На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Трудовые отношения в хозяйственных обществах регламентируются Трудовым кодексом Беларуси и иными актами трудового законодательства. Часто происходит конфликт нормативных установлений трудового законодательства и законодательства о хозяйственных обществах.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Исполнительные органы общества: конфликт между Законом "О хозяйственных обществах" и трудовым законодательством

Отношения в хозяйственных обществах и товариществах регулируются не только Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК) и Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон), но и иными актами законодательства Республики Беларусь, регламентирующими различные виды правоотношений, в которые вступают названные коммерческие организации. Причем если речь идет о трудовых отношениях в хозяйственных обществах и товариществах, то, безусловно, приоритет в их регламентации имеет Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) и иные акты трудового законодательства.
В то же время в ходе функционирования хозяйственных обществ возникает немало ситуаций, в которых налицо конфликт нормативных установлений трудового законодательства и законодательства о хозяйственных обществах.
Отметим, что отношения членства (участия) в хозяйственных обществах и товариществах не являются трудовыми отношениями, а следовательно, регулируются исключительно законодательством о хозяйственных обществах и товариществах, но не законодательством о труде. Однако, если речь идет о трудовой деятельности участника хозяйственного общества или товарищества в своем юридическом лице, наблюдается обратная картина. В частности, в соответствии со ст. 4 ТК трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируется самим ТК и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов (участников) организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных актах этих организаций. Последнее положение означает, что белорусский законодатель предоставляет возможность, например, вводить дополнительные льготы участникам хозяйственных обществ и товариществ, которые состоят с указанными юридическими лицами в трудовых отношениях. Это особенно важно по отношению к полным товарищам в полных и коммандитных товариществах. Однако даже применительно к названным видам юридических лиц белорусское законодательство не смешивает трудовые отношения полных товарищей с соответствующим товариществом и гражданско-правовые отношения участия полных товарищей в определенном товариществе.
Одна из важных проблем, в рамках которой "пересекаются" трудовое законодательство и законодательство о хозяйственных обществах, связана с определением границ ответственности руководителей хозяйственных обществ и членов их коллегиальных исполнительных органов.
Дело в том, что ГК (п. 3 ст. 49) и Закон (ст. 33) предусматривают ответственность членов органов хозяйственного общества перед таким обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном учредительными документами хозяйственного общества и законодательством. При этом белорусский законодатель подчеркивает, что не несут ответственности члены органов хозяйственного общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в таком голосовании, а также в иных случаях, установленных законодательством.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность взыскания убытков, причем как прямого ущерба, так и упущенной выгоды, с виновных в их причинении членов органов управления хозяйственного общества, в частности его руководителей.
Ответственность руководителя организации 1  , в том числе хозяйственного общества или товарищества, предусматривает и трудовое законодательство. Однако в силу ст. 256 ТК руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации. То есть с точки зрения трудового законодательства Республики Беларусь, с руководителя организации, в том числе руководителя хозяйственного общества, возможно взыскать лишь реальный ущерб, но не упущенную выгоду.
Таким образом, налицо конфликт между трудовым законодательством и законодательством о хозяйственных обществах, который, по нашему мнению, не имеет прямого решения в белорусской правовой системе. Ведь, несмотря на то что ТК, как отмечено выше, в сфере регламентации трудовых отношений обладает более высокой юридической силой по сравнению с Законом, он имеет меньшую юридическую силу по сравнению с ГК в сфере регламентации имущественных отношений, а вопросы взыскания убытков, безусловно, относятся и к имущественным вопросам. Нельзя решить указанный конфликт и исходя из так называемого принципа приоритета специальной нормы, в силу которого специальная норма обладает большей юридической силой по сравнению с общей нормой. В данном случае сложно определить, рассматриваемые отношения ближе к трудовым отношениям или к отношениям участия в хозяйственном обществе, связанным с органами управления последнего. Иными словами, неясно, какую норму следует считать "более специальной".
ТК содержит специальную главу 18, в которой отражены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Положения указанной главы согласно ст. 252 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником ее имущества или индивидуальным предпринимателем. Из этого следует, что нормы главы 18 ТК действуют и в отношении руководителей и членов правления (дирекции) хозяйственных обществ. Исключение составляют случаи, когда полномочия исполнительного органа общества по решению общего собрания его участников переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Исходя из положений ст. 254 ТК, трудовой договор с руководителем хозяйственного общества заключается органом, уполномоченным собственником имущества общества (таким органом является либо общее собрание участников, либо совет директоров (наблюдательный совет), на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. То есть трудовое законодательство предусматривает заключение с руководителем любой организации, в том числе и хозяйственного общества, трудового договора в обязательном порядке на определенный срок.
Закон же данный вопрос никак не регулирует, указывая лишь в ст. 54, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или члены коллегиального исполнительного органа избираются общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с учредительными документами хозяйственного общества. При этом договор (контракт) с избранным лицом заключается и подписывается от имени хозяйственного общества председателем общего собрания участников, на котором избрано соответствующее лицо, или иным физическим лицом (участником), уполномоченным решением этого собрания, а в случае, если в хозяйственном обществе образован совет директоров (наблюдательный совет), - председателем совета директоров (наблюдательного совета) или иным его членом, уполномоченным этим советом. О сроке заключаемого договора в Законе ничего не сказано.
Таким образом, исходя из приоритета норм ТК в регламентации трудовых правоотношений следует признать, что бессрочный трудовой договор (трудовой договор на неопределенный срок) с руководителем хозяйственного общества заключен быть не может. Белорусское право допускает заключение с руководителем хозяйственного общества либо срочного трудового договора, либо контракта. В правовой системе Республики Беларусь это разные правовые явления, которые регулируются различными правовыми актами, а именно: срочный трудовой договор - ТК, контракт - Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее - Декрет № 29). При этом на контракт распространяет свое действие и ТК в части, не урегулированной Декретом № 29.
Обратим внимание, что в случае, если с руководителем хозяйственного общества заключается контракт, то в соответствии с Декретом № 29 срок указанного контракта не может быть менее 1 года. Если же с руководителем заключается срочный трудовой договор, то срок такого договора в силу ст. 17 ТК не может быть более 5 лет (указанный предел правоприменительная практика распространила и на контракт).
Трудовой договор (контракт) с руководителем имеет свои особенности.
Так, ст. 255 ТК запрещает руководителю организации выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Помимо этого, законодатель указывает, что руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Между тем часть 6 ст. 54 Закона предусматривает, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном учредительными документами либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Таким образом, налицо очередная коллизия между ТК и Законом: первый вообще запрещает штатное совместительство, второй же допускает его применительно к занятию должностей в органах управления иных организаций при соблюдении требований учредительных документов. 2  
Указанная коллизия, на наш взгляд, должна разрешаться в пользу нормы ТК в силу того, что в Законе возможность применения нормы ст. 54 оговорена лишь в случае, если иное не предусмотрено законодательными актами. Трудовой кодекс как раз и является законодательным актом, "предусматривающим иное", а именно устанавливающим вышеприведенный запрет.
В то же время, если исходить из такого толкования, норма ст. 54 Закона в свете присутствующего в ТК общего запрета становится попросту бессмысленной, поскольку применить ее будет невозможно ни в каком случае. Подобный подход идет вразрез с принципом "корректности законодателя" и базисным посылом, согласно которому законодатель не создает "пустых" (нереализуемых) норм. Следовательно, нужно попытаться найти иное объяснение.
Одно из возможных толкований - законодатель в ст. 54 Закона имел в виду исключительно специальные нормативные акты, направленные на регулирование деятельности конкретных хозяйственных обществ, и не исходил из общего запрета ТК. Однако и такое толкование ставит под сомнение корректность подхода законодателя к решению рассматриваемого вопроса, если учесть, что ТК принят в 1999 году и вступил в силу 1 января 2000 г., а действующая редакция Закона принята 10 января 2006 г. Следовательно, при составлении указанной редакции законодатель не мог не знать о наличии общего запрета, содержащегося в ТК, который неизбежно будет распространен и на хозяйственные общества.
Можно рассмотреть и еще один вариант толкования, а именно предположить, что изъятие, определяющее диспозитивность нормы часть 6 ст. 54 Закона (то есть возможность предусмотреть иное, по сравнению с положениями указанной части, другим законодательным актам), относится не ко всей ч. часть 6 ст. 54 Закона, а лишь к последней, предшествующей "изъятию", части предложения. Иными словами, допустить, что изъятие "если иное не предусмотрено законодательными актами" относится исключительно к словам, следующим после разделительного союза "либо", то есть к согласию общего собрания участников. Исходя из предлагаемого толкования, смысл нормативных предписаний часть 6 ст. 54 Закона должен быть таким: совмещение должностей руководителями хозяйственного общества в органах управления других организаций в порядке, установленном учредительными документами, возможно всегда; что касается такого совмещения на основе согласия общего собрания участников, то оно допускается лишь в случаях, когда иное не предусмотрено законодательными актами. В настоящее время законодательные акты никаких положений, запрещающих совмещение должностей с согласия общего собрания, не содержат. Следовательно, часть 6 ст. 54 Закона в целом вступает в противоречие со ст. 255 ТК, но исходя из принципа приоритета специальной нормы при определенных условиях может применяться.
По нашему мнению, однако, рассмотренное выше толкование не соответствует целостному пониманию часть 6 ст. 54 Закона, из контекста которой понятно, что законодатель едва ли ставил цель предусмотреть императивность действия нормы в отношении одного способа совмещения должностей и диспозитивность действия нормы в отношении другого способа.
Поэтому мы все-таки приходим к выводу о том, что более верен первый из изложенных нами подходов, согласно которому Закон не отменяет общего запрета на штатное совместительство, установленного ст. 255 ТК. В то же время хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы значения указанного запрета.
Так, представляется, что общий запрет ст. 255 ТК распространяется исключительно на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. Последнее вытекает из формулировки названной нормы ТК, в соответствии с которой выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства запрещается руководителю организации. Что касается членов коллегиального исполнительного органа, то в силу ст. 261 ТК учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации могут (но не обязательно должны) распространяться особенности регулирования труда, установленные для руководителей организации.
Таким образом, общий запрет, содержащийся в ст. 255 ТК, не затрагивает членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, если только учредительные документы соответствующего общества не распространят этот запрет и на данных лиц.
Правда, необходимо учитывать, что ст. 54 Закона допускает совмещение членами коллегиальных исполнительных органов хозяйственного общества должностей в органах управления других организаций только при наличии одного из двух условий:
- порядок такого совмещения напрямую прописан в учредительных документах;
- на это получено особое (отдельное) согласие общего собрания участников.
Это, по сути, означает, что и в отношении членов коллегиальных исполнительных органов хозяйственных обществ присутствует общий запрет на совмещение должностей в органах управления иных организаций, но он может быть преодолен двумя вышеуказанными способами. Кроме того, заметим, что упомянутый запрет не затрагивает "неуправленческую" сферу деятельности, например, профессиональную деятельность инженера, экономиста, юриста, слесаря, повара и т.д.
Последнее замечание не распространяется на лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, поскольку из ст. 255 ТК следует, что такие лица не вправе не только быть единоличным руководителем любой иной организации (как коммерческой, так и некоммерческой) либо входить в состав исполнительных коллегиальных органов управления, но и просто выполнять какую-либо трудовую функцию в иной организации на основании трудового договора. Грубо говоря, даже если руководитель хозяйственного общества устроится на основании трудового договора на постоянную работу в иную организацию дворником, то тем самым он нарушит запрет, предусмотренный ст. 255 ТК.
В то же время ТК ничего не говорит о возможности выполнения руководителем работы в других организациях на ином правовом основании, нежели трудовой договор. Иными словами, трудовое законодательство не запрещает руководителю хозяйственного общества заключать договоры гражданско-правового характера, в частности договор подряда или договор возмездного оказания услуг, с иными организациями и получать деньги по таким договорам. Более того, ТК не запрещает руководителю организации входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) или других органов управления иных организаций, члены которых не состоят в трудовых отношениях с соответствующим юридическим лицом. При этом руководитель может получать оплату от указанного лица за выполнение функций, например, члена совета директоров (так называемая посессионная работа с оплатой за участие в каждом из заседаний), поскольку выполнение этих функций не подпадает под отношения, описываемые как с помощью трудового договора, так и с помощью договора подряда (договора возмездного оказания услуг). То же относится и к участию руководителя в деятельности контрольных или иных органов соответствующего юридического лица.
Иной подход демонстрирует Закон: установленное ст. 54 ограничение распространяется именно на совмещение руководителем должностей в органах управления других организаций. То есть Закон ограничивает возможность участия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членов коллегиального исполнительного органа в советах директоров (наблюдательных советах) и иных аналогичных органах управления двумя указанными выше способами (установление такой возможности учредительными документами либо получение согласия общего собрания участников). И этот подход вполне оправдан, ибо участие в таких органах связано с руководством иным лицом, которое может являться конкурентом соответствующего хозяйственного общества.
Вместе с тем подход, предложенный в ст. 255 ТК, вызывает определенные вопросы. Так, вполне понятна озабоченность законодателя по поводу того, что одно и то же физическое лицо будет возглавлять одновременно несколько юридических лиц: это может создать определенные трудности при контроле за указанными лицами и даже повлечь злоупотребление своим положением со стороны соответствующих руководителей, а также, например, создать условия для недобросовестной конкуренции. В то же время трудно понять, чем продиктован запрет на совместительство руководящей и "неруководящей" работы, скажем, деятельности в качестве инженера, врача, экономиста и т.д. В последнем случае, на наш взгляд, законодатель должен был предоставить нанимателю право вводить указанные ограничения, если он видит возможность злоупотребления со стороны руководителя, но не устанавливать общего запрета.
Завершая рассмотрение вопроса о возможности выполнения руководителем хозяйственного общества оплачиваемой работы по совместительству, отметим, что несоблюдение нормы ст. 255 ТК, несомненно, представляет собой нарушение трудового законодательства, которое может повлечь применение к соответствующему лицу мер дисциплинарного и административного характера. Однако, по нашему мнению, в такой ситуации не должна затрагиваться деятельность юридического лица в имущественном обороте. То есть даже в случае, если одно и то же физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в двух организациях, то до тех пор, пока такое физическое лицо не будет уволено из одной или из обеих организаций, сделки, совершенные таким руководителем от имени соответствующих юридических лиц, должны признаваться действительными и обязывать указанные юридические лица.
Анализируя особенности регламентации одних и тех же отношений трудовым законодательством и законодательством о хозяйственных обществах, следует отметить и такой аспект.
Статья 53 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) предусматривает возможность приостановления полномочий единоличного исполнительного органа. То есть указанная статья позволяет, не увольняя руководителя с должности, приостановить его полномочия и передать их иному лицу до образования нового единоличного исполнительного органа. Решение об этом согласно ст. 53 Закона и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.