На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и место исполнительного производства в системе права. Источники регулирования исполнения постановлений хозяйственного суда. Особенности применения норм ХПК к исполнительному производству. Порядок производства исполнительных действий.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 04.03.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
Дисциплина: особенности рассмотрения хозяйственных дел.
Тема: Исполнение постановлений хозяйственного суда.
Содержание:
Введение……………………………………………………….…2-3
Глава 1. Понятие и место исполнительного
производства в системе права.
1.1 Источники регулирования исполнения
постановлений хозяйственного суда……………………….4-6
1.2 Особенности применения норм
ХПК к исполнительному производству……………………6-11
Глава 2. Порядок производства исполнительных действий.…12-16
Глава 3. Проблемы в правоприменительной практике……….17-27
Заключение………………………………………………………28-29
Список используемых источников……………………………..30-32
.Введение.
В истекшем году на рассмотрение хозяйственных судов поступило 33,4 тысячи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа, что на 54 процента больше, чем в 2001 году. Количество рассмотренных дел по первой инстанции увеличилось на 57 процентов и составило 24 тысячи против 15,3 тысячи в 2001 году. Причем увеличение количества рассмотренных дел отмечается во всех хозяйственных судах Республики Беларусь.
Общая сумма заявленных к взысканию требований по всем обращениям в хозяйственные суды составила 735,5 миллиарда рублей, постановлено к взысканию по рассмотренным делам 511,5 миллиарда рублей. I Сумма госпошлины, уплаченная и взысканная в доход республиканского бюджета по делам, рассмотренным хозяйственными судами, составила 12,3 миллиарда рублей [11]. Эти показатели свидетельствуют о возрастающей роли исполнения постановлений хозяйственного суда и, следовательно, исполнительного производства. В этом и есть актуальность выбранной автором темы.
Целью работы является раскрытие процедуры исполнения постановлений хозяйственного суда. Объектом исследования является нормативно-правовая база, обеспечивающая работу судебных исполнителей по исполнению постановлений, а также само исполнительное производство, в рамках которого и осуществляется исполнение судебных постановлений.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
Раскрытие понятия исполнительного производства, его места в системе в хозяйственном процессе;
Характеристика законодательства, регулирующего вопросы исполнения постановлений хозяйственного суда, особенностей его применения;
Раскрытие порядка производства исполнительных действий;
Отражение трудностей в правоприменительной практике в отношении исполнения постановлений;
Анализ судебной практики по исполнению постановлений хозяйственного суда.
Данная тема не в полной мере раскрыта белорусскими учеными, возможно из-за относительного новшества института исполнения актов хозяйственных судов. Однако иная ситуация наблюдается в Российской Федерации, где имеется не только ряд научных, методических и учебных публикаций на заданную тему, но и ежегодно проводится обобщение судебной практики по исполнительному производству Арбитражным судом [15. 16]. Таким образом, автором были проанализированы нормативно-правовые акты, публикации Вестника ВХС, учебная и методическая литература белорусских и российских ученых. Среди отечественных разработчиков хотелось бы выделить Корсака А., Колесникову Л., Каменкова В., среди российских - Треушникова А.М., Фархтдинова Я.Ф., Ярошенко К.Б.
Глава 1. Исполнительное производство - стадия хозяйственного процесса.
1.1 Источники регулирования исполнения постановлений хозяйственного суда.
Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Эта задача реализуется, главным образом, в решении хозяйственного суда. Вместе с тем необходимо, чтобы принятое решение было исполнено. Вынесение судебного решения само по себе не всегда обеспечивает реальную защиту нарушенного или оспариваемого права, т.к. возникает необходимость его реализации. Принудительная реализация постановлений хозяйственного суда (согласно ст. 17 ХПК, ими являются судебные акты в форме решений, определений, постановлений и приказов) осуществляется в рамках исполнительного производства, что придает данному институту особую значимость в механизме защиты права. Практика судебной защиты права после распада СССР показывает, что одним из уязвимых мест механизма полной реализации права является исполнение судебных актов.
Развитие в начале 90-х годов XX века в странах СНГ рыночных отношений и частной собственности, провозглашение в Конституциях новых демократических прав и свобод, либерализация гражданского законодательства и урегулирование в нем новых правоотношений с участием граждан и субъектов хозяйствования потребовали совершенствования механизма защиты прав, в том числе стадии принудительной реализации актов судебных и иных юрисдикционных органов. Действовавшие в тот период Гражданский процессуальный кодекс 1964 года, Инструкция Министерства юстиции СССР от 15 декабря 1985 года № 22 «Об исполнительном производстве» (далее -- Инструкция 1985 года) и др. не обеспечивали достаточное регулирование отношений в области исполнительного производства с учетом социально-экономических преобразований: не предусматривали адекватные новые способы принудительного исполнения, механизм совершения отдельных исполнительных действий, рациональное распределение полномочий и взаимодействие между судьей и судебным исполнителем и др. Все это негативно сказывалось на эффективности исполнения судебных решений.
В Республике Беларусь, первой среди стран СНГ, были разработаны и приняты новые Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 года (ныне действует Хозяйственный процессуальный кодекс 1998 года (далее -- ХПК) и Гражданский процессуальный кодекс 1998 года (далее -- ГПК). К примеру, в Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс (далее -- АПК) был принят в 1992 году (в последующем новый АПК Российской Федерации был принят в 1995 году, а ныне действует АПК Российской Федерации 2002 года) [21,18]. Новый ГПК Российской Федерации, несмотря на ряд новелл, был принят лишь в 2002 году. В соответствующих разделах ГПК и ХПК Беларуси были существенно усовершенствованы нормы, регулирующие исполнительное производство [с.41-45, 19].
В целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года № 507 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23 мая 2002 года № 256) с 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности хозяйственных судов является исполнение судебных актов хозяйственных судов и иных документов, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов.
Стадия исполнения постановлений хозяйственного суда является заключительной и обязательной стадией хозяйственного процесса. Исполнительное производство в хозяйственных судах Республики Беларусь ведется в порядке, установленном: Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее -- ХПК), Положением о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 года № 218, от 28 июня 2002 года № 874), Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 года № 14 (далее -- Инструкция 2002 г.), иными нормативными актами, регулирующими условия и порядок исполнения исполнительных документов, действующими на момент совершения исполнительных действий.
Итак, в Республике создана юридическая база для полномерной, справедливой, своевременной реализации судебных постановлений хозяйственного суда. Для достижения эффективного влияния хозяйственных судов на защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской деятельности, утверждение правопорядка в экономике страны необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу в сфере исполнительного производства, приспосабливая и адаптируя её к современным условиям.
1.2 Применение норм ХПК к исполнительному производству.

Исполнительное производство представляет собой ряд процессуальных действий, направленных на исполнение исполнительных документов [c.61, 13]. К компетенции судебных исполнителей хозяйственных судов относятся все, кроме отнесенных законодательными актами к компетенции хозяйственного суда, вопросы по исполнительному производству. Судебным исполнителем осуществляются возбуждение исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, изменение места и способа обращения взыскания, отложение исполнительных действий, приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательными актами. Исполнительное производство является стадией хозяйственного процесса, на него в полной мере распространяется действие общих положений ХПК, применимых ко всем стадиям хозяйственного процесса. Общие нормы ХПК применяются при отсутствии специальных норм, регулирующих те или иные правоотношения, возникающие при исполнении исполнительных документов.
Права сторон в исполнительном производстве определены специальной нормой, содержащейся в ст. 248 ХПК. Вместе с тем в части, не урегулированной ст. 248 ХПК, к исполнительному производству применяются нормы ст. 39 ХПК о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. В частности, стороны в исполнительном производстве имеют право знакомиться с исполнительным производством, делать выписки из него, заявлять отводы суду, судебному исполнителю, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, судебному исполнителю. В соответствии со специальной нормой, содержащейся в п.1 ч. 1 ст. 260 ХПК, хозяйственный суд, судебный исполнитель могут приостановить исполнительное производство в случае выбытия должника из дела. Наряду с этим, применительно к ч.1 ст.44 ХПК, в случае выбытия стороны исполнительного производства (не только должника, но и взыскателя) в результате реорганизации, правопреемства, хозяйственный суд приостанавливает исполнительное производство для замены этой стороны ее правопреемником.
Таким образом, если при выбытии должника исполнительное производство может быть приостановлено как хозяйственным судом, так и судебным исполнителем, то при выбытии взыскателя исполнительное производство может быть приостановлено только хозяйственным судом.
Важное значение в исполнительном производстве имеет институт представительства, в частности, ст. 56 ХПК о лицах, которые могут быть представителями, а также ст. 57, 58 ХПК о подтверждении полномочий представителя, полномочиях представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 58 ХПК полномочия на совершение действий, предусмотренных п.п.1-10 ч.1 ст. 58 ХПК, должны быть специально предусмотрены в доверенности. К таким специальным полномочиям, применимым к исполнительному производству, в частности, относятся: заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного акта, требование о принудительном исполнении судебного акта, получение присужденного имущества или денежных средств.
Совершение исполнительных действий, в частности, опись имущества должника возможно при участии полномочного представителя должника. Участие при описи имущества неполномочного представителя должника может повлечь отмену акта описи имущества хозяйственным судом. В качестве примера следует привести исполнительное производство, по которому при составлении акта описи имущества интересы должника представлял начальник юридического отдела, не уполномоченный на совершение этих действий. Как выяснилось, при поступлении жалобы на действия судебного исполнителя какие-либо документы (доверенность, приказ, должностные обязанности и другие), подтверждающие полномочия этого должностного лица на участие в описи имущества, не существовали в природе. Единственным обстоятельством, послужившим основанием для оставления в силе данного акта описи, явилось последующее одобрение руководителем должника, выраженное после принятия жалобы на действия судебного исполнителя к производству хозяйственного суда [с.35-39, 17].
Важное значение для стадии исполнительного производства имеет гл. 7 ХПК «Доказательства», поскольку судебным исполнителям при исполнении исполнительных документов, осуществлении тех или иных исполнительных действий приходится давать оценку сведениям, устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих доводы лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного исполнения исполнительных документов. В соответствии со ст.65 ХПК обстоятельства, которые согласно законодательным актам должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
В качестве примера следует привести факт оценки судебным исполнителем письменного доказательства -- документа с нарушением ст.65 ХПК, что вызвало обоснованную жалобу на действия судебного исполнителя, в связи с чем определением хозяйственного суда постановление судебного исполнителя о направлении исполнительного документа в ликвидационную комиссию отменено. При рассмотрении жалобы выяснилось, что в качестве доказательства нахождения должника в процессе ликвидации, состава и места нахождения ликвидационной комиссии судебный исполнитель принял сообщение налогового органа [с.36, 17].
Вместе с тем Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 года № 22, от 17 декабря 2002 года № 29, от 8 октября 2003 года № 21), а также п.1 ст.58 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносит орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Кроме того, п.101 Инструкции предусмотрено, что с целью установления факта ликвидации, состава и места нахождения ликвидационной комиссии судебный исполнитель направляет запрос в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в котором предлагает сообщить, внесены ли в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Одновременно он предлагает сообщить место нахождения и состав ликвидационной комиссии. После совершения указанных действий все исполнительные документы по исполнительным производствам, где должником является ликвидируемое лицо, на основании постановления судебного исполнителя направляются в ликвидационную комиссию для исполнения в порядке, установленном законодательными актами. Таким образом, факт нахождения юридического лица в процессе ликвидации не был подтвержден необходимыми доказательствами, определенными законодательными актами, направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию на основании сообщения налогового органа произведено неправомерно [c.38, 17].
Подлежат применению в исполнительном производстве нормы ст. 68 ХПК в отношении письменных доказательств. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, акты, договоры, справки, товарно-транспортные накладные, деловая корреспонденция, иные документы, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. В соответствии с ч.2 ст.68 ХПК письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение лишь часть документа, может представляться заверенная выписка из него. Указанные требования к письменным доказательствам являются обязательными и должны учитываться при формировании исполнительных производств.
Подлежит применению в исполнительном производстве и глава 13 ХПК «Процессуальные сроки», в частности, к исчислению, восстановлению процессуальных сроков при обжаловании действий судебного исполнителя.Таким образом, во избежание ошибок в практике судебных исполнителей необходимо четко разграничивать, какие нормы ХПК (общие или специальные) и др. нормативно-правовых актов применяются в отношении компетенции судебных исполнителей, прав и обязанностей участников исполнительного производства, представительства, системы доказательств и т.д.
Обзор практики по исполнительному производству, а также некоторые недочеты в источниках, которые регулируют процесс исполнения постановлений хозяйственных судов, ведущих к нарушениям исполнителями законодательства, будут рассмотрены в следующих главах.
Глава 2. Процедура ведения исполнительного производства по хозяйственным спорам.
Исполнение судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам производится судебными исполнителями Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, если законодательством не установлено иное [гл.1, п.1, 10].
Судьи хозяйственных судов осуществляют контроль за правильным и своевременным исполнением судебных постановлений, рассматривают в установленном законодательством порядке письменные ходатайства и жалобы сторон, представления судебных исполнителей, оказывают методическую помощь закрепленным за ними судебным исполнителям, ежеквартально проверяют работу каждого судебного исполнителя и по результатам проверок составляют справки с отражением обнаруженных недостатков в работе судебных исполнителей, данных судебным исполнителям практических рекомендаций, сведений об устранении недостатков, выявленных в процессе предыдущих проверок, или причин их не устранения.
Исполнительное производство возбуждается судебным исполнителем на основании письменного заявления взыскателя или его представителя и надлежащим образом оформленного исполнительного документа (исполнительными документами являются приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании решений, определений, постановлений и др.) после проверки правильности оформления исполнительного документа, наличия права на принудительное исполнение и соблюдения порядка его осуществления не позднее трех дней с момента поступления данных документов в хозяйственный суд [п.п.13,19;10].
По результатам рассмотрения представленных документов судебный исполнитель в трехдневный срок со дня их поступления в хозяйственный суд выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исполнение постановлений хозяйственного суда может быть связано с взысканием денежных сумм, а также не связано с ним (исполнение решения, обязывающего должника совершить определенные действия; о выселении и вселении; о передаче имущества, указанного в исполнительном документе).
Приказ об обращении взыскания на имущество может быть выдан хозяйственным судом взыскателю по его требованию при условии предоставления им в суд ранее выданного приказа об обращении взыскания на находящиеся на счете в банке денежные средства должника и сведений, свидетельствующих о полном или частичном неисполнении банком данного исполнительного документа в течение месяца со дня предъявления исполнительного документа в банк. В выносимом постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель постановляет предоставить должнику срок для добровольного исполнения, а также указывает способ обращения взыскания: или на денежные средства должника, находящиеся в банке или на имущество, в том числе арестованного в качестве меры по обеспечению иска, должника в случае предоставления взыскателем сведений, свидетельствующих о полном или частичном неисполнении банком исполнительного документа в течение месяца со дня предъявления взыскателем исполнительного документа к исполнению в банк.
Меры по обеспечению совершения исполнительных действий принимаются хозяйственным судом в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебных или иных актов. Данные меры применяются судебным исполнителем после возбуждения исполнительного производства на всякой его стадии, в том числе и до истечения срока на добровольное исполнение. Согласно п. 28 Инструкции 2002 г. мерами по обеспечению совершения исполнительных действий являются: наложение ареста на имущество или денежные суммы должника, находящиеся у него и (или) иных юридических и физических лиц; изъятие имущества должника, находящегося у него или иных юридических и физических лиц; запрещение должнику совершать определенные действия; запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем; опечатывание имущества должника; изъятие право устанавливающих документов, в том числе ценных бумаг; иные меры, установленные законодательством Республики Беларусь.
Взыскание с юридического лица, индивидуального предпринимателя (должника) денежных средств по исполнительному документу обращается в первую очередь на денежные средства должника, находящиеся в банке. При невозможности получения в течение месяца со дня предъявления судебным исполнителем исполнительного документа в банк из-за отсутствия у должника на счетах денежных средств, достаточных для погашения задолженности, судебный исполнитель обязан отозвать из банка исполнительный документ. Он имеет право обратить взыскание на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или находящееся у него в хозяйственном ведении. После истечения предоставленного срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа о взыскании задолженности путем обращения взыскания на имущество или после вынесения судебным исполнителем постановления об изменении способа обращения взыскания путем обращения взыскания на имущество судебный исполнитель обращает взыскание на имущество должника путем наложения ареста. Обращение взыскания может быть обращено на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц, на причитающиеся гражданину-должнику доходы и иные суммы.
Реализация арестованного имущества должника, за исключением изъятого у должника имущества, перечисленного в п.47 Инструкции 2002 г. (драгоценные металлы, драгоценные природные камни в сыром и обработанном виде), производится судебным исполнителем. Реализация арестованного имущества производится, как правило, в месте его нахождения через государственные или иные торговые организации, имеющие лицензии на реализацию данного вида арестованного имущества, или посредством проведения публичных торгов.
Постановление о завершении работы по исполнительному производству выносится судебным исполнителем после: исполнения изложенных в исполнительном документе требований и взыскания расходов по исполнению; истечения срока на обжалование постановления о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производится или произведено неполно; истечения срока на обжалование постановления судебного исполнителя или определения хозяйственного суда о прекращении исполнительного производства, взыскания расходов по исполнению и отмены принятых в процессе исполнения ограничениях, в том числе и снятия ареста с имущества, возврата имущества должнику и т.п.; истечения срока на обжалование постановления судебного исполнителя о направлении исполнительного документа в ликвидационную комиссию, взыскания расходов по исполнению и отмены принятых в процессе исполнения ограничениях, в том числе и снятия ареста с имущества, возврата имущества должнику и т.п.
Удовлетворение требований на взыскание по исполнительным документам производится в порядке очередности, установленной ч.ч.1-5 ст.534 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и в порядке, определённом гл.8 Инструкции 2002 г. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
Таким образом, нормативные акты детально регулируют порядок взыскания денежных средств у должника для погашения задолженности перед креди и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.