На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87816


Наименование:


Курсовик Роль интеллектуального капитала в инновационном развитии предприятий в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.5.2015. Сдан: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Интеллектуальный капитал 5
1.1 Структура интеллектуального капитала 5
1.2 Измерение интеллектуального капитала 11
1.3 Роль научно-технических инноваций в современном мире 19
1.4 Роль интеллектуального капитала в инновационном развитии предприятий в Республике Беларусь 21
Глава 2 Анализ интеллектуального капитала в национальной экономике 24
2.1 Анализ рынка наукоемкой продукции в Республике Беларусь 24
2.2 Беларусь в Инновационном индексе Блумберга 28
Глава 3 Развитие интеллектуального капитала в Республике Беларусь 31
3.1 Цели и задачи государственной политики в сфере интеллектуальной собственности 31
3.2 Меры по развитию интеллектуальной собственности в Республике
Беларусь 33
3.2.1 Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в Республике Беларусь 33
3.2.2 Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности Республики Беларусь 34
3.2.3 Развитие системы управления интеллектуальной собственностью Республики Беларусь 36
3.2.4 Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Республике Беларусь 38
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложение А. Рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития 44
Приложение Б. Приложение к стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы 45
ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирующейся экономики знаний в мире поступательно изменяются основы и структура мирового производства, возрастает составляющая высокотехнологичной продукции и нематериальных активов.
Как следствие этих процессов современное управление экономикой осуществляется с учетом торговых аспектов интеллектуальной собственности, патентно-правовых характеристик рынков и основывается на использовании инструментов охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.
Инновационный путь социально-экономического развития, включающий структурную модернизацию экономики, развитие высокотехнологичных производств, наращивание экспортного потенциала, является ключевым приоритетом Республики Беларусь на ближайшую перспективу.
На современном этапе национальная система интеллектуальной собственности является действенным механизмом социально-экономического развития государства. Она включает развитое законодательство и инфраструктуру, обеспечивающую реализацию государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности, решение широкого спектра задач в области охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.
Республика Беларусь активно участвует в международном сотрудничестве и в рамках выполнения своих обязательств, вытекающих из соответствующих международных соглашений, обеспечивает реализацию международных стандартов в сфере интеллектуальной собственности. Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы является продолжением работы по развитию национальной системы интеллектуальной собственности, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 287, 5/26199), другими программными документами, а также решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.
Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в сфере интеллектуальной собственности.
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

1.1 Структура интеллектуального капитала
Термин «интеллектуальный капитал» получил широкое распространение в начале 1990-х гг. и обозначал сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке. При этом под знанием понимались патенты, процессы управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт. На сегодняшний день существуют различные модели и теории интеллектуального капитала. По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику каждой отдельной компании. Вместе с тем, накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу ХХI века позволило определить общие подходы, выработать более или менее единую структуру интеллектуального капитала. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три основных составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский (потребительский) капитал. Каждая модель по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними.
Говоря о структуре интеллектуального капитала необходимо начать со схемы, предложенной Х. Сент-Онжом из канадского коммерческого банка и структуры интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia. Они разделяют интеллектуальный капитал на три части: человеческий, структурный и клиентский. Каждый из них - нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании. Надо заметить, что систематика Эдвинссона немного отличается от систематики Сент-Онжа. Эдвинссон рассматривает клиентский капитал как часть структурного капитала. Схема его классификации показана на рисунке 1.


Рисунок 1 - Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона*
*Источник: [2, с.47]
В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала не является собственностью компании. Структурный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), интеллектуальной собственности и других неосязаемых активов и ценностей, которые обеспечивают способность компании к обновлению и инновациям. Процессный капитал представляет собой инфраструктуру компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).

Рисунок 2 - Структура интеллектуального капитала предложенная Хьюбертом Сент-Онжом*
* Источник: [2, с.68]
Большинство исследователей интеллектуального капитала пользуются схемой Сент-Онжа и помещают клиентский капитал на тот же уровень, что и человеческий и структурный, на том основании, что клиенты (потребители), так же как и работники компании не являются ее собственностью.
В отчете экспертной группы РИКАРДИС (RICARDIS) для Европейской комиссии интеллектуальный капитал определен как комбинация человеческого (organization’s Human), организационного (Organizational) и капитала отношений (связи с клиентами) (Relational). Он включает собственное знание служащих, способности, опыт; деятельность НИОКР, организационные программы, процедуры, системы, базы данных и права интеллектуальной собственности (IP права), а также все ресурсы связанные со внешними отношениями фирмы; например, со своими клиентами, поставщиками, партнерами по НИОКР.



Рисунок 3 - Современная структура предприятия*
* Источник [1, с. 34]
Как мы ранее отмечали, существующие модели интеллектуального капитала в различных компаниях могут отличаться. Поэтому, сложившаяся структура интеллектуального капитала, состоящая из трех основных элементов, постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точно учесть нематериальные факторы роста стоимости.
Человеческий капитал
Человеческий капитал - это знания, творческий и интеллектуальный потенциал, личные качества, моральные ценности, умения и навыки, лидерство, культура труда, которые используются для получения дохода организацией либо индивидом. Причем это не простая совокупность знаний и качеств каждого конкретного сотрудника: в коллективной работе проявляется синергический эффект, многократно увеличивающий эффективность индивидуальных решений. Человеческий капитал принципиально не может являться собственностью организации, так как является неотъемлемой частью личностей сотрудников. Организация может лишь стремиться к извлечению максимально возможной выгоды из работы каждого сотрудника, пока он работает на нее. Для достижения этой цели крайне важны такие стороны управления, как эффективное лидерство, мотивация сотрудников, управление изменениями и так далее.
Нетворческий труд сотрудников компании не способен создавать или использовать интеллектуальный капитал. По этой причине носители интеллектуального капитала компании должны быть специально подобранными творческими, активными и подготовленными.
Креативность человеческого потенциала - это способность мыслить и нестандартно выдвигать неочевидные нестандартные неординарные, а порой и неадекватные решения. Только такой подход позволит найти идею - жемчужину среди песка.
Критерием оценки эффективности использования человеческого потенциала является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.
Количественные измерители творческого потенциала компании объективно отсутствует. Безусловно, каждая компания может иметь свой подход к оценке своего интеллектуального потенциала, но только рынок может объективно оценить количественно и качественно интеллектуальный потенциал компании, тем самым, превратив его в интеллектуальный капитал.
Организационный капитал
Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Для формирования организационной составляющей интеллектуального капитала все большее значение в современных организациях придается информационным технологиям (ИТ), которые в определенной мере формируют организационный капитал. Имеется множество отечественных примеров удачного применения современных информационных технологий в разнообразных бизнес-процессах. Среди этих примеров - и государственные структуры, и частные организации.
Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей организаций всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Потребительский капитал
Потребительский капитал организации - это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений». В этом смысле он включает в себя контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами. Так, деловая репутация организации, складывающаяся из ее этических норм и норм поведения, социальной ответственности, представляет собой рыночную категорию. Если организация пользуется доверием, она может продавать продукты по более высоким ценам, увеличивать объемы продаж, пользоваться высокой лояльностью клиентов и сотрудников, привлекать для трудоустройства лучших специалистов. Символом деловой репутации часто выступают товарные знаки и бренды. Маркетинговая стратегия - также часть потребительского капитала организации: выбор целевых рынков, создание отличительных преимуществ, стимулирование лояльности потребителей, базы данных о клиентах и их анализ, call-центры для потребителей.

1.2 Измерение интеллектуального капитала

Коэффициент Тобина
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в западной экономической литературе, а также в практике деятельности многих фирм Запада и Востока применяется коэффициент Тобина - отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов. Этот коэффициент носит название по фамилии американского экономиста Тобина, впервые исследовавшего данное соотношение. Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка. Однако наиболее достоверно эта цена проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.
Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Так, в 1995 г., когда компания IBM поглотила Lotus, заплатив за нее 3,5 млрд долл., материальные активы которой оценивались в 230 млн долл., коэффициент Тобина достиг 15,2. Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен. Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них - интеллектуальный капитал.
Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы - талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.
Если сохраняется возможность продажи активов компании по ценам, ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абузярова, Н. Вступление в ВТО: влияние на труд и занятость населения
// Человек и труд.- 2007.- N 1.- С.43-45.
2. Агапова, Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. 3-е изд. / Под.
общ редакцией д.э.н. профессора А. В. Сидоровича. - М.: Издательство
«Дело и Сервис», 2000 . - С. 46-63; 67-87
3. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников -
Минск, 2008. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
>4. Андрос, И.А. Основные тенденции в сфере занятости населения
Беларуси: социально-демографический анализ // Социальные и
социокультурные процессы в современной Беларуси: Социологический
анализ: Сборник научных трудов. Вып. 6/ Национальная академия наук,
Институт социологии.- Минск: Экоперспектива, 2005.- С.14-21.
5. Баранов, А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения
населения// Вопросы экономики, 2008, №7, с.111-120.
6. Безработица в Беларуси снизилась[Электронный ресурс]//Режим
доступа country/37643.
7. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. - 1994. Гл. 15; Гл. 16
8. Боровик, Л.С. Занятость населения: проблемы и пути их решения //
Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического
института Министерства экономики Республики Беларусь.- 2006.- N 6.-
С.22-32.
9. Бродский, Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. -
Издательский дом ГУ ВШЭ. М., 2005.
10. Бункина, М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. - 4-е изд.
перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. - С. 122-138;
372-382.
11. Ванкевич, Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности
формирования и развития, Витебск, 2008.
12. Власова, В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка-М.,2008. -139
с.
13. Гайдук, К., Чубрик А., Парчевская С., Валевский М. Рынок труда в
Беларуси: общий обзор // Эковест.- 2006.- N 1.- С. 44-93
14. Дорнбуш, Р. и др. Экономика / Р. Дорнбуш, С Фишер, Р Шмалензи - М.:
МГУ: Инфра-М, 1997. - 576 с.
15. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник - 3-е изд., испр. - М.:
Дело, 2004. - С. 101-152
16. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
Н. Макашевой: Учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2000 - Гл. 32 (С. 554-566);
Гл. 33 (С. 567-586); Гл. 34 (С 586-602).
17. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. М,
1978 . - 175 с.
18. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. - СПб.: Питер,
2000. - Гл. 25 (С. 345-360); Гл. 27 (С. 376-394); Гл. 30 (С. 421-437); Гл. 32
(С. 454 -464)
19. Никифорова, А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2007. 328
с.
20. О Государственной программе содействия занятости населения
Республики Беларусь на 2009-2010 годы. Министерство труда и
социальной защиты[Электронный ресурс]// Режим доступа:
// ru/min_progs/prog5.
21. Сакс, Дж, Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с
англ. М.: Дело, 1996. - 848 с.
22. Статистический ежегодник: Республика Беларусь, 2010. -Мн., 2010
23. Фридмен, М. Количественная теория денег // Петти В., Смит А., Риккардо
Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. -
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 787-890__




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.