На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87783


Наименование:


Курсовик ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СТУДЕНТОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……с.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СТУДЕНТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Мотивация вступления в брак как психологическая проблема…………………………………………………………………………..с.6
1.1.1. Теории выбора брачного партнера …………………………………с.6
1.1.2. Социально-психологическая характеристика мотивов вступления в брак………………………………………………………………………………с.10
1.2. Студенческая семья как особый тип брачных отношений……..с.15
1.3. Подходы к определению понятия «гендер»………………………с. 19
1.4. Гендерные особенности мотивации вступления в брак у студентов…………………………………………………………………………с.22
Выводы по главе ……………………………………………………........с.26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СТУДЕНТОВ
2.1. Организация исследования…………………………………………с.27
2.2. Исследование мотивов вступления в брак у девушек, проходящих обучение в высших учебных заведениях……………………………………….с.30
2.3. Исследование мотивов вступления в брак у парней очной формы обучения в высших учебных заведениях………………………………………с.37
2.4. Исследование гендерных особенностей мотивов вступления в брак у студентов………………………………………………………………………….с.43
Выводы по главе………………………………………………………….с.48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..с.50
Список использованных источников …………………...с.52
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………с.54


ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций в развитии института брака: падает рождаемость, увеличивается количество разводов, возрастает численность убежденных холостяков, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет количество семей без детей, увеличивается количество социальных сирот и беспризорников. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость научного поиска системы факторов, определяющих успешность существования семьи как одной из важнейших социальных общностей.
О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рождают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет.
Процесс образования пары - обычное явление в развитии взрослого человека. Каким образом люди выбирают брачного партнёра? Принимают ли они это наиважнейшее решение на основании одного лишь сходства между собой, или остановить свой выбор на определённом человеке их подталкивают более сложные эмоциональные и средовые факторы? Ряд теоретиков на протяжении многих лет пытались найти ответ на эти вопросы. Однако единственным содержательным обобщением их исканий может стать признание того, что выбор брачного партнёра - намного более сложный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.
Проблема выбора брачного партнера рассматривается в работах разных исследователей (Гребенников И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования 80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы выбора брачного партнера, опрашивая людей с различным семейным стажем, разного возраста, различных профессий, в том числе и студентов.
Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают зачастую необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.
Проведенные исследования убедительно показали, что семейное объединение является одной из существенных потребностей молодых людей, выступая важным фактором их личностного становления. Личностные усилия, направленные на выбор брачного партнера и создание семьи, - это уникальная возможность позитивной реализации собственной социально и биологически обусловленной сущности при вхождении в социум в новом качестве. [14]
Ежегодно в Республике Беларусь заключается примерно 70 - 80 тысяч браков. Люди всегда находятся в активном поиске партнеров, которые в дальнейшем станут их супругами. В то же время, проблема выбора брачного партнера, являясь психологически ключевой для формирования и развития отдельной личности и общества в целом, разработана явно недостаточно, что объясняет актуальность темы курсовой работы - исследование гендерных особенностей мотивации вступления в брак у студентов.
Цель исследования: изучить гендерные особенности мотивации вступления в брак у студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные сложившиеся в науке подходы к изучению мотивации вступления в брак.
2. Определить психологическую сущность и гендерные особенности мотивации вступления в брак у студентов.
3. Выявить и проанализировать гендерные особенности мотивации вступления в брак у студентов.
Объект исследования: мотивационная сфера личности студентов.
Предмет исследования: мотивация вступления в брак у студентов.
Гипотеза исследования: студенты вступают в брак по различным мотивам, преобладающим среди которых является любовь. Не существует значительных гендерных различий мотивов вступления в брак у представителей студенчества.
Методология исследования: теория социального обмена и теория семейных систем.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по изучаемой проблеме; общенаучный метод - анкетирование; диагностическая и оценочная методика - тестирование; методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Научная новизна и значимость полученных результатов состоит в том, что выявлена психологическая сущность мотивации вступления в брак у студентов; исследованы гендерные различия мотивации вступления в брак у студентов.
Практическая значимость полученных результатов определяется тем, что наличие обоснованных знаний о гендерных особенностях мотивации вступления в брак у студентов позволяет выявлять причины возникающих у молодежи психологических проблем, которые в последующем будут оказывать воздействие на качество реальной семейной жизни. Также данные результаты можно использовать при составлении лекций, просвещений, бесед, консультаций психологов с молодыми парами, вступающими в брак, а также неженатыми студентами по теме представлений и реальности семейной жизни, правильных и неправильных мотивах вступления в брак и их последствиях для профилактики и снижения числа разводов среди молодого населения.
Основные положения курсовой работы, выносимые на защиту:
1) В работах отечественных и зарубежных психологов отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, материальные соображения, случайность и пр.
2) По результатам проведенного исследования мы выяснили, что студенты вступают в брак по различным мотивам, преобладающим среди которых является любовь.
3) В настоящее время наметилась тенденция сближения гендерных ролей мужчин и женщин, то есть размывание прежних границ выбора брачных стратегий в гендерном аспекте. Наше исследование подтвердило, что не существует значительных гендерных различий мотивов вступления в брак у представителей студенчества.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованных источников, включающего 30 источников. Полный объем работы - 55 страниц. Объем, занимаемый приложениями (2), списком использованных источников, - 2 страницы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У СТУДЕНТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Мотивация вступления в брак как психологическая проблема

1.1.1. Теории выбора брачного партнера


В психологической теории одним из первых на психологические особенности выбора брачного партнера обратил внимание 3. Фрейд, предположивший, что, благодаря сложному бессознательному процессу, дети, вырастая, переносят на своего потенциального супруга любовь, которую испытывали к родителям противоположного пола. [3, с.13]
Среди зарубежных исследовательских позиций можно выделить теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теорию «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, инструментальную теорию подбора супругов Р. Сентерса, теорию «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговую теорию любви» А. Рейса. В отечественной психологии проблема выбора брачного партнера, являлась предметом научных исследований М.А. Абалакиной, А.Н. Волковой, Л.Я. Гозмана, В.И. Овчинниковой, Л.П. Панковой, Б.Д. Парыгина, В.И. Слепковой, В.А. Сысенко, О.А. Тырнова, Б.Ю. Шапиро.
Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система стадий, последовательно сужающих круг возможных избранников. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу, как супруги. [3, с.13]
Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Таким образом, в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).
Теория «дополняющих потребностей» Р. Уинча заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.[8]
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их. [2]
Согласно Д. Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях (физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и др.) Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак. [18, с.94]
В противоположность этому, Мак-Гоулдрик рассматривает процесс образования пары с позиции теории семейных систем. Такой подход делает акцент на том, что образование пары представляет собой развитие новой структуры, равно как и процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими - своими семьями и друзьями - и друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных перемен, так и формальных событий, таких как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары. Специалисты считают, что для оптимального выбора необходимо перебрать 60 000 вариантов. Здесь без помощи компьютера не обойтись. Опыт такого подбора уже есть во многих странах.
Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода» Б. Мурстейна получила наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важных компонентах:
1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);
2) брачный выбор включает в себя несколько последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) - ценность (сходство взглядов) - роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).
Первую стадию Б. Мурстейн назвал стимул. Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека.
Если между партнерами возникла аттракция, то пара переходит ко второй стадии - сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п.
Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию - ролевую. На третьей стадии - ролевой - партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр - место жительства - отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
В «круговой теории любви» А. Рейса рассматривается четыре стадии:
установление взаимосвязи (легкость общения, зависящая от социально-культурных факторов);
самораскрытие (возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим);
формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).
Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.
Немецкий ученый Р. Зидлер считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.
Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей. [21]
Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.


1.1.2. Социально-психологическая характеристика мотивов вступления в брак


«Закон полового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совершенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу [6, с.12].
Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутвердиться и самореализоваться.
Заключение брака побуждается системой мотивов, образовавших определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах - побудителях [17,с.152].
Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Мотивация вступления в брак у каждого своя. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.
С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.
Во-первых, пишет С.В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».
Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.
X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера. [2, с. 75-76]
Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга.[27, с.17]
Обозова А.Н выделяет общие критерии брачного выбора, которые разделяются на четыре группы:
1) Социально-экономические критерии: возраст, образование, социальное положение (профессия, должность), гражданское состояние, наличие детей, национальность, отношение к религии, материальное положение (квартира, имущество).
2) Физические критерии: особенности внешности, состояние здоровья. Особое внимание обращается на рост, вес, телосложение, цвет волос и глаз, отношение к курению и алкоголю.
3) Психологические критерии: особенности темперамента, характера, интересов, способов проведения досуга.
4) Семейные критерии: представление об образе жизни семьи, распределение ролей между супругами, отношение к семейной жизни.
Значимость данных групп критериев зависит от возраста, пола, образования и индивидуальности выбирающего. Для женщин более значимы психологические критерии, для мужчин - физические. Предполагается, что брачный выбор осуществляется по стадиям. На каждой стадии происходит сокращение круга возможных партнеров. Первая стадия регулируется социально-экономическими критериями. На второй стадии осуществляется физический и психологический выбор. Третья стадия предполагает включение семейных критериев.
Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: общность интересов, уязвленное самолюбие, ловушка неполноценности, интимная удача, взаимная легкодоступность, жалость, выгода, месть (“назло обидчику”), боязнь одиночества. [25, с.160] Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда есть шанс, что брак может оказаться успешным.
За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью - мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь [25, с.161].
Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой, наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина: путь человеческий - путь звездный.- СПб.: Респекс, 1994. - 357с.
2. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
3. Балова Д.Ю. Психологические особенности представлений студентов о брачном партнере: Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.01. / Карачаево-Черкесский государственный университет.- Сочи, 2009.- 27 с.
4. Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
5. Борисов В.А. Фактический брак // Социальная энциклопедия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 395.
6. Вейнингер О. Пол и характер.- М., 1990.- 715 с.
7. Воронцов, Д. В. Что такое гендер / Д.В. Воронцов // Гендерная психология / И.С. Клецина; под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20
8. Гаранина Е.Ю., Коноплева А.Н., Карабанова С.Ф. Семьеведение: Учеб.пособие.- М.: Флинта: МПСИ, 2009.- 384 с.
9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический.- СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.
10. Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России // Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г.- М.: ИСПИ РАН, 2002.- С. 372-376.
11. Здравомыслова, Е. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие / И. Жеребкина [и др.]; под ред. И. Жеребкиной.- Харьков - СПб, 2001.- с. 161.
12. Здравомыслова, Е. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования / Е. Здравомыслова, А. Темкина// Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Е. Здравомыслова [и др.]; под ред. Е. Здравомысловой. - СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2007.- с. 9-33.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- Спб.: Питер, 2003.- 512 с.
14. Китова Д.А., Балова Д.Ю. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон.науч. Журнал.- 2011.-№ 1. URL: >15. Ковалева О.Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2009. - № 7. - С. 10-12.
16. Кон, И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах / И.С. Кон. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www. sexology.narod.ru/publ037.html < publ037.html>.- Дата доступа: 3.12.2011г.
17. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений.- М.: Мысль, 1989.- 204с.
18. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы.- М.: Эксмо, 2004.- 960 с.
19. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии.- 1998.- №2.- С.3-9.
20. Проблемы супружеского благополучия/ Под общ.ред. М.С.Мацковского.- М.: Прогресс, 1988.- 138с.
21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
22. Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: Материалы междунар. научн. конф./ Мн.: УП «Гама-5», 2003.- 224 с.
23. Целуйко В.М. Психология современной семьи.- М.: «ВЛАДОС», 2004.- 288с.
24. Черняк Е.М. Добрачное поведение молодежи как фактор стабильности семьи [Электронный ресурс] // Демографические исследования: электрон.науч. журнал.- 2010.- №10. URL: >25. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 512 с.
26. Эзиешвили Э.Э Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе: Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.01. / Кубанский гос. ун-т.- Сочи, 2005.- 25 с.
27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.- Спб.: Речь, 2003.- 336 с.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.- СПб: «Питер», 2000.- 656 с.
29. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psy-cactus.uz. - Дата доступа: 3.12.2011г.
30. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.owl.ru/gender/010.htm. - Дата доступа: 3.12.2011г.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.