На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87258


Наименование:


Курсовик ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.04.2015. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….... 3
I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ………………………….. 6
1.1. Дореволюционный период становления местного самоуправления……………………………………………….. 6
1.2. Особенности развития местного самоуправления в советский период ……………………………………………………… 12
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………………………… 17
2.1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………... 17
2.2. Изменение компетенции органов местного самоуправления………… 23
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………… 28
3.1. Применение форм непосредственной демократии для решения вопросов местного значения…………………………….. 28
3.2. Новый подход к территориальной организации местного самоуправления……………………………………………….. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 43


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отправной точкой формирования современной системы организации публичной власти на местном уровне стало зафиксированное Конституцией РФ 1993 г. изменение основ конституционного строя страны. Соответственно, муниципальная реформа явилась органическим элементом конституционной реформы. Она была подготовлена либеральными преобразованиями 90-х гг. XX в., которые основывались на идеях тотального разгосударствления и минимизации роли государства в управлении общественными процессами на всех уровнях. На этой основе и родилась революционная для России, жившей десятилетиями в условиях единой иерархичной сверху донизу системы Советов, конституционная формула о том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти.
Однако практика реализации этой формулы привела ко многим негативным последствиям. В ходе реализации муниципальной реформы отчетливо выявились крупные проблемы, связанные, прежде всего, с вопросами компетенций. В субъектах Федерации стали формироваться вертикали власти, нарушавшие конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Сложившаяся система местного самоуправления не соответствовала интересам Федерации, возможностям регионов, ожиданиям населения. Она не соответствовала и конституционным требованиям единства прав граждан на организацию института местного самоуправления и прямого участия в его деятельности.
Все эти недостатки в осуществлении муниципальной реформы побудили внести существенные коррективы в действовавшую модель законодательного регулирования местного самоуправления на уровне федерального законодательства. Данная задача была решена путем принятия в 2003 г. нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Если оценивать правовую составляющую реформы, то по заключению экспертов Совета Европы, где проходил экспертизу Федеральный закон о местном самоуправлении, и по оценке Всемирной организации «Объединенные города и местные власти», формирование правовой основы местного самоуправления в России существенно опережает другие государства Евразийского региона . Но в то же время нельзя сказать, что сложилась стабильная правовая база осуществления местного самоуправления. За последние четыре года было принято 35 федеральных законов, которые внесли в законодательство о местном самоуправлении значительное число поправок, многие из которых были весьма существенными .
Теоретические основы местного самоуправления, его история становления и развития привлекают постоянное внимание исследователей. Фундаментальные принципы института местного самоуправления, исследование вопросов организации местного управления применительно к реалиям современного периода получили подробное освещение в трудах С. А. Авакяна, М. В. Баглая, О. Е. Кутафина, Н. Л. Пешина, А. С. Прудникова, Н. С. Тимофеева и других . В целом анализ литературы показывает, что тема исследования проблем местного самоуправления с позиций сегодняшнего дня является достаточно актуальной.
Объектом исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие процесс становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, и практика их применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа нормативно-правовых документов и практики их применения, обобщения отечественного и зарубежного опыта определить современные тенденции развития конституционно-правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации, установить основные параметры взаимодействия государства и местного самоуправления, выявить тенденции и закономерности формирования эффективной системы органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым выполнение следующих основных задач курсовой работы:
- обосновать исторические предпосылки формирования современной российской модели местного самоуправления;
- проанализировать содержание основных терминов используемых для законодательного регулирования конституционно-правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации;
- провести анализ конституционно-правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации;
- исследовать последние тенденции законодательного закрепления территориальных основ местного самоуправления;
- оценить эффективность сложившейся системы распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления;
- оцепить значение использования в ходе решения вопросов местного значения форм непосредственной демократии;
- определить перспективы и пути совершенствования законодательной базы местного самоуправления.
Работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

1.1. Дореволюционный период становления
местного самоуправления

Общепризнано, что местное самоуправление в российском государстве развивалось неровно, скачкообразно и довольно самобытно, разительно отличаясь от муниципальных установлений Европы. Даже в периоды наивысшего расцвета российского централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах. Многие элементы того самоуправления современный законодатель пытается возродить и привнести в современную практику его развития.
Прежде чем приступить к изучению наиболее значимых этапов в эволюции местного самоуправления в России, на наш взгляд, следует определить, что же понимали отечественные ученые под термином «местное самоуправление». Подавляющее большинство исследователей считали, что термин «местное самоуправление» охватывает земское и городское самоуправление, а также самоуправление национальных окраин, где система самоуправления традиционно в той или иной степени отличалась от общегосударственных стандартов. Приведем определения термина «местное самоуправление», данные видными российскими правоведами. Самоуправление - это «система, возлагающая на местных обывателей все тяготы управления, с соответствующими правами» . Местное самоуправление есть «управление через лиц, избранных населением» . Общее содержание приведенных дефиниций отражает сущность местного самоуправления XIX века: решение уполномоченными местным сообществом органами местной власти задач местного значения, а также выполнение некоторых государственных функций в пределах, определенных законом.

Вопрос о времени возникновения местного самоуправления на территории российского государства является довольно дискуссионным. Если исходить из сущности местного самоуправления, то, на наш взгляд, можно с уверенностью сказать, что своими истоками оно восходит к ранним формам самоуправления общины в Древней Руси. Наиболее ранним проявлением самоуправленческих начал на Руси признается вечевая демократия. Некоторые авторы связывают начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой середины XVI в., указывая, что именно с этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России. Земская реформа Ивана Грозного рассматривается как очередной этап на пути становления института местного самоуправления в российском государстве.
Периоды тесного сотрудничества власти и местной администрации часто сменялись резким противостоянием. Так, например, ХVII век объявил войну реформам XVI столетия, сведя практически на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. «Коронные» чиновники - воеводы - вытеснили «выборных людей» XVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов. Данная мера привела к ущемлению прав органов местной власти, превратившихся в исполнителей распоряжений воевод, выполняя черновую административную работу. Подобное положение дел сохранялось вплоть до начала XVIII века .
В январе 1699 г. Петром I были изданы Указы об учреждении Бур-мистерской Палаты в Москве и об открытии выборных Земских изб в осталь-ных городах. Эти меры имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. 18 декабря 1708 г. Указом об учреждении губерний и росписании к ним городов было создано восемь губерний. Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов, которые вместе с губернатором также обсуждали и решали губернские дела. На практике петровский указ о выборности ландратов остался «реформой на бумаге», так как ландраты фактически превратились в собрания чиновников, подчиненных губернатору.
В 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции па дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники - воеводы, назначаемые из центра и подчиненные только центру. В их руках были сосредоточены все управленческие полномочия, что фактически ликвидировало деятельность земских изб. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию.
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце XVIII века при Екатерине II. Эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений. В 1766 г. Екатерина издала манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Результатом этого стало появление законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи. Ими стали Учреждения о губерниях (1775-1780 гг.) и Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 1785 г. (Жалованная грамота городам).
Жалованная грамота городам оставляет впечатление широко задуманной реформы. Значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра в общем сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления. Как указывал Ю. А. Свирин: «учреждения о губерниях Екатерины II нельзя не назвать основным законодательством по нашему местному управлению» . Таким образом, на наш взгляд, именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования реального самоуправления в российском государстве.
К середине XIX века российское государство уже имело некоторый опыт в передаче ряда государственных полномочий на местный уровень. Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности представляло из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Органы крестьянского общественного управления находились под двойным контролем как со стороны местных учреждений по крестьянским делам, основной состав которых формировался из помещиков, так и со стороны судебно-административных органов. Стало ясно, что проведение крестьянской реформы требует одновременной перестройки системы местного управления. Результатом явилось утверждение Александром II 1 января 1864 г. компромиссного «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Губернские и уездные земские управы по Положению 1864 г. являлись исполнительными органами земских собраний. Кроме непосредственного исполнения распоряжений земских собраний, в обязанности управ входило: 1) составление губернских смет, раскладок и отчетов; 2) подготовка нужных собранию сведений и заключений; 3) надзор за поступлением земских доходов и расходованием земских сумм; 4) представление в суде интересов земства по имущественным делам; 5) распоряжение с разрешения губернатора о созыве земских собраний. В обязанности губернской земской управы входило, кроме того, рассмотрение жалоб на уездные управы.
Положением о земских учреждениях 1864 г. устанавливалось, что ведению земских учреждений подлежит распоряжение местными сборами губернии и уезда. Однако, несмотря на это, земство располагало очень скудными средствами. Главным источником новых доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. В сущности, земство имело право только устанавливать налоги. Как пишет А. Ю. Шутов «земству дана в государственно-юридической системе налогов только одна власть - законодательная, без власти административной» .
Деятельность земских учреждений критиковалась не только за введение незаконных налогов, но также за постоянное увеличение тех сборов, которые они имели право взимать. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. Когда на одном из заседаний Государственного Совета был затронут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно председатель земской комиссии П.А. Валуев, как бы извиняясь за половинчатость реформы, заявил, что «первый шаг не должен считаться последним, что учреждение земства - есть лишь созд........


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ.) - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Европейская хартия местного самоуправления (г. Страсбург, 15.10.1985 г.) (Конвенция ратифицирована ФЗ РФ от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ) // СЗ РФ. - 07.09.1998. - № 36. - Ст. 4466.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 г.) // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ - 02.12.1996, - № 49. - Ст. 5497.
5. Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 (в ред. от 06.12.2011 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. - № 152. - 10.08.1993.
6. Указ Президента РФ от 11.06.1997 г. № 568 (в ред. от 27.06.2000 г.) «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - № 24. -16.06.1997. - Ст. 2741. - (Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.05.2004 г. № 701).

Научная и учебная литература

7. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебный курс в 2-х т. / С. А. Авакьян. - Том 2. - М.: Юристъ, 2010. - 778 с.
8. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2011. - 768 с.
9. Григонис, В. П. Конституционное право зарубежных стран: краткий курс / В. П. Григонис, Э. П. Григонис. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. - 208 с.
10. История советской конституции: сборник документов. - М.: Политиздат, 1957. - 407 с.
11. Комарова, В. В. Институт публичных слушаний - форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) / В. В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 9. - С. 19-23.
12. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2011. - 672 с.
13. Латышев, С. Н. К вопросу об организационной обособленности местного самоуправления в Российской Федерации / С. Н. Латышев // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 2. - С. 49-53.
14. Максимов, А. Н. Проблемы правового регулирования административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации / А. Н. Максимов // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 14. - С. 34-40.
15. Миннегулов, И. Х. Конституция Российской Федерации и принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / И. Х. Миннегулов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 8. - С. 23-25.
16. Моисеев, В. В. История государственного управления России: учебное пособие / В. В. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2010. - 438 с.
17. Овчинников, И. И. Муниципальное право России: курс лекций / И. И. Овчинников, А.Н. Писарев. - М.: Эксмо, 2011. - 368 с.
18. Омельченко, Н. А. История государственного управления в России: учебник для студентов и аспирантов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Н. А. Омельченко. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.
19. О развитии местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления (ВСМС)»: официальный сайт. - Режим доступа: ustav_2009.html - 24.12.2011.
20. Пагосский, В. В. Местное самоуправление на демократических началах / В. В. Пагосский. - М., 1917. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 312 с.
22. Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2007. - 454 с.
23. Прудников, А. С. Местное самоуправление и муниципальное управление. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» / А. С. Прудников. - 2-е изд. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 543 с.
24. Свирин, Ю. А. Исторические этапы развития местного самоуправления в России / Ю. А. Свирин // Право и жизнь. - 2004. - № 5. - С. 37-41.
25. Тимофеев, Н. С. Территориальные пределы местного самоуправления в РФ: монография / Н. С. Тимофеев. - М.: Изд-во МГУ имени М. В. Ломоносова, 2007. -128 с.
26. Хабриева, Т. Я. Муниципальная реформа в правовом измерении / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2008. - № 3. - С. 67-72.
27. Шайкулин, М. Полномочия органов местного самоуправления в России и странах СНГ: проблемы правового регулирования / М. Шайкулин. - Saarbr?cken: Lambert Academic Publishing, 2010. - 224 с.
28. Шутов, А. Ю. Российское земство и европейские традиции местного самоуправления (формирование представительства в местном самоуправлении России и Европы второй половины XIX - начала XX века) / А. Ю. Шутов. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2011. - 432 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.