На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Необходимость и сущность регулирования деятельности коммерческих банков. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности. Перспективы развития системы банковского надзора на сегодняшний день в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Экономический Университет
Кафедра банковского дела
Курсовая работа
На тему: "Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком "
МИНСК 2008
Содержание
    Введение
      1. Необходимость и сущность регулирования деятельности коммерческих банков
      2. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности
      3. Перспективы развития системы банковского надзора
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов Национальный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики центрального банка республики.

Банковская система страны сформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловлены некоторые недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков - приоритетное направление деятельности Национального Банка.

Национальный Банк представляет собой монопольный орган регулирования. В курсовой работе уделяется немало внимания тенденциям развития банковского надзора в республике.

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день. Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:

состояние системы надзора на текущий момент;

недостатки всей системы в целом;

необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;

перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

В первой главе курсовой работы уделяется внимание обоснованию необходимости такого контроля со стороны государства в лице Национального Банка, а также основным принципам и целям подобного регулирования деятельности коммерческих банков.

Во второй главе показаны основные инструменты и методы, с помощью которых Национальный Банк осуществляет банковский надзор. В ней также рассматривается то, каким образом, центральному банку, имеющему полномочия на осуществление надзора за банковской деятельностью, необходим механизм оперативного контроля за деятельностью коммерческих банков.

В последней главе главное место занимают тенденции в развитии банковской системы в целом и системы банковского надзора согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы.

По данной проблематике за последнее время появилось множество трудов и публикаций. В основу моей курсовой работы был положен Банковский кодекс Республики Беларусь. Кроме того мне очень помогли в написании работы ряд книг и научных публикаций как белорусских, так и российских авторов. Среди них мне бы хотелось отметить такие как статьи "Надзор за деятельностью финансовых институтов" А. Ковалевой и "Центральный банк в условиях рыночной экономики" О. Лаврушина.

1. Необходимость и сущность регулирования деятельности коммерческих банков

Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать следующим образом:

поддержание стабильности и доверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости её институтов (предотвращение т. н. системного риска, т.е. риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привести к кризису всей финансовой системы);

защита инвесторов, заёмщиков и других пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовых организаций (предотвращение индивидуального риска);

обеспечение бесперебойного, эффективного, надежного и результативного функционирования системы кредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).

Безусловно все три цели взаимосвязаны друг с другом. Например, действия надзорных органов, направленные на обеспечение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов, оказывают влияние на предотвращение банкротств и, следовательно, возникновение убытков для индивидуальных клиентов. Эти действия могут также как стимулирующие эффективность работы всей кредитно-финансовой системы. С другой стороны, возможны и противоречия между ними. К примеру, правила и нормативы, предназначенные для обеспечения стабильности банковской системы, зачастую направлены на ограничение рыночных сил - и, следовательно, на конкуренции между банками. Эти обстоятельства приводят к необходимости более тщательно продумывать политику регулирования деятельности всех институтов финансового рынка [1, с.26].

В настоящее время Банковский кодекс концентрирует все функции по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков в руках Национального Банка. В соответствии со статьей 34 БК в целях поддержания стабильности банковской системы республики Национальный Банк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является его исключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группы полномочий:

во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;

во-вторых, разрабатывает и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;

в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.

Согласно ст.18 БК государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:

государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

лицензирования банковских операций;

установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

установления экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;

выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции. [13]

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Сосредоточив в своих руках все функции по регистрации и выдаче лицензий, перерегистрации, установлению экономических нормативов, надзору за деятельностью банков, применению санкций и прекращению их деятельности, Национальный Банк фактически является единственным распорядительным банковским органом в республике.

Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности диктуется многими обстоятельствами и подтверждаются уроками исторического развития. С точки зрения надзора, связанной с историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран:

Страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США, Германия, Франция и Япония);

Страны, где центральный банк монопольно осуществляет надзор за деятельностью банков (Италия, Нидерланды, Беларусь);

Страны, в которых органы надзора отделены от центрального банка (Канала, Швейцария) [2, с.11].

Как уже отмечалось выше, в Республика Беларусь Национальный Банк является единственным органом осуществляющим банковское регулирование и надзор. Объясняется это прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые происходили почти одновременно и в очень сжатые сроки.

Базельский комитет банковского надзора был создан в 1975 году и представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. В состав Комитета входят уполномоченные руководители (senior representatives) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Постоянно функционирующий Секретариат расположен в Базеле. Базельский комитет является организационно-методологическим центром по регулированию деятельности банков и банковскому надзору.

В 1988 г. страны - члены Базельского комитета банковского надзора пришли к соглашению относительно метода обеспечения достаточности капитала банка. Многие другие страны приняли Соглашение о капитале или другие схожие с ним соглашения.

Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает создание адекватной финансовой системы. Это означает радикальное преобразование банковской системы и формирование новых принципов функционирования финансовых рынков, в том числе денежного рынка, рынка межбанковских кредитов, валютного рынка, рынка ценных бумаг и т.п. В связи с этим странам с переходной экономикой предстоит перестроить систему экономических, политических и социальных отношений, чтобы создать структуру государства и экономики, позволяющую эффективно сформировать финансовую систему и войти в мировое сообщество [4, c.12].

2. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности

Банковский надзор является одной из форм регулирования банковской деятельности, и его совершенствование играет важную роль в развитии банковской системы.

Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственного надзора за банковской деятельностью по целям и задачам, а также по методам и инструментам.

Функции надзора предполагают установление нормативных требований к банкам при невмешательстве в их оперативную деятельность. Контрольные функции включают в себя осуществления контроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществления банковских операций. Функции государственного регулирования деятельности банков включают в себя помимо изложенного установление правил осуществления банковских операции, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансирования банков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно - кредитной политики [5, с.35].

Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского надзора характерны следующие принципы:

оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и Национальным Банком. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению пруденциальных норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам.

достаточность средств и полномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений о деятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включая надзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;

невмешательство в оперативную деятельность банков. Обладая достаточными полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по применению корректирующих мер воздействия к банкам, их нарушающих, орган банковского надзора не должен вмешиваться в оперативную деятельность банков, давать указания об их осуществлении или неосуществления тех или иных операций с тем или иным клиентом, если она находится в пределах установленных требований;

создание равных условий деятельности для всех банков; недопущения отклонения от общих пруденциальных требований для отдельных банков, создания им этим самым конкурентных преимуществ;

поощрение и обеспечение рыночной дисциплины в банковской системе, поощрение эффективного корпоративного управления в банках, содействие в обеспечение прозрачности банковских операции для участников рыночных отношений.

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банковского законодательства. Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Проверки деятельности банков проводятся представителями Национального банка или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.

Национальный банк вправе потребовать от банка сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

проверять счета и другие документы банка;

потребовать от администрации и работников банка представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей).

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок проведения проверок деятельности банков устанавливается Национальным банком.

Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков.

Согласно ст.35 БК Национальный банк вправе предъявлять иски в хозяйственный суд о признании недействительными сделок банков, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь.

Национальный банк вправе предъявить иск в хозяйственный суд о ликвидации банка по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

Одним из значимых инструментов регулирования деятельности банков является лицензирование банков при их создании, а также получение лицензий на оказание специфических услуг.

Государственной регистрации подлежат:

вновь созданные (реорганизованные) банки;

изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность банка без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации. Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

Лицензии на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном в ст.93 Банковского кодекса.

Банк приобретает право на осуществление банковских операций со дня получения лицензии, выданной Национальным банком. В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации.

Внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.

Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации.

Разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.

Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана;

неосуществления банковских операций, указанных в лицензии, в течение одного года со дня ее выдачи;

установления фактов недостоверности отчетных данных, приведших к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;

осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в лицензии, выданной Национальным банком;

невыполнения требований банковского законодательства;

неудовлетворительного финансового положения банка, неисполнения им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами;

реорганизации банка, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

принятия решения о ликвидации банка.

Одним из методов регулирования деятельности коммерческих банков является пруденциальный (от англ. prudential - благоразумный) надзор, т.е. установление Национальным Банком экономических нормативов, которых обязаны придерживаться банки. Согласно ст.32 БК Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

систему рефинансирования банков;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка).

Кроме того, Национальный Банк вправе устанавливать нормативы по достаточности собственных средств и их ликвидности, которые способствуют диверсификации риска, а также поддержания стабильности и надежности банковской системы в целом.

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.