На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87209


Наименование:


Курсовик Формирование умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.4.2015. Сдан: 2014. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности……………………………………………………………8
1.1. Сущность понятия «коммуникативная задача»………………………..…..8
1.2. Возможности использования коллективной творческой деятельности для решения коммуникативных задач младшим школьником…………………...13
Выводы по главе 1………………………………………………………………….23
Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности…………………………………….……25
2.1. Диагностика сформированности у младших школьников умения решать коммуникативные задачи……………………………………………...…………..25
2.2. Педагогические условия использования коллективной творческой деятельности при формировании умения решать коммуникативные задачи у обучающегося начальных классов……………………………...…………………33
Выводы по главе 2………………………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………………....………….57
Список литературы…………………………………………………..……………..59
Приложения……………………………………………………………..…………..62


Введение
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [2, с. 3].
Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций, поэтому он является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число задач образования создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно решение данной задачи важно в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен.
Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.
Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Школьнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным человеком, нужно овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями.
Коммуникативные УУД - это разновидности коммуникативных задач, которые решает ученик. В педагогической науке определенное внимание уделяется разработке средств, направленных на развитие коммуникативных умений учащихся. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что практически нет специальных работ, раскрывающих педагогические возможности коммуникативных задач. Требуют выделения принципы и критерии отбора коммуникативных задач, результатом решения которых стали бы сформированные коммуникативные умения детей. Не определены специальные условия их использования в зависимости от года обучения и уровня развития учащихся и ряд других аспектов названной проблемы. Указанные положения явились теоретическим источником постановки проблемы нашего исследования. Их подтверждает и собственный опыт педагогической деятельности, свидетельствующий о том, что в массовой школьной практике отсутствует целостный подход к формированию у младших школьников коммуникативных умений в рамках учебных предметов, в том числе и к формированию умения решать коммуникативные задачи.
Проблема общения получила свое освещение в работах педагогов XIX -XX вв. (H.A. Добролюбов, Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, A.C. Макаренко). Она исследовалась в философском аспекте (И.А. Ильясова, В.И.Соковнин, А.И. Титаренко и др.); широко раскрывается в психолого-педагогическом аспекте (Б.Г. Ананьев, A.A. Добрович, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, P.C. Немов, Ю.М. Орлов, Л.А. Петровская др.).
В отечественной науке исследованы такие аспекты общения, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, P.A. Максимова и др.) и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, Ю.Н. Емельянов и др.). В целом анализ литературы показывает, что проблема формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи разрабатывалась в основном применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает слабую ее изученность в рамках педагогики начального обучения. Между тем коммуникативная деятельность (общение), являясь одной из основных в младшем школьном возрасте, а в подростковом - ведущей, не будучи целенаправленно формируема у младшего школьника, существенно затрудняет его внутреннее раскрытие и реализацию в учебе, среде сверстников и социуме в целом
В ФГОС НОО данная проблема выражена через формирование коммуникативных УУД.
Одним из факторов, влияющих на становление личности, готовой к жизни в социуме, в частности к взаимодействию с людьми, является участие младшего школьника в коллективной творческой деятельности. Исторически методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, который ещё в 1908- 1911 годах в летней коммуне «Бодрая жизнь» выстраивал деятельность подростков по определённой технологии. В 1920-1930-х годах она получила своё развитие в практике А.С. Макаренко. В 1950-е годы в научной школе, руководимой И.П. Ивановым, она была детализирована до уровня технологии [25, с. 428].
Коллективная работа содействует установлению коммуникативных связей между обучающимися, основывающихся на сотрудничестве и взаимопомощи. Такая деятельность позволяет школьникам общаться, обсуждать интересные решения, учиться конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.
Однако, как показывают наблюдения, возможности коллективной творческой деятельности для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, к сожалению, реализуются педагогами не в полной мере. Учителя упрощают структуру коллективного творческого дела: сами выбирают дела, берут на себя их планирование и проведение, часто не привлекая детей даже к их обсуждению.
Отсюда вытекает противоречие между объективными потребностями практики в формировании у младших школьников умения решать коммуникативные задачи и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования коллективной творческой деятельности с этой целью.
С учетом выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы условия эффективного формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи.
Предмет исследования: формирование у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «коммуникация», «задача», «коммуникативная задача», «коммуникативные УУД», «КТД»;
2. Проанализировать этапы формирования умения решать коммуникативные задачи и обосновать возможности коллективной творческой деятельности по формированию у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи;
3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности умения решать коммуникативные задачи у младших школьников;
4. Подобрать исследовательские методики для выявления уровня сформированности у младших школьников умения решать коммуникативные задачи;
5. Разработать проект формирующего эксперимента (комплекс внеклассных занятий, фрагмент урока, реализующих педагогические условия).
6. Обобщить материал и сделать выводы по проблеме исследования.
Гипотеза исследования: формирование у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности будет эффективнее при следующих педагогических условиях:
1) совместная разработка и выполнение правил коллективной деятельности;
2) использование элементов коллективной творческой деятельности на уроках;
3) создание обучающимися совместного долгосрочного проекта (проект самоуправления в классе; выпуск еженедельной стенгазеты).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические: анализ педагогического опыта.
Структура работы: курсовая работа по дисциплине «Личностно-деятельностный подход в обучении младших школьников» состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и основные методологические характеристики исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе обоснована сущность понятий «коммуникативная задача», «коллективная творческая деятельность».
Во второй главе представлен проект по формированию у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности.
В заключении сделаны выводы по исследованию.

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у младшего школьника умения решать коммуникативные задачи в коллективной творческой деятельности
1.1. Сущность процесса формирования умения решать коммуникативные задачи в младшем школьном возрасте
Для того чтобы определить понятие «коммуникативная задача», нам необходимо рассмотреть понятия коммуникация, задача, коммуникативные УУД, общение.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспирова «коммуникация» рассматривается как сообщение, передача информации от человека к человеку посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия [15, с. 94].
В философии, коммуникация - это общение, понятие, появившееся в философии на рубеже XVIII - XIV вв. [26, с. 256].
С точки зрения социологии «коммуникация» определена как передача или обмен информацией; сообщение или единица переданной информации [11, с. 314].
В толковом словаре Ожегова «коммуникация» - путь сообщения, линия связи; сообщение, общение [20, c. 235].
Коммуникация является одной из сторон общения.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. О. явля­ется необходимым условием развития и формирования личностей и групп [15, с. 156].
В философии общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [28, с.447].
В Современном словаре по психологии общении рассматривается как многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей меду субъектами, которые порождаются дифференциальными потребностями либо в совместной деятельности, либо в обмене различной информацией, а также для общей выработки конкретного плана действий [30, с. 519].
Таким образом, мы делаем вывод о том, что большинство определений данного понятия отражают передачу сообщения, какой-либо информации. Наиболее четко это выражается в определении, данном Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспировым. В нашей работе мы будем использовать в качестве рабочего определения «коммуникации» как сообщение, передача информации от человека к человеку посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Задача - то, что требует исполнения, разрешения; сложный вопрос, проблема, требующие исследования; упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления [20 , с. 203].
В психологии «задача» определена как цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств [23, с.106].
В нашей работе мы будем опираться на понятие определенное в психологии: цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств.
Мы можем определить понятие «коммуникативная задача» как проблема, цель деятельности, которая разрешается в процессе общения.
В лингвистике, коммуникативная задача - это форма существования мотива речевого высказывания. Возникает в ходе совместной деятельности коммуникантов, и ее решение возможно как речевыми, так и неречевыми средствами [8 , с. 49].
В.А. Кан-Калик определяет «коммуникативную задачу» как ту же педагогическую задачу, но перенесенную на язык коммуникации [14 с. 16]. Коммуникативная задача является функциональной единицей общения, которая функционирует внутри коммуникативного акта. При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются: педагогическая задача, наличный уровень педагогического общения учителя и класса, учет индивидуальных особенностей обучающихся, учет собственных индивидуальных особенностей, учет методов работы [33].
Педагогическая задача - результат осознания целей, условий и проблемы педагогической деятельности; задание, решение которого направлено на формирование определенных позитивных свойств личности [21, c. 197].
В.А.Леонтьев рассматривает «коммуникативную задачу» как резуль­тат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой явля­ется воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. ком­муникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.
По определению М.И. Лисиной, «коммуникативная задача» (или задача общения) - это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Задачу общения определяют внутренние и внешние условия (уровень развития потребности в общении, прошлый опыт взаимодействия с людьми, ситуация взаимодействия, характер ближайшего по времени воздействия партнера). Задача в свою очередь определяет характер действия общения.
Особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения: во-первых, согласно М.И. Лисиной, она выполняет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего [33].
В нашей работе мы будем использовать определение данное М.И. Лисиной. Автор наиболее четко применительно к обучению раскрывает сущность понятия.
Таким образом, «коммуникативная задача» - это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
Согласно теории учебной деятельности (Г.А. Валитова, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Т.С. Савочкина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная задача соотносится с учебной задачей, являясь разновидностью последней.
Учебная задача - цель, которую надлежит достигнуть уче­нику в определенных условиях учебного процесса [15, с. 164].
В Психологии учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач [23, с. 386].
Поэтому в определенной ситуации коммуникативная задача может восприниматься ребенком как осознаваемая, лично значимая цель деятельности, которая стимулирует его к активному общению и развитию умений общаться. В этом состоит одна из педагогических возможностей коммуникативной задачи.
Коммуникативная задача представляет собой педагогическое средство, обладающее возможностями в развитии умений общаться (коммуникативные задачи охватывают весь возможный перечень коммуникативных умений, предусмотренных учебными программами, обеспечивают качественное совершенствование этих умений, обеспечивают их перенос в нетипичные ситуации общения) [31].
Умение решать коммуникативные задачи определяют сформированность коммуникативных универсальных учебных действий. Так как коммуникативная задача определяет характер действия общения, то можно сказать, что она определяет конкретное коммуникативное УУД. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2, с. 30].
Формирование коммуникативных умений у младших школьников с помощью коммуникативных задач будет обеспечивать достаточно высокий уровень их развития, если коммуникативная задача является разновидностью учебной задачи, обеспечивающей в учебной деятельности осознание учащимися необходимости овладения умениями общаться как лично значимой цели; если в процессе обучения используются все виды коммуникативной деятельности, а их выбор обусловлен логикой предметного содержания обучения в начальных классах, возрастающей сложностью коммуникативных задач в зависимости от этапа обучения в начальной школе, системным подходом к отбору и применению коммуникативных задач.

1.2. Возможности использования коллективной творческой деятельности для решения коммуникативных задач младшим школьником
Отечественная педагогика имеет богатые традиции коллективного воспитания (Т.Ф. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др.). В 1960-е гг. начала развиваться и окончательно оформилась в 1980-е гг. концепция детского коллектива, разработанная в научной школе Л.И. Новиковой. Концепция создавалась совместными усилиями ученых Москвы и Таллина (М.Д. Виноградова, Н.С. Дежникова, У.Кала, А.Т. Куракин, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Н.Л. Селиванова и др.) [9, с. 55].
Б.Т. Лихачев рассматривает детский воспитательный коллектив в качестве основной формы организации целостного учебно-воспитательного процесса как специально созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формировании личности и развитию индивидуальности [18, с. 274].
Раскрывая особенности коллективной творческой деятельности, необходимо определить сущность основных понятий, связанных с данной воспитательной технологией.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [27, с. 304].
Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности [27, с. 301]. Коллективная деятельность младших школьников предполагает объединение индивидуальных усилий для получения наиболее полного, общественно значимого результата [5, с. 25].
Совместная деятельность в словаре социально-психологических понятий определяется как «вид групповой деятельности, в которой участвуют все члены группы, распределяя между собой обязанности и координируя свои действия друг с другом» [19, с. 353].
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [6, с. 330].
Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива; создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего [22, с. 286].
Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И.П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» [7, с. 359].
Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:
· учитываются интересы и потребности каждого;
· индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
· коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
· данная форма является по исполнению неповторимой [17, с. 89].
Технология организации коллективной творческой деятельности, по идее Иванова И.П., предполагает:
· организацию жизни детского коллектива как общественно значимой - на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях;
· построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе нет постоянных поручений и постоянных руководителей, каждый может попробовать себя в любой роли), опоры на «малые группы» внутри коллектива (состав этих групп постоянно меняется - так дети учатся взаимодействовать с разными людьми), коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и поступков;
· организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыще........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.