Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87063


Наименование:


Курсовик Конкуренция и ее формы.Конкуренция как важнейшая категория экономической теории

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 15.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
?. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики 11
??. Формы конкуренции 17
2.1. Рынок совершенной конкуренции 17
2.2. Рынок несовершенной конкуренции 20
III. Конкурентная среда в РФ и антимонопольное регулирование экономики РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые рыночные экономические реформы кардинально меняют все отношения и обстановку в народном хозяйстве и обществе России.
Возникающие новые явления и процессы требуют существенного пересмотра подходов к решению важнейших вопросов экономической политики государства, к определению места и роли различных сфер и отраслей в развитии экономики республики, и использованию различных факторов, механизмов и рычагов государственного экономического регулирования.
Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформы, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе. Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.
Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системообразующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики.
История человеческого общества, экономическая и иная, это и ис-тория конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столет-няя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение конкуренции и ее форм. Необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность конкуренции.
2. Проанализировать рынок совершенной конкуренции.
3. Проанализировать рынок несовершенной конкуренции.
4. Изучить проявление конкуренции в рамках рыночной экономике.
5. Проанализировать конкурентную среду в РФ и антимонопольное регулирование экономики РФ.
Предметом исследования являются проблемы конкуренции.


?. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории
1.1. Понятие и сущность конкуренции
Конкуренция является одной из важ­нейших категорий современной экономической теории. Конкуренцию нередко связывают с двигателем экономического прогресса, механизмом саморегуля­ции рыночного хозяйства посредством установления равновесных цен на това­ры и услуги и т. д.
Так, неразрывность товарного обмена и конкуренции отмечал еще
Д.Риккардо. Но, говоря о товарах, их меновой стоимости и законах, регулирующих их относительные цены, он всегда имел в виду только такое товарное производство, которое может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не нарушается никакими ограничениями.
Между тем реальные ограничения неизбежны, они существуют в самой жизни, а потому вполне справедливо утверждение: «То, что описывает теория совершенной конкуренции, по сути дела, не является процессом конкуренции. Ее предмет - статическое состояние равновесия, в котором никакие действия участников невозможны, так как невозможно никакое улучшение их положе­ния. Причем условия, необходимые для достижения этого состояния, постули­руются с самого начала».
И далее: «Строгая математическая модель, к которой неявно отсылает тео­рия совершенной конкуренции, - модель Вальраса (модель общего равновесия) - вообще не изучает ничего подобного конкурентному рыночному процессу и лишь доказывает существование равновесных параметрических цен - т. е. фик­сированных «извне» цен, по которым участники обменивают разные товары. «Параметрические цены» не существуют в условиях рынка, где участники доб­ровольно устанавливают пропорции обмена. Модель «параметрических цен» обычно описывается в виде «вальрасовского аукционера», который объявляет набор цен, затем смотрит, сбалансируются ли все товарные рынки при таких ценах и, если нужно, пересматривает их в ходе итеративного процесса проб и ошибок. Наиболее близким аналогом «вальрасовского аукционера» является административное регулирование цен в социалистической экономике».
Говоря по поводу конкуренции, Н. Сениор в своей работе отмечал: «Хотя в условиях свободной конкуренции затраты производства являются регулятором цен, их действия подвержены воздействию многих случайностей. Можно счи­тать, они работают идеально, только если предположить, что ничто другое не влияет на результат, что капитал и труд могут быть тотчас же без потерь пере­ведены с одного вида использования на другой и что у каждого производителя есть полная информация о прибыли, которую можно извлечь из каждого вида производства».
Очевидна нереалистичность подобных предположений. Большая часть ка­питала, необходимого для производства, состоит из зданий, машин и других орудий труда, на создание которых затрачено много времени и труда и все это служит для осуществления только данных конкретных целей.
Современное моделирование взаимосвязи экономических показателей, ме­тодологическую основу которого составляют традиционные экономико-математические методы и модели (выявление тенденций, экстраполяция, адап­тивное моделирование, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозиро­вание и др.), позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, разра­ботать конкретные мероприятия для улучшения положения фирмы на рынке. Однако важно использовать модели, которые позволяют получить требуемое решение.
В самом общем виде, конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для дос­тижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффектив­ные технологии производства. На конкурентном рынке неспособ­ность некоторых фирм использовать самую экономичную техноло­гию производства в конечном итоге означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффек­тивные методы производства.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товар­ного производства. Каждый мелкий производитель в процессе кон­куренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыноч­ного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизво­дителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась. Появилась возможность усиления хозяйства, применения наемных работников, эксплуата­ции их труда. Так возникает капиталистическое товарное производ­ство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В совре­менных условиях она выступает как важное средство развития про­изводства и существует в различных формах.
Так, классики марксизма, например Ф. Энгельс, имея в виду капиталисти­ческую конкуренцию, определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном ему гражданском общес­тве войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и из­держками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри- и межотраслевую.
В то же время, конкуренция - это процесс, на самом деле не связанный с достижением рыночного равновесия и не обеспечивающий эффективного отбора наиболее приспособленных экономических агентов. Такой отбор осуществляется в ходе иных процессов, нежели конкуренция. Одно из наиболее важных и содержа­тельных положений по вопросу о роли конкуренции высказано Ф. Энгельсом: «Истина конкуренции состоит в отношении потребительной силы к производи­тельной силе. В строе, достойном человечества, не будет иной конкуренции, кроме этой».
Иными словами, конкуренция - это форма соперничества субъектов рыночной экономики за лучшие ус­ловия функционирования и получение максимальной прибыли. Основой этого существования и развития конкуренции является свобода выбора, ко­торая реализуется в форме стремления получать лично для себя денеж­ный доход.
Сущность конкуренции заключается в рассредоточении экономиче­ской власти. Это вытекает из того, что на рынке находится много про­давцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, чтобы заметно по­влиять на его цену. Они (продавец или покупатель) представляют только незначительную долю общего объема продаж или спроса, поэтому прак­тически не в состоянии воздействовать на цену и манипулировать ею к своей выгоде. Это ограничивает возможности злоупотреблений и означа­ет, что экономическое состязание препятствует хозяйствующим субъек­там причинить разрушительный ущерб, когда они хотят увеличить свою личную выгоду.
Конкуренция предполагает, что производитель может свободно или заняться своим делом в той или иной отрасли, или, наобо­рот, покинуть ее. Условия, в которых совершается рыночная конкурен­ция, называются рыночной структурой. Конкуренция означает:
· наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
· свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных
рынках или покидать их.
Конкуренция также стимулирует внедрение достижений НТП, за­ставляя фирмы переходить на самые эффективные технологии. Действи­тельно, на конкурентном рынке неспособность некоторых фирм исполь­зовать передовую технологию приводит, в конечном счете, к их устране­нию конкурентами. Таким образом, конкуренция создает стимул к разви­тию и обновлению производства, корректирует функционирование ры­ночной системы, создавая тождество частных и общественных интересов. Это происходит потому, что в условиях конкуренции фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, так как это отвечает их частной личной выгоде. По­ступать по-другому означало бы отказ от прибыли или даже риск быть со временем раздавленным конкурентами и обанкротиться. С другой сторо­ны, использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами, отвечает интересам общества, по­скольку способствует рациональному использованию ограниченных эко­номических ресурсов, расширяет производственные возможности и ведет и возможности более полного удовлетворения потребностей. Отсюда можно сделать вывод, что мощный фактор конкуренции через систему цен и рынков является координирующим и организационным механиз­мом, исключающим потенциальный хаос в экономике.
На практике конкуренция осуществляется в целях получения допол­нительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факто­рам производства и реализации товаров.
Большой вклад в разработку проблем конкурентной борьбы, ее форм, типов и поведения экономических агентов внесли ученые-эконо­мисты А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие.
Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Это определение содержит ряд важных для понимания моментов.
Во-первых, ........

Cписок литературы
1. Базиков А.А.: Экономическая теория: курс лекций: М. - ИНФРА. - 2005. - 287 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб. пособ.. 4 - е изд. перераб. и доп. - Новосибирск: ЮКЗА, 2008. - 520 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник/ Е.Ф. Борисов. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 400 с.
4. В.Кизилов, Гр.Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е.Михайловской. - М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. - 146с.
5. Сажина М.А. Экономическая теория: М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков; - изд. 2 - е, доп. и перераб. - М.: НОРМА, 2007. - 671 с.
6. Савин К.Н. Экономическая теория: введение в экономический анализ: Курс лекций. Тамбов: Издво Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 144 с.
7. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева; под общ. ред. М.Н. Чепурина; Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. - Киров: АСА, 2008. - 624 с.
8. Экономика: Учебник. 3 -е изд. перераб. и доп. Под ред. Д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. - 896 с.
9. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с
10. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособ.; под ред. И.П. Николаевой: М. - Проспект.- 2010. - 336 с.
11. Экономическая теория: учебн. Пос.: под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского 2 - е изд., перераб. и доп.: М.: КНОРУС.- 2010, 463 с.
12. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2009. - 592 с.
13. Экономическая теория: Учебное пособие. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. М.: РИОР, 2008. - 208 с.
14. Экономическая теория. Попов А.И. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011.-544с.
15. Экономическая теория. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. М.: Кнорус, 2009. - 264 с.
16. Экономическая теория. Конспект лекций. Васильева Е.В., Макеева Т.В. М.: Юрайт, 2009. - 192 с.
17. Экономическая теория. Конспект лекций. Шевчук Д.А. М.: 2009. - 180 с.
18. Экономическая теория. Конспект лекций. Душенькина Е.А. М.: Эксмо, 2008. - 160 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.