На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе в современной России. Французская модель: позитивный правовой опыт. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения).

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Аннотация

В курсовой работе на тему: «Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства» проведено исследование стадии исполнения в области гражданско-процессуального права.

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, положения, касающиеся вопросов об исполнительном производстве.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.

В первой главе работы изложены вопросы, определяющие характеристику исполнительного производства с точки зрения нового гражданского процессуального законодательства. А также здесь раскрыты проблемные вопросы международной практики в области исполнительного производства.

Во второй главе охарактеризована стадия исполнения гражданского процесса. В данной главе раскрываются такие вопросы, как деятельность судебных приставов-исполнителей, субъекты стадии исполнения судебных актов, исполнительные документы, исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.

Третья глава раскрывает исполнение судебных актов по отдельным категориям дел: по гражданским, трудовым и семейным.

В заключение курсовой работы сделаны выводы по рассмотренной теме. В ходе выполнения курсовой работы были использованы специальная литература по соответствующей проблематике, материалы правоприменительной практики, учебная литература, научные статьи, а также собственные наблюдения, сделанные в ходе написания курсовой работы.

Содержание

Введение

I. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

1. Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе.

2. Проблемы исполнительного производства в современной России.

3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России.

4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)

II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия гражданского процесса.

1. Понятие и особенности исполнительного производства.

2. Деятельность судебных приставов-исполнителей

3. Субъекты стадии исполнения судебных актов

4. Исполнительные документы

5. Исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.

III. Исполнение судебных актов по отдельным категориям дел.

1. Исполнение судебных актов по гражданским делам

2. Исполнение судебных актов по трудовым делам

3. Исполнение судебных актов по семейным делам

Заключение

Список использованных источников

Приложение А (Акт описи и ареста имущества)

Введение

Изучение вопросов организации и осуществления испол-нительного производства в гражданском процессе имеет важ-ное значение. Исполнительное производство представляет со-бой установленный законом порядок принудительной реали-зации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом ин-тересов. В ходе исполнения акта юрисдикции субъективное ма-териальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свою реализацию по-средством использования механизмов государственного принуж-дения, установленных законом. С этой точки зрения изучение исполнительного производства представляет несомненную прак-тическую важность. Кроме того, нужно иметь в виду, что поло-жения ГПК, касающиеся исполнительного производства, носят комплексный характер, обеспечивая принудительную реализа-цию прав и интересов субъектов материальных правоотноше-ний и в тех случаях, когда вопрос об их защите является пред-метом деятельности иных юрисдикционных органов (арбитраж-ных и третейских судов, органов нотариата и т.д.). С позиций же гражданского судопроизводства исполнительное производство выступает как заключительная стадия гражданского процесса.

При изучения проблем исполнения юрисдикционных актов прежде всего мы обратим внимание на нормы законо-дательства, определяющие основания исполнения (акты юрис-дикции) и исполнительные документы, порядок выдачи испол-нительных документов, порядок и сроки их предъявления к ис-полнению, а также на законодательное регулирование вопросов давности исполнения (ст. 338--347 ГПК).

Исполнение актов юрисдикции законом возложено на судеб-ных исполнителей, состоящих при районных судах. В данной работе мы изучим полномочия и общие правила деятельности судебного пристава-исполнителя, а также вопросы контроля за исполнением решений и роли суда в исполнительном произ-водстве.

Общие условия деятельности судебных исполнителей представляют важность с точки зрения защиты прав взыскате-лей, должников и иных лиц в процессе исполнения юрисдик-ционных актов. Здесь же мы рассмотрим вопросы об отложении исполнительных действий, приостановления и прекращения исполнительного производства, возвращении исполнительных документов взыскателю.

Проанализируем меры принудительного исполнения юрисдикционных актов, установленные законом. Следует иметь в виду, что указанные в ГПК меры пред-ставляют собой разновидности обращения взыскания на иму-щество должника, применяемые в зависимости от того, кто выступает в качестве должника, характера прав, подлежащих защите и т.д. Вместе с тем перечень мер принудительного ис-полнения не является исчерпывающим а в частности, при за-щите личных неимущественных прав применяются иные меры исполнения. Важным представляется также перечень способов защиты гражданских прав, указанный в ст. 12 ГК. Меры принудительного исполнения, а также порядок испол-нительного производства во многом различаются в зависимости от того, кто является должником -- гражданин или организация.

При анализе порядка исполнения юрисдикционных актов в отношении граждан важно иметь в виду особенности обраще-ния взыскания на имущество, а также на заработную плату долж-ника. В данной работе мы обратим внимание на те случаи, когда взыскание обращается непосредственно на заработную плату и приравнен-ные к ней платежи, каков размер удержаний из заработной пла-ты. Рассматривая порядок обращения взыскания на иное, поми-мо заработной платы, имущество должника, изу-чим следующие вопросы: на какое имущество может быть обращено взыскание, в чем состоит и как осуществляется арест имущества должника, каков порядок хранения и оценки раз-личных видов имущества, как осуществляется его реализация: продажа на комиссионных началах и публичные торги.

При рассмотрении вопросов об исполнении юрисдикцион-ных актов в отношении организаций учтем, что анализу подлежат не только нормы гражданского процессуаль-ного законодательства, но и положения материально-правовых законов (в первую очередь ГК). По общему правилу, юридичес-кие лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежа-щим им на праве собственности или праве хозяйственного веде-ния имуществом (исключение сделано лишь для финансируе-мых собственником учреждений). В некоторых случаях законодательство допускает ответственность учредителей (участ-ников) по обязательствам юридического лица.

Исполнительное производство включает в себя решение вопросов о распределении взысканных с должника денежных сумм между взыскателями, а в ряде случаев -- об очередности удовлетворения предъявленных к должнику требований. Исполнение актов юрисдикции не ограничивается лишь ме-рами, связанными с обращением взыскания на имущество долж-ника. Свои особенности имеет исполнение актов, обязывающих должника совершить определенные действия или передать взыс-кателю определенные предметы: например, по делам о восста-новлении на работе, о выселении и т.д. При этом исполнитель-ное производство может варьироваться в зависимости от того, указаны ли в юрисдикционном акте последствия его неиспол-нения, а также от возможности совершения обязанных действий вместо должника другими лицами.

6 ноября 1997 г. вступил в действие новый Федеральный за-кон «Об исполнительном производстве», нормы которого и Комментарий этого закона необходимо изучать для познания правового регулирования исполнительного производства.

Яковлев В.Ф. Гражданский процесс и государство//Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика/Сборник памяти С.А. Хохлова. Отв. Ред.А.Л. Маковский.М., 2001

I. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

1. Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по фе-деральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судеб-ного акта, а также контроле за процессом исполнительного производ-ства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспе-чению исполнения принятых ими судебных актов и других исполни тельных документов.
В соответствии с Конституцией исполнительное производство отнесено ни к ведению Российской Федерации (ст. 71), ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что исполнительное производство отнесено к исключительному ведению субъектов Российской Федерации? Ответ на данный вопрос зависит от того, как рассматривать исполнительное производство -- либо как часть гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства (тогда это федеральное законодательство), либо как часть административного законодательства (тогда это сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ). Полагаю, что исполнительное производство является комплексным правовым образованием, которое соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Так, нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, порядке выдачи исполнительных листов судами, повороте исполнения -- это часть гражданского либо арбитражного процессуального законодательства.
Нормы о порядке проведения торгов -- часть гражданского законодательства. Значительная часть норм об организации процесса исполнения административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.
Следует исходить из того, что арбитражное процессуальное за-конодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регу-лирует порядок осуществления арбитражного судопроизводства. По-нятие арбитражного процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представля-ющая собой объект комплексного правового регулирования, что от-ражается в характеристике источников исполнительного законода-тельства.
Необходимость реформы исполнительного производства назрева-ла достаточно давно, поскольку до недавнего времени оно регулиро-валось в основном разделе ГПК и Инструкцией об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. № 22, утвержденной Министер-ством юстиции СССР. Эти акты принимались совершенно в другую правовую эпоху и не учитывали новые социально-правовые реалии, изменения отношений собственности и всего гражданского оборота в целом. Реформа законодательства, обеспечивающего развитие эко-номических отношений в России, особенно в новых сферах предпри-нимательской деятельности, показала, что многие новые прогрессив-ные положения материального законодательства не работали вслед-ствие отсутствия адекватных и эффективных механизмов принуди-тельного осуществления права. Таким образом, исполнение -- важ-нейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воз-действовать на поведение человека. Этим и объясняется прошедшая Реформа исполнительного производства, изменение его организационных и содержательных характеристик, которые в комплексе с другими, и мерами должны улучшить существующую ситуацию в данной сфере.
Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» крайне сузил нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (За небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального зако-на «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирую-щих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих поря-док и условия осуществления исполнительного производства и совер-шения исполнительных действий в рамках арбитражного процесса, помимо данного Федерального закона и Федерального закона «О су-дебных приставах», можно отнести следующие федеральные законы:
АПК. В соответствии со ст. 197 АПК судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организация-ми, должностными лицами и гражданами на всей территории Рос-сийской Федерации в порядке, установленном АПК и федеральным законом. Таким образом, АПК прямо относится к числу источников исполнительного законодательства.
Здесь урегулированы следующие вопросы, не получившие разре-шения в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»: немедленное исполнение решения арбитражного суда (ст. 135), вы-дача нескольких исполнительных листов по одному судебному акту (ст. 199), процедура выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 204), ответственность за неисполнение судебного акта банков (ст. 206), поворот исполнения судебного акта (ст. 208-209).
ГПК. Поскольку нет иного Перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то подлежит применению Перечень, прилагаемый к (Приложение № 1 к ГПК). Значение источников правового регулирования исполнительного производства имеет также Приложение № 2 к ГПК (Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства).
В практике совершения исполнительных действий возникает необходимость обращения к ГПК и по вопросам, которые хотя и в входят в предмет правового регулирования исполнительного законодательства, но тем не менее не получили в нем разрешения. Так, данный Закон не содержит содержания акта об аресте имущества, в связи с этим следует руководствоваться ст. 372 ГПК.
ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. 447-449). В исполнительном производстве имеют посредственное значение нормы ГК о собственности, обязательст-вах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценке фактических обстоя-тельств в стадии исполнительного производства.
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В этом законе подробно урегулированы вопросы, связанные с обра-щением взыскания на недвижимость.
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже». Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международ-ных коммерческих арбитражей.
Временное положение о третейском суде для разрешения эко-номических споров, утвержденное постановлением Верховного Со-вета РФ от 24 июня 1992 г. Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений третейских судов, обращения за исполнитель-ным листом и порядка его выдачи. При этом сле-дует иметь в виду, что Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров не имеет силу федерального за-кона, поскольку утверждено постановлением Верховного Совета РФ.
Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные фе-деральные законы также могут содержать нормы исполнительного за-конодательства. Например, Закон РФ «О банках и банковской дея-тельности» в части органов и лиц, имеющих право запрашивать ин-формацию о счетах граждан и организаций, когда необходимость в таком запросе связана с совершением исполнительных действий; федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных об-ществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во
Курс гражданского процессуального права/Под ред. А.А. Мельникова. Т. П. М., 2001.
исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов. Правительством РФ в соответствии с Законом Исполнительном производстве» приняты следующие нормативно-правовые акты: Положение о внебюджетном фонде развития не-дельного производства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659; Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ № 723 от 7 июля 1998 г; Порядок наложения ареста на ценные бумаги, утвержденный постановлением Правительства РФ № 934 от 12 августа 1998 г.
По смыслу закона к числу нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирующих вопросы исполнительного произвол (помимо тех, которые должны быть приняты на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве»), относятся так правовые акты, устанавливающие порядок лицензирования при осуществлении определенных видов деятельности, в частности торгов недвижимым и движимым имуществом и др.
Приоритетный характер носят нормы международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К чис-лу международно-правовых документов, содержащих правила испол-нительного производства, можно отнести Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осу-ществлением хозяйственной деятельности»; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго-ловным делам между государствами -- членами СНГ, подписанную 22 января 1993 г. и ратифицированную Федеральным Собранием Рос-сии (Конвенция для Российской Федерации вступила в силу 10 де-кабря 1994 г.); Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»; Гаагскую конвенцию (1966) о признании и исполнении иностранных решений по гражданским и торговым делам; Нью-Йоркскую (1958) конвенцию о признании и приведении в ис-полнение иностранных арбитражных решений и др.
В качестве источников исполнительного законодательства Феде-ральный закон «Об исполнительном производстве» не называет ин-струкции федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно, поскольку Закон, хотя и является процедурным по характеру, тем не менее не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнитель) документов. Поэтому при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практик нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органе исполнительной власти. Например, порядок предоставления налоговыми органами судебным приставам-исполнителям информации о счетах юридических лиц урегулирован совместным письмом ГНС РФ от 11 сентября 1995 г, № ВГ-6-08/481 и Министерства юстиции РФ от 7 сентября 1995 г. № 06-02-85-95 «О предоставлении налоговыми органами судебным исполнителям информации о наличии расчетных счетов у юридических лиц -- должников. Порядок списания средств со счетов юридических лиц отражен в правовых актах, принятых Центральным банком России, и т.д.
Исполнительное законодательство как комплексное правовое образование по отдельным своим составляющим относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В отдель-ных случаях субъекты РФ будут вынуждены осуществлять такое пра-вотворчество с тем, чтобы заполнить пробелы федерального законо-дательства. В этом плане интересен опыт правового регулирования, имеющийся в Нижегородской области. Здесь принят целый ряд про-цедурно-процессуальных актов, облегчающих совершение конкрет-ных исполнительных действий, например: Временное положение о порядке проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав; Положение о порядке проведения конкурса для определения организаций, осуществляющих реализацию имущества юридических лиц, на которое обращено взыскание; Временное положение о порядке реализации имущества юридических лиц, на которое обращено взыс-кание. Такие правовые акты весьма полезны, поскольку учитывают разрозненные положения федерального законодательства и сводят его в единую цепочку юридических действий, осуществляемых участни-ками исполнительного производства, содержат конкретный «алго-ритм» действий, облегчая процесс правоприменения.
2. Проблемы исполнительного производства современной России

20-23 октября 2004 года кафедрой гражданского процесса и трудового права Кубанского государ-ственного университета была проведена междуна-родная научно-практическая конференция: «Со-временная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика».
Одна из секций конференции была посвящена современной доктрине исполнительного производ-ства.
Опубликование для всеобщего обсуждения проекта Исполнительного кодекса заслуживает особой похвалы. При обнародовании материалов отдельных стадий законотворческого процесса уст-раняется негативная тенденция последних лет, в силу которой источники права появляются спон-танно, об их разработке зачастую не знают даже ве-дущие специалисты в соответствующей отрасли нрава. Тем более значимым представляется тот мо-мент, что разработчики проекта не просто предло-жили свой вариант Исполнительного кодекса, но и поставили перед учеными и практиками в поясни-тельной записке к проекту ряд задач и вопросов, которые необходимо обсудить и разрешить.
Некоторые затруднения при обсуждении про-екта ИК РФ среди участников конференции вызы-вало отсутствие кодифицированных источников подобного рода, сравнивать проект нового Испол-нительного кодекса практически не с М.С. чем, деятель-ность по разработке члены рабочей группы начина-ли с чистого листа, если не считать нескольких нор-мативных актов и разрозненную практику их при-менения. Вместе с тем, приблизить общество к по-строению системы, где признанное судом или иным компетентным органом субъективное
Шакарян - Субъекты гражданского процессуального права - М., 2000
право получает реальную защиту, может только непроти-воречивая, понятная, в том числе и для непрофес-сионального восприятия, соответствующая эконо-мическому базису современного российского обще-ства система исполнительного законодательства. Возможно, именно эти обстоятельства детермини-ровали то, что большинство выступающих не только на секции «Современная доктрина исполни-тельного производства: теория и практика и проект Исполнительного кодекса РФ», но и на пленарном заседании конференции, так или иначе, затрагива-ли проблемы исполнимости судебных и иных юрисдикционных актов.
Было обращено особое вни-мание на проблему единства процесса и выступил против разобщения российского процессуального законодательства.
Было отмечено, что в силу увеличе-ния обращении в Конституционный Суд РФ, при-нятые в короткие сроки АПК РФ и ГПК РФ носят в некотором смысле характер «неудачных». В этой связи были указаны на основные причины обращений в Конституционный Суд РФ. Пер-вое, -- это недостатки в законодательстве, второе - неправильное восприятие практикой правовых норм и третье, - глубокое недоверие к суду. Внимание также было акцентировано на своевременности рассмотрения и разрешения дел, правосудие часто консервируется, хотя необходимо прилагать усилия к тому, чтобы дела рассматривались в установленные сроки. При этом затягивание рассмотрения дел служит поводом обращения к общественно опасным способам разрешения конфликтов.
В качестве дополнительного аргумента позиции о сближении до полного единения граж-данского и арбитражного процессов, заметим, что ис-полнительное производство, возникающее на осно-ве актов гражданского и арбитражного правосу-дия практически идентично, за исключением разве что регулирования применения мер ответственности за нарушения исполнительного законодательства.
Следующий волнующий момент ка-сался совершенствования предварительного обес-печения исполнимости будущих судебных реше-ний, когда меры обеспечения должны применяться к государству, к Центральному Банку РФ. В практи-ке Европейского Суда по правам человека был пре-цедент по делу против Чехии, который содержит запрет применения мер обеспечения к банкам и налоговым органам.
Было отмечено, что общей концепции в АПК РФ и ГПК РФ не заложено. Доказательств этому достаточно: от понятийного аппарата до рег-ламентации процессуальных институтов. Особо была отмечена проблема, связанная с современным пониманием сущности права на судебную защиту. Указано было на дискуссионность соотноше-ния судебных процедур и процессуальной формы; определения критериев и процессуальных способов дифференциации процессуальной формы, а также выделения критериев видов производств. Подни-мался спор о тождественности права на судебную за-щиту и права на обращение за судебной зашитой. Все анализируемые проблемы -- это не только теоретические вопросы. Ответы на них являют собой суть концепции АПК и ГПК, но и будущего Исполнительного кодекса РФ.
Коснулись и проблемы исполнительного производства. В частности, были проанализированы проблемы исполнения исполни-тельных документов неимущественного характера: критерии его эффективности - статус должника (гражданин или организация), характер взыскания (денежное, связанное с передачей имущества либо не связанное с передачей имущества и денежной суммы и т.д.). Причем каждый из указанных крите-риев является лишь первоначальным этапом видо-вой классификации, за которым следует, как в мате-матическом алгоритме, последующее разделение ис-полнительных производств на подвиды.
Остановились также на пробле-ме соотношения средств и цели исполнительного производства.
Как было отмечено, важным является вопрос государственной воли в гражданском процессе. В рамках доктрины гражданского процесса выделя-ется концепция территории диспозитивности -- это первый уровень, и суды -- органы государственной власти. Активность суда обуславливается тремя составляющими -- субъектный состав (суд не впра-ве возбудить исполнительное производство, исклю-чение -- оказание психиатрической помощи), про-цессуальные гарантии и процессуальные механиз-мы, которые пронизывают публичные интересы.
Были задеты проблемы судоустройства России и судебного прецедента Выступили и в отношении несовер-шенства установленного в ГПК РФ правила, когда судья в надзорной инстанции решает вопрос при-нять или не принять дело к производству.
Не был оставлен без внимания выступающих появившийся в гражданском судопроизводстве в результате реформы 1995 года новый вид исполни-тельного документа -- судебный приказ. Это един-ственный судебный акт одновременно оканчива-ющий производство по делу и названный в ст. 7 Фе-дерального Закона «Об исполнительном производ-стве» в качестве исполнительного документа как ос-нования возбуждения исполнительного документа. Все другие акты суда, выносимые в порядке граж-данского и арбитражного судопроизводства (судеб-ные решения, определения, постановления), ис-полнительными документами в смысле Федераль-ного Закона «Об исполнительном производстве» не являются, для их Принудительной реализации че-рен Федеральную Службу судебных приставов необ-ходимо получение (направление на исполнение) исполнительного листа.
Осветили и сущность судебного приказа как формы реали-зации судебной власти. Было про-анализирована история развития приказного про-изводства, охарактеризован судебный приказ как постановление суда, которое является одной из форм реализации судебной власти в гражданском процессе.
Отдельные вопросы исполнительного произ-водства в свете проходившей Гражданское процессуальное право России. /Учебное пособие/.М.,2005
судебной реформы были также освещены. Были приведены и про-анализированы интересные статистические данные по отдельным характеристикам исполнительного производства в России на современном этапе, озву-чена позитивная критика отдельных моментов про-екта Исполнительного кодекса РФ.
Был затронут вопрос о проблемах, связанных с примирением сто-рон в исполнительном производстве.
Затем были подведены итоги работы над проектом первого кодифицированного источника российского исполнительного права. Лучшим подтверждением результативности этой работы явился сам проект, изданный к началу работы конференции.
Участники высокого форума предложили массу своих рекомендаций и предложений по наиболее важным вопросам в целях совершенствования ар-битражного, гражданского процессуального и ис-полнительного законодательства. На конференции было принято решение продолжить обсуждение проекта Исполнительного кодекса РФ.
3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России

В последнее время российскими специалистами -- представителями гражданской и арбитражной процессуальной науки, равно как и практическими деятелями, в том числе представителями органов судебной власти, широко обсуждается вопрос о статусе российских судебных приставов-исполнителей; идет поиск путей дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов для целей формирования оптимальной и реально функционирующей системы исполнительного производства в России.
В качестве одного из предложений такого развития Службы все чаще звучит предоставление судебным приставам-исполнителям в России статуса негосударственной, или небюджетной, либеральной, профессии. Такое предложение поступает, прежде всего, от тех специалистов, которые так или иначе знакомы с подобной организацией службы судебных исполнителей в отдельных европейских странах. В частности, наиболее ярким примером здесь может служить французский опыт исполнительного производства, которое выгодно отличается от российского своей реальной эффективностью.
Приведем историческую справку:
Французская система исполнения исторически была построена на частноправовых началах с сохранением контроля государственных учреждении. Судебные исполнители, начиная с эпохи средних веков, постоянно пользовались так называемым «свободным режимом», что было обусловлено независимым от государства, автономным статусом данной профессии. Причиной данного обстоятельства было то, что действия судебных исполнителей, связанные с уплатой высоких пошлин, служили регулярным источником существенных поступлении в государственную казну. Кроме того, во Франции исторически существует так называемая «продажа должностей», когда та или иная должность (в том числе и место судебного исполнителя) переходят к преемнику за определенную плату. Но прежде данные должности продавались королевской властью, в том числе и по причине компенсации огромных расходов на финансирование военных действий. После покупки должности профессионалы в сфере исполнения получали «свободный статус», когда суверен уже не мог самостоятельно передать ту или иную должность кому-либо по своему усмотрению. Только сам судебный исполнитель был вправе выбрать и подготовить своего преемника и, после выплаты определенной компенсации со стороны последнего (в размере, соответствующем имущественной стоимости конторы судебного исполнителя), оставлял должность выбранному им лицу, если тот отвечал определенным требованиям, установленным законом.
Предшественниками современных судебных исполнителей Франции являлись сержанты. Их появление объяснялось необходимостью существования служащих для обращения в суды различных систем (королевской, церковной, феодальной и коммунальной), правильного составления ходатайств от имени истцов и исполнения решений судов. Причем указанные должностные лица, наряду со служащими, для обеспечения внутреннего порядка во время судебных заседаний (приставами) выступали в качестве особого символа королевской власти и всегда пользовались особым покровительством и защитой. Покушение на них приравнивалось к оскорблению королевской власти, а правосудие было безжалостным к тем, кто совершал насильственные действия в отношении приставов. Так, Муленское постановление 1566 года и Амбуазский эдикт 1572 года провозгласили, что «оскорбление и побои сержанта будут рассматриваться как преступления против короля, которые могут караться смертной казнью».
Со временем судебные исполнители получили тот статус представителей «либеральной» (или «свободной») профессии, которым они обладают по настоящее время. Тем не менее, они наделены некоторыми полномочиями государственной власти, выступая в данном случае в качестве государственных должностных лиц. В то же время все оказываемые услуги, приравненные к понятию государственной службы, независимо от того, кем они оказываются, подлежат тарификации. И в этом случае соответствующие тарифы устанавливаются государством. Порядок и условия вознаграждения за услуги, оказываемые судебным исполнителем, определяются характером этих услуг.
Современный статус судебных исполнителей Франции:
Законодательные акты, принятые в ходе реформы исполнительного производства 1991-1992 годов (Закон от 9 июля 1991 г. и Декрет о порядке его применения от 31 июля 1992 г.), доверили задачу осуществления исполнительного производства и применения обеспечительных мер «лицам, уполномоченным на исполнение» (agents d'exueution). К ним, прежде всего, относится судебный Исполнитель (huissier de justice), который обладает полномочиями только в сфере частного права, не имея ни права, ни возможности вмешиваться в сферу действия права публичного. Кузнецов Е.Н. Исполнительное производство Франции.СПб.: Издательский Дом С.-Петербурб.гос.ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб.гос.ун-та, 2005
Судебные исполнители определяются в современной французской доктрине, с одной стороны, как должностные лица, уполномоченные осуществлять уведомления об актах (signification) (которые они сами порой и составляют) и принудительное исполнение исполнительных документов путем обращения взыскания на имущество должника.
С другой стороны, можно встретить другое определение: «Судебные исполнители -- это должностные лица, возникшие в результате слияния профессий сержантов (sergents), имеющих полномочия в сфере уведомления об актах и исполнения, и исполнителей (huissiers), оказывающих свои услуги в заседании суда»5(речь, очевидно, идет об аналоге судебных приставов-исполнителей по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Российской Федерации).
Тем не менее, можно сказать, что эти определения являются неполными, поскольку, согласно французской доктрине, наиболее четко и полно по данному вопросу высказался Министр юстиции Франции: «Судебные исполнители являются officiers public (должностными лицами, наделенными полномочиями удостоверять юридические акты, как, например, нотариус, секретарь суда) и officiers ministiiriels (должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, как нотариус, адвокат, секретарь торгового суда. Они являются должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, что выражается в содержании их полномочий. На этом основании судебные исполнители подчинены особому режиму, установленному законом, который определяет условия пригодности к исполнению служебных обязанностей, их полномочия и территориальную компетенцию, способы осуществления полномочий, режим дисциплинарной ответственности, предусматривающий механизм коллективной гарантии и обеспечения в отношении своих клиентов, и условия получения вознаграждения за выполнение своих функций.
Судебные исполнители вправе удостоверять некоторые юридические акты. Но, кроме того, они являются officiers public еще и потому, что им предоставлены определенные прерогативы в осуществлении публичного, государственного принуждения в отношении недобросовестных должников. Однако в настоящее время, в отличие от статуса судебного исполнителя до реформы 1991-1992гг, он не может помогать сторонам или быть их представителем перед судьей по исполнению в случае возникновения спора.
А) Полномочия судебного исполнителя: монополия в сфере принудительного исполнения
Судебные исполнители выступают как основные субъекты исполнительного производства Франции, наделенные властными полномочиями. Их правовой статус сочетает элементы, как независимого практикующего лица, так и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план выступают черты государственного служащего в статусе исполнителя. Однако судебный исполнитель обладает многообразными функциями. Так, судебный исполнитель выступает, с одной стороны, как свободный профессионал. Во Франции, в отличие от ряда других стран, органы государственного управления не располагают всеми прерогативами, которые обычно принадлежат государству. Эту особенность можно, в частности, видеть на примере делегирования судебным исполнителям функции исполнения решений по гражданским делам, выносимых различными судебными органами. Таким образом, инициатива по исполнению препоручена во Франции судебным исполнителям. Именно они обладают монополией в рамках данной функции.
Так, статья 18 Закона от 9 июля 1991г., послужившего началом реформы исполнительного производства Франции (далее по тексту -- Закон), гласит, что «процедуры принудительного исполнения и меры обеспечительного характера могут осуществлять только судебные исполнители, обладающие полномочиями на исполнение». Эта монополия, касающаяся исполнительного производства, ими разделяется только с судебными исполнителями Казначейства (agents huissier du Trtisor), при соблюдении определенных условий (Декрет от 18 декабря 1996 г. №96-1112).
Правовые нормы, тем не менее, не предоставляют судебному исполнителю права подменять собой взыскателя в решении некоторых вопросов -- осуществлять ли преследование должника в рамках исполнительного производства, предоставляются срок для добровольного исполнения. Согласно ст. 22 Закона судебный исполнитель несет ответственность за злоупотребление процедурами обращения взыскания на имущество должника.
Основное правило в сфере принудительного исполнения Франции, заложенное ст.1 Закона гласит: «Любой кредитор может, на условиях, предусмотренных законом, принудить своего... должника к исполнению его обязанностей».
Иначе говоря, взыскатель располагает свободой выбора в отношении использования процедур исполнения в отношении имущества должника, а также выбора судебного исполнителя среди тех, кто одновременно осуществляют свои функции на конкурентной основе на одной территории. Результатом этих положений является не только то, что стороны могут свободно выбрать судебного исполнителя, но и то, что на практике этот выбор принадлежит в основном адвокату или судебному поверенному конкретного суда (avoue -- профессиональному представителю сторон в судебном процессе в апелляционных судах по гражданским и торговым делам).
Для предоставления судебному исполнителю полномочий на взыскание с конкретного должника определенной суммы долга не требуется заключения договора поручения. Само предоставление судебного решения или иного акта судебному исполнителю означает возникновение его полномочий (ст. 507 Нового ГПК Франции; Декрет от 31 июля 1992 г., ст.2). Он обязан осуществлять свои функции и оказывать содействие взыскателю (Закон, ст. 18, абз. 2). Однако данные полномочия могут осуществляться судебным исполнителем только на определенной территории, тщательно разграниченной исполнительными органами власти.
Судебный исполнитель как должностное лицо, обладающее монополией в сфере принудительного исполнения, полностью независим от органов власти в вопросах исполнения судебных решений. Над ним нет вышестоящих инстанций или какой-либо другой власти, если не считать ответственности за профессиональные нарушения и за дисциплинарные проступки перед соответствующей Палатой.
Современный судебный исполнитель Франции выступает как представитель негосударственной, либеральной профессии в самом полном значении слова. Он ведет дела подобно руководителю предприятия, что выражается, например, в найме на службу достаточно многочисленного и высококвалифицированного технического персонала, выполнении управленческих, организационных функций. На практике зачастую несколько судебных исполнителей, действующих на одной территории (которая разграничивается по территории действия определенного суда -- например, суда Большой инстанции Парижа), объединяются и действуют в рамках одного бюро (office). И нередко данная профессия носит «семейный» характер, когда в одном бюро в качестве судебных исполнителей работают родственники.
Судебный исполнитель, с другой стороны, является должностным лицом, так как он официально наделен своей должностью и поэтому обладает монополией в своей деятельности. Его территориальная компетенция ограничена районом деятельности суда Большой инстанции той местности, где находится его офис.
Судебный исполнитель выступает также как государственное должностное лицо. Именно в силу данной причины на свою должность данное лицо назначается Министром юстиции Франции. Когда судебный исполнитель занимается собственно исполнением, например, имущественным арестом или выселением, он выполняет, в силу делегирования полномочий, функцию государственной власти. Поэтому он действует как государственное должностное лицо, и в этом качестве только он наделен правом привлекать, в случае необходимости, к участию в этих действиях представителей как правоохранительных органов, так и вооруженных сил. Закон, помимо этого, защищает судебного исполнителя, устанавливая уголовную ответственность за посягательство на его жизнь, здоровье либо воспрепятствование осуществлению им профессиональных обязанностей.
К тому же, судебный исполнитель выступает как помощник правосудия: он имеет монопольную функцию по уведомлению об актах; осуществляет «полюбовное» (по соглашению сторон) или судебное взыскание по долговым обязательствам; по просьбе частных лиц производит действия по обеспечению доказательств; он может представлять стороны в некоторых судебных органах. Судебный исполнитель также участвует в судебных заседаниях, когда под началом судьи обеспечивает соблюдение внутреннего порядка в зале суда. Помимо этого, судья в ходе процесса может давать судебному исполнителю поручения, связанные с консультированием или обеспечением доказательств -- для лучшего представления судьей ситуации, связанной с каким--либо конкретным моментом.
Б) Полномочия судебного исполнителя: оказание содействия своему клиенту, обязанность по предоставлению информации, обязанность сохранения профессиональной тайны.
Принудительное осуществление своих обязанностей судебным исполнителем (minislure forcu) -- это принцип, заложенный ст. 18 Закона, гласящий: судебный исполнитель «обязан предоставлять полномочия и содействие» своему клиенту.
В определенных случаях возможен отказ от оказания содействия лицу, которое запросило о такой необходимости. Однако судебный исполнитель, заявляя отказ, должен соблюдать положения абз.2 ст. 18 Закона: судебный исполнитель вправе отказать в осуществлении своего содействия, «при сохранении права обратиться к судье по исполнению (за разрешением соответствующего вопроса -- прим. пер.), если он посчитает это необходимым, когда требуемая мера имеет запрещенный законом характер или если сумма издержек кажется превышающей сумму по требуемому праву требования, за исключением символических присуждений, которые должник отказался исполнить».
Кроме того, судебный исполнитель имеет право уведомлять об актах и судебных решениях, может осуществлять исполнение актов или документов, снабженных исполнительной надписью. Так, судебный исполнитель составляет документы, предваряющие принудительное исполнение, называемые официальными предписаниями об уплате (commandements), и он же обязан произвести исполнение всех исполнительных документов, убедившись, что соблюдены все условия, предусмотренные законом. Указанные действия судебного исполнителя и как предоставление содействия клиенту, желающему взыскать свое право требования в принудительном порядке.
Судебный исполнитель на основании закона несет обязанность по предоставлению информации третьим лицам, включая своего клиента и должника. В качестве примера можно привести положение что уведомление об акте или протоколе судебного исполнителя должно гарантировать осведомленность получателя данного акта.
Судебный исполнитель обязан уведомить должника о его правах и обязанностях. Кроме того, он обязан при осуществлении ареста-предоставления или ареста-продажи уведомить третье лицо, у которого находится имущество должника, подлежащее аресту, о его обязанностях и тех рисках и ответственности, которые данное третье лицо будет нести в случае отказа от оказания своего содействия судебному исполнителю и взыскателю.
Кроме вышеизложенного, судебный исполнитель обязан хранить профессиональную тайну (коммерческая тайна, конфиденциальная информация и иные сведения), ставшую ему известной в результате осуществления исполнительных действий. В случае нарушения указанного правила, он будет нести уголовную ответственность на основании ст. 226-13 Уголовного кодекса Франции (один год тюремного заключения и штраф в сумме 100 000 франков, или 15 000 евро).
Профессиональные организации (объединения) судебных исполнителей
Кузнецов Е.Н. Организация исполнительного производства Франции//Арбитражный и гражданский процесс. 2001. № 8
С 1945 г. представители свободных профессий во Франции (судебные исполнители, нотариусы, архитекторы, врачи...) управляются и организационно представлены своими профессиональными гильдиями, впоследствии переименованными в палаты.
Франция со времен Наполеона I в территориально-административном отношении разделена на департаменты, которые в свою очередь состоят из округов, а последние -- из кантонов. В судебном же отношении Франция разделена на регионы апелляционных судов, которые рассматривают апелляции на решения судебных органов, находящихся в каждом из департаментов своего региона (обычно в состав региона входят судебные органы трех--четырех департаментов).
До конца второй мировой войны в каждом кантоне действовал один судебный исполнитель, а все исполнители кантонов данного округа объединялись в «окружную палату», которая не имела координационной связи с палатами других подобных округов. Постановлением от 2 ноября 1945г. окружные палаты были упразднены и появились три уровня палат -- департаментские, региональные и Национальная палата.
Департаментские палаты. Каждая из них объединяет судебных исполнителей конкретного департамента. Основными функциями данных палат являются представительские (представительство перед административными и судебными органами) и дисциплинарные полномочия в отношении судебных исполнителей своего департамента, входящих в палату. Судебных исполнителен в департаментской палате представляют избираемые члены которые выбирают своего председателя.
Региональные палаты призваны представлять и защищать интересы судебных исполнителей, исходящих в регион данного апелляционного суда. Эти палаты не имеют права верховенства над департаментскими палатами, а дополняют деятельность последних. Члены региональных палат избираются судебными исполнителями каждого из департаментов, входящих в состав данного региона. Представительство судебных исполнителей в палате по департаментам пропорционально их численности в каждом из них.
Централизующим органом, «двигателем» профессии судебных исполнителей является Национальная палата судебных исполнителей. Ее полномочия также оговорены законом. Она состоит из 32 членов, каждый из которых является представителем своего региона по соответствующему апелляционному суду. Все члены палаты избираются коллегией выборщиков, состоящей из избираемых членов региональных и департаментских палат, сроком на шесть лет. Национальная палата, помимо роли арбитра во взаимоотношениях судебных исполнителей между собой, «представляет профессию перед государственными органами. Кроме этого, Национальная палата обладает весьма обширным кругом и иных полномочий.
Казалось бы, между тремя уровнями организационной структуры судебных исполнителей должны существовать отношения власти и подчинения, однако таковые отсутствуют. Например, Национальная палата не имеет власти над региональной или департаментской палатой. В целом деятельность палат разного уровня дополняет одна другую, но конкуренции компетенции между палатами различного уровня нет.
Может ли французская модель исполнения быть позитивным опытом для российской системы принудительного исполнения? Ведь ни для кого не секрет, что в целях повышения эффективности исполнительного производства в Российской Федерации целесообразно определенным образом реформировать профессию судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации. Так, объединение судебных приставов-исполнителей в палаты по региональному признаку (например, Палата судебных приставов-исполнителей субъекта Российской Федерации, Палата судебных приставов-исполнителей Российской Федерации), обладающих представительскими и дисциплинарными полномочиями, позволило бы реально усилить ответственность судебных исполнителей за совершение исполнительных действий, существенно повысить качество таких действий и результативность их применения на практике. Кроме того, одним из обязательных условий при вступлении в должность судебного исполнителя должно было бы стать его обязательное членство в соответствующей палате. Одним из последствий реформирования организации профессии судебных приставов-исполнителей могло бы стать являться правило, согласно которому по обязательствам вследствие причинения вреда совершением исполнительных действий или отказа от их совершения, указанный пред возмещался бы не за счет государственного бюджета, а конкретной Палатой, в которую входит соответствующее должностное ЛИЦО Безусловно, подобная организация профессии судебных исполнителей путем объединения данных должностных лиц в саморегулируемые организации предполагает предоставление судебным исполнителям самостоятельного статуса «свободных профессионалов», представителей небюджетной профессии, как во Франции. В частности, судебные приставы-исполнители в России могли бы стать представителями «либеральной», или внебюджетной» профессии, с одновременным сохранением статуса должностных лиц; уполномоченных на осуществление исполнительных действий от имени Государства. Данная система, безусловно, будет эффективна, поскольку такие судебные исполнители материально заинтересованы в быстром и правильном взыскании долга. Целесообразно в качестве эксперимента предоставить самостоятельный статус какой-либо части судебных исполнителей, выведя их из системы органов государственной власти и подчинив обязанности соблюдать условия допуска в профессию, включающие в себя наличие высшего юридического образования, прохождение государственного квалификационного экзамена, прохождение профессиональной практики либо наличие опыта работы государственным судебным приставом-исполнителем, получение соответствующей лицензии в компетентных государственных органах. Кроме того, должна подлежать обязательному предварительному страхованию профессиональная ответственность судебных исполнителей. За осуществляемые в ходе исполнительного производства действия судебные исполнители должны отвечать перед своими профессиональными объединениями -- Палатами, которые, в свою очередь, будут покрывать ответственность судебных исполнителей перед третьими лицами.
В случае успешности данного эксперимента целесообразно было бы вовлекать в сферу исполнительного производства, носящего частноправовой, или небюджетный характер, все больше государственных судебных исполнителей, предоставляя им самостоятельный правовой статус и полномочия от имени государства.
Существует необходимость расширения полномочий судебных исполнителей как представителей небюджетной профессии, предусмотрев возможность дачи ими консультаций, возможности выступления в суде в качестве самостоятельной процессуальной фигуры, представительства сторон в государственных органах по вопросам, связанным с ходом исполнительного производства, составления определенных документов по просьбе стороны исполнительного производства и направления их другой стороне. Все взаимодействие сторон должно осуществляться через судебного исполнителя, который должен стать полноценным представителем своего клиента, действующим в его интересах, но в соответствии с требованиями законодательства и Кодексом профессиональной этики. Кроме того, необходимо сохранить действующую в Российской Федерации монополию на осуществление исполнительного производства за судебными исполнителями, но обладающими новым правовым статусом.
Целесообразным также было бы обсуждение вопроса о переименовании должности «судебного пристава-исполнителя». Такое именование в современной России должностных лиц, которые непосредственно осуществляют руководство ходом исполнительного производства, а также их объединение в рамках Федеральной службы судебных приставов с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов, вряд ли верно. Франция отошла от данной системы еще в XVIII веке, исходя из принципа, что судебные исполнители исполняют, а приставы следят за порядком в зале суда. Именование их «государственными исполнителями», в свете предложенного тезиса о предоставлении судебным исполнителям статуса свободных профессионалов, вряд ли целесообразно. Вряд ли возможно именование данных должностных лиц «исполнителями Правосудия», по аналогии с буквальным переводом французского термина «huissier dejustise», поскольку они не обладают полномочиями в сфере осуществления Правосудия. Наиболее «нейтральным» мог бы стать термин «судебный исполнитель». Однако и он может вызвать определенные нарекания, поскольку судебные приставы-исполнители организационно выведены за рамки судебной системы, функционально входя в систему органов исполнительной власти. С другой стороны, они уполномочены, прежде всего, на исполнение властных актов судебных органов. Представляется, что именно термин «судебный исполнитель» является более правильным, отражающим содержание деятельности данного должностного лица в Российской Федерации.
Безусловно, вышеуказанные предложения могли бы найти свое отражение на практике лишь при позитивном решении одного из самых существенных вопросов: предоставление российским судебным приставам-исполнителям статуса представителей небюджетной профессии. Фактически речь идет об изменении действующей модели исполнения, о переводе системы исполнения России из государственного в частноправовое русло на основе самоокупаемости при разумном сохранении контроля за деятельностью соответствующих должностных лиц со стороны государства. Возможно, при наличии ряда условий и более детальной проработке сопутствующих вопросов, ряд из которых указан выше, исполнительное производство России, как и современное исполнительное производство Франции, смогло бы стать действительно эффективным, самодостаточным, автономным и малозатратным для современного государства и общества.
4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)

В современной Республике Армения, как и в России, идет процесс создания новой системы зна-ний об исполнительном производстве и возможно-сти выделения его в качестве отдельной отрасли права -- исполнительного права. В связи с этим ин-тересен вопрос об отдельных элементах, характери-зующих самостоятельность указанной отрасли пра-ва. Одним из таковых является исполнительная процессуальная форма. Теоретической основой яв-ляются разработки, произведенные еще советски-ми учеными правоведами, что говорит о близости двух правовых систем -- российской и армянской.
Понятию процессуальной формы вообще и гражданской процессуальной формы в частности посвящены многие исследования ученых процессу-алистов, начиная с 20-х годов двадцатого столетия и до настоящего времени. Разногласия сводятся к различному пониманию природы гражданской процессуальной формы и выделению различных ее признаков. Кроме термина гражданская процессу-альная форма в теории выработана и применяется категория «правового режима».
Наиболее общепринятым является определе-ние гражданской процессуальной формы как установленного порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел, а также выделенные профессором К.И. Комиссаровым признаки: нормативность, не-пререкаемость, системность и универсальность.
В современный период проводились исследова-ния и в отношении исполнительной процессуаль-ной формы. Например, Н.А. Рассахатская указала на различия между гражданской процессуальной формой и исполнительной процессуальной фор-мой, в которой в отличие от первой отсутствуют последовательность совершения действий и их сис-темность. Наиболее полно и последовательно ис-следовал исполнительную процессуальную форму Д.Х. Валеев, который пришел к выводу, что она со-ответствует всем признакам гражданской процессу-альной формы и обосновал вслед за К.И. Комисса-ровым ее признаки: нормативность, непререкае-мость, системность и универсальность исполни-тельной процессуальной формы. О.В. Исаенкова подвергла критике позиции вышеуказанных авто-ров, исходя из позиции самостоятельности испол-нительной процессуальной формы, ее независимо-сти от гражданской процессуальной формы.
Зайцев И.М. Судебная власть в гражданском процессе./Российская юстиция. 2004. № 2
На мой взгляд, исполнительная процессуальная форма действительно соответствует понятию про-цессуальной формы и стоит в одном ряду с граждан-ской процессуальной формой, уголовно-процессу-альной формой и т.д., имея при этом свое собствен-ное своеобразие, связанное с особенностями регу-лируемых исполнительных правоотношений и ме-тода такого регулирования, что и выделяет, в част-ности, исполнительное право в число самостоя-тельных отраслей права.
Основное значение исполнительной процессу-альной формы заключается в следующем.
Во-первых, она выступает в качестве гарантии реализации прав всех без исключения участников исполнительного производства, закрепляя деталь-ный порядок их реализации и определяя последо-вательность, сроки совершения предусмотренных действий в рамках исполнительного производства.
Во-вторых, исполнительная процессуальная форма гарантирует участникам исполнительного производства возможность защиты своих прав и за-конных интересов. Несоблюдение исполнительной процессуальной формы влечет последствия, пре-дусмотренные в действующем исполнительном за-конодательстве. Более того, нарушение исполни-тельной процессуальной формы ведет к появлению оснований для обжалования действий принуди-тельного исполнителя по смыслу действующего за-кона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов как должностного лица, отвечающего за соблюдение такой формы всеми участниками исполнительного производства. Сам порядок обжалования действий принудительного исполнителя также облечен в процессуальную фор-му (см. например, ч.4 ст.28 Закона Республики Ар-мения «О принудительном исполнении судебных актов», соответствующие главы ГПК Республики Армения).
В-третьих, исполнительная процессуальная форма призвана по возможности оградить участни-ков исполнительного производства и, прежде всего, принудительного исполнителя и стороны исполни-тельного производства, от необходимости разреше-ния сугубо процессуальных вопросов, которые воз-никают при осуществлении исполнительских дей-ствий. У указанных основных участников исполни-тельного производства нет необходимости постоян-но обращаться к вопросу -- следует ли считать факти-чески выполненные сторонами и иными участника-ми исполнительного производства действия испол-нением, предписанных в исполнительном листе обязанностей; является ли то или иное действие участника реализацией его прав либо выходит ж полномочий, предоставленных ему действующим законодательством в сфере принудительного исполнения, соблюдены ли сроки совершения действий участниками исполнительного производства, его детальность и разработанность, наличие способов и мер реагирования принудительного исполнителя на нарушение порядка позволяет снять вышеуказанные вопросы в рамках исполнительного производства.
Поэтому исполнительная процессуальная форма позволяет, прежде всего, принудительному исполнителю сконцентрировать все свое внимание на выполнении действий, связанных с реали-зацией основной цели исполнительного произ-водства -- принудительного исполнения указанных в исполнительном листе действий. Остальным субъектам правоотношений исполнительная форма позволяет увидеть перспективу их дальнейшего участия в ис-полнительном производстве, варианты своих воз-можных действий и действий иных участников, если они установлены действующим исполнитель-ным законодательством; возможные негативные последствия несоблюдения исполнительной про-цессуальной формы, которые могут выражаться в том числе и в применении в отношении них раз-личных мер ответственности.
Следует согласиться с позицией Д.Х. Валеева, основанной в свою очередь на взглядах профессора К.И. Комиссарова, позволяющей выделить в ис-полнительной процессуальной форме признаки нормативности, непререкаемости, системности и универсальности. Признаки, выделяемые другими вышеуказанными авторами, несмотря на иные на-звание во многом близки, на наш взгляд, по своему содержанию этим признакам.
Нормативность исполнительной процессуальной формы заключается в том, что Законом Респуб-лики Армения «О принудительном исполнении су-дебных актов» определяются условия и порядок ис-полнения судебных актов судов Республики Арме-ния и третейских судов (ст.I Закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов»). На уровне закона закреплены все права и обязанности всех участников исполнительного производства, более того, правовой статус принуди-тельного исполнителя определяется также Законом РА «О Службе, осуществляющей принудительное исполнение судебных актов». Отдельные вопросы исполнительного производства могут регулиро-ваться подзаконными актами, принятыми во ис-полнение действий законов Республики Армения. Допускается регулирование исполнительных дей-ствий на уровне международных актов.
Непререкаемость исполнительной процессу-альной формы во многом связана с принципом непредотвратимости гражданско-правовой, уголов-ной и административной ответственности и про-цессуальной ролью принудительного исполнителя в исполнительном производстве. Принудительный исполнитель «добивается совершения того дей-ствия, которое предусмотрено правовом нормой, но не было совершено обязанным типом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством Непререкаемость исполнительной процессуальной формы от-носится ко всем субъектам исполнительных правоотношений без исключения. Том числе все дей-ствия принудительного исполнителя и судебного органа, их порядок совершения, сроки, содержание и оформление последствия несоблюдения испол-нительной процессуальной формы закреплены в действующем законодательстве Республики Армения. Изменение установленной исполнительной процессуальной формы возможно только соответствующим
Экономика и жизнь. 2002. № 17
законодательным органом в установленном законом порядке, но не самими участниками исполнительного производства.
Системность исполнительной процессуальной формы предполагает внутреннюю взаимосвязь всех совершаемых исполнительных действий, объединенных одной целью -- целью принудительного ис-полнения, т.е. достижения того результата, кото-рый «предписан» в исполнительном листе. Дей-ствующее исполнительное законодательство позво-ляет выделить общие и специальные части, включа-ющие в себя соответствующие институты исполни-тельного права. В связи с этим Д.А. Валеевым отме-чается, что существуют характерные только для ис-полнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнитель-ном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполни-тельном производстве, сроки, ответственность и т.п. Системность также определяет последователь-ное (постадийное) развитие исполнительных пра-воотношений в исполнительном производстве, ло-гику этого развития, а также необходимость взаимо-действия отдельных участников исполнительного производства, преследующих взаимосвязанные и взаимоопределяющие цели (например, взыскатель и принудительный исполнитель).
Универсальность как признак исполнительной процессуальной формы проявляется в следующем. Исполнительным законодательством Республики Армения предусмотрена универсальность процедур исполнения судебных актов и решений третейских судов независимо от субъектного состава участни-ков исполнительного производства и предписаний, указанных в исполнительном листе, подлежащих принудительному исполнению.
Таким образом, все указанные признаки испол-нительной процессуальной формы, являются по верному выражению Д.Х. Валеева определенной за-конодательством об исполнительном производстве системой гарантий прав участников исполнитель-ного производства.
II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия
гражданского процесса

1. Понятие и особенности исполнительного производства

Стадия исполнения является заключительной и обязательной стадией гражданского процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела, и, во-вторых, защита субъективных гражданских прав и законных интересов находит в ней свое реальное воплощение.
Конечной целью рассмотрения любого гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения. После вступления его в законную силу оно приобретает свойство общеобязательности, из которого неоспоримо следует совершение тех
Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции//Российский юридический журнал. 2003. №4
действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по исполнению судебного и иного акта в установленном законом порядке.
4 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в дальнейшем -- Закон), который является основным нормативным актом, регулирующем процессуальную деятельность в стадии исполнения до принятия нового ГПК РФ. Статья 1 Закона определяет сферу его действия, условия и порядок Принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения. Этим самым Федеральный закон "Об исполнительном производстве" распространяет свое действие на исполнение постановлений всех правоприменительных органов, осуществляющих защиту субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Исполнение нельзя рассматривать только как применение мер принудительного характера, направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовая гарантия исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней, по истечении которого исполнение производится в принудительном порядке со взысканием с должника исполнительского сбора и всех расходов по совершению исполнительных действий. Добровольное исполнение касается и случаев немедленного исполнения, но добровольность исполнения возможна во всяком положении дела и зависит от воли субъекта обязательства.
Одновременно с Законом "Об исполнительном производстве" был принят Федеральный закон "О судебных приставах", которым создана совершенно новая структура должностных лиц - подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.
Суммируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что исполнение - это стадия гражданского и арбитражного процессов, представляющая собой совокупность процессуальных действий органов исполнения и всех лиц, участвующих в исполнении, по добровольному и принудительному осуществлению (реализации) субъективных гражданских прав и законных интересов, подтвержденных постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных юрисдикционных органов.
2. Деятельность судебных приставов-исполнителей
В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» в зависимости от исполняемых обязанностей приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению ус-тановленного порядка деятельности судей), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих акты судов и других органов,
Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым или иным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Приставом не может быть лицо, имеющее судимость.
Служба судебных приставов по своей организации и соподчинности носит вертикальный характер. Ее возглавляет Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем министра юстиции РФ. На региональном уровне действуют службы cyдебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а на местах, -- районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и будут заниматься непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и ис-полнению исполнительных документов, а возглавлять их будут старшие судебные приставы.
Введение института судебных приставов-исполнителей представляет собой в какой-то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в России до 1917 г. Согласно Учреждению судебных установлений на судебных приставов возлагались обязанности по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнению иных по-ручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.
Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции. Кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые им могли быть причинены.
Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать товарищества с круговой по-рукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их дей-ствиями.
В соответствии с новым законодательством полномочия судебных приставов-исполнителей расширены по сравнению с судебными исполнителями. Если судебные исполнители значительное число во-просов не могли решать самостоятельно, а на соответствующие дей-ствия им требовалась санкция судьи или суда, то, судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопро-сов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия су-дебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судеб-ного пристава-исполнителя или арбитражного суда в зависимости от характера исполнительного документа.
В Сорочинский районный суд поступило несколько исполнительных листов на должника Иванова П.Ф.: - на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом, - на содержание ребенка. .Очерёдность удовлетворения требований взыскателей (ст.ст. 66, 77 Федерального закона “Об исполнительном производстве”):
1) на содержание ребёнка;
2) на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом; (Из архива Сорочинского районного суда)
Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Феде-рального закона «Об исполнительном производстве».
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению актов судов и других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. На основании ст. 12 Закона «О судебных приставах» су-дебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевремен-ному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять псе меры к его полной реализации.
В соответствии с решением Сорочинского районного суда с Петрова А.А. в пользу Иволгина Н.А. было взыскано 5 тыс. руб. Петров А.А.обратился исполнителю Оренбургского городского суда по месту жительства Иволгина Н.А. с требованием произвести принудительное исполнение решения. (Из архива Сорочинского районного суда).
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей в про-цессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. В частности, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставля-ет сторонам исполнительного Архив Сорочинского районного суда. Дело № 1-120/2002 - об очередности удовлетворения требований взыскателей
Архив Сорочинского районного суда. Дело № 2-108/2000 - о взыскании долга производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производ-ства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их хода-тайства; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинте-ресован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебный пристав-исполнитель имеет право при совершении ис-полнительных действий получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ве-дения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, зани-маемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их; на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых дру-гими лицами или принадлежащих им.
При производстве судебным приставом-исполнителем описи имущества Петрова А.Н. в соответствии с решением районного суда о взыскании с него денежных средств в качестве возмещения ущерба в квартиру Петрова явился Илюшин И.И., который зая-вил протест против включения в опись двух телевизоров, находя-щихся в квартире, мотивируя это тем, что телевизоры принадле-жат ему, а Петрову были переданы всего лишь во временное пользо-вание, поскольку Петров -- телевизионный мастер -- обещал их проверить. Судебный пристав-исполнитель по заявлению Илюши-на исключил телевизоры из описи. Кроме того, сосед Петрова Ситников просил не включать в опись находящийся в квартире холодильник, так как холодильник был передан им Петрову на хранение ввиду того, что в квартире самого Ситникова не было достаточно места для установки холодильника. Однако судебный пристав-исполнитель отказал Ситникову в удовлетворении его просьбы и включил холодильник в опись. Ситниковым была при-несена жалоба на действия судебного пристава-исполнителя. (Из архива Сорочинского районного суда)
Судебные приставы-исполнители вправе: арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с зако-ном; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника -- помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц О.В.Исаенкова. Проблемы исполнительного производства в гражданской юрисдикции. Саратов. 2--2
Архив Сорочинского районного суда. Дело № 1-151/2002 - жалоба на действия судебного пристава-исполнителя обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника дли перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном докумен-те, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В Законе «Об исполнительном производстве» предусмотрено и вознаграждение судебному приставу-исполнителю за успешные исполнительные действия. Судебный пристав-исполнитель, обеспечив-ший реальное и своевременное исполнение исполнительного доку-мента, получает вознаграждение в размере 5% взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров он латы труда, а по исполнительному документу неимущественного ха-рактера -- пяти минимальных размеров оплаты труда.
В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам возна-граждение выплачивается пропорционально взысканной сумме. Дан-ная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного про-изводства.
Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. В соответствии со ст. 90 Федеральною закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, или на отказ в совершении действий, в том числе отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте со-вершения исполнительного действия (отказа в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
Гагарин А.Б. предъявил к Ивашкину Н.В. иск об истребова-нии имущества из чужого незаконного владения. Истребовалась картина, которая, как обосновывал Гагарин, в свое время была украдена из его квартиры. Решением районного суда иск был удовлетворен, по вступлении решения в законную сил и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.