На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87392


Наименование:


Диплом СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА на примере Министерства экономического развития Челябинской области

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.04.2015. Сдан: 2014. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: 62.

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(на примере Министерства экономического развития Челябинской области)

Специальность 080504.65
«Государственное и муниципальное управление»



Выполнил студент
Группа

__________________________
(подпись)

Научный руководитель:


___________________________________
(подпись)

Зав. кафедрой:

д-р экон.наук, профессор

_________________________
(подпиcь)


Челябинск 2014

?
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРО-ВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………………………………………..7
1.1 Характеристика стратегического планирования и прогнозирования
социально-экономического развития региона………………………………….7
1.2 Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития субъекта РФ………………………………………..11
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития……………………………………………………….16
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….21
2.1.Общая характеристика Министерства экономического развития Челябинской области……………………………………………………………21
2.2 Анализ социально-экономического развития региона: Челябинская область……………………………………………………………………………24
2.3 Выявление проблем социально-экономического развития Челябинской области…………………………………………………………..39
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ……………………….66
3.1 Основные направления совершенствования социально-экономического развития региона……………………………………………66
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию социально-экономического развития региона: Челябинская область…………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….86
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...87?
ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему потому, что стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона, остается актуальным в настоящее время, несмотря на то, что в условиях сложного федеративного устройства Российского государства, состоящего из 83 территориально, политически и экономически обособленных, и связанных целями общего развития субъектов, важная роль отводится региональным прогнозным исследованиям и стратегическим разработкам. Определение компромиссных вариантов развития, которые бы отвечали как общенациональным, так и региональным интересам, возможно в результате совместных усилий органов государственной власти федерального и субфедерального уровней. В этом направлении наиболее трудоемкая и детальная часть работы выполняется непосредственно субъектами РФ, поскольку в региональных планово-прогнозных документах важно отразить целевые ориентиры и потенциальные возможности развития конкретной территории.
Прогнозирование социально-экономического развития региона является важным элементом в системе стратегического планирования, который помогает точнее ориентироваться в сложившейся экономической ситуации, определять основные направления будущего развития региона, его место и роль в общероссийском экономическом пространстве. Ключевой проблемой процесса стратегирования регионального развития во время переходного периода становится наличие возможности гибко перестраивать и оперативно пересчитывать прогнозные индикаторы в условиях значительного изменения внутренних и внешних факторов функционирования экономики субъектов федерации. При этом надо понимать, что стратегия обеспечивает объективные условия долгосрочного социально-экономического развития региона, которое может замедлиться в результате экономических кризисов либо несущественно отклониться от намеченного курса, но целевое направление развития должно остаться неизменным.
Регулирование вопросов прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов осуществляется нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Общие процедуры прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации и порядок взаимодействия органов государственной власти отражены в нормативных актах федерального значения: Федеральном законе от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»; Постановлениях Правительства РФ от 4 января 1999 г. №1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации», от 22 июля 2009 г. №596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Объект – Министерство экономического развития Челябинской области.
Предмет – процессы планирования и прогнозирования социально-экономического развития.
Цель– совершенствование процессов планирования и прогнозирования социально-экономического развития Челябинской области.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона;
- дать общую характеристику Министерства экономического развития Челябинской области;
- исследовать основные показатели социально-экономического развития региона;
- выявить проблемы социально-экономического развития Челябинской области;
- разработать мероприятия по совершенствованию процессов планирования и прогнозирования социально-экономического развития Челябинской области.
Данная работа имеет следующую структуру – введение, основная часть, заключение, список литературы.
В введении определена актуальность, поставлены цели и задачи, описан объект и предмет выпускной квалификационной работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона.
Во второй главе дана характеристика Министерства экономического развития Челябинской области, показаны основные показатели социально-экономического развития региона, выявлены проблемы.
В третьей главе работы разработаны рекомендации по совершенствованию социально-экономического развития региона и рассчитан экономический эффект их внедрения.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования работы.
Информационная база исследования: для написания работы основными источниками послужили труды авторов, таких как: Гранберг А.Г. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Коваленко Е. и другие.?
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1.1 Характеристика стратегического планирования и прогнозирования
социально-экономического развития региона

Для формирования понимания природы и основ стратегического планирования развития территорий и отраслей необходимо сформулировать теоретические и методические основы формирования систем долгосрочного стратегического планирования в целом. Основой долгосрочного стратегического планирования в большинстве экономических систем выступает прогнозирование. Особенно это применимо в практике планирования основанного на ретроспективном анализе. Прогнозирование в свою очередь соотносится с более широким понятием — предвидением.
Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение ее предстоящего развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде. определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей».
Сценарии обычно разрабатываются на основе данных предварительного прогноза и исходных материалов по развитию прогнозного объекта. К исходным материалам следует отнести технико-экономические характеристики и показатели основных процессов производственной и научной базы для решения поставленной цели.
Сценарий - это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы предрешить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту....

?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, градостроительный и другие эффекты варианта развития. В общем случае система показателей включает:
1. Интегрированный критерий, отражающий уровень жизни населения в регионе (например, национальный доход на душу населения);
3. На верхнем уровне этой иерархической структуры выделяют 3 группы агрегированных критериев, включающих: обобщающую оценку социальных параметров региона; показатели, характеризующие объективные экономические (производственные) условия региона, а также переменные, отражающие социальные характеристики внепроизводственной сферы, зависимые от развития производства.
В свою очередь агрегированные показатели дают общую оценку состояния социально-экономической структуры и включают демографические, социально-профессиональные, трудовые и общественно-политические параметры, а также параметры, отражающие условия жизни, труда и быта населения региона. Основными факторами, действующими в рассматриваемой системе являются: собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы) и привлекаемые в регион ресурсы (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений),и реальные процессы общественного производства.
Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на трехлетний период разработан на основе сценарных условий развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов, сформулированных в прогнозе долгосрочного развития до 2030 года, майских указах Президента.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития области за 8 месяцев текущего года, прогнозные показатели органов исполнительной власти, муниципальных образований, а также крупнейших предприятий области.
Прогноз разработан в двух вариантах: консервативном и умеренно-оптимистичном.
Консервативный вариант предполагает относительное повышение конкурентоспособности экономики за счет увеличения инвестиций в модернизацию производств в результате замедления роста энергетических и инфраструктурных издержек и проведение более жесткой бюджетной политики.
Умеренно-оптимистичный вариант предусматривает развитие экономики в условиях реализации активной госполитики, направленной на улучшение инвестклимата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации.
При разработке прогноза приняты во вниманиеограничения, связанные с неблагоприятной конъюнктурой на финансовых и товарных рынках:
снижение спроса и цен на металлопродукцию - основного продукта экспорта - в результате рецессии в ряде стран Евросоюза, замедление темпов роста экономики Китая и других развивающихся стран;
нестабильная ситуация на финансовых рынках.
Среди положительных внешнеэкономических факторов можно выделить прогнозируемый рост мировой экономики на 3,6-4 процента.
Положительные внутрироссийские факторы - это, в первую очередь, «замораживание» цен на электроэнергию, газ, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, что означает:
для производителей - это снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности;
для населения - это замедление потребительской инфляции.
Переход к режиму таргетирования инфляции, введение ключевой ставки Банка России, совершенствование инструментов денежно-кредитной политики позволят приблизиться к цели по обеспечению ценовой стабильности.
Среди положительных факторов необходимо отметить меры по стимулированию потребительского спроса, в том числе за счет роста заработной платы, включая бюджетную сферу, а также сохранение социальной стабильности и низкий уровень безработицы.
Сдерживающие факторы развития - это:
- медленное осуществление преобразований, связанных с улучшением предпринимательского и инвестиционного климата;
- возможный перенос реализации инвестпрограмм естественных монополий на более поздний период.
Среди факторов, учитываемых при разработке прогноза, необходимо особо выделить целевые индикаторы, установленные майскими указами Президента, текущая динамика которых отслеживается и является основой для прогнозирования их исполнения в средне- и долгосрочной перспективе.
Прогноз социально-экономического развития разработан на трехлетний период как в целом по области, так и в разрезе муниципальных образований и является основой для составления бюджета на соответствующий период.
Кроме того, показатели прогноза будут учтены при корректировке Стратегии развития области.
Достижение прогнозируемых макроэкономических параметров зависит от эффективного использования внутренних источников роста, для чего необходима консолидация усилий всех органов государственной власти, предприятий и муниципалитетов.
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика. 2010. 375с.
2. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М: Просвещение, 2009. – 349 с.
3. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. М.: Наука. 2007. 485с.
4. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009. 427с.
5. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. М.: Гардарики. 2011. – 267с.
6. Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С.25-29.
7. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона // Социально-гуманитарное знание. 2009. № 2. С.16-21.
8. Российский статистический ежегодник bgd/regl/ b10_13/Main.htm
9. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб: Прогресс. 2009. 415с.
10. Федеральная служба Государственной статистики wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/news/14f2bf004995c30eb898fd3a2dfc23c6
11. Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Синяя птица. 2010. 509с.

?
Приложение 1
Основные показатели социально-экономического развития городов и районов Челябинской области за январь-сентябрь 2013 года
?....
Приложение 2
Среднемесячная заработная плата за январь-август 2013 года
по полному кругу предприятий




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.