На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и признаки информации, физическая неотчуждаемость как ее свойство. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные). Юридическая ответственность за правонарушения в сфере информации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Контрольная работа
Предмет: Гражданское право
Информация как объект гражданского права
Абакан 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Глава 1. Понятие и признаки информации
    Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
    Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
    Заключение
    Список используемой литературы
    Введение


    Говоря об актуальности данной темы, следует отметить тот факт, что развитие информационных технологий и появление нового вида общественных отношений - отношений по передаче информации - заставляет задуматься над необходимостью правового регулирования соответствующих отношений. Изучение действующего законодательства, касающегося регулирования отношений, связанных, так или иначе, с информацией, приводит к выводу об отсутствии на сегодняшний день достаточно разработанной законодательной базы для регулирования отношений по обмену информацией и гражданско-правовой защите прав обладателей информации. Как известно, на сегодняшний день не развит гражданско-правовой институт, предметом которого бы являлись данные отношения. Наличие в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) упоминания об информации как объекте гражданских прав явно недостаточно. Требуется более детальная законодательная регламентация. А для этого следует сначала проанализировать феномен информации как правовой категории с теоретической точки зрения и создать теоретическую модель механизма гражданско-правового регулирования отношений по поводу информации.
    Объектом данной курсовой работы является информация как правовая категория. Предметом же курсовой работы будет являться информация как объект гражданского права.
    Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
    Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
    1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
    2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
    3. Усвоение теоретического материала;
    4. Письменное воспроизведение и оформление усвоенного материала и формирование собственных выводов по каждому из аспектов изучаемого вопроса и в целом по теме курсовой работы.
    При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.

Глава 1. Понятие и признаки информации

На сегодняшний день известно множество различных определений понятия информации. Однако поскольку право является социальным регулятором, то не имеет смысла останавливаться на тех концепциях информации, которые отражают философский или естественнонаучный аспекты понятия информации. Юриста должен интересовать прежде всего аспект любого явления, связанный с тем, как это явление проявляет себя в отношении к человеку и обществу. Поэтому и категорию информации для целей гражданско-правового исследования следует рассмотреть именно сточки зрения того, чем она является в процессе человеческой жизнедеятельности. Очевидно, главенствующей, и наиболее соответствующей действительности, концепцией информации является та, которая видит сущность информации в результате отражения сознанием человека окружающей действительности и отождествляет информацию с образом, имеющим смысловое содержание и знаковую форму. Знаки лишь форма существования и средство передачи информации. Для человека имеет первостепенное значение именно смысл, содержание информации. Термин «знание» отражает наиболее, на наш взгляд, важный аспект этого содержания - прагматический. Действительно, для человека любая информация является, прежде всего, знанием, оцениваемым с точки зрения полезности в упомянутых приспособительных целях. В этом, как нам кажется, и состоит сущность информации.

Решая задачу выбора понятия "информация" следует рассматривать их не только в научном контексте, но и с учетом необходимости познания и преобразования реальной действительности. В простейшем бытовом понимании с термином "информация" обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка "informatio" означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожегов дает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999. С. 250..
Поскольку информация - результат отражения действительности, значит, она должна содержать не просто знания, а знания о чем-либо - о действительности, ее предметах и явлениях. Поэтому следует отметить, что с функциональной точки зрения информация является сведениями о предметах и явлениях окружающей субъекта познания действительности. Именно с этой точки зрения информацию определяет закон (Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации).
Определив информацию как сведения, законодатель тем самым указывает на ее субъектный и предметный характер. Субъектный характер информации выражается в том, что она актуальна или потенциально принадлежит кому-то. В то же время информация - это всегда сведения о чем-либо, то есть они всегда предметны. В связи с этим можно выделить свойства, характеризующие информацию как правовую категорию исходя из ее определения приведенного в Законе об информации (речь идет о легальном определении, а не о научных дискуссиях), это: физическая неотчуждаемость, содержательность и независимость форм предоставления сведений Л.Б. Ситдикова. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказаниеинформационных услуг. - М. 2008. С. 10-11. .
Центральное место в Законе об информации занимает ст. 5, называемая "Информация как объект правовых отношений", которая устанавливает, что информация может быть объектом различных правоотношений, как-то: публичных, гражданских и иных. В связи с этим уместно заметить, что в этой же статье Закона приведена одна из существующих классификаций, подразделяющая информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней третьих лиц на общедоступную и необщедоступную Щербак Н.В. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. 2004. N 7. С. 80. (информация ограниченного доступа). Критерием подобной классификации выступает мера важности и мера доступности тех или иных сведений. В связи с этим, как отмечает О.А. Городов, следует иметь в виду, "...что абсолютно доступных сведений, в отношении которых установлен тот либо иной режим, не существует. Всегда будут иметь место фактические или юридические препятствия, затрудняющие доступ к определенным блокам сведений" Городов О.А. Информационное право. М., 2007. С. 56..
Говоря об информации, необходимо иметь в виду еще два свойства, определяющие ее роль и значение в условиях общества с рыночной экономикой.
Во-первых, информация физически не может быть отчуждена от: ее производителя и от любого лица, в пользовании которого она оказалась. Любая информация несет в себе знания, которые по своей сущности неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, может передать знания другим лицам (на этом построена вся система обучения), продолжая оставаться их владельцем.
Во-вторых, информация обладает свойством обособляемости от ее производителя. Благодаря материальному носителю она становится товаром массового распространения и, соответственно, самостоятельным объектом права.
Законодатель подходит раздельно к определению правового положения информации, считающейся нематериальным (неимущественным) благом, и материальных носителей информации, относимых к имущественным ценностям. В отношении информации как понятия в целом он ограничивается молчанием, на материальные же носители распространяет положения Гражданского кодекса РФ, относящиеся к праву собственности. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" правовой режим информационных ресурсов (материальных носителей информации) определяется нормами, устанавливающими право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Соответственно, информационные ресурсы, являющиеся собственностью организации, как сказано в п. 5 ст. 6 того же Закона, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.

Не менее важной задачей гражданско-правовой науки сегодня является выявление признаков информации, отличающих и обособляющих ее от других объектов гражданских прав. В.А. Копылов отмечает, что правовые свойства информации влекут за собой определенные последствия при обращении информации, они закрепляются в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях. Более того, особенности информации как объекта гражданских прав обусловливают и специфику механизма правового регулирования отношений, возникающих по поводу информации, особенности ее правового режима. Существует несколько подходов к определению основных свойств информации как объекта гражданских прав. Принято выделять следующие признаки информации.
Информация обладает свойством физической неотчуждаемости. Она физически не может быть отчуждена от ее производителя или передающего субъекта. Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура ее отчуждения опосредуется передачей прав на ее использование, и информация передается вместе с этими правами. Учитывая этот признак, В.А. Копылов предлагает при формулировании нормы, регулирующей процесс отчуждения информации, говорить не о процедуре отчуждения информации, а об отчуждении права на использование информации.
Информация является сложным и составным объектом, в котором в разных пропорциях присутствуют результаты работы и творчества.
Следующий признак информации проявляется в ее двойственной природе Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. С. 49.. Заключается он в том, что при включении в оборот информация всегда (или чаще всего) отображается на материальном носителе, в связи с чем возникает двуединство информации и ее материального носителя. Вследствие этого, с одной стороны, информация носит нематериальный характер как результат прежде всего умственной деятельности, с другой - материальный, поскольку находит свое выражение на материальном носителе. Именно этот признак информации нередко становится в правовой науке камнем преткновения. Одни называют ее материальным, реальным объектом (Г.А. Лобанов Лобанов Г.А. Информация как объект гражданского права // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1999. N 6. С. 8.). Другие, например, И.В. Савельева Савельева И.В. Правовая охрана программного обеспечения ЭВМ // Право и информатика. Московский университет. 1990. С. 9., говорят, что сущность информации нематериальна и что информация не сводится к тому вещественному носителю, в котором воплощена. Думается, что последняя точка зрения является более правильной и обоснованной, поскольку основная ценность информации для субъектов права заключается в сведениях, ее составляющих, а не в вещественной форме, в которой она выражена.
Информация непотребляема, она подлежит моральному, но не физическому износу.
Информация обладает тиражируемостью. Она может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Отсюда следует, что в результате распространения одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц.
М.М. Рассолов Рассолов М.М. Проблемы управления и информатизации в области права. М.: Юридическая литература, 1991. называет следующие признаки, характеризующие информацию как правовую категорию: известная самостоятельность сведений, возможность многократного использования, сохранение передаваемой информации у передающего субъекта, способность к обработке, интеграции и сжатию, возможность математического анализа, системность, коммуникативность.
В.А. Копылов предлагает еще такой признак, как экземплярность Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. С. 49., под которым он понимает возможность распространения информации не самой по себе, а на материальном носителе. Однако, думается, что выделение данного признака является необоснованным. Во-первых, данное свойство информации является производным от признака обособляемости, так как экземпляр есть не что иное, как один из способов объективации информации. Во-вторых, полагаем, что необходимо различать оборот информации как нематериального блага и оборот ее материального носителя. Это два самостоятельных объекта гражданских прав, хотя, как отмечалось ранее, теснейшим образом связанных с друг другом.
Некоторые авторы в дополнение к названным указывают на следующие особенности информации как самостоятельного объекта гражданских прав Международное информационное право: Методические рекомендации к междисциплинарному спецкурсу. М.: СТЕНСИ, 2000. С. 28.. Прежде всего, отмечают, что информация носит субъективный характер. С этим трудно не согласиться. Информация возникает в результате деятельности человека, воспринимается и перерабатывается его сознанием. В связи с этим всегда существует потенциальная возможность искажения информации передающим или воспринимающим субъектом. Люди по-разному воспринимают одно и то же событие. Риск изменения информации в силу субъективных обстоятельств необычайно высок. Кроме того, информация после ее восприятия субъектом обрабатывается, становится частью его сознания. Таким образом, связь информации с субъектом и ее субъективный характер очевидны.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что информация является благом, обладающим в равной степени как свойствами, характерными для всех объектов гражданских прав, так и признаками, позволяющими говорить о необходимости формирования для нее собственного правового режима.

Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)

По своему правовому режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь, последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Конституция РФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и заканчивая знаниями о состоянии здоровья Президента РФ. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Не может быть запрещена к открытому распространению в обществе информация, относящаяся к:
законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
документам, содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальное пользование общедоступной информацией гарантируется и вышеупомянутым Законом "Об информации, информатизации и защите информации". Естественно, он не определяет содержания всех видов информации, которые относятся и могут относиться к общедоступной информации.
К информации, являющейся государственной тайной, относится информация, установленная Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с посл. изм.) СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220..
В соответствии со ст. 5 этого Закона к государственной тайне относятся:
1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и другие;
2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение, и пр.);
3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации и др.
Одновременно этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о:
чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ. В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" содержится также положение о том, что отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.
Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.
Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов такой информации СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.
Под информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к сделкам, заключаемым с третьими лицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие коммерции в данном случае шире и включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением и управлением организацией или занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться как составляющая служебную или коммерческую тайну при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Во-вторых, к ней не существует свободного доступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условий заключается в установлении правового режима пользования служебной и коммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной и коммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, в ст. 139 ГК РФ используется терминология служебной и коммерческой тайны.
Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.
Конкретные элементы содержания коммерческой информации (перечни сведений) обычно устанавливаются самими юридическими лицами (собственниками или производителями информации, не являющимися собственниками документированной информации). Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иных локальных актов, принимаемых органами управления соответствующих юридических лиц.

Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ) Е. Хохлов. «Комментарий к новому закону об информации» "Корпоративный юрист", N 1, январь 2007 г. С. 5..

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:
- нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
- непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
- непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
- нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
- незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
- невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
- сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболевании животных (ст. 10.7);
- самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);
- воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
- нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
- воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
- нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
- непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.
Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).
Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации" Е. Хохлов. «Комментарий к новому закону об информации» "Корпоративный юрист", N 1, январь 2007 г. С. 5.. Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.
Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.
В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.