 22
3.2 Состав среднего класса………………………………………………… 25
3.3 Слои среднего класса……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………32
Приложение


Введение
Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Состояние среднего класса - один из индикаторов уровня развития экономики и характера политической системы. Значительная доля этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны.
Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия - социальный хребет общества.
Многие авторы склонны рассматривать средние слои как цементирующую силу общества, причём проявляющую себя в качестве таковой в различных сферах. В области социальных отношений они являются той средой, которая способна "гасить" значительные противоречия между основными классами. В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательных, профессиональных, культурных отношениях. В культурной сфере эти слои представляют оплот ценностей современного общества: именно они являются основными носителями традиций, норм, знаний. В политическом плане для средних слоёв характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом политической стабильности , залогом эволюционного характера общественного развития , и формирования и функционирования гражданского общества. Поэтому без преувеличения можно назвать средние слои подлинными гарантами социальной стабильности в современном обществе, роль которых в этом их качестве была бы особенно важна для России.
В последнее время многие политические движения и партии пытаются сделать средний класс своей опорой. При этом выдвигают следующие тезисы: "средний класс -люди с хорошим достатком, высоким уровнем и качеством жизни - должен составить большинство населения России, послужить основой и опорой ее развития", "именно средний класс - основа стабильности и поступательности социально-экономического движения России на пороге третьего тысячелетия, именно он - препятствие на пути социальных потрясений".
Я выбрала эту тему поскольку мне захотелось самой разобраться в вопросе существования среднего класса: есть ли он в России, и если есть то в каких количествах, какие критерии являются главными для определения среднего класса, можно ли его сравнивать с европейским средним классом, какие специфические особенности есть у нашего среднего класса. Конечно, не существует однозначных ответов на эти вопросы, ведь каждый учёный отстаивает свою точку зрения, но может быть на основе их мнений мне удастся сформировать своё собственное.



Глава 1. Понятие среднего класса
1.1 Понятие среднего класса.
В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем под средним классом подразумевают ту часть общества, которая занимает "средние" - между "верхами" и "низами" статусные позиции, характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью сознания и политического поведения, составляя небольшую по численности социальную группу, выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются функции социального "стабилизатора" общества и источника воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет примерно 55-60%. Различают старый средний класс, состоящий из средних и мелких собственников, и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда.
К средним слоям общества, которое не приобрело ещё чётких контуров социально-слоевой структуры, можно отнести тех, кто по своим социальным позициям, безотносительно к какой-либо определённой социальной, занимает срединное положение в социальной вертикали.
С точки зрения социальной стратификации следует говорить не о среднем слое, а о среднем классе, поскольку здесь имеет место процесс классовой кристаллизации, то есть сближения социальных позиций основных социальных групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы) доход, престиж профессии, уровень образования. На основе этих признаков формируется общая идеология, мораль, образ жизни, характеризующее поведение среднего класса. Термин “средний класс” в своем первоначальном значении относится к достаточно большой по численности социальной группе (в промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного населения), занимающей серединное положение между двумя крайними полюсами социальной стратификации, которые образуют с одной стороны, политическая элита и наиболее богатые слои населения, а с другой - бедные, деклассированные элементы. Графически этот тип социальной стратификации может быть представлен в форме ромбовидной модели, основной объем которой как раз и занимает средний класс.[12]
Является ли средний класс действительно классом в строгом смысле понятия? Думается, нет, так как он весьма разнообразен по отношению к средствам производства и по источникам доходов (от доходов с капитала до зарплаты наемного работника). Таким образом понятие “средний класс” обозначает в постиндустриальных странах не класс, а сложный социально-структурный конгломерат.

1.2 Процесс зарождения и формирования СК в России.
Средний класс российского общества сформировался прежде всего в 30-е годы. Это тот общественный слой, который возник в результате политики коллективизации и индустриализации. Он представлял собою огромную массу населения, покидавшую деревни подчас под угрозой голода. Эта масса быстро осваивала городские формы жизни. Она расслаивалась внутри себя на целый ряд групп по профессиональным интересам и должностным положением. Наиболее массовыми профессиями стали инженеры, учителя, врачи. Важной особенностью этого слоя было стремление к культурности и вера в правоту идеологических формул, предлагавшихся сверху.
Преобразование советского среднего класса в новый средний класс постсоветского общества - очень сложный процесс, по-видимому, начавшийся со времени принятия закона о кооперативной деятельности, который дал мощный толчок изменению отношений собственности в советское время.[2]
Сведения о существовании среднего класса в Советском Союзе относятся ко времени перестройки. В конце 80-х численность среднего класса была примерно 13,5% и критерием отнесения к среднему классу было: наличие благоустроенного жилья, легкового автомобиля и полного набора домашней бытовой техники на уровне существующем в то время в стране. Тогда в обществе сохранялась иллюзия быстрого преобразования централизованной экономики в рыночную и признавалось, что средние слои выступят их опорой. Относительно количественных параметров, структуры и статуса среднего класса высказывались различные точки зрения. Так Е.Стариков в качестве индикатора использовал уровень дохода, благоустроенное жилище, автомобиль, в России к 1989 людей с таким доходом было13,15%. По мнению А.Зайченко к числу обеспеченных людей можно отнести всех, кто имеет автомобиль, это примерно 11,2%. По оценкам Н.Наумовой средний класс составлял 20-30% населения. Различия в оценках свидетельствует о неопределённости социальных характеристик и статуса среднего слоя в обществе, которое называлось тогда социалистическим. Ещё более сложным и неподдающимся однозначной трактовке стало положение среднего слоя в современной России.[5]
В начале 90-х, с изменением ситуации в связи с началом экономических реформ, в общественном сознании сложились устойчивые представления о том, что приватизация, разгосударствление собственности довольно-таки быстро создадут базу для формирования среднего класса.[4]
Процесс становления среднего класса в России обычно описывается в категориях "зарождения". Но представляется, что ситуация выглядит несколько иначе. В российском обществе есть значительная атомизированная масса индивидуумов, которые вполне могут быть отнесены к среднему классу по ряду существенных признаков, но нет среднего класса как интегрированного субъекта, выполняющего свою специфическую экономическую и социально -политическую роль.[17]
Что же все-таки препятствует превращению атомизированной массы индивидуумов в нечто целое, объединяемое понятием "средний класс"? Необходимая основа для формирования среднего класса в России может быть описана в виде триады, состоящей из ресурсной, мотивационной и идеологической предпосылок.
Ресурсная предпосылка включает в себя потенциальные источники рекрутирования в средний класс и состоит из имевшихся в социальной структуре советского общества массовых социальных слоев, обладавших рядом значимых профессионально-квалификационных и ценностных признаков среднего класса, возникших в ходе реформ массовых социальных слоев, которые могут быть отнесены к среднему классу по ряду признаков, связанных с родом занятий. Мотивационная предпосылка состоит из социальных групп, имеющих притязания на соответствующий социально-экономический статус и мотивацию на его достижение, а так же социальных групп, у которых, несмотря на наличие ряда ресурсов, в настоящи........


Список использованной литературы
1. Александрова О.А. «Общественные науки и современность» 2009г.
2. Александрова О. А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность, 2009г
3. Л.А. Беляева "Социс", "В поисках среднего класса".2009г.
4. Л.Г. Бызов. "Социс", "Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса", 2007г.
5. "Вопросы экономики". 2008 г. №7.
6. Герасимова М. В., Громова Е. И., Шпаро К. И. Автопортрет среднего класса в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. N 2.
7. М.К. Горшков. "Социс", "Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России", 2007г.
8. З.Т. Голенкова. "Социальное расслоение и социальная мобильность",2007г.
9. Головляницина Е.Б. Инновационен ли российский средний класс? Особенности профессиональной структуры и трудовых ценностей среднего класса накануне кризиса // Мир России. 2009. № 4. С. 19-36.
10. Голубев B.C. «Общественные науки и современность», 2009г.
11. Дзарасов С. С. Теория капитала и экономического роста. М., 2007.
12. Исправников ,В. О. Особенности формирования среднего класса в России [Электронный ресурс] / В. О. Исправников. - Режим доступа: wind.php. ? 10.04.2010.
13. Кравченко А.И. Классовая система // Социология. Учебник, 2007г.
14. Кравченко А.И. Общество среднего класса // Социология. Учебник, 2007г.
15. 15.Костиков В. Российский бизнес еще не осознает себя как созидательный класс // Аргументы и факты. 2007.
16. Лепехин В.А. «Общественные науки и современность», 2008г.
17. " Т.Б. Обыдённова. "Социс", "Средний класс и его работа", 2007г.
18. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 55-61.
19. Тапилина В.С. Российский средний класс: динамика численности и особенности воспроизводства // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 84-101
20. Н.Е. Тихонова. "Социс", "Российский средний класс:особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности", 2007г.
21. Тихонова Н.Е., Горшков М.К. - Средний класс в современной России - 2008
22. Черкашина Т.Ю. Субъекты экономики знаний: ролевые позиции среднего класса // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. С. 97-112.
23. Шарин В. Можно ли прекратить воспроизводство бедности? // Человек и труд. 2008. N 7.
24. Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Красилова А.Н., Крельберг Ю.М., Смыслов Д.А., Ястребов Г.А. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., 2006.
25. Юдина О.А. Численность и демографические особенности средних слоев российского общества // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 96-103.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.