На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87334


Наименование:


Курсовик изучение особенностей трудотерапии как средства социально-психологической адаптации молодых инвалидов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.4.2015. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….4
1. Теоретические аспекты изучения трудовой терапии как средства социально-
психологической реабилитации молодых инвалидов………………………………………6
1.1 Проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов………………..6
1.2 Сущность трудовой терапии как средства социально-психологической
реабилитации……………………………………………………………………………….12
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….18
2. Организация трудотерапии для молодых инвалидов в условиях ТЦСОН………………20
2.1Опыт работы ТЦСОН Полоцкого района по социально-психологической
адаптации молодых инвалидов……………………………………………………………..20
2.2Организация изучения социально-психологической адаптации молодых инвалидов
средствами трудовой терапии в условиях ТЦСОН Полоцкого района………………...23
2.3Анализ результатов исследования………………………………………………………...27
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………………...34
Список использованных источников………………………………………………………….37
Приложение


Введение

Инвалиды относятся к наиболее социально-незащищенным категориям населения: их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. Инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. В нашей стране существует ряд государственных структур, неправительственных организаций, общественных объединений. Все они призваны осуществлять меры, направленные на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество, профессиональной деятельности. В их числе - Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и сеть подведомственных ему учреждений социального обслуживания населения.
Обозначая проблему инвалидности как социальную, важно помнить, что подход к ее решению должен быть комплексным. Организуя и проводя мероприятия социальной реабилитации инвалидов, социальные службы должны помочь гражданину с инвалидностью преодолеть барьер социальной дезадаптации путем проведения необходимых комплексных мер медицинского, психологического, бытового, педагогического и правового характера. Невозможно гражданину с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя социально защищенным, не имея определенных навыков социального общежития, средовой интеграции, адекватной самооценки. Традиционно инвалиды воспринимаются как люди, которым, прежде всего, необходимо социальное обслуживание и сочувствие. Но на самом деле для большинства из них главное, чтобы общество относилось к ним с уважением и предоставляло возможности для самореализации. В связи с этим возникает необходимость далее развивать реабилитационную работу, адаптировать ее к условиям конкретного социального учреждения, с учетом имеющихся возможностей, всячески поддерживать и укреплять потенциал клиента.
Концепция независимой жизни инвалидов - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Общество, экономика являются сегодня для образования заказчиками обучения, которое приводит к результатам, ориентированным на практику. Это выступает главным ожидаемым результатом и национальных проектов, и модернизации образования в целом.Для молодых инвалидов важнейшую роль играет возможность раскрытие творческой инициативы, знание своих прав, развитие широкого набора качеств, составляющих основу характера и личности самостоятельного экономического субъекта, что имеет ключевое значение в подготовке молодых людей к работе и повседневной жизни.
Трудотерапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет людям постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается человек, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности.
Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей трудотерапии как средства социально-психологической адаптации молодых инвалидов.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов.
2. Рассмотреть сущность трудовой терапии как средства социально-психологической реабилитации.
3. Изучить опыт работы ТЦСОН Полоцкого района по социально-психологической адаптации молодых инвалидов.
4. Провести исследование социально-психологической адаптации молодых инвалидов средствами трудовой терапии в условиях ТЦСОН Полоцкого района.
5. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: молодые инвалиды.
Предмет исследования: особенности трудотерапии как средства социально-психологической адаптации молодых инвалидов.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение информации, беседа, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов, а также сущность трудовой терапии как средства социально-психологической реабилитации.
Практическая значимость работы: разработана программа трудотерапии молодых инвалидов, которая может быть использована в деятельности Территориального центра социального обслуживания населения.

1. Теоретические аспекты изучения трудовой терапии как средства социально-
психологической реабилитации молодых инвалидов

1.1 Проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством [17, с. 23].
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психо-социальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или.дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В числе первично свидетельствуемых бюро медико-социальной экспертизы каждые шесть человек являются молодыми инвалидами. Ограниченные физические возможности молодых инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, не позволяют инвалиду полноценно включаться в жизнь общества. Зачастую инвалиды просто не могут преодолеть барьеры, связанные с недоступностью зданий и неприспособленностью пешеходных дорог по пути из дома в учебное заведение или на работу. Инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведет себя обособленно.
Доказано, что молодые люди, даже здоровые, сильно переживают дефекты своей внешности. Инвалиды же молодого возраста особенно к этому чувствительны. Они имеют признаки деформации личности не только из-за своей внешности, но и невозможности иметь семью. На фоне этих причин формируется комплекс неполноценности. Боязнь, насторо-женность, а также замкнутость отталкивают партнера. Инвалиды молодого возраста в половом плане созревают позже, чем здоровые люди. Более того, они переживают, что могут быть отвергнутыми партнером, поэтому сильно закомплексованы.
Различия между инвалидами и остальным населением наиболее велики, особенно в молодых бракоспособных возрастах. Для молодых инвалидов вступление в брак представляет настоящую проблему: среди них это не удалось 38% мужчин и 31% женщин против 8% и 5%, соответственно, в остальном населении.
Большинство инвалидов считают, что если у них не удался брак или не удалась любовная жизнь, то у них нет личной жизни, что приводит к глубоким переживаниям и деформации личности.
Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения прослеживается и по другим социальным показателям. В сравнении с остальным населением (не инвалидами) их доход в возрасте 20 лет и старше ниже 1,7 раза, занятость в рабочих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образования. Неграмотные, как показывают материалы последней переписи населения, почти сплошь состоят из инвалидов. Низкий образовательных статус инвалидов требует специальных программ по повышению их образования и квалификации.
Не менее специфична должна быть политика по отношению к этой группе и в виду то, что в ней велика доля одиноко проживающих инвалидов. Доля одиночек среди инвалидов выше, чем в населении, почти в 2 раза. Потеряв в виду заболевания или увечья способность к самообслуживанию, к самостоятельному ведению хозяйства, они нуждаются в институциональной поддержке.
Итак, основными социальными проблемами молодых инвалидов являются:1) малообеспеченность;2) трудовая сегрегация;3) получение профессионального образования;4) недоступность пространственной среды;5) одиночество;6) устройство семейной жизни [16, с. 38].
Все эти проблемы не дают молодому инвалиду реально использовать свои возможности и удовлетворять свои потребности, поэтому инвалиду необходима помощь в решении существующих проблем, на что ориентированы основные направления социальной политики в отношении инвалидов.
Важнейшая составляющая трудной жизненной ситуации молодого инвалида - ограни-чение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Для большинства молодых людей с инвалидностью полноценная жизнь ограничивается непреодолимыми препятствиями - физическими барьерами.
Непосредственно в местах проживания (в доме или квартире) молодые инвалиды не могут без посторонней помощи перемещаться, осуществлять самообслуживание, так как не обеспечены инвалидными колясками, их жилища не оборудованы. Многие люди с ограниченными возможностями передвижения или плохим зрением часто не могут выйти из дома, не прибегая к серьезной помощи.
Ограничение в возможности свободно передвигаться сужает круг общения молодого инвалида, оставляет мало шансов для таких человеческих радостей, как дружба, любовь, физическая близость, создание семьи, рождение детей.
Целый ряд заболеваний требует основательной медицинской помощи, длительного или периодического лечения, протезирования, что влечет за собой существенные финансовые расходы, необходимость периодически «выпадать» из активной жизни, занимаясь преимущественно восстановлением функционирования организма.
Такие составляющие жизненной ситуации молодых инвалидов, как социальный опыт, уровень развития способностей, напрямую зависят от времени, когда произошло ограничение жизнедеятельности. Инвалиды с детства, достигая юношеского возраста и далее, накапливают определенный социальный опыт и учатся использовать свои способности, однако имеющихся возможностей оказывается недостаточно, чтобы самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, успешно взаимодействовать с социальными организациями и людьми.
Весьма специфична ситуация молодых инвалидов, имеющих стойкие психические расстройства или значительные нарушения умственной деятельности.
Для организации социальной работы с инвалидами крайне важно учитывать такое свойство способностей (свойств, определяющих успешность какой-либо деятельности), как взаимокомпенсация. Испытывая явное ограничение в одном, молодой инвалид может достаточно существенно развивать другие способности, демонстрируя значительное превышение среднестатистического уровня.
Невозможность или существенное ограничение в занятиях производственной деятельностью обрекают молодых инвалидов на малообеспеченность (низкий имущественный статус), выражающийся в том, что основная часть доходов тратится на продукты питания и товары первой необходимости [8, с. 85].
В жизненной позиции молодых инвалидов зачастую проявляются две негативные тенденции: инфантилизм и иждивенчество. Инфантилизм как свойство жизненной позиции молодого инвалида характеризуется уподоблением ребенку, эмоциональной неустойчивостью, незрелостью суждений, капризностью и подчиненностью.
Иждивенческие установки и проявления молодых инвалидов представляют собой стремление существовать за чужой счет, восприятие своего зависимого положения как нормального, отказ от самостоятельного принятия решений.
С точки зрения трансактного анализа, и в том, и в другом случае индивид отражает собственное «Я» в качестве «Ребенка» (слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям), а образ другого может быть назван «Родителем» (сильным, мудрым, способным обеспечить комфорт, защиту и проч.). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию «Я-Взрослый», проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, рефлек-сивности.
Обе позиции (инфантилизм и иждивенчество) характеризуют социальную и психологическую незрелость и являются результатом ошибок в воспитании.
Например, ребенок вследствие многочисленных болезней становится объектом гиперопеки со стороны родителей.
Несмотря на представления о продуктивности (непродуктивности) того или иного варианта жизненной позиции молодого инвалида, важно помнить, что исключительное право получать помощь или отказаться от нее, пересматривать сложившиеся (складывающиеся) взгляды или отказываться от любого вмешательства остается за самим инвалидом. Поэтому субъекты социальной работы должны руководствоваться принципом уважения позиции, заявляемой личностью, и терпимости к ее ценностям и убеждениям.
Как правило, молодые инвалиды обладают значительным временным потенциалом, особенно в случае неспособности трудиться. Данное обстоятельство, с одной стороны, предоставляет большие возможности, а с другой - требует специальной организации занятости для этой категории молодых людей.
Молодые инвалиды различаются по своему правовому статусу.
Правовой статус представляет собой положение, которое занимает объект социальной работы в системе правовых отношений. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь возможны три варианта правового статуса: отсутствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспособность. Дееспособность - способность своими действиями или бездействиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Поэтому среди молодых инвалидов выделяются:
1) недееспособные граждане, признанные таковыми в судебном порядке, на основании медицинского заключения о психическом заболевании;
2) частично (ограниченно) дееспособные - несовершеннолетние (с 14 до 18 лет) с сохранным интеллектом;
3) в полном объеме дееспособные - совершеннолетние молодые ........


Список использованных источников

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические аспекты: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с.
2. Андреева, Н. Инновационные программы реабилитации инвалидов // Социальная работа. - 2007. - № 2. - С.47-49.
3. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида / О. С. Андреева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2000. - №4. - С. 26-29.
4. Богданова, О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О. А. Богданова - Вологда, 2006. - 58 с.
5. Головко, С.Г. Модель социальной реабилитации инвалидов / С. Г. Головко // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - №3. - С. 58-63.
6. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие / Н. Ф. Дементьева, Е. И. Холостова - М.: Академия, 2004. - 300 с.
7. Дементьева, Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях / Н. Ф. Дементьева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1998. - №1. - С. 55-61.
8. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социс. - 2001. - № 5. - С. 26-34.
9. Инициативы самопомощи - путь к сотрудничеству: материалы совместного проекта ОО "Белорусская ассоциация социальных работников" и Форума Люблинских общественных организаций FLOP. - Мн.: ВЕСТА, 2006. - 144 с.
10. Кавокин, С. Реабилитация и занятость инвалидов / С. Кавокин // Человек и труд. - 1994. - № 8. - С. 15-18.
11. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
12. Маршинин, Б.А. Оккупационная терапия: Курс лекций. / Б. А. Маршинин- М.: Владос, 2002. - 250 с.
13. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 - 31 октября 1996 г. / Под ред. Э.И. Збровского- М., 1998. - 290 с.
14. Осадчих, А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / А. И. Осадчих; Под ред. В.М. Боголюбова. - Пермь, 1998. - Т. 1. - 567 с.
15. Сидорова, Л.H. Профессиональная реабилитация инвалидов / Л. Н. Сидорова // Социальная работа. - 2007. - №2. - С. 16-17.
16. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями. // Работник социальной службы. - 2005. - №1. - С. 7-11.
17. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями // Работник социальной службы. - 2005. - № 1. -С. 7-11.
18. Современные подходы к профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями. Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Н.А. Цветковой - Псков: ПГПУ, 2005. - 148 с.
19. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России», ТЕИС, 2003. - 250 с.
20. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод.рекомендации. - М.: Педагогика, 2000. - 230 с.
21. Федорова, Т.Н. Территориальные центры социального обслуживания населения: современный этап и перспективы развития / Т. Н. Федорова // Социальная работа в Беларуси. - 2011. - № 1. - С.28-29.
22. Холостова, Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии / Е. И. Холостова // Развитие социальной реабилитации в России. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
23. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: Учебник / под общей ред. проф. Холостовой Е.И. - М.: ИНФРА, 2004. - 400 с.
24. Холостова, Е.И., Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация. / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева - М.: Владос, 2002. - 432 с.
25. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. / Л. П. Храпылина - М., 1996. - 560 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.